"Использование элементов музейной педагогики в обучении учащихся начальных классов"

Автор: Чистякова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 21
Населённый пункт: город Шарья, Костромской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование элементов музейной педагогики в обучении учащихся начальных классов"
Дата публикации: 07.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование элементов музейной педагогики

в обучении учащихся начальных классов
статья преподавателя Чистяковой С.В. Современная педагогика требует от педагога новых подходов к обучению и воспитанию детей, требует создания таких условий на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы ребенок сам учился добывать информацию и знания, чтобы он был не только пассивным слушателем, но больше принимал активное участия в процессе обучения. Эти требования предусматриваю и современные ФГОС. Музейная педагогика это то направление, которое поможет в реализации поставленных новым стандартом образования целям и задачам обучения учащихся начальных классов. В данной статье представлен опыт использования элементов музейной педагогики при организации учебного и внеучебного процессов обучения учащихся. Опытной площадкой является 2 «г» класс МБОУ СОШ № 21 г. Шарьи.
Музейная педагогика в школе
— одно из новых инновационных явлений современного образования детей и подростков. Включение культуры и искусства в школьный образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности подрастающего человека быть активным субъектом происходящих культурно-исторических процессов своего поколения, своего времени. Моя тема, это как раз тот случай, когда опыт прошлого и современные педагогические технологии интегрируются и приносят пользу в образовательно-воспитательном процессе. Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии. Согласно определению,
музейная

педагогика
– есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. То есть музейная педагогика способна: - оганизовать нетрадиционный подход к образованию;
- организовывать исследовательскую работу учащихся; - способствовать формированию интереса на уроках и во внеклассной работе; - объяснить сложное на простых примерах; - помочь в самореализации ребёнка; - показать значимость и практический смысл изучаемого материала. Диапазоном опыта является единая система «урок - внеклассная работа», мною были выбраны следующие формы использования музейной педагогики:  внеурочные занятия и экскурсии;  специально организованные уроки в музее (знакомство с предметами, формирование навыков музейных коммуникаций);  работа с музейными предметами на уроке (манипулирование предметами). Такие формы работы повышают уровень образовательного процесса. У детей формируются яркие, чёткие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, ребенок сам учился добывать информацию и знания, он не только пассивным слушателем, он активный участник процесса обучения. Введение в школу дополнительного послеурочного образования сделало возможным на организационным уровне решить задачу интеграции образовательных задач школы и музея. Сначала была организована работа с городским краеведческим музеем через разработку совместной программы «Богат и прекрасен мир леса», состоящей из серии интерактивных занятий. В ходе занятий проводились небольшие по времени и количеству экспонатов экскурсии, демонстрировались видеофильмы, организовывались игры. На первом из занятий учащиеся разделились на команды, придумали название, выбрали командиров. В ходе занятий команды набирали баллы за ответы на вопросы. В конце каждого занятия учащиеся создавали коллаж по изученному материалу, выполняли рисунки животных, птиц, природы в разное время года.
Используя музейную педагогику во внеурочной деятельности, я поняла, что она может оказать неоценимую помощь и в процессе обучения. Был использован такой вид занятий как
музейный урок.
Он является одной из перспективных форм работы с учащимися и организуется с целью приобретения знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке. Так, например, был организован урок в школьном музее «Уроки в старой школе». Мы неожиданно окунулись в совершенно новую, загадочную и необычную атмосферу старинного класса. Учащиеся познакомились с предметами, которыми пользовались при письме (стальное перо и ручка, чернильница, чернильный порошок, бутылочки для приготовления чернил, прес-папье, промокашка и т.д.) посидели за старой школьной партой. Далее был организован урок «чистописания» с использованием перьевых ручек и чернил, который вызвал неподдельный интерес, благодаря чему ребята стали работать намного активнее. Урок прошёл в хорошем темпе, интересно и созидательно. Я поняла, что приобретая личный опыт общения с предметом, дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях. Урок окружающего мира по теме «Старинная женская работа» прошёл в краеведческом музее, где учащиеся не только рассмотрели предметы быта связанные с женским трудом, но и подержали ухват, попробовали молоть муку с помощью жерновов, размягчали тканые вещи при помощи рубеля и валька, опробовали механизм мялки для снятия со стебля кострики, Содержание таких бесед помогает ребенку создать в своем воображении
максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами: - что такое предмет, его свойства; - какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета; - чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком. Кроме этого в музее был проведён урок рисования по теме «Костюм русской красавицы». Рассмотрели старинные женские костюмы, представленные в экспозиции краеведческого музея, и приступили к рисованию. Учащиеся были внимательны к деталям, старались передать все элементы костюма, заинтересованы, активны, на таких уроках дети эмоционально обогащаются, переживают минуты озарения и открытий. Основной целью использования музейных предметов на уроках является соединение словесного образа с предметным. На уроке рисования «Украшение силуэтов греческих сосудов» удивление и интерес вызвали старинные кринки, миски сделанные из глины. Ученики могли их рассмотреть, подержать в руках, поделиться впечатлениями. Всё это повышает качество знаний учащихся, развивает творческую фантазию школьников, обогащает их речь, повышает эрудицию и познание, воспитывает эстетический вкус. К особенностям уроков с использованием музейной педагогики относится также самостоятельная исследовательская работа учеников. Самостоятельная работа по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка,
презентация проделанной работы формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, Для меня это новый и интересный опыт работы с учащимися, который даёт возможность по-новому взглянуть на современный процесс обучения и воспитания. Достигнув положительных результатов в работе, планирую продолжить работу в данном направлении и разработать внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне «Треугольное письмо», а так же начали работу над проектом «Словарик старинных слов» Собирая его, дети, вместе с родителями, проводят исследовательскую работу: они выбрали понравившийся экспонат в школьном музее; нарисуют его (или подберут картинку этого предмета); они должны узнать его толкование и назначение, придумать небольшой текст с использованием этого слова. Умелое применение элементов музейной педагогики на уроках и внеурочной деятельности интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет побуждать к активной учебной деятельности, воздействовать на её мотивационно - потребностную сферу. Эти формы обучения увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, дают стабильные положительные результаты.
Использованная литература:
1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999. 2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001. 3. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика / А.Н.Морозова, О.В.Мельникова. – М.: 2006. – 414 с.