"Начальная школа 21 века" (Надомное обучение)

Автор: Шапакова Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №67
Населённый пункт: город Брянск Брянская область
Наименование материала: Рабочая программа по технологии 2 класс
Тема: "Начальная школа 21 века" (Надомное обучение)
Дата публикации: 15.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

1. Пояснительная записка.
Программа по технологии адресована учащимся 1 ступени начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Брянска учащегося 2 класса Романова Ильи и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2010. 4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции - с изменениями и дополнениями). 5. Требований к результатам освоения ООПНОО. 6. Программы формирования УУД. 7. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №67 8. Учебного плана МБОУ СОШ № 67 г. Брянска 9. Авторской программы начального общего образования по «Технология» Лутцевой Е.А, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 века», 2013 год. 10. Федерального перечня учебников. 11. Требований к оснащению учебного кабинета (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 98 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений») Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Отличительной особенностью программы по отношению к ФГО НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Концепция (основная идея) программы - подготовить подрастающее поколение, владеющее технологической культурой, готовое к преобразовательной деятельности и имеющее необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) программы В отличие от традиционного подхода к учебному предмету "Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками. Предмет «Технология» входит в образовательную область «Технология». Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:  формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;  приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
 овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;  воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук. Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов. Все предметные линии взаимосвязаны. У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах. Данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико- технологическими знаниями, умениями и навыками. Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Предполагаемы результаты.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
и содержат три компонента:
знать/понимать
– перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь
– владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности –
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.
Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда. иметь представление научатся получат возможность научится • о роли и месте человека в окружающем ребенка мире; • о созидательной, творческой деятельности человека и природе как ис-точнике его вдохновения; • что такое деталь; • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные; • какое соединение деталей называется неподвижным; • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; • различать материалы и инструменты по их назначению; • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий; • качественно выполнять изученные операции приемы по
• о человеческой деятельности утили- тарного и эстетического характера; • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека; • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред. клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления); • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; • способы разметки: сгибанием, по шаблону; • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты; • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними. изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами; • использовать для сушки плоских изделий пресс; • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы); • выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
под контролем учителя:
рационально организовывать рабочее место в соответ ствии с используемым материалом;
с помощью учителя:
проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятель но справляться с доступными практическими заданиями. Система оценки достижений учащихся: самостоятельные работы, комплексные работы, практические работы, выставки изделий, мини – проекты учащихся, презентации по теме. Инструментарий для оценивания результатов: широкое использование наглядных пособий и инструментария информационно- технологической и методической поддержки из учебника и арсенала авторских разработок педагога.
Система условных обозначений.

ПК –
персональный компьютер
МФУ –
многофункциональное устройство (сканер-принтер-ксерокс).
МП
– мультимедийный проектор
ТРИЗ
- теория решения изобретательских задач
К
– комплект.
К
– полный комплект (на каждого ученика класса)
П
– комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Д
– демонстрационный материал (не менее одного на класс)
Ф
– комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
ТК
– текущий контроль
ИТК
– итоговый контроль
ФК
– фронтальный контроль
ИНК
– индивидуальный контроль
СД
– стартовая диагностика
ЗП –
защита проекта
2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), Примерных программ начального общего образования, на основе авторской программы по трудовому обучению для образовательных учреждений автора Лутцевой Е.А. «Технология. 1 – 4 классы» – М. :Вентана – Граф, 2012. утвержденной МО РФ. (2013 г.).
Цели и задачи
начального общего образования с учётом специфики учебного предмета «Технология»: -всестороннее развитие ребенка; -формирование его учебной деятельности; -становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой к творческому взаимодействию с окружающим миром; -развитие исследовательских возможностей учащихся в познании действительности и решении доступных детям этого возраста технико-технологических поисковых задач.
Главная задача
курса – научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками
информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата. Изучение технологии в начальной школе направлено на
решение следующих задач:
•духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы; • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; • формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности; • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Основные технологии: 1 .Личностно-ориентированные технологии обучения - Технология обучения как учебного исследования - Технология коллективной мыследеятельности (КМД) - Метод проектов 2. Интерактивные технологии. Методы обучения: самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка, беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно- деятельностные игры, деловые игры, экскурсии. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, – продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации. При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии. Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приёмов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Формы обучения. Учебный процесс предусматривает две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы: 1. Урочная форма. 2. Внеурочная форма (кружки, ГПД)
Режим занятий. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и учебным планом школы уроки технологии проводятся: - для обучающихся 1-4-х классов - 1 урок в месяц. Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана. Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, ориентируемые на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры.
3. Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 67г. Брянска на преподавание технологии во 2 классе отводится 1 час в месяц. Соответственно программа рассчитана на 34 учебных часа. Программа по технологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта. Примерной программы начального общего образования по технологии и авторской программы Е.А. Лутцевой «Технология» ( УМК «Начальная школа XXI века»). Данная программа адресована учащемуся 2 класса Романову Илье и рассчитана на 2015-2016 учебный год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Технология».
Личностные ценности
Ценность жизни
– признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра
– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы
основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины
– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии
лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Общественные ценности
Ценность человека
как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи
как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества
как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы
как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности
как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности
– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –
одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества
как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. Планируемые результаты обучения. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса технологии.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Технология» по УМК «Начальная школа 21 века» в начальной школе в полном объёме совпадают с требованиями ФГО НОО и данной авторской программой.
2 класс.

Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:  объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;  уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;  понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД  определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,  учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);  учиться планировать практическую деятельность на уроке;  под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);  учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);  работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);  определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Познавательные УУД  наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;  сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;  учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;  находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике –словарь терминов, дополнительный познавательный материал);  с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;  самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД  уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;  уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;  вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Предметные результаты 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений:  об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность –симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);  о гармонии предметов и окружающей среды;  профессиях мастеров родного края,  характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь  самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;  готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;  выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;  самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;  уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать  обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.  названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;  происхождение натуральных тканей и их виды;  способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;  основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;  линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;  названия, устройство и назначение чертежных инструментов(линейка, угольник, циркуль). Уметь  читать простейшие чертежи (эскизы);  выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);  оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;  решать несложные конструкторско-технологические задачи;  справляться с доступными практическими (технологическими)заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. 3. Конструирование и моделирование Знать  неподвижный и подвижный способы соединения деталей;  отличия макета от модели. Уметь  конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;  определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)  знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Технология» второклассник
научится:
- иметь представление о наиболее распространённых современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; - планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; - на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойст вах, происхождении, практическом применении в жизни под руководством учителя подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
под руководством учителя отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоен ных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки(при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); - применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чер тёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эс кизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объём ные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; - соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; - использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания. Второклассник
получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей; - понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире; - понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия); - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструк торской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале; пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуко вой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
6. Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Технология»
В программе содержательные линии представлены четырьмя разделами: 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 3. Конструирование и моделирование.
2 класс(9 ч.)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (2ч)
Значение трудовой деятельности в жизни человека- труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии(жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи),одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте Проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира(прочность, удобство, эстетическая выразительность -симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа -источник сырья. Природное сырье, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление). Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности -изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты( 1,5 ч)
Материалы природного происхождения: природные материалы(встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа(контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и кургана части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3. Конструирование и моделирование (1ч)
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначения изделия). Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.


Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
2

2
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
1,5

3
Конструирование и моделирование
1

ИТОГО

4,5

Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: - информационно-теоретический; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование; урок-проект.
Технологии, методики:
 проектная деятельность;  проблемное обучение;  моделирующая деятельность;  поисковая деятельность;  продуктивная деятельность;  информационно-коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на уроках технологии.
Специфика курса технологии заключается в его тесной взаимосвязи с курсом окружающего мира. Оба курса взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему ребенка миру в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. А также показываются связь природы.
Критерии оценки

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; • степень самостоятельности в выполнении работы; • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся
носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки
качественных результатов выполнения заданий:  полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).  в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,  коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка
по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.
Планируемые результаты обучения по окончании 2 класса

Предметные результаты включают:

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны иметь представление:
 о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;  о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;  о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;  об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);  о понятиях: технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;
знать:
 современные профессии, появившиеся в XX-XXI веках и связанные с изученным содержанием;  технические изобретения конца XIX – начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);  название основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;  основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);  названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;  петельную, крестообразную строчки и их варианты;  луковичный и клубневый способ размножения растений;
уметь:

 определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;  подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в конкретном случае;  эстетично изготовлять изделия;  соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;  выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;  находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);  выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т.д.)
самостоятельно:
 разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;  организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;  экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах; 
при помощи учителя:
 выбирать темы для практических и проектных работ;  искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Метапредметные результаты обучения:
овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как  ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;  умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);  развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
8. Описание материально-техническое обеспечения образовательного
процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерная программа по технологии Д Учебно – методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: учебное пособие для учащихся общеобра зовательных школ / Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. Технология: учимся мастерству: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразо вательных учреждений / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2012 К Методические пособия и книги для учителя Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: методическое пособие / Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011. Д Предметные журналы Д
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения Д Альбомы демонстрационного и раздаточного материала Д/П
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Экранные и звуковые пособия.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Интернет-ресурсы
Д Видеофильмы и презентации (труд людей, технологические процессы, народные промыслы) Д
Технические средства обучения
DVD - проигрыватели Д Компьютер с программным обеспечением Д Телевизор Д Диагональ 81 см Мультимедийный проектор Д Магнитная доска Д Экспозиционный экран Д
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения К Набор демонстрационных материалов, коллекций Ф/К
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев К В соответствии с санитарно- гигиеническими нормами Стол учительский (компьютерный) Д Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий учебного оборудования Д

Тематическое планирование по технологии на 2 класс



Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

Примеча-

ния

план

факти-

чески

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (2 ч.)
1 Материалы и их свойства. Аппликация «Давай дружить» Называют используемые виды материалов, их свойства. . Изготавливают аппликацию «Давай дружить» Наблюдают конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомятся с традициями и творчеством мастеров Брянского края. Оценивают результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы 2 Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично. Определяют тему урока, ставят цель урока. Соблюдают правила работы с ножницами, клеем, линейкой. Отвечают на вопрос : Как симметричность проявляется в работах художников – мастеров. Составляют по иллюстрациям учебника рассказ о профессии художника. Работа по учебнику: рассматривание рисунков, чтение текста. Практическая работа в рабочей тетради. Выполняют работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Убирают рабочее место. Выделяют, называют и применяют изученные общие прави ла работы с деталями. Определяют способ соединения деталей и выполняют подвижное и неподвижное соединения известными способами. С помощью учителя ищут наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных.
Конструирование и моделирование (1,5 ч.)
3 Технологические операции. Разметка деталей. Определяют с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Работа по иллюстрациям в учебнике. Работа в рабочей тетради: практическая работа: размечаем быстро и экономно. Выполняют аппликацию из бумаги. Оформляют изделия по собственному замыслу. Выполняют простейшие исследования (наблюдать, сравнивать) изученные материалы. Выполняют в предложенных ситуациях дос- тупные задания с опорой на инструкционную карту; соблюдают общие правила поведения, делают выбор. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Выполняют предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы. 4 Новогодний проект «Мастерская Деда Мороза» Под руководством учителя определяют тему урока, ставят цель урока. Соблюдают правила работы с ножницами, клеем, линейкой. Простейший чертеж и эскиз, их различия, для знания линий чертежа (линия кон - тура и надреза, линия выносная и раз мерная, линия сгиба) и приемов построения прямоугольника и окружности с
помощью контрольно- измерительных инструментов. Называют используемые виды материалов, их свойства, способы обработки. Находят и исправляют ошибки в своей практической работе. Выполняют работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Изготавливают елочное украшение из цветной бумаги и картона.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (1 ч.)
5 Технологические операции обработки тканей. Особенности работы с тканью. Под руководством учителя определяют тему урока, ставят цель урока. Соблюдают правила работы с ножницами, иголкой, наперстком. Беседуют по теме урока: Технологические операции по обработке ткани и бумаги? В чем особенность разметки на ткани? Обсуждение образца поделки из ткани – футляра. Работают по учебнику: рассматривают и обсуждают иллюстрации. Практическое исследование: работают с тканью. Создают несложные конструкции из разных материалов: исследуют конструктивные особенности объектов, подбирают материалы. Используют приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформляют изделие, используют элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивают способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.