"Натюрморт из предметов, сближенных по цвету"

Автор: Кучукова Наталья Иваеновна
Должность: учитель живописи
Учебное заведение: ГБПОУ "Муромский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Муром Владимирской области
Наименование материала: Разработка открытого урока по живописи
Тема: "Натюрморт из предметов, сближенных по цвету"
Дата публикации: 09.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Муромский педагогический колледж»
Открытый урок по живописи
Тема: «Натюрморт из предметов, сближенных по цвету» II курс группа Дз – 2 подготовила: педагог Кучукова Наталья Ивановна 2015г.

Тема урока:
Натюрморт из предметов, сближенных по цвету.
Вид урока:
рисование с натуры.
Методы урока:
объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический.
Цель
: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного, цветового решения.
Задачи:
Образовательные:
-
закрепить знания и умения линейного построения, сквозной прорисовки, правильной компоновки натюрморта с учетом законов перспективы и композиции;
-
закрепить знания и умения способов рисования от общего к деталям с выделением композиционного центра; - осваивать законы изобразительной грамоты. Развивающие: - развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности; - развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать; - развивать приемы работы акварелью; - формировать умение выбирать подходящую цветовую гамму, создавать настроение в натюрморте с помощь цвета; - развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи. - формировать умение выявлять объем предметов с помощью цвета. Воспитательные: - воспитывать эстетическую восприимчивость; - воспитывать художественный вкус при выполнении натюрморта; - воспитывать способность видеть и понимать прекрасное; - воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”; - воспитывать культуру труда. Оборудование для учителя: натюрморт из предметов быта, наглядное пособие: плакаты по теме «Виды натюрморта», раздаточный материал для викторины. Оборудование для учащихся: ватман А2, карандаши простые 2м-4м, акварель, кисти, палитра, баночка для воды, ластик, кнопки.
План урока:
1.Организационный момент. 3мин. 2. Сообщение темы. 2 мин. 3.Повторение изученного материала. 5-7 мин. 4. Объяснение нового материала. 2-3 мин. 5. Проверка знаний. Викторина. 10 мин. 6. Практическая работа. 15 мин. 7. Итог урока. Рефлексия. 3-5 мин.

Ход урока:
1.Организационный момент. Организация рабочего места. Проверка правильного размещения учащихся за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы. Настрой на занятие. 2. Сообщение темы. Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из предметов, сближенных по цвету”. Издавна натюрморт считается лучшей школой реалистического рисования, где художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техническими приёмами и творческому отношению к натуре. Давайте обратим внимание на цветовое решение нашего натюрморта. Какие особенности вы можете отметить? Композиция кажется однообразной, монотонной. В ней нет ярких, броских акцентов. Она спокойная по цвету. Ваша задача в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить своё отношение к ним, а через них и к окружающему миру. Мы воспринимаем мир в цвете, бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает нас всю жизнь. Для художника важно увидеть не только красоту, но и суметь выразить свое отношение к ней. 3. Повторение пройденного материала - Что же такое “ Живопись”? Нам известно несколько определений живописи. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность. Давайте вспомним, что такое натюрморт?

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. “Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”, жизнь, которую мы так редко замечаем. В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть. 1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, овощи и фрукты, старинные или бытовые вещи и т. д. (демонстрация наглядного материала)
2.Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Вводная беседа: Художник Н. Крымов говорил: «Для того, чтобы стать певцом, прежде всего надо поставить голос, для того, чтобы стать художником, надо прежде всего поставить глаз. Если художник умеет видеть, он сумеет написать все, что угодно, начиная от чайника и заканчивая сложной картиной…». Наша композиция состоит из предметов, сближенных по цвету. Сегодня мы поговорим с вами о цвете в натюрморте. - Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? - Как художники передают объём предметов на плоской поверхности картин? - Каким образом художник может выразить свое эмоциональное состояние? (используя разные оттенки красок). - Какую роль в натюрморте играет свет? (свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми, с другой – тёмными. Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.) - Назовите особенности восприятия цвета: (по светлоте - светлее, темнее; по насыщенности - цвет может быть более или менее ярким, интенсивным; по контрасту - тональному и цветовому). Работа над натюрмортом - сложный процесс общения художника с предметами, работа над художественным произведением, при всем разнообразии подходов и творческой индивидуальности мастера, осуществляется поэтапно и проходит закономерные стадии исполнения. Мы с вами уже неоднократно рисовали натюрморты из группы предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при рисовании натюрморта? -Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы на листе. -Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново. -Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит. Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности. Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком. Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующие этапы работы над натюрмортом:
1. Предварительный анализ постановки; 2. Композиционное размещение изображения на листе бумаги; 3. Передача характера формы предметов и их пропорций; 4. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости; 5. Выявление объемных предметов по светотени; 6. Детальная прорисовка формы предметов; 7. Работа с цветом. (демонстрация наглядного материала) Давайте вспомним технические приёмы в акварельной живописи. В акварельной живописи существуют несколько технических приемов: «аля-прима» (по сухой или сырой бумаге), «лессировка» (способ многослойного нанесения акварельных красок). Сущность приема лессировочного письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой. В результате таких перекрытий можно получить самые разнообразные цветовые оттенки. Основная задача акварельной живописи - создание иллюзии трехмерного цветового изображения на плоскости, отображение окружающей действительности живописными средствами. Для натюрмортов на сближенные цветовые отношения характерен один ведущий цвет. Поиск общих тональных отношений начинается с определения самого светлого пятна в натюрморте, затем самого темного и все другие отношения определяются по отношению к ним. Насыщенность цвета зависит от тона предмета. Определяя цвет освещенных и теневых поверхностей, не следует забывать о том, что мы должны все время держать во внимании всю постановку, находя цветовые соотношения не только одного предмета, но и всех предметов сразу, то есть решить цветовое соотношение натюрморта в целом. Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Заключительная стадия работы - обобщение, подчинение деталей целому. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью конструкции, перспективы,
цветовых отношений, пропорции, объём, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте. 4. Проверка знаний. Викторина. Прежде чем приступить к практической работе проведём викторину на проверку знаний о натюрморте. Учащимся раздаются листы для записи ответов на вопросы викторины. Демонстрация наглядного материала. 5. Практическая работа. Приготовьте своё воображение и вдохновение для выполнения творческой работы. Приступая к выполнению натюрморта, необходимо, прежде всего, подумать о композиции работы. Важно выбрать соответствующую точку зрения, с которой постановка раскроется наиболее полно и интересно. ХОД РАБОТЫ – задание делится на несколько этапов: 1) на листе формата А2, с натуры выполняется рисунок карандашом натюрморта из бытовых предметов; 2) выполняется работа в цвете с применением ранее полученных знаний, умений и навыков на колористический и свето-тоновой анализ натюрморта. После выполнения данного задания студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки в работе над колористическим и тональным натюрмортом из бытовых предметов в теплых, сближенных тонах, с теплым контрастным освещением. Итог урока. Рефлексия. В конце урока выставляем творческие работы учащихся, коллективно подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на композиционное решение. Вопросы для анализа работ: - справились ли с поставленной задачей? - у кого получилось лучше, у кого не очень? Кому надо доработать? - какие трудности возникли при работе? - закрепились ли знания и умения пройденного материала? - задания викторины были лёгкими или трудными? - что нужно делать, чтобы изменить свои результаты?
Учащиеся должны изобразить на листе смайлик, который подходит данной оценке. Оцените свою работу: - старалась, у меня всё получилось. - старалась, но были ошибки. - у меня не получилось, но я буду стараться.

Список литературы:
1. Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986. 2. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: “Искусство”, 1955. 3. Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; 4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984. 5. Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М., 1968, с. 53-71; 6. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.1968. 7. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: “Высшая школа”, 1992. 8. Лепикаш В.В. Живопись. Акварель. – М.: Изобраз. искусство, 1974. 9. Пучков А.С., Киселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: “Просвещение”, 1982.