"Активизация познавательной деятельности"

Автор: Черниговская Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Малогрибановская СОШ
Населённый пункт: с. Малая Грибановка, Грибановский район, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


1

Активизация познавательной деятельности
. Переступив однажды порог школы, я поняла, что класс - это сцена и мне на ней действовать: учить детей мудрым истинам, вместе с ними творить и создавать. А как стать хорошим актером этой сцены? Учусь у мастеров педагогического ремесла: А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского. Великие, возьмите в подмастерья. Я соглашусь таить в себе годам Свои нетерпеливые слова, Чтобы увидеть жадными глазами Таинственную сущность мастерства. В. Творгова. За годы работы в школе передо мной постоянно вставали вопросы : Как начать урок? Как его закончить? Как к нему готовиться? Что понимать под словом «творчество»? Как оно зарождается? Думаю, что творчество - это «не фотографирование» рекомендаций и не демонстрация на уроке различных методических приемов, заимствованных педагогических новинок. Наверное, это собственное осмысление возможных действий, умений «затронуть» душу подростка, пробудить у него интерес и к предмету в целом, и к уроку как части того, что дает им новые знания. Новая социальная ситуация представляет сегодня к школе высокие требования. Если дети хотят учиться, то в хорошей школе, у хороших учителей. Такую школу возвести может только коллектив единомышленников, профессионалов и мастеров своего дела. Я работаю в хорошем педагогическом коллективе, где каждый помогает утверждаться словом и делом, убеждаться в правильности выбранного пути. Мне радостно работать в школе. Твори, дерзай, пробуй! Но помни: учитель всегда отвечает перед детьми, отвечает за детей. Только в совместной деятельности учителя и ученика можно достичь гармонии взаимоотношений. Доверие и свобода! Вот где значимую роль приобретает приставка «со»: сотворчество, соучастие, соавторство. Любой урок немыслим без общения. И оно отнюдь не ограничивается передачей определенной информации. Смысл общения гораздо глубже. Он в пробуждении активности класса, в возникновении «интеллектуальных затруднений», в совместном решении сложных задач, в переработке воспринимаемой учащимися информации. По моему убеждению, на уроках именно такое общение , когда главным становится развитие интереса к предмету . углубление знаний, постоянная направленность на поиск ответов на неожиданные вопросы, поисковый и исследовательский характер в действиях учителя и ученика. По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить

2
дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибки, повысить оценку. Поэтому я просто обязана дать этот шанс детям. «Ты можешь!» - должен напоминать учитель ученику. «Он может!» - должен понимать коллектив. «Я могу!» - должен поверить в себя ученик. Приходя в школу, дети ждут этой душевной щедрости от меня, от моих коллег. За годы работы я прочно усвоила главное правило поведения: нужно себя вести так, чтобы ученик был уверен, что учитель его любит. Конечно, можно заставить ученика выучить, выполнить домашнее задание, прочитать дополнительную литературу. Но можно ли заставить чувствовать, сопереживать, осмысленно и с интересом относиться к предмету? Мы много говорим об активизации учащихся различными способами( игры, занимательный материал), но ведь это «наркотики», которые действуют недолго. И тем не менее эту возможность на уроках я использую. Значит, надо что-то менять? Спросила у детей: «Зачем вы ходите в школу?» Старшие отвечают: «Пообщаться». А вот младшие: «Учиться». Задумалась над этим словом: учиться - значит учить себя. Итак, учащиеся должны учить себя, а я, учитель, могу и должна создавать для этого условия. Моя главная роль на уроке - организатор учебного процесса. Учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребенка. Еще Я.А.Коменский писал, что «все дети разные, и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью». Когда говорю о деятельности учащихся, то в первую очередь имею в виду умственную деятельность, осмысленную и сознательную. Любой урок начинаю с ориентации в изучаемом материале. Самое главное на уроке смоделировать способ изучения материала, способ получения знаний, чтобы с его помощью каждый ученик усвоил необходимые для него фактические сведения. Последний этап - рефлексия и оценка знаний. Учащиеся выполняют задания. Подсчитывают число баллов и оценивают себя. Я всегда стараюсь заинтересовать учащихся, побудить их к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Элементы рефлексивного обучения помогают мне формировать у учащихся надпредметные знания. Я никогда не фиксирую внимание учащихся на ошибках, а наоборот подчеркиваю, как надо делать правильно, всегда отмечаю даже малейшие успехи каждого, никогда не сравниваю учащихся друг с другом.
Учить я

