"Правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно"

Автор: Хабибова Алсу Ильясовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДОД ДЮЦ "Виктория"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Виктория» Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Методическая разработка открытого занятия по общению «Правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно» (для детей среднего школьного возраста, продолжительность занятия 45 минут) Салахова Алсу Ильясовна Педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ «Виктория» Адрес: Республика Башкортостан 450028, г. Уфа, Калининского района Ул. Майская, д.7а, кв.2 Тел(дом) 267-51-84 Тел(раб) 267-23-32 Уфа 2015

Объяснительная записка
В данной методической разработке представлен опыт работы по организации учебного занятия в объединении «Облик» в условиях учреждения дополнительного образования детей. Урок «Правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно» проводится в рамках реализации образовательной программы «Наедине со всеми или психология общения», рассчитан на детей среднего школьного возраста, 1 года обучения. возраст 10-12 лет, продолжительность занятия 45 минут
Цель
: знакомство детей с правилами поведения в конфликтной ситуации и их разрешение.
Задачи:
Образовательные: - способствовать рефлексии собственных личностных качеств; - дать элементарные знания о конфликте; Развивающие: - развивать мышление; - развивать умение конструктивно мыслить, делать выводы; Воспитательные: - обучить моделям поведения в конфликтных ситуациях. - способствовать приобретению навыков групповой работы Занятие построено с учетом современных технологий обучения, сочетания закрепления, опроса, разнообразной самостоятельной работы, обеспечивающих повышение уровня интереса ребенка к занятию, его обученности и воспитанности. В работе активно используются такие приемы сотрудничества, при которых обучающиеся чувствовали себя самостоятельной и свободно действующей личностью. Используемые технологии: -игровые технологии; -групповые технологии; -проблемные ситуации; -моделирование.

Необходимое оборуд
ование: - наборы карточек с конфликтными ситуациями; План урока: 1. Организационная часть Приветствие. Моделирование настроения. Постановка проблемы. Актуализация темы занятия. 2. Основная часть 1. Обобщение знаний об общении. 2. Моделирование «Почему люди ссорятся» работа в микрогруппах. 3. Физкультминутка. Игра «Разожми кулак». 4. Тематический тренинг. 3. Заключительная часть. 1. Беседа о разрешении конфликтов. 2. Формулировка тезисов и запись их в тетрадях 3. Подведение итогов. Рефлексия. Требования к компетенции учающихся Дети должны знать: - определение и значение общения в жизни человека: - правила поведения в конфликтных ситуациях; Дети должны уметь: - конструктивно мыслить и делать выводы; - моделировать правильное поведение в конфликтной ситуации; - Дети должны иметь навык: - групповой работы; - рефлексии собственных личностных качеств;
Рекомендуемая литература Для педагогов 1. Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома», - М., 1993 г. 2. А.И. Красилы «Энциклопедия практического самопознания»М.2000 г. 3. Е.Н. Корнева «Детские капризы», М., 2002 г. 4. М.И. Станкин «Психология общения», М., 1996 г. 5. И.В. Гребенников «Этика и психология семейной жизни», М.1999 г. Для обучающихся 1. Ди Снайдер «Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни», М., 1998 г. 2. М.А. Панфилова «Лесная школа» Коррекционные сказки и настольные игра для школьников, М., 2002 г. 3. Р.С. Немов «Психология», Пособие для учащихся школ, М., 2002 г.

I. Вводная часть
Приветствие. Постановка проблемы. Дети вместе с педагогом собираются вокруг стенда со смайликами. Педагог: Здравствуйте, ребята, у меня сегодня отличное настроение, а какое настроение у вас? Предлагаю вам подойти к стенду и на смайликах фломастером нарисовать свое настроение. Спасибо. Я поняла, что настроение у всех разное, но надеюсь, к концу занятия оно изменится в лучшую сторону. Актуализация темы занятия: Есть такое высказывание «Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены». Сегодня тема нашего занятия посвящено конфликтам в общении, которые помогут нам разрушать эти стены.
II. Основная часть.
1. Обобщение знаний об общении. Сообщение нового материала Педагог: Для начала вместе вспомним, что такое общение и для чего оно нам нужно? Дети высказывают своё мнение. Педагог: Выслушав ваши высказывания можно сделать заключение, что общение это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями (информацией). Можно еще добавить, что в общении происходит открытие друг другом самих себя. «Я тебе – своё «Я» открываю, а ты мне – своё «Я». Общение требуется каждому человеку, чтобы не чувствовать себя одиноким. И раз общение играет в жизни человека важную роль ему необходимо учиться, чтобы оно приносило пользу и радость. Но в жизни общение довольно часто доставляет нам не только радость, а так же и неприятности. Задумайтесь, почему это происходит? Почему люди в общении с друзьями, близкими, которые нам очень дороги ссорятся? 2. Моделирование «Почему люди ссорятся?» (Самостоятельная работа в микрогруппах) Дети: высказывают своё мнение Педагог: Ваши высказывания можно сформулировать так: - люди не понимают друг друга;
- не владеют своими эмоциями; - не принимают чужого мнения; - не считаются с интересами и правами других; - не умеют слушать других; - пытаются быть главными (лидерами); - хотят специально обидеть друг друга; Вот, видите, сколько причин бывает для ссор, теперь вы понимаете, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает контролировать своё состояние. Вы согласны со мной. Устали? Тогда прошу всех встать и подойти ко мне. 3. Физкультминутка. Игра «Разожми кулак» Педагог: Сейчас мы с вами проведем необычное игровое упражнение - «Разожми кулак». Для этого разделимся на пары. Один участник сжимает руку в кулак, задача второго участника разжать его, не причиняя боли, используя разные психологические способы, У кого получилось, они меняются ролями. Дети: выполняют задание Педагог: Теперь обсудим задание, нам кажется, проще было бы использовать, конечно же, силовой метод и причинить боль, но мы с вами постарались научиться использовать другие способы - это хитрость, просьба, уговоры. Так же и в конфликте, можно и нужно использовать психологические методы. 4. Тематический тренинг Педагог: Настал самый серьезный и важный момент нашего занятия - научиться способам выхода из конфликтных ситуаций, то есть конструктивно их разрешать. У каждого из вас на столе лежат карточки с предлагаемыми заданиями. Вы должны внимательно обдумать данную конфликтную ситуацию, попытаться найти пути его решения в течение 3 минут.
Предлагаемые задания конфликтных ситуаций:
«Тебя публично (т.е. при всех) обвинили в том, чего ты не делал» «Мама, придя с работы, начинает тебя отчитывать за беспорядок в квартире» «Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку»
«Одноклассник, не разобравшись в ситуации начинает тебя оскорблять» «На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль» «Одноклассник взял ваш магнитофон без разрешения» Дети: обсуждают, общаются друг с другом, ищут ответы к заданию.
III. Заключительная часть.
1. Беседа о разрешении конфликта Педагог: Мы с вами выслушали ответы каждого, поделились своими рассуждениями, практическими доказательствами собственных конфликтных ситуаций и пришли к выводу, что любой конфликт в нашей жизни можно решить мирным путем. Как же вести себя, чтобы разговор не перешел в конфликт? Вместе приведем некоторые варианты ответов и их запишем. 2. Формулировка тезисов и запись их в тетрадь
:
- выслушать спокойно все претензии партнера; - на агрессивность партнера не реагировать, сдерживать свои эмоции и постараться переключить разговор на другую тему. - можно сказать, что-то доброе, неожиданное, приятное; - попытаться заставить партнера говорить корректно (называть только факты) и без отрицательных эмоций; - всегда держать уверенную и ровную позицию, не переходить на критику и оскорбления; - извиниться, если в чем-то действительно не прав; (Педагог помогает сформулировать тезисы и поддерживает правильные ответы детей. Тезисы дети записывают в тетрадь.) 3. Подведение итогов. Рефлексия. Педагог: Что вы узнали сегодня на занятии? - Как вы думаете, помогут ли вам эти знания достойно выходить из конфликтных ситуаций? - Как вы считаете, сможете ли вы помочь другу или подруге достойно выйти из конфликтной ситуации? - Что для вас было самым интересным и самым трудным на занятии? - Чьи примеры разрешения конфликтных ситуаций вам наиболее запомнились?
Дети: отвечают на заданные вопросы. Педагог: А теперь возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук, улыбнемся соседу справа, соседу слева, скажем вместе добрые слова «Жизнь прекрасна!». Изменилось ли ваше настроение? У кого улучшилось настроение подойдите к доске и на смайликах измените свое настроение. Спасибо.