"Как помочь ребенку, имеющему трудности в обучении письму"

Автор: Очнева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Жердевская СОШ"
Населённый пункт: город Жердевка, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как помочь ребенку, имеющему трудности в обучении письму"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Статья «Как помочь ребенку, имеющему трудности в обучении письму»
Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается год от года. По самым общим подсчетам, таких школьников на сегодня около 25 процентов. Причем трудности обучения, которые испытывали дети с самого начала, сохраняются у них и по окончании школы. Не всегда возраст ребенка определяет его главную проблему, поэтому второй критерий при выделении групп – жалобы и трудности, связанные с изучением предмета. Можно выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:  несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв;  нечитаемый почерк;  незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;  несоответствие между знаниями правил и безграмотным письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;  неумение составлять связные, логичные тексты;  нелюбовь или даже ненависть к чтению;  плохие оценки на почве негативного психологического фона на уроках русского языка;  негативное отношение к предмету. Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Прежде всего, надо понять, из каких составляющих складывается грамотность, и разобраться с каждым звеном в отдельности. Вспомним слова основоположника отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия: «...акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга». Все отделы мозга известный нейропсихолог условно разделил на три блока. Если недостаточно развит
первый блок
, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция). Недостаточность
второго блока
приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие. При недостаточном развитии
третьего блока
– программирования и контроля – ученик не соблюдает любые правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, это
правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое. Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но когда это произойдет, ребенок упустит уже очень многое из школьного материала. И как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во- первых, если ребенок живет за городом в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, если он занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или даже прогрессируют. Что предпримет наблюдательный учитель, желая научить грамотности своего труднообучаемого ученика? Сделает ему выговор по поводу «глупых ошибок» и отвратительного почерка? Нарисует ему страшную картину будущего всех безграмотных людей? Посоветует родителям нанять репетитора? Засадит за дополнительные занятия? Ни один из вышеперечисленных методов не поможет, к тому же нанесет ребенку моральную травму: к трудностям овладения родным языком прибавится еще и страх, ненависть к предмету. Тут уж будет и вовсе не до учебы! К тому же вид исчерканных красной ручкой тетрадей вызовет у ребенка нежелание сначала выполнять домашние задания (и действительно, какой смысл: сделал – двойка и не сделал – тот же результат), а затем и посещать уроки, на которых он предстает в невыгодном свете. Конечно, надо строго дифференцировать: бывают дети, которым трудно дается предмет из-за особенностей их развития, а бывают лентяи. Как определить, к какой группе отнести неуспевающего ученика? По характеру ошибок. Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь вашего ученика сигнализирует: «Нужна срочная нейропсихологическая помощь»:  Отсутствие пропусков между словами и предложениями;  Несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;  Зеркальное письмо: буквы э, з, б, в и другие повернуты в другую сторону;  Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»);  Замена букв: б–д («колодок»), ж–х (мужомор), и–у (клумат), т–п (пигр);  Ошибки в ударных слогах («учетель» вместо «учитель»);  Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);  Забывание редко встречающихся букв (ъ, э);
 Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному). Как помочь ребенку преодолеть подобные проявления в письме, знают нейропсихологи. Что же может сделать учитель?  Обратите внимание родителей на характер ошибок в тетради ученика, чтобы они обратились к специалистам для своевременной и эффективной помощи ребенку.  Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите ребенка за то, что хорошо получается.  Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, веселых наклеек на тетрадях; положительные эмоции – важный стимул для питания функций.  Попробуйте оценивать вашего ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.  Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или в дневнике шариковыми ручками с толстым нажимом.  Посоветуйте родителям создать ребенку благоприятные условия для развития: каждое утро растирать ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, ежеутренне принимать контрастный душ, правильно питаться (полезная пища для ума – бананы, орехи, мед, лимоны). Предлагаем вам некоторые упражнения из своей практики коррекции, которые можно использовать в классе. Эти упражнения – прекрасное подспорье, если вы занимаетесь репетиторством: 1. Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а черточками: каждая буква – черточка. 2. Ребенок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» – «— — — — — ый». Если ребенок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребенок – слово, начинающееся на о. 3. В случае если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен! 4. Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» – корова с глазами в виде букв о, «интеллигент» – рожица, у которой в каждом глазу по букве л. 5. После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то веселое из истории предмета. Если вы видите, что у одного из ребят «потухли глаза» или он начал отвлекаться на постороннее, предложите ему стереть с доски или сбегать за мелом. Пусть отвлечется, чтобы дать отдохнуть мозгу.
6. Чтобы отработать правила, вместе с ребятами придумывайте забавные рассказы, такие как мини-сказка про ПРЕ и ПРИ (Таня Егорова, 11 лет): «Жила-была ПРИдумка. Она любили ПРИдумывать всякие наряды. Как-то раз ПРИдумала она себе платье. ПРИмерила – неПРИятно. ПРИсела. ПРИзадумалась, решила ПРИшить к платью кружева. ПРИшила и ПРИшла показать ПРЕ. «ПРЕлестно, ПРЕвосходно!» – ответила ПРЕ. ПРИдумка ПРИпрыгнула, ПРИхлопнула, ПРИтопнула, ПРИльнула к ПРЕ и сказала, что в следующий раз ПРИдумает что-нибудь специально для ПРЕкрасной ПРЕ. «ПРЕмного благодарна, – ответила ПРЕ». И тогда часть занятий для ребят превратится в игру. Из их жизни, хотя бы в вашем предмете, исчезнет насильственная ежедневная зубрежка. Приведенные в этой статье рекомендации обязательно помогут, если вы будете последовательно и регулярно им следовать, вставляя в малых дозах в обязательную программу. А достижения подкрепляйте словами:  «Неужели ты это сам придумал?!»  «Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!»  «Приятно посмотреть на твою работу!»  «Видишь, какие у тебя замечательные способности!»  «Посмотри, ты же сам справился!»  «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!» Литература 1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. М.: Изд-во Министерство общего и среднего образования РФ, 1998. С. 8. 2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003. 896 с. 3. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Луриевская концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии и дислексии. Международный институт чтения. Вып. 2. М.: ИНЛОКК, Материалы 7-й Международной конференции по психологии, педагогике и социологии чтения. Ч. 1. 2004. 4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1969. 504 с. 5.Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М.: Эксмо, 2009