"Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках обществознания и истории"

Автор: Фоменко Людмила Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ "49
Населённый пункт: Копейский городской округ
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках обществознания и истории"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Автор опыта:

Фоменко Людмила Александровна

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №49

Копейского городского округа

« Отличник народного просвещения»
1

2014

Содержание:
1.Целесообразность опыта: 
значение краеведения в воспитании подрастающего

поколения
…………………….с.3-7 2.Содержание опыта: 
краеведческая деятельность – основа духовного и нравственного

возрождения общества
………с.7-10 3.Распространение опыта: 
краеведческие средства – новые средства обучения стандарта

второго поколения
……………с. 10-19 4.Результативность опыта: 
патриотическое воспитание – источник и средство духовного,

политического и экономического возрождения

страны
………………………….с.20-23 5. Список литературы ………с.24 2

« Уважение к минувшему – вот черта , отличающая

образованность от дикости.»

А.С. Пушкин

1..Целесообразность опыта:
Одной из важнейших тенденций реформирования образования является его
регионализация,
которая органически сочетается с другим процессом развития образования – федерализацией. Эти два встречных направления, характерных для современной российской образовательной системы, позволяют комплексно решать задачи как закрепления целостности и единства образовательного пространства России, так и формирования региональной образовательной политики и развития региональных программ образования.
Краеведение
в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования. Гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный 3
подходы, предполагает прежде всего ориентацию на интересы ребёнка, на возможности развития
личности,
на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Само введение
краеведческого компонента,
признание его серьёзного значения – значение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться в жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как
краеведение,
в развитии российского и регионального образования. Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.
Краеведение является основой духовного и

нравственного возрождения общества.
Зародившись ещё во времена М.В. Ломоносова и пройдя вместе со страной большой путь, на котором были как успехи, так и поражения, краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу и народу.
«Патриотизм начинается с углубленного познания родного края»,
- подчеркивал М.И. Калинин. «
Познавайте свою страну, свой край, свою

горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки и

речонки, ведь из малого вырастает великое»,
- добавлял академик А.Е. Ферсман. Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое 4
обоснование в трудах великих педагогов и просветителей Я.А. Коменского, Ж. Руссо, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, В.П. Бехтерева других. Перемены, произошедшие в жизни страны, открывшие совершенно неизвестные пласты отечественной истории, породили интерес к возрождению национальной культуры. Отношение к краеведению как к чему-то второстепенному, сменилась интересом к накопленным поколениями знаний. И современная жизнь все больше убеждает в необходимости поддерживать этот интерес, ибо:
«Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей

стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее

лесам…»
(К.Г. Паустовский).
Краеведение – знаю, ведаю о крае.
Педагогическую его целесообразность обосновал еще Ушинский, о значении его говорили Толстой, Новиков, Белинский…. Приоткрыть учащимся историю края через его культурное наследие, значит пробудить в них интерес, заложить основы формирования нормального человеческого чувства любви к своей стране.
Это ли не задача, достойная приложения сил.

Родина, родная земля.
Мы все понимаем, как необходимо научить учеников ощущать мир, который их окружает
. Мощным средством воспитания

будущего гражданина – патриота является краеведение.

Краеведение
– это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие посёлка, города, области, края. Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно - нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. 5
Академик Дмитрий Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушённое растение перекати – поле.
«Краеведение учит людей любить не

только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться

историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки».
В методическом письме « О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в 2014—2015г. в общеобразовательных организациях Челябинской области подчёркивается о включении
национальных,

региональных и этнокультурных
особенностях при реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ( в объёме 30 % от общего объёма программы основного общего образования). Стратегическая цель работы по освоению
национальных, региональных и этнокультурных

особенностей
(НРОЭ) в образовательном учреждении формулируется в целевом разделе и пояснительной записке. Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Основным
предметным
результатом освоения учебных предметов « История» и « Обществознание», отражающие
НРЭО
является: - воспитание уважение к историческому наследию народов России и Южного Урала; восприятие 6
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Учебный материал по истории Южного Урала с добавлением страниц истории г. Копейска я распределила в календарно-тематическом планировании уроков в 5-11 классах отдельным часом, охватывая период «с введения в историю родного края по 20 век». Создала программу внеурочной деятельности
« Мой

родной город»,
которая соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации « Об Образовании» к общеобразовательным программам в изучении вопросов национально – регионального компонента. (Приложение1) Для реализации
НРЭО
у меня имеется множество пособий, составляющих учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Кабинет истории в МОУ СОШ №49 – это кабинет краеведения, где сосредоточена основная информация для учеников по краеведению. Дополнением служит музей истории народного образования г. Копейска и музей МОУ СОШ №49, на базе которых проходят музейные уроки. (Приложение2)
2.Содержание опыта:
Используя
краеведческий
материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Краеведческая
работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, 7
экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. Возникает вопрос: надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся МОУ СОШ №49 г. Копейска. Вот какие ответы я получила.  это интересно;  это важно знать, чтобы уважать историю предков;  всегда интересно, откуда ты родом;  просто удивительно, как люди могли освоить этот суровый край;  уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена;  история края помогает почувствовать себя частицей Родины; Из этого можно сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
Краеведческая деятельность
позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Личное отношение к патриотизму:
Патриотизм…Любовь к своей Родине…Готовность отдать за нее жизнь... Эти понятие у меня всегда ассоциируется с подвигом солдат и офицеров Великой Отечественной войны. Почему? Наверно потому, что я внучка участника Великой Отечественной войны. Мой дед Василий воевал, дошёл до Берлина. В 2015г мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 8
1941-1945годов - событие, которое является основой для воспитания патриотизма и гражданственности обучающихся. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных1812 и1941–1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Всю свою педагогическую деятельность я вплотную занималась созданием музея. Итогом этой работы стало сначала создание в школе Комнаты боевой славы, а потом и Музея боевой славы. Именно, в то время, я поняла, что усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Сознание и чувство Родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. И включение подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам ребенок ощущает себя участником истории, «даёт свои плоды». Я до сих пор помню, как волновались мои ученики, да и я сама, когда мы впервые встречались с Героями Советского Союза Карталинского района, участвовали в сборе информации по Великой Отечественной войне, прикасались к экспонатам этого периода. Многие ребята, именно тогда осознали, что делают нужную работу, они восстанавливают неизвестные страницы истории, собирая воспоминания ветеранов, участвуя во встречах. Я видела, как взрослели на глазах мои ученики, когда открывали для себя страницы войны, когда ежегодно удостаивались чести стоять на посту №1, у памятника погибшим в годы войны 9 мая, в своем посёлке Сухореченском. Сегодня мои ученики - состоявшиеся в жизни взрослые люди, из которых многие связали себя с преподавательской деятельностью, а это значит, что семена патриотизма, посеянные в детстве, дают новые всходы. С того времени, я утвердилась в мысли, что, действительно, патриотами не 9
рождаются, ими становятся. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к Родине вырастает до понимания своей связи со страной. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Я пришла к выводу, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего:
«цель

краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и

практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а

также социальной адаптации».
Думаю, что самые ценные знание не те, которые получены в готовом виде и усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно. Чтобы учение было интересным, обучение должно быть мотивационным, т.е. основано на творчестве, которое способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познавать новое.
3.Распространение опыта:
Для этого я на уроках использую разнообразные педагогические приемы и методы. В процессе своей деятельности я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким и незнакомым. И в то же время я заметила, что рассказы о событиях своей местности вызывают жгучий интерес. И решила использовать этот факт в своей работе. Моя практика в школе убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них 10
самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. При изучении истории России и использовании местного материала на уроке истории я исхожу из философского принципа о том, что
отдельное
существует только в той связи, которая ведет к
общему
, а
общее
существует лишь через
отдельное
. Этот принцип взят за основу, исходя из того, что любой край – это неотъемлемая часть нашей страны и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей России. Из взаимосвязи
местного и общего
следует исходить еще и для того, чтобы не ослеплять учащихся любовью к местной истории, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.
Стандарт второго поколения
направлен на новое содержание образования, современные технологии обуче
ния, постановку целей для учителя и ученика

и новые средства обучения. Краеведческие средства
обучения позволяют организовать процесс получения знаний на совершенно новом уровне и достигать планируемых результатов обучения: 
личностных

метапредметных

предметных
Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент
живого созерцания.
Это достигается путем
исторических экскурсий
(например, экскурсия к памятнику дважды героя Советского Союза г. Копейска
С.В. Хохрякову
,
встреч с земляками
– офицерами подводной лодки « Курск» -
А.Савиным и А. Инюшиным
. Эта встреча была посвящена памяти
Валерия Байбарина и Вадима Бубнива
– копейчан, которые погибли при взрыве атомной лодки « КУРСК» (Приложение3) 11
Эти встречи дают наилучший педагогический результат в изучении истории российского государства, родного города. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому
историческое прошлое
как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них
реальной действительностью
и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.
Краеведческий подход
позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным. Использование
краеведческого

материала
на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска,
исследования
и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории.
Местный
материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры.
Краеведение
создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. 12
Большой опыт
исследовательской работы

по краеведению
приобрели ученики 8 класса МОУ СОШ №49 летом, находясь в трудовом отряде. Под моим руководством ребята создали социально - экономический проект
«

Возрождение школы».
Сканируя фотографии старого альбома истории школы №49, ребята познакомились с учителями, выпускниками этой школы. Для них было очень важно узнать историю школы №49 –школы, где они будут учиться. ( Приложение 4) Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Краеведение
помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь
местного и общего,
а в итоге понять современность, выработать активную
жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
Очень эффективны в этом плане
уроки - экскурсии
в краеведческий музей. Прежде чем использовать этот метод в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В музее ученики погружаются в атмосферу действительности, становятся как бы очевидцами тех событий. Благодаря этому историческое прошлое приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Опыт работы в Краеведческом городском музее для меня был очень важен и помог мне в реализации краеведческого компонента.
Музейный
урок основывается на методиках
развивающего обучения,
в котором развивающий эффект не побочный, а прямой результат: все на таком уроке нацелено не только на
развитие
познавательных функций (восприятие, мышление, память, речь), но прежде всего на процесс
нравственного
становления ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности.
Музейный урок
создает максимум благоприятных условий для развития
личности:
экспозиция, диалог с сотрудниками музея, «живое дыхание истории», связь поколений, самостоятельный поиск. Вместе с 13
учениками мы живем сегодня, сейчас, мы – часть человечества, но кто мы? Какие мы? Что оставим потомкам? На таком уровне рождается
личность,
готовая сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, личность, заинтересованная в
самоизменении.
На музейном уроке ребенку интересно, а интерес стимулирует его быть главным работником в процессе обучения. Действует он осознанно, свободно, самостоятельно решает учебные задачи, делает выводы.
Музейные экспозиции –
это целый мир, они очень насыщены, и одним из главных вопросов музейного урока является вопрос отбора и содержание учебного материала
.
Экспозиция музея способствует созданию образа события, который формируется у учащихся в процессе восприятия, памяти, мышления, воображения; служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя. На каждом музейном уроке необходимо отмечать следующие моменты: какую роль в усвоении нового материала играют экспонаты музея, и в каком отношении находиться содержание к тому, что должно быть осознано и усвоено. Экспонат должен служить для учебной деятельности, иначе он будет просто отвлекать. Весь музей можно обойти на экскурсии, а для урока нужна
часть экспозиции
. Ярким примером свидетельствует
экскурсия
в городской Краеведческий музей учеников 8 класса МОУ СОШ №49 на выставку, посвящённую образования Челябинской области. Подлинные фотографии расширили кругозор учеников, обогатили их представления о родном крае. ( Приложение5). Использование
интерактивной
методики
« Музей в чемодане
» для меня стало открытием. Это очень удобный вид краеведческой деятельности, который я стала использовать совсем недавно. Эта форма краеведческой деятельности эффективно разнообразила мою педагогическую деятельность.
«Музей в чемодане»
значительно расширил чувственный опыт учащихся, 14
обогатил впечатлениями, сделал историческое событие более конкретным, реальным, ощутимым. В городе Копейске – с 107-летней историей у учителя есть прекрасная возможность через краеведческий материал способствовать формированию
личности
ребенка: активной, энергичной, деятельностной. Как научить ребят смотреть и видеть неброскую красоту родного города, дать им почувствовать гармонию его улиц, площадей и старых церквей? Дать ощущение того, что все мы связаны единой исторической судьбой. Сейчас мы пришли на смену поколениям, но что мы оставим? Чем вспомнят нас наши правнуки? И мы сейчас – маленькая часть огромной России. Для развития познавательного интереса важное значение имеет также
кружковая работа.
Будучи учителем истории в МОУ СОШ №49 я организовала кружок «
Мой родной город».
Занятие в кружке в ученике воспитывает любознательность, стимулирует ученика к учебе. Здесь отсутствует принуждение, учитель просто способствует самосовершенствованию ученика. Внеурочная деятельность по краеведению «Мой город Копейск» рассчитана на 34 учебных часа в 5 классе, охватывает страницы истории Копейского городского округа и позволит ребятам познакомиться с культурными, географическими и природными особенностями города. Огромный познавательный интерес по истории Копейского городского округа содержат труды
местных краеведов.
Я использую их в качестве
учебных пособий по региональному компоненту.
( Приложение 6). История современного города и изучение самоуправления затрагивает не только темы современных экономических и политических проблем общества его реформирования, но и тематику курса обществознания. В данном разделе большое внимание уделяется системе самоуправления города, что дает 15
возможность познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина Российской Федерации на примерах прав и обязанностей жителя города как участника местного самоуправления. Итогом изучения данного раздела стало написание
эссе « Местное самоуправление г. Копейска
». В своих размышлениях ученики 9 класса выразили свои требования местным властям, даже дали некоторые советы. В сентябре 2014г. прошли выборы губернатора Челябинской области. Дети почувствовали ответственность своих родителей в выборе будущего нашего края и города. ( Приложение) Хотелось бы отметить, что изучение истории родного города и края ни коим образом не противоречит школьной программе по истории, а наоборот является ее дополнением и даже скажу более, её практическим продолжением. Работа с историческим краеведением дает возможность учащимся проработать курс истории государства изнутри на примере истории родного города, то есть использовать ее как основу для формирования учащимся исторических закономерностей. Слова академика Лихачева «История малых городов – это не другая история России. Это и есть она во всем своем многообразии» раскрывает суть краеведения. Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а
Человек будущего
должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом. Большим подспорьем для меня является атлас « Челябинская область» 5- 11кл. - издательства « Край Ра» 2014г. Он соответствует требованию, предъявляемому законом Р.Ф. « Об Образовании» к общеобразовательным программам в изучении вопросов национально-регионального компонента, 16
включается в содержание различных учебных предметов. Это издание даёт уникальную возможность для исследовательской деятельности учащихся. ( Приложение 7 ) При изучении темы
«Личность и социальная среда»
в 8 классе провожу конкурс поисково-исследовательских работ «Людей неинтересных в мире нет». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью, пишут о своих впечатлениях об этих людях. Итоги этой работы подводим на уроке-встрече с замечательными земляками, которых выбрали сами дети. Очень интересной была встреча с местной поэтессой – учителем Л. Хусаиновой на базе музея «Истории Народного образования». Её стихи об Урале, Копейске, Родине вдохновили подростков, помогли сформировать их духовный мир без изъянов и пороков. ( Приложение 8) При изучении темы «
Сфера духовной культуры»
- 8кл. идёт формирование гражданской позиции личности. Встреча с ветеранами спорта г. Копейска в рамках 2014г – года Культуры, года Олимпиады дала детям чувство принадлежности к сообществу людей с едиными традициями, ценностями, приобщение к истории родного края, которое имеет огромное значение для подрастающего поколения, вызывает потребность участия в общественно- значимых делах государства, области, города. ( приложение 9) Несмотря на столь большое педагогическое значение
краеведческого
материала, некоторые учителя и методисты считают местный материал подсобным, вспомогательным, иллюстративным, не имеющим самостоятельного образовательного или воспитательного значения. Безусловно, эпизодическое использование краеведческого материала не дает положительного результата в учебно-воспитательной работе.
История края
– не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное 17
положение закреплено в программе по истории России и в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории 2013-2014гг.
«В основной школе (5–10 классы, систематические курсы истории

России и

всеобщей истории) должны быть сформированы базовые знания об

основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории.

История раскрывается на многоуровневой основе: как история

государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи и

человека и т. д. Это способствует самоидентификации учащихся как

граждан своей страны, края, города, членов определенных этнических и

религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения

различных источников информации об истории России, родного края.»
Изучая историю
Великой Отечественной
войны на уроках истории всегда надо находить пути для установления связей между местными и общеисторическими фактами и событиями. При изучении темы в 9 классе
« Промышленность в годы войны»
даю понять, что Копейский уголь был необходим не только уральским электростанциям, железным дорогам, заводам и фабрикам, но и всей стране, чтобы победить. Исследуя исторические документы в городском архиве, я узнала очень многое из истории
артелей г.

Копейска в годы Великой Отечественной войны.
Этот материал мне помогает в качестве вспомогательного средства при изучении этой темы.
Встречи с участником Великой Отечественной войны И.И.

Конченковым
– почётным гражданином города имели большое
воспитательное
значение для подрастающего поколения. В день Победы 9 мая после митинга ученики МОУ СОШ №49 стали
сами
участниками событий. Ребята на практике приготовили пищу, организовали полевую кухню, переоделись в военную форму и раздавали кашу. Одновременно с
образовательным
процессом идет и процесс
воспитания
18
школьников. (приложение9)
Краеведческий
материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими. Мой педагогический опыт складывался из практики ведения истории и обществознания, где помимо теоретических знаний, общих терминов, фактов и цифр необходимы были аналитические выводы, обобщения, расширение общего кругозора по изучаемому материалу, анализ сложившейся обстановки, факторы человеческой жизни, быт, образ жизни, обычаи, традиции человека и общества в целом. Для выполнения поставленной цели: улучшения качества образования, когда ученикам необходимо в новых условиях изучать и знать огромное количество материала, мною был создан школьный музей. Работая над сбором экспонатов, ученики проявляли элементы творческого поиска, что дало импульс
в изучении родного края – краеведении
. Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории.(приложение10) Первый урок в день знаний для учащихся МОУ СОШ №49 прошёл в виде
викторины

« Город, в котором я живу
!», которая имела большую
гражданскую
направленность. Ребята недостаточно хорошо знают историю родного города. Ребята, впервые перешагнув новую школу, почувствовали «
дыхание»
истории №49 школы. В МОУ СОШ №49 создан музей.
Экспозиция « Быт 60-70г прошлого века
» дала возможность ученикам увидеть другой мир – время, когда учились их бабушки и дедушки, и это дает весомый вклад в подготовке и ведении образовательного процесса. Разработана программа перспективного развития школьного музея. 19

Школьные музеи
нужны, это
сердце
школы. Они являются значимым вкладом в образовательный процесс: уроки истории, встречи, уроки мира, памяти, экскурсии, беседы, лекции, работа с экспозицией, деятельность Совета музея. Всё это ещё в перспективе возрождённой школы №49. ( приложение11)
4.Результативность опыта:
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Учащиеся сдают по выбору экзамен по истории и обществознанию, задействованы в кружке «Мой родной город», участвуют в школьных олимпиадах и конкурсах. У школьников повысилась познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей. Диапазон опыта охватывает систему уроков гуманитарного цикла (история, обществознание, право), кружок «Мой родной город», внеклассную и внешкольную деятельность, что позволяет охватить весь учебно- воспитательный процесс по предмету. Представленный
опыт
способствует в большей степени
решению социально
– обусловленных задач, поставленных перед школой: формирование общей культуры
личности,
ее адаптация к жизни в обществе, создание основы для социального выбора и освоения профессий, формирование
человека и

гражданина,
интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества. Вся методическая система по данной теме инновационного педагогического опыта помогла мне добиться определённой результативности в педагогической деятельности. Работаю без неуспевающих. Наблюдается динамика роста качества знаний учащихся по истории и обществознанию. Итоги первой четверти 2014-2015 учебного года:
качественная успеваемость –

62%
.Интерес к предмету история и обществознание наблюдается из года в год. 20
Но для меня, учителя истории и обществознания, важно не только дать ученикам прочные знания, научить грамотно говорить, логически мыслить, не менее важно, кем и какими станут мои дети в жизни. Важно, что они не совершают правонарушений, становятся соучастниками единого педагогического процесса. Они активны и инициативны. Могут отстоять свою точку зрения, умеют поступать по совести и быть благодарными. Результативность такой работы не измеряется цифрами. Если ученики считают учителя своим другом – это моральная награда, она дорогого стоит. По данной методической системе я буду продолжать работать, корректировать её, совершенствовать, так как хочу добиться больших результатов.
Результаты моей педагогической деятельности по использованию

краеведческих средств на уроках истории и обществознания:
 Учебная и внеурочная деятельность, направленная на воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся, формирование активной жизненной позиции;  Интерактивная деятельность по изучению малой Родины – Копейскому городскому округу, раскрытие потенциала родного города, реализация интересных идей;  Накопление методических материалов и использование их в учебно- воспитательной работе;  Проектная деятельность по региональному компоненту с использованием средств краеведения;  Оформление музея истории МОУ СОШ №49 и УПК;  Написание перспективного плана развития историко-краеведческого музея МОУ СОШ №49 и УПК г. Копейска;  Создание кружка « Мой родной город Копейск». 21
 Применение пособий регионального компонента (учебники, рабочие тетради, атласы и др.) для изучения национально - региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в учебной и внеурочной деятельности;  Оформление кабинета истории в формате краеведческого направления.  Систематизация уроков, содержащих краеведческий материал.  Распространение моего опыта работы
по краеведению
среди молодых педагогов Копейского городского округа. Использование
национально-регионального
компонента на уроках истории
средствами краеведения
я считаю важнейшим фактором формирования системы ценностей школьника, его ключевых компетенций, чему способствует познавательная, практическая и исследовательская деятельность учащихся. Это позволяет учащимся более глубоко вникать в смысл происходившего с нашими предками, учит быть толерантным и уважать традиции всех представителей российского народа.
Патриотическое воспитание в современной школе
- фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Уроки истории и обществознания - благодатная почва
для воспитания
патриотизма
. Они позволяют детям многое узнать, обсуждать различные проблемы, спорить. Эти предметы формируют само понимание патриотизма, предоставляют обширные возможности для того, чтобы развивать эти качества учащихся. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и 22
дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая Родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю
и культуру
. И тогда станет ясно, что без
твоей Малой Родины
история
России
была бы не полной, что вся
Великая держава
состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своему городу, возникнет необходимость бережного обращения с ним, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. В данной работе я сделала попытку описать и систематизировать педагогическую деятельность по патриотическому воспитанию и гражданственности в общеобразовательном учреждении, посредством краеведения. Я считаю, что формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Дети должны знать, что
Отечество-это «земля отцов».

Список литературы:
1. Копейск: краткая энциклопедия. 23
Е.А. Богуж; - Челябинск: Книга. 2007. 2. Челябинская область – энциклопедия. Челябинск « Каменный пояс»2008. 3. Южноуральская панорама: события и достижения. В.А. Дерягин. В.М. Кузнецов,» Абрис» 2006. 4. « Голубые зеркала» Каменного пояса. М.Фонотов. « Взгляд» 2008.. 5. В поисках рифея. М.Фонотов « Взгляд» 2008. 6. Челябинская область атлас 5-11кл., Челябинск « Край Ра»,2014. 7. Тетрадь юного краеведа. « Абрис». 2012. 8. Энциклопедия для детей « Земля Уральская» Т. Горецкая, Челябинск ОАО « Южноурадьское книжное издательство» 2004. 9. « Мой родной город» В. Косолапова. МП « Копейский рабочий».2004. 10.Атлас по Челябинской области. Е.Я. Бондарь, Челябинск 2013г. 11. Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований, Челябинск, 2002 . 24
25