"Вопросы общей химии"

Автор: Петрова Ирина Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №61
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Учебная программа элективного курса по химии в 10 классе
Тема: "Вопросы общей химии"
Дата публикации: 14.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

э л е к т и в н о г о к у р с а по химии

для 10 классов:

«Вопросы общей химии»

на 2015-2016 учебный год



Составила:

Петрова Ирина Викторовна

учитель химии первой

квалификационной категории

МБОУ СОШ №61 г.Брянска.





2015год


Пояснительная записка
Элективный курс по химии
«Вопросы общей химии»
в 10 классе направлен на развитие содержания курса «Общая химия», формирование у учащихся познавательных интересов, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию. Особенность данного элективного курса заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии, что позволит учащимся на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии и может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по химии, начиная с 10 класса. Количество часов в неделю –
1
Количество часов с учетом учебных календарных дней -
33

Литература
Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. -М.: «Просвещение», 2008г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. -М.: «Просвещение», 2008г. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. -М.: «Просвещение», 2008г. А.М.Радецкий. Химия. Дидактический материал. 10-11 кл. – М.: «Просвещение», 2011 г. М.А.Рябов. Сборник задач, упражнений и тестов по химии. 10 кл. – М.: «Экзамен», 2013 г. В.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева. Подготовка к ЕГЭ – 2014. – Ростов-на-Дону.: «Легион», 2013 г. В.Н.Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В.Сажнева, В.А.Февралева. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень. 10-11 классы. – Ростов-на-Дону.: «Легион», 2010 г. Т.В.Никитюк, А.М.Никитюк, И.Г.Остроумов. Химия.Тесты для повторения и подготовки. – Саратов: «Лицей», 2006 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки химии». 10-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 г.

Цель

:
систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по общей и неорганической химии.
Задачи:
продолжить формирование знаний учащихся по общей, органической и неорганической химии; продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, выделять главное, грамотно и доказательно излагать учебный материал; работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей сформировать у учащихся универсальные учебные действия; развить познавательный интерес к изучению химии; помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать/понимать:

Важнейшие химические понятия.
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
Выявлять взаимосвязи понятий.
Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
Основные законы и теории химии.
Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ. Понимать границы применимости указанных химических теорий. Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы.
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам. Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами. Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике. Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Основные сведения
о свойствах химических элементов; классификацию химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и
группах периодической системы Д. И. Менделеева; сведения о строении атомов элементов малых и больших периодов; принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням; последовательное заполнение электронных оболочек в атомах; распределение электронов по орбиталям; понятие валентность, валентные возможности атомов; виды химической связи, свойства ковалентной связи, степень окисления; влияние типа химической связи на свойства химического соединения; понятие аллотропии; геометрическое строение молекул; виды гибридизации электронных орбиталей; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; условия смещения химического равновесия, классификацию неорганических веществ; механизм электролитической диссоциации в растворах и расплавах электролитов; химические свойства кислот, солей, оснований в свете теории электролитической диссоциации; классификацию окислительно-восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры; устройство гальванического элемента; отличия продуктов реакции электролиза водных растворов и расплавов солей и щелочей; строение комплексных солей и их номенклатуры.
Уметь:

Называть
: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/ классифицировать
: валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры;химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам); характеризовать: s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства простых веществ металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять
зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно- восстановительных (и составлять их уравнения); влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Планировать/проводить
эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Календарно-тематическое планирование




п/

п

Тема занятия

Кол.

час.

Содержание

Планируемые

результаты

Дата

план.

Дата

факт.

Тема №1. Общая химия.

13

1
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов.
1
ПЗПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Знать
ПЗПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов.
Уметь
выявлять закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
2.09

2
Строение вещества. Химическая связь.
1
Строение вещества. Химическая связь. Ковалентная связь (полярная и неполярная). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Знать
строение вещества.
Уметь
определять виды химической связи.
9.09

3
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
1
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
Знать
понятие электроотрицательности.
Уметь
определять степень окисления и валентность химических элементов.
16.09

4
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки.
1
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Знать
вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Уметь
определять тип кристаллической решетки, зависимость свойств веществ от их состава и строения.
23.09

5
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
1
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Знать
определение химической реакции.
Уметь
классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии.
30.09

6
Тепловой эффект химической реакции.
1
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Решение задач.
Знать
определение теплового эффекта химической реакции.
Уметь
решать задачи по термохимическим уравнениям.
7.10

7
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
1
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
Знать
определение скорости реакции.
Уметь
определять ее зависимость от различных факторов.
14.10

8
Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
1
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
Знать
обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие.
Уметь
определять смещение химического равновесия под действием различных факторов.
21.10

9
Электролитическая
1
Электролитическая
Знать
определение
28.10

диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. электролитической диссоциации электролитов в водных растворах.
Уметь
определять сильные и слабые электролиты.
10
Реакции ионного обмена.
1
Реакции ионного обмена.
Уметь
записывать уравнения реакций ионного обмена.
11.11

11
Гидролиз солей. Среда водных растворов.
1
Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Знать
определение гидролиза солей.
Уметь
определять среду водных растворов.
18.11

12
Реакции окислительно- восстановительные.
1
Реакции окислительно- восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Знать
коррозию металлов и способы защиты от нее.
Уметь
записывать уравнения окислительно- восстановительных реакций.
25.11

13
Электролиз расплавов и растворов.
1
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Уметь
записывать уравнения электролиза расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
2.12

Тема №2.

Неорганическая химия.

9

14
Классификация и номенклатура неорганических веществ.
1
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ.
Знать
классификацию неорганических веществ.
Уметь
называть неорганические вещества.
9.12

15
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп ПСХЭ и особенности строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ- металлов.
1
Общая характеристика металлов главных подгрупп I- III групп в связи с их положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ-металлов.
Знать
общую характеристику металлов главных подгрупп I- III групп в связи с их положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Уметь
записывать характерные химические свойства простых веществ- металлов.
16.12

16
Характеристика переходных элементов ПСХЭ и особенности строения их атомов. Характерные химические свойства переходных металлов.
1
Характеристика переходных элементов по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Характерные химические свойства переходных металлов.
Знать
характеристику переходных элементов по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Уметь
записывать характерные химические свойства переходных металлов.
23.12

17
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп ПСХЭ и особенности строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ –неметаллов.
1
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ –неметаллов.
Знать
общую характеристику неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Уметь
записывать характерные химические свойства простых веществ –
13.01

неметаллов.
18
Характерные химические свойства оксидов.
1
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Уметь
записывать характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
20.01

19
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
1
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
Уметь
записывать характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов
27.01

20
Характерные химические свойства кислот.
1
Характерные химические свойства кислот.
Уметь
записывать характерные химические свойства кислот.
3.02

21
Характерные химические свойства солей.
1
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных.
Уметь
записывать характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных.
10.02

22
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
1
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Уметь
записывать взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
17.02

Тема №3. Органическая

химия.

9

23
Теория строения органических соединений. Гомология и изомерия.
1
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.
Знать
теорию строения органических соединений: гомологию и изомерию.
Уметь
объяснять взаимное влияние атомов в молекулах.
24.02

24
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода.
1
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.
Знать
типы связей в молекулах органических веществ, гибридизацию атомных орбиталей углерода; определение понятий радикал, функциональная группа.
3.03

25
Классификация и номенклатура органических веществ.
1
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ.
Знать
классификацию органических веществ.
Уметь
называть органические вещества.
10.03

26
Характерные химические свойства углеводородов.
1
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола)
Уметь
записывать характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола)
17.03

27
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
1
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола.
Уметь
записывать характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола.
7.04

28
Характерные химические свойства альдегидов,
1
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых
Уметь
записывать характерные химические свойства альдегидов,
14.04

предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. кислот, сложных эфиров. предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.
29
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений.
1
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Уметь
записывать характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
28.04

30
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы.
1
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).
Знать
биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).
5.05

31
Взаимосвязь органических соединений.
1
Взаимосвязь органических соединений.
Уметь
записывать взаимосвязь органических соединений.
12.05

Тема №4. Решение задач.

2

32
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
1
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Уметь
проводить расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
19.05

33
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
1
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Уметь
проводить расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
26.05