"Системный подход к здоровому образу жизни младших школьников"

Автор: Зверева Галина Александровна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МКОУ ШР "НШДС№4"
Населённый пункт: г.Шелехов, Иркутская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Системный подход к здоровому образу жизни младших школьников"
Дата публикации: 15.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«
Системный подход к здоровому образу жизни младших школьников
».
Зверева Галина Александровна, воспитатель ГПД, руководитель МО начальной ступени обучения


Из истинно человеческих ценностей здоровье - одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля», писал Шопенгауэр. В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, состояние здоровья населения и особенно порастающего поколения вызывает тревогу. В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”. Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Я не буду долго говорить о статистике в целом, остановлюсь на состоянии здоровья обучающихся нашего класса. У нас классе 27 обучающихся. 1группу здоровья имеют двое обучающихся, 2 группу- 17, 3 группу -7, и у одного ребёнка 4 группа здоровья. Анализ медицинских карт показал: 7 человек имеют нарушение осанки; 2 бронхиальная астма; 2 состоят на учёте у кардиолога; 2 дискинезия желчевыводящих путей; 1-имеет невротический синдром; 2-синдром дефицита внимания; 1- синдром гиперреактивности.
Исходя из этого, становится ясно, что проблема детского здоровья в нашем классе большая. И большую помощь в этом вопросе может оказать формирование у детей здорового образа жизни, главной задачей которого должно стать воспитание у детей потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Ребёнок сам должен быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Несколько лет я работаю над темой «Системный подход к формированию здорового образа жизни». За основу я взяла программу кандидата педагогических наук В.А. Панова « Акмеология нравственности и здоровья», в которой формирование здорового образа жизни, рассматривается как многоуровневая система отношений человека и окружающего мира. Задачи сохранения здоровья решаю на четырёх уровнях: 1 уровень – физический 2 уровень - эмоциональный 3 уровень - ментальный 4 уровень - переходный В результате своей работы я разработала программу «Здоровый образ жизни младшего школьника».
Цель программы
: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.
Основные задачи
: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
В первом классе
уточняются представления детей о здоровье и об основных правилах его сохранения.
Во втором классе
происходит знакомство с человеком. Человек- главное чудо света. Как устроен организм человека. Применение простейших приёмов массажа и дыхательной гимнастики.
В третьем и четвёртом классах
дети знакомятся как
загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека. Положительная роль природы на жизнь человека. Узнают отрицательное воздействие вредных привычек на здоровье. Составляют индивидуальную программу « Новое поколение выбирает здоровый образ жизни».
Ожидаемые результаты
. 1. Научное понимание сущности здорового образа жизни. 2. Улучшение здоровья – посредством совершенствования их знаний и навыков укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.
Формы работы
: уроки здоровья, экскурсии, викторины, праздники, семинары, походы. Вопросы здоровья реализую на всех уровнях:
На физическом уровне
дети получают информацию из области анатомии, физиологии, гигиены. Рассматривают плакаты, картины , схемы. Выполняют ритмическую гимнастику, пантомиму, играют в подвижные игры.
На психоэмоциональном
уровне дети учатся осознавать, что с ними происходит; как прикосновение ,взгляд, доброе слово ,запах влияют на чувства , на настроение. Дети получают ориентировку на приятное. Приходят к выводу – человек красив от позитивного взаимодействия. Для этого провожу такие игры: « Давайте говорить друг другу комплименты». « Волшебный стул», « Передай настроение», « Зеркало» и другие.
На метальном уровне
дети выполняют творческие задания: Нарисуйте «Своё здоровье». «Хорошее настроение», «Волшебное сердце». Сочините сказку :«Как здоровье победило Хворь», « О девочке ,которая не любила умываться». Придумайте загадку о сердце , о здоровье. Хочу зачитать загадки, придуманные детьми: В моём теле, в левой части непрерывный стук стоит, не подскажите ребята, что за живность там сидит? Детские рисунки, сочинения, сказки представляют материал, который наиболее полно выражает своеобразие внутреннего мира ребёнка.
На переходном уровне
– семинарах , дети придумывают и показывают ритмическую гимнастику, игры на взаимодействие. Простейшие приёмы массажа, дыхательной гимнастики.
Большое внимание уделяю взаимодействию с семьёй. Исходя из вопросов, которые волнуют родителей, организую выставки , консультации. Например « Как прожить хоть один день без огорчений, нервотрёпки и взаимных обид», «Как оздоровить ребёнка дома». Совместно с родителями устраиваем походы, праздники здоровья. Частыми гостями на родительских собраниях у нас бывают школьный врач, психолог. Такие формы работы способствуют тому что, в нашем классе снизилась заболеваемость на 4%, дети стали внимательнее относиться друг к другу, на 15% повысился уровень креативности.