успехе - вот мое кредо.
Комфортный климат урока обеспечивается также

3
тем, что и я, и мои ученики четко знаем свои роли на уроке: главная задача учителя - организовать собственную деятельность учащихся, управлять учебным процессом, а учащихся - учиться, учить себя. Возникает проблема: как организовать самостоятельную работу каждого ученика на протяжении урока, как сделать эту работу интересной, как обеспечить коррекцию знаний. Интуитивно я стала понимать, что эти проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества. Конечно, желаемого результата, можно достичь множеством путей. В арсенале учителя и диспуты, и индивидуальные задания, и проблемные задачи, и урок-сказка, и урок- ролевая игра, и урок КВН, и такая структура занятия, когда педагог уже вводной беседе, стремиться вызвать интерес детей к теме, объясняет ее значение, практическую направленность изучаемого материала...
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2).
Познавательный интерес на моих уроках достигается путем создания проблемной ситуации, постановкой проблемных вопросов, путем показа практической значимости изучаемой темы, создания эмоционального фона, вычленения основных идей, заключенных в изучаемой теме. Своеобразными ключами к двери познавательного интереса могут быть самые разнообразные находки, не последнюю роль на уроке играют всевозможные детали.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Должное внимание уделяла качественному освоению учащимися стандартов содержания образования в соответствии с требованиями современного общества, созданию условий социального самоопределения учащихся в здоровьесберегающем пространстве. В течение трех лет работаю без неуспевающих и второгодников. Применяемые мною в учебном процессе педагогические технологии дали положительные результаты.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Я
верю, что с философскими заповедями К.Ушинского я снова буду сдавать экзамен «на учителя» перед своими учащимися. И снова, как всегда, со мной будут моя прямота в словах и поступках, обдуманность, решительность в действиях. Только благодаря этим заповедям может состояться Учитель. Настоящий. Мудрый. Несущий знание детям.

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сказка на уроках русского языка.
Благодаря сказке дети становятся более чуткими к красоте слова, потому что в сказках с необычайной щедростью, во всем великолепии представлены сокровища народной разговорной речи. Создание на уроках элемента сказочности вызывает у учащихся интерес к предмету, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимосвязь разных явлений языка. Сказку на уроках русского языка я использую по-разному: в качестве дидактического материала; как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка); как вид работы по развитию речи( сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы). Например, при изучении темы «Имя существительное» можно использовать следующие задания в виде дидактического материала. Назовите сказочные имена собственные, которые представляют собой словосочетания, обозначающие фантастических персонажей.
(Кощей

Бессмертный
,
Змей Горыныч, Баба-Яга и др.)
Напишите сказочные имена, присвоенные сказочным песонажам в соответствии с их характером. (Имя Несмеяна принадлежит царевне, которая никогда не смеялась; падчерицу, выполняющую черную работу в доме называли чернушкой и т.д.) Лингвистическую сказку я использую как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка приковывает внимание детей к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Вот один из фрагментов урока с использованием лингвистической сказки. Тема урока: «Правописание приставок на з». Проблемный вопрос: Всегда ли приставки на 3 пишутся с буквой 3? На доске слова: и... давала и..писала ра...грузила ра...пустила во...двигалаво...питала Читаем слова, выделяем корень и особое внимание обращаем на первую согласную корня. - А теперь, сядьте поудобнее, внимательно слушайте сказку и приготовьтесь дать ответ на вопрос, который задан в начале урока.

5
Будет сказка занимательна, слушайте, ребята, ее внимательно. Кто уши хорошо раскроет, много-много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет. Сказывают, что жила когда-то гордая королева 3 в стране Грамматики. И были у нее прекрасные дочери: низ-, воз-, вз-, из-, раз-, чрез-. Были они звонки и дружили только со звонкими согласными. По принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота показалась глуховатая буква С и спросила:»Что вам угодно?» - «Мы пришли посмотреть, как вы живете», - ответили принцессы Звонкие. «Милости просим. Но вы войдете в наш город, когда расстанетесь с буквой 3 и поменяете ее на меня», - ехидненько улыбнулась С и добавила: «Не забудьте, принцессы, что приставки раз-, воз-, чрез-, без- быстро мнняются на С!» Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии, ребята? (Это проблемный вопрос). Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. После этого, обращаясь к словам на доске, ребята быстро делают вывод, находят корни и определяют ту согласную, которая стоит после приставки.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Использование игр на уроках русского языка.
Бесспорна необходимость игр в процессе учебной деятельности. Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи. Энергия ребенка требует выхода, и он играет... На всех этапах изучения русскому языку наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными. Это одна из самых трудных тем курса орфографии. Так, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, учащимся нужно не только обнаружить ее( для чего необходимо постоянно развивать речевой слух). Применить правило, но и продемонстрировать определенное богатство своего словаря. Без тренировки не обойтись. Для этого практически на каждом уроке русского языка в 5-6 классах использую игру с мячом
«Проверь безударную гласную».
Задача играющих - как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки; 2) подбирать проверочные слова - «родственники», а не просто похожие. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему и так далее. Игра проходит живо, динамично, заменяет физпаузу и занимает совсем немного времени - не более одной минуты. А польза налицо. Благодаря ежеурочной тренировке учение подбирать проверочные слова автоматизируется. Слова для игры (10-12) дети подыскивают накануне дома. На уроках русского языка мы еще играем в
прятки.
Водит весь класс. Только прячутся не соседи по парте, не одноклассники, а морфемы, части речи, члены предложения, синонимы., слова с переносным значением, простые или сложные предложения — в зависимости от того раздела, который мы изучаем или повторяем на уроке. «Поиграем в прятки! - предлагаю я. - Мы идем искать!» и тут держись, упражнение! Дети азартно включаются в поиск. И интеллектуально пассивные дети не остаются в стороне. Важно не просто найти, но и доказать что найдено именно то, что искали. Таким образом, осознаются различные признаки, свойства, особенности изучаемого языкового явления.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Работа над орфографической зоркостью
- одна из самых трудных задач, стоящих перед учителем. Поэтому приходиться искать новые, нетрадиционные пути решения данной проблемы. После изучения ряда орфографических правил и их обобщения в контрольном диктанте продолжают появляться ошибки. Почему? Оказывается, на уроках обобщения и систематизации знаний по изученной теме, внимание обращается на орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся с точки зрения учителя, не учитывая реальные трудности учащихся. Например, тема
«Наречие»
. После того как изучена вся тема, на систематизацию и обобщение материала я отвожу 2 урока. В первой половине урока выполняются задания на все изученные орфограммы, во второй половине предлагаю учащимся поработать над «цветовой» таблицей. Каждый получает цветовой шаблон с разноцветными кружками. Цвет кружков не случаен. Самый первый кружок - ярко-красный, следующий - желтый, последний - зеленый. После того как на уроке прозвучали все изученные в теме орфограммы, я предлагаю распределить их по уровню сложности, начиная с самой трудной орфограммы. Каждый ученик делает это индивидуально. В результате в конце урока у каждого получается своя цветовая таблица. Затем я собираю их и провожу анализ. Второй урок обобщения изученного я строю с учетом анализа таблиц, делая упор на те орфограммы, которые в большинстве таблиц оказались отмечены красным кружком. Этот способ хорош для учеников, которые бояться сказать о том. в каких темах они не разобрались. Но использование «цветовых» таблиц необходимо сочетать с наблюдениями учителя, проведением небольших проверочных работ, опросом учащихся, т.к. таблицы не всегда дают достоверную информацию об усвоении той или иной темы.