Конспект урока по чтению 3 класс Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"

Автор: Козырина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Семьянская средняя школа
Населённый пункт: Нижегородская область, Воротынский район, с. Семьяны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока по чтению 3 класс Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока литературного чтения в 3 классе по произведению

Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

УМК «Гармония» автор учебника О.В. Кубасова Смоленск Ассоциация 21 век 2014 год

Тема: Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

Место и роль урока в изучаемой теме:
первый урок по теме.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Цель:
создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников
Задачи:
образовательные: способствовать формированию привычки вдумчивого чтения, размышления над содержанием текста, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста, высказывать оценочное суждение; развивающие: содействовать развитию монологической и диалогической речи, мышления, умению кратко и подробно характеризовать героев; воспитательные: содействовать воспитанию в детях уважительного отношения к старшим, к героям Великой Отечественной войны, формированию чувства гордости за свою страну и свой народ, чувства долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки. 1

Планируемые результаты

Личностные результаты
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; – определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; – высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста. – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; – расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности. Познавательные универсальные учебные действия – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – строить рассуждения. 2
Коммуникативные универсальные учебные действия – слушать и понимать речь других; – задавать вопросы; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметные результаты
– применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое); – полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; – устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев; – испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; – отвечать на вопросы по содержанию словами текста; – определять эмоциональный характер текста; – осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; – выделять эпизод из текста; – читать по ролям.
Формы работы:
индивидуальная, самостоятельная, коллективная, в парах, в группах. 3

Педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве, метод проблемного обучения, приёмы развития критического мыщления.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет (на случай, если возникнет необходимость, уточнить значение какого-то слова, пакет материалов для каждой группы.)
Этапы учебного занятия

время
1 этап. Организация класса (орг.момент); 1мин 2этап. Актуализация знаний (стадия вызова); 1 мин 3этап. Постановка задачи; 10 мин 4 этап. Работа по теме урока (стадия осмысления); 25 мин 5 этап. Закрепление знаний (стадия рефлексия). 3мин 6 этап. Подведение итогов занятия. Сообщение о домашнем задании. 3 мин 7 этап. Рефлексия. 2 мин
Планирование по чтению 3 класс

«За доброе дело стой смело»
(9 ч) 80- 82. Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын Формировать навык чтения, прежде всего правильность и в разительность. – Формировать нравственно- этические ориентиры. (
Л.
) – Приобщаться к русской куль- 4
и чудо-юдо» Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять личное отношение к персонажам. Определять мотивацию персонажей. Характеризовать персонажей. Выявлять художественные особенности народной сказки (построения, языка). Выявлять идею произведения. Определять тип народной сказки. Читать по ролям. Делать пересказ. Создавать высказывание в виде продолжения прочитанного. Определять жанр (документальный рассказ). Наблюдать над использованием такого средства языковой выразительности, как художественный повтор. Выделять в тексте, туре. (
Л.
) – Развивать эмпатию. (
Л.
) – Принимать, удерживать и выполнять поставленную учебную задачу. (
Р.
) – Формировать способность к оценке и самооценке. (
Р.
) – Ориентироваться в тексте произведения. (
П-1.
) – Определять главное. (
П-1.
) – Анализировать произведение для определения мотивации персонажей. (
П-2.
) – Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (
П-2.
) – Анализировать произведение для определения его идеи. (
П-2.
) – Анализировать произведение с целью определения типа сказки. (
П-2.
) – Подводить под понятие. (
П-2.
) – Синтезировать 83. Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва«Мальчик- Огонёк» 84- 85.
Б. Полевой

«Последний день

Матвея Кузьмина»
86 В. Высоцкий«Он не вернулся из боя»; C. Баруздин«Страшный клад» 87. С. Маршак«Рассказ о Неизвестном герое»; обобщение 88. Книги о подвигах 5
определять роль в художественной речи. Наблюдать над особенностями построения текста. Сравнивать персонажей разных произведений. Сопоставлять жанры. Находить и читать книги по заданной теме. Ориентироваться в книгах. Делать сообщение о прочитанном произведении прочитанное. (
П-2.
) – Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (
К.
) – Аргументировать высказывания. (
К.
)
Этапы

учебного

занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенци

и, аспекты

Теоретическое

обоснование

Планируемые УУД
1. Орг.момент
У:
Ребята, я рада
Д
: То есть мы должны , Умение настраивать 1)Регулятивные: 6
2.Актуализац ия знаний. Стадия «вызов приветствовать вас на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным? (слайд №1)
У:
Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным. поработать так, чтобы создать какой –то продукт.
Задача этапа:
мотивировать детей к чтению произведения
Формы организации

деятельности

учащихся
: беседа
Технология обучения
: создание игровой ситуации
Планируемые

результаты:
актуализация знаний
Результат:
практическое применение в жизни - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств; Формируем мотиваци ю к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 3)Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками 7
3. Постановка задачи.
У
: Что нам предстоит сделать на уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого нужно правильно собрать рассыпанные буквы и составить слова. На доске запись: тачить внимательно (читать) нипотьма замысел автора (понимать) сужрастьда (рассуждать) цеованить поступки героев (оценивать)
У
: Ребята, а зачем нам на уроке надо внимательно читать, понимать, рассуждать, оценивать поступки героев?
У:
На доске слова написаны в два столбика, догадайтесь по какому признаку я слова разделила в два столбика? (имена существительные и прилагательные).
Уч:
Научиться выразительно читать, чтобы нас люди понимали, выражать свои мысли, для того чтобы общаться с людьми, понять то, чему нас научит произведение. (
Дети
составляют Проблемная задача Умение самостоятельно ставить цель урока
Задача этапа:
формирование навыков целеполагания, мотивация учащихся к изучению нового материала
Формы организации

деятельности

учащихся:
беседа
Планируемые

результаты:
совместное определение цели урока, заинтересованность в изучении теоретического материала
Технология обучения:
развитие критического мышления
Регулятивные:
-умение принимать и сохранять учебную задачу, определение последовательности промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата;
Познавательные:
Умение строить рассуждения 8
Давайте составим словосочетания слов подходящих по смыслу.
На доске:
Человек белый Парус трудный Путь настоящий Песок майский День горячий
У:
Ребята, вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем?
У
: А какое словосочетание, из которых, мы составили, больше всего подходит к нашему разделу?
У:
А как вы думаете, кто такой настоящий человек? (Учитель записывает на доске, все слова, сказанные детьми: (
приём развития

критического мышления)
словосочетания) Настоящий человек, белый парус, трудный путь, майский день, горячий песок.
Уч
: «За доброе дело стой смело»
На доске запись:
Настоящий человек Добрый Любящий свою Родину Готовый прийти на помощь Хороший товарищ Всегда достигает своей цели
Результат:
возникновение осознания «Что я прочитав произведение, должен подтвердить свои предположения или найти другой ответ на вопрос «Кто такой настоящий человек?». Вопрос вызывает необходимость поиска решения 9

У:
Ребята, а что нужно сделать, чтобы проверить правильно мы с вами решили, кто такой настоящий человек?
У:
Молодцы! Для этого мы действительно сегодня на уроке прочитаем произведение Бориса Николаевича Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» (Слайд № 2) Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении с таким названием?
У:
А когда это произошло, узнаем прочитав в учебнике на Говорит вежливые слова
Уч:
Надо на уроке прочитать произведение, проанализировать его, найти главную мысль, дать характеристику герою.
Уч:
О том, как герой этого произведения прожил свой последний день.
Познавательные:
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Регулятивные УУД:
Самостоятельно 10
странице 26 сообщение в таблице (дети читают самостоятельно) - Какое новое словосочетание, вам там встретилось?
У:
Как вы поняли, что такое документальный рассказ?
У:
В какое время произошла эта история?
У:
А кто знает, когда это было?
У:
Правильно ребята! 70 назад закончилась, Вторая мировая война, фашизм был побеждён. Победа в Великой Отечественной войне – великий, но печальный праздник. За эту победу заплачена очень высокая цена – жизнь пятидесяти миллионов людей (делается запись на
Уч:
Документальный рассказ
Уч
: Это произведение, в котором описываются реальные события и люди.
Уч
: Эта история произошла во время Великой Отечественной войны.
Уч:
С 1941-1945 год. формулировать тему и цели урока;
Познавательные УУД:
прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации к нему, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам 11
доске: 50 000 000). Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Они считали, что немцы – это избранная нация, а люди других национальностей должны им подчиняться и работать на них. Ваши дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки воевали или трудились для победы. Наша страна больше всех сделала для победы над фашизмом, ей помогали и другие страны. В этом году мы отмечаем большой юбилей Семидесятилетие Великой Победы! - И это произведение тоже расскажет о событие, которое произошло в годы Вов. 4 этап. Работа по теме урока
Словарная работа.

У:
Перед чтением текста
(Проверка: фронтальная

работа, прочтение слов с
Поиск и сбор
Задача этапа:
прочитать текст,
Коммуникативные
Умение договариваться 12
(стадия осмысления поработаем со словами из текста. Выполним задание в тетради на странице 12-13. Нужно соединить слова с их значением. Работать будете в парах, помогая друг другу.
учителем, если значение

слов непонятно, дети

находят значение в сети

Интернета).
На отшибе - в стороне. Постой - стоянка. Чурается - избегает. Комендатура - помещение, где располагались фашисты, которые следили за наведением своих порядков в занятом ими селе. Староста - назначенное лицо для ведения дел какого-нибудь небольшого коллектива. Заскорузлый - шершавый, огрубевший. Целина - еще не паханная, не подвергавшаяся обработке земля. Передовые заставы - войска, несущие охрану. Огневые позиции - места расположения артиллерийских информации Методы направленн ые на самостоятел ьную коммуникац ию поработать с ним и получить ответ на вопрос «Кто такой настоящий человек?»
Формы организации

деятельности

учащихся:
беседа, работа в парах, группах
Планируемые

результаты:
Сделать вывод «Кто такой настоящий человек?
Технология обучения:

1.
Продуктивного чтения (Антиципация: предугадывание определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные УУД:
- поисковое чтение - наблюдать и самостоятельно делать простые выводы
Личностные УУД:
-высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией
Коммуникативные

УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций 13

Знакомство с текстом
. Проводится в форме комбинированного чтения. Рассказ читают вслух хорошо читающие учащиеся. Учитель читает наиболее важные отрывки текста: о том, как фашисты вспомнили о Матвее Кузьмине ранней весной (весь абзац); разговор Кузьмина с немецким офицером в комендатуре; абзац, орудий и войск. Авангард - часть войск, находящаяся впереди главных сил. Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжников незаметными на снегу. Сельхозартель (сельскохозяйс твенная артель) — коллективное хозяйство. Слюда - прозрачный слоистый минерал. Треух – старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком. Холщовая сумка – льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки. 2. Развитие критического мышления составление «кластера» 1 группа. Внешность. 2 группа. Характер. 3 группа. Занятия. 4 группа. Отношения с односельчанами.
Результат:
возникновение осознания «Что я прочитав произведение, должен подтвердить свои предположения или найти другой ответ на вопрос «Кто такой настоящий человек?». Вопрос вызывает необходимость поиска решения Умение работать в парах (проводить 14
начинающийся словами: «Теряя силы...»; фрагмент, описывающий последние минуты жизни старого колхозника. Попутно с чтением объясняются и уточняются значения ещё недостаточно понятных учащимся слов.
Первичное восприятие.

У
: Какое впечатление на вас оказало это произведение ?
У:
Подтвердились, ли наши предположения, о чем будет это произведение?
У:
Работая с текстом, попробуем воссоздать портрет этого человека. Работать будете в группах, помните правила работы друг с другом.
Уч:
Да, в нём говорится о Матвее Кузьмине, как он провёл свой последний день взаимопроверку) Умение высказывать свою точку зрения. Умение слушать и слышать, договариваться. Работать с дополнительны- ми источниками (Интернет) Умение выразительно читать Умение работать в группах (выражать свою точку зрения) Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения. Умение вести диалог.
Коммуникативные

УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций -умение выслушивать партнёра -проявление готовности совместно договариваться о 15
- Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? - С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? - Как вы думаете? Что должен жизни.
Работа в группах
. (
Приём

развития критического

мышления - кластер
).
1 группа. Внешность.

2 группа. Характер.

3 группа. Занятия.

4 группа. Отношения с

односельчанами.

Ответы:
1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал. 2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен. 3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю. правилах общения в группе и соблюдение их.
Личностные УУД:
- высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, формулирование концептуальной информации текста 16
был делать староста при фашистах? - Согласился ли Матвей Кузьмин? Почему? Найдите в тексте. - Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? - Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией. - Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в 4. Сторонились, побаивались. (слайд №3,4) Дети читают на стр 26-27
Уч:
Стать старостой
Уч
: Помогать немцам, доносить на односельчан
Уч
: Нет (читают ответ на стр 28)
Уч:
Понадобился проводник,
Познавательные УУД:
- вычленение главной мысли текста - установление логической причинно - следственной последовательности 17
комендатуре. - Молодцы, справились с задачей. - Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем? - Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам) - Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. И прочитайте его. - Что было задумано Матвеем Кузьминым? - Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя.
Чтение диалога по ролям с.

30
событий и действий героев произведения, поисковое чтение -наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
Коммуникативные

УУД:
- оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций -моделирование правил участия в диалоге, умение выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в 18
советских войск? - Кто помог деду Матвею? -Почему мальчик смог выполнить это поручение? -Какими качествами он обладал? Чему научился у своего деда - Прочитайте описание зимнего утра. Объясните, почему Матвей Кузьмин торжествующе улыбался в последнее утро своей жизни. Понимал ли он, что погибнет? – Как вёл себя русский колхозник в последние минуты жизни? (слайд №5)
Выборочное чтение детей

Ответы на вопросы по

тексту.
паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы 19

Самостоятельная работа с

текстом.
 Прочитайте последние два абзаца рассказа.  Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд № 6,7)
У:
- Как прожил свой последний день Матвей Кузьмин? Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом? У: Давайте составим
синквейн
по образу главного героя:
Выборочное чтение.

Уч:
Он вёл себя с достоинством: помолодевшие глаза насмешливо сверкали, стоял со спокойным торжеством, издевательски бесстрашно усмехнулся в лицо фашисту, презрительно отвернулся от наведённого на него оружия, швырнул деньги в лицо офицеру, вызвал огонь на себя.)
Ученики самостоятельно

читают последние два

абзаца и отвечают на

Личностные УУД:
- анализ характеров и поступков героев, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; -смыслообразование 20

(приём развития

критического мышления)
Матвей Кузьмин Смелый, отважный У: Ребята. Давайте вернёмся к нашей записи на доске. На какой вопрос нам надо было ответить, прочитав это произведение?
У:
Давайте. Проверим, правильно мы ответили на этот вопрос. А какой он настоящий
вопросы учителя

Уч:
Да, потому что, он ценой своей жизни помог уничтожить немецкий батальон.
Составление сиквейна

детьми
Матвей Кузьмин Смелый, отважный Предупредил, пожертвовал, защитил Он совершил героический поступок Герой через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально- действенной идентификации;
Познавательные УУД:
- вычленение главной мысли текста - установление логической причинно - следственной последовательности событий и действий 21
5этап.Закрепл ение знаний (стадия рефлексия). человек? (неверные ответы вычёркиваются
). (приём

развития критического

мышления)

У:
Ребята, вот мы и получили ответ на вопрос, кто такой настоящий человек. А из вас кто нибудь, может себя назвать настоящим человеком и почему? (ответы детей) -
У:
Какова главная мысль рассказа? -Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть – завоевать бессмертие». Матвей Кузьмин Нелюдимый, мудрый. Обманул, спас, пожертвовал Настоящий русский человек. Герой
Уч:
Кто такой настоящий человек.
Дети называют ответы ,

учитель вычёркивает

неверные ответы на доске.

Уч:
Настоящий человек – умный, волевой, сильный, тот, который любит свою Родину, честный, трудолюбивый, не
Задача этапа:
Проанализировать информация, интерпретировать, творчески переработать информацию.
Формы организации

деятельности

учащихся:
беседа, парная работа
Планируемые

результаты:
соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Технология обучения:
развитие критического мышления («сиквейн», «верные-неверные утверждения»
Результат:
Ответить героев произведения, поисковое чтение -наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии 22

У:
Чему научил вас этот рассказ? - Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. А кто в нашем селе посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза? (слайд 8,9)
Уч
: Малов Михаил Семёнович
Итог урока.
-
У:
Ребята, над каким произведение мы работали на уроке? - Какие чувства у вас вызвал поступок героя? - Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего? (слайд №11) -Закончите предложения. “Я говорю спасибо Матвею боится трудностей, выносливый, готовый помочь и выручить товарища из беды..
Ответы детей на вопросы

учителя.
на вопрос «Кто такой настоящий человек?»
Задача этапа:
Подвести итоги работы
Познавательные УУД:
наблюдать и самостоятельно делать простые выводы, выполнять задание по аналогии
Коммуникативные

УУД:
сотрудничать в 23
6 этап. Подведение итогов. Домашнее задание. Кузьмину и Малову Михаилу Семёновичу за то, что..» “Я говорю спасибо Борису Полевому за то, что …”
(Незаконченное

предложение- приём

критического мышления)
-Я считаю, наш урок действительно оказался продуктивным. И “продукