"Телекоммуникации на уроках информатики"

Автор: Шекунова Алёна Алексевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №8 г. Белорецк
Населённый пункт: г.Белорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Телекоммуникации на уроках информатики"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Телекоммуникации

на

уроках

информатики
Телекоммуникации являются могучим средством, преобразующий процесс обучения.
Керол Бегли
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, так как он стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческого подхода овладения содержанием образования, побуждает к самообразованию. Проблема – развития познавательной активности учащихся – требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения, направленных на реализацию принципа активности в учении. [3] Помочь в этом может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Телекоммуникационные технологии – это организационные, педагогические, учебные технологии, формы и методы, предусматривающие применение в образовательном процессе современных компьютерных средств и информационных технологий. Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. [6] Средства информационных технологий позволяют студентам расширить свой кругозор за счет современных телекоммуникационных сред, научиться отбирать информацию и систематизировать ее. На мой взгляд, урок информатики и ИКТ принципиально отличается от других учебных предметов. Во-первых, наличием персонального компьютера для каждого студента. Во-вторых, компьютерная аудитория, в которой проводятся занятия, организована особенным образом: каждый обучающийся имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам. В-третьих, именно на занятиях информатики и ИКТ активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, предмет информатика и ИКТ отличает изначальная высокая мотивация обучающихся. Современный урок информатики и ИКТ невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, так как именно содержание этого предмета помогает понять информационную и целостную картину мира. Телекоммуникационные технологии, которые быстро осваивают современные студенты, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения студентов, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов, позволяют давать более объективную независимую оценку деятельности студента. [2] 1
При работе с Интернетом, прежде всего, важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Их можно использовать для: включения материалов сети в содержание урока; самостоятельного поиска информации учащимся в рамках работы над проектом; самостоятельного изучения, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках; систематического изучения определённого курса дистанционно под руководством преподавателя. Системообразующими элементами информационно-образовательной среды служат электронные библиотеки учебных материалов, представляющие собой программные комплексы, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления студентам через телекоммуникационную сеть, полнотекстовых информационных ресурсов учебно- методического, справочного и иного назначения Всё это разные задачи, объединённые, единой целью обучения - формированием коммуникативной компетенции. [4] Возможности, которые предоставляет преподавателю сеть Интернет, огромны: преподаватель может предложить обучаемому до занятия те или иные материалы для чтения по изучаемой теме; если компьютер имеет звуковую плату, можно записать и звуковую информацию, сократив её до нужных пределов; использовать материалы электронных справочников, предлагаемых в них упражнений; провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет. [1] К видам телекоммуникаций относят также: электронную почту, веб-форумы, рассылки, чаты, icq, телеконференции. Использование данных средств возможно в различных педагогических формах деятельности: использование чат-занятий и форумов при изучении новых тем, обсуждении вопросов при подготовке к итоговому контролю по теме, защите проектных работ; использование проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности; включение в урок эвристических заданий, подготовка и участие в дистанционных эвристических олимпиадах. Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. На занятии по теме: «Форматирование слайдов презентации» студентам мной было выдано задание по индивидуальным темам. При самостоятельной работой над презентацией, студенты воспользовались самой свежей информацией, подобрали определенный материал по той или иной проблеме с помощью сети Интернет. Методы телекоммуникаций также можно использовать как средство контроля. Традиционные методы тестирования, зачетов посредством бумажных форм не позволяют обеспечить массовость и оперативность контроля и обработки результатов. Решение этой проблемы – применение современных информационных технологий для диагностики образовательного процесса. Применение на занятиях компьютерных тестов позволяет преподавателю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения материала у всех студентов и своевременно его корректировать. Важно то, что каждый студент получает сразу же объективный результат с указанием ошибок, что невозможно при проведении обычного теста. Использование тестов на тематическом сайте позволяет студенту сразу же себя проконтролировать по данной теме, а в случае затруднения вернуться к ней еще раз: материал структурирован, есть возможность свободного перехода внутри тем. [5] Таким образом, современные технологии создают условия для приближения содержания образования, объема знаний, умений, навыков, а также темпа их усвоения к личности студента, позволяют реализовать личностно-дифференцированный подход в 2
обучении информатики и ИКТ. Кроме того, они изменяют некоторые функции и роль субъектов учебно-воспитательного процесса. Новые информационные технологии и средства телекоммуникационной становятся привычным инструментом в руках преподавателей информатики и ИКТ, которые, в свою очередь, учат студентов технологиям будущего.
ЛИТЕРАТУРА:

1.
Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе [Текст] / А. А. Андреев // Информатика и образование. – 2005. – № 9. – С. 2-7.
2.
Данилова Л. А. Использование интернет-технологий в организации научно- иследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]/ Л. А. Данилова.
3.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е. С. Полат. – М., 2008.
4.
Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с. 3