"Детское музицирование – это игра?"

Автор: Пархомчук Елена Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Детское музицирование – это игра?"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Родительское собрание по теме:

«Детское музицирование – это игра?»
(3-7 лет)
Цель:
заинтересовать родителей проблемой, с какого возраста нужны детям озвученные игрушки и детские музыкальные инструменты.
Задачи:
дать родителям знания о значении музыкальной игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе музы - кальных игрушек (детских музыкальных инструментов); приобщить к игре на детских музыкальных инструментах ребенка в усло - виях семьи.
Форма проведения:
Ток-шоу.
Участники:
дети, родители, музыкальный руководитель, психолог, старший воспитатель, воспитатель по театрализованной деятельности.
План проведения:
1. Вступительная часть. 2. Дискуссия. 3. Заключительная часть. Принятие решения.
Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап.
1. Анкетирование родителей. Вопросы анкеты: В какие игры играет Ваш ребенок? Играете ли Вы вместе со своими детьми? Если «да», в какие игры? Любите ли Вы музыку? Есть ли у Вас дома музыкальные инструменты? Если есть, какие? Владеет ли кто-либо из членов семьи музыкальными инструментами? Каки - ми? Как часто звучит музыка в вашем доме? Как Вы считаете, нужны ли ребенку детские музыкальные инструменты для игры? 2. Консультация для родителей «Детский шумовой оркестр из бросового и подруч - ного материала» (Папка-передвижка с образцами музыкальных инструментов из бросового материала «Музыкальные игрушки-самоделки»); 3. Домашнее задание: изготовить шумовые музыкальные инструменты из бросово - го материала.
II. Организационный этап.
1. Оформление выставки: - альбомы и картинки с изображением различных музыкальных инструментов (кла - вишные, струнные, духовые, народные);
- детские музыкальные инструменты: барабан, треугольник, колокольчик, бубен, погремушка, тарелки, трещотки, колотушки, деревянные ложки, аккордеон, баян, цитры, ЭМИ, детский синтезатор; - детский шумовой оркестр К. Орфа; - фотовыставка «Веселый оркестр».
1. Вступительная часть.
Встреча строится по типу телевизионных аналогичных программ, в ней прини - мают участие музыкальный руководитель, психолог, старший воспитатель, воспи - татель по театрализованной деятельности, родители и дети. Присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуации, высказать мнение специа - листов и сделать собственный вывод.
Старший воспитатель.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в детстве? (Предлагает перечислить игры) Почему дети, по вашему мнению, любят озвученные игрушки и детские му - зыкальные инструменты? (Ответы) Из 120 опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач, и др. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «куклы», «война» и др. подвижные, на - стольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценива - ют роль игры в развитии их ребенка. Но большинство родителей отметили, что дети очень любят играть с музыкаль - ными игрушками (барабан, бубен, пианино, электронные музыкальные инструмен - ты и др.).
2. Дискуссия.

Рассказы родителей.

Отец
. Моя дочка постоянно садится за стол и изображает, стуча пальчиками по сто - лу, игру на фортепиано. При этом что-то напевает. Иногда предлагает и нам с ней спеть. А иногда стучит ложками, создавая такой шум, который мне мешает смот - реть телевизор. Разве это помогает ее развитию?
Психолог.
Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. А для ребенка это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком, музыкантом… Сюжетно- ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределе - ние ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
Вопрос:
В чем, по вашему мнению, заключается роль игры на музыкальных инструментах или их заменителей (ложки, кастрюльки и их крышки, кубики и др.) в развитии ребенка? Предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.

Музыкальный руководитель.
Среди педагогов по сей день ведутся споры о том, какой вид детской деятельности появился раньше – игровая деятельность или поис - ковая. Я считаю, что дети в постоянном поиске, творческом процессе. Им интерес - но, откуда появляются звуки? Почему предметы или музыкальные инструменты звучат по-разному? Как извлекается звук? И этот поиск отражается в игре. Ребенку нравится самому создавать свою «музыку». Порой бывает, что самая красивая иг - рушка не вызывает у ребенка интереса, ему хочется постучать по кастрюле или ку - биками…
Старший воспитатель.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается во - ображение. Вспомните, во что играет ребенок? Какие для этого использует предме - ты? Например, из цветка ромашки может «приготовить» кукле яичницу, палочкой сделать укол, тарелку использует вместо руля, а кастрюлю – как барабан.
Мама
. Мой сын тоже любит часто чем-нибудь шуметь. А меня это раздражает. Поэтому я перестала покупать ему музыкальные игрушки.
Музыкальный руководитель.
А вы играете сами на этих музыкальных инстру - ментах? (Ответ) Часто в силу своей занятости, родители не играют вместе с детьми. Купили иг - рушку ребенку, дали в руки, и дальше ребенок действует сам. Дорогие родители, уделите своему ребенку немного времени. Включитесь с ним в игру. Покажите, как извлекается звук. Простучите на барабане несложный ритмический рисунок и по - просите ребенка повторить. Для домашнего музицирования необходимы музыкаль - ные игрушки и инструменты. Немаловажным фактором успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. (Музыкальный руко- водитель предлагает родителям памятки-рекомендации «Правила игры на дет - ских музыкальных инструментах» - барабан, треугольник, колокольчик, бубен, ма - ракас, румба, погремушка, тарелки, металлофон или ксилофон).
Дети загадывают родителям загадки о музыкальных инструментах.
1 ребенок. Внутри пустой, А голос густой. Сам молчит, А бьют – ворчит. (Барабан) 2 ребенок. У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть – не рубашка. Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается. (Гармошка) 3 ребенок. Он под шапочкой сидит, Не тревожь его – молчит. Стоит только в руки взять И немного раскачать,
Слышен будет перезвон: Динь-дон-дон, Динь-дон-дон. (Колокольчик) 4 ребенок. Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет… (Скрипка) 5 ребенок. У этого инструмента Есть струны и педаль. Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль) 6 ребенок. Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон) 7 ребенок. Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на… (Дудке) (Родители отгадывают загадки)
Старший воспитатель.
Конечно, можно купить в магазине разные музыкальные игрушки, но часть из них можно изготовить с ребенком дома. Так малыш заодно приобретет навыки ручного труда. (Предлагает родителям памятки-рекомендации «Музыкальные инструменты своими руками») Затем обращает внимание роди - телей на фотовыставку «Веселый оркестр».
Мама
. Я считаю, что наши дети очень загружены в детском саду. И поэтому стара - юсь больше времени проводить с ребенком на свежем воздухе.
Музыкальный руководитель.
Ученые утверждают, что дети – прирожденные ху - дожники. Они увлечено рисуют, отражая свое восприятие мира в этих рисунках. Расширению представлений ребенка об окружающем, развитию наблюдательности, фантазии способствует совместное творчество с использованием детских музы - кальных инструментов. Наблюдайте на прогулке за происходящим вокруг, проговаривайте с малышом увиденные явления. Дома подбирайте звучания, передающие эти явления природы. Привлекайте внимание ребенка к тембру того или иного музыкального инструмен - та, вместе определяйте, на что похожи эти звуки, попутно знакомя малыша с раз - личными приемами игры на музыкальных инструментах. Когда ребенок освоится и получит достаточный опыт, можно составить не - большой рассказ о том, что, вы вместе наблюдали. «Нарисовать» картинку звуками того или иного времени года.
(Музыкальный руководитель раздает родителям и детям музыкальные инструмен - ты. Помогает подобрать музыкальный инструмент, озвучивающий тот или иной фрагмент рассказа)
Осень
. Подул холодный ветер и нагнал большие темные тучи. (Маракас и погремушки) Деревья стали желтеть и постепенно роняли листочки на землю. (Отдельные уда- ры на металлофоне – сверху вниз) Дождь шел все чаще, целыми днями только и слышно: кап да кап. (Треугольник) Иногда выглянет солнышко, посмотрит с высоты на землю. (Глиссандо на металло- фоне снизу вверх) Потом вздохнет и опять спрячется. (Глиссандо на металлофоне – сверху вниз) Не дает ему ветер погулять, землю обогреть. (Маракас и погремушки) Наступила осень. (Треугольник)
Воспитатель по театрализованной деятельности.
Таким образом, можно озвучи - вать и стихи, и сказки. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкально - го творчества. На домашнем празднике можно удивить маленьких гостей и вовлечь их в совместное исполнение.
Сказка «Курочка ряба»
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом), да не простое (удар деревянными ложками) , а золотое (удар по пластинке металлофо - на). Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре). Баба била, била – не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком реги - стре через октаву). Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) – яичко упало и разби - лось (Глиссандо на металлофоне снизу вверх)! Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику): «Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые уда - ры по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке ме - таллофона), а простое (удар деревянными ложками)».
Музыкальный руководитель.
Музыка дарит и родителям и детям радость сов - местного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашими малыша - ми в удивительный мир гармонии звуков. (Предлагает всем исполнить в оркестре русскую народную мелодию «Ах вы сени, мои сени!»)
3.

Заключительная часть.

Старший воспитатель.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воз - действие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совер - шенствуется мышление, развивается речь, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрос - лый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит и от врожденных задатков, от об - раза жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры. Конечно, заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение кра - сотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальный руководитель.
Музыкальное воспитание в домашних условиях происходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, люби - мым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении. А для это - го необходимы совместные походы на детские спектакли, концерты. Они обогатят впечатлениями малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования. Бывая на природе, прислушивайтесь с ребенком к песенке ручейка, шуму лист- вы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.
Варианты решения родительского собрания.
1. Постепенно с взрослением детей приобретать соответственно возрасту детские музыкальные инструменты. 2. Поддерживать семейные музыкальные традиции, включая совместное с детьми домашнее музицирование. 3. Продолжать искать новые решения и способы для изготовления детских музы - кальных инструментов из бросового и подручного материала. 4. Принимать активное участие в оркестре вместе с детьми на праздничных утрен - никах и развлечениях. Использованная литература: Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. М.: АЙРИС-пресс, 2008; Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004. Конкевич С.В. Путешествие в удивительный мир музыки. Советы родителям. При - ложение к журналу «Дошкольная педагогика». С.-Петербург: «ДЕТСТВО-пресс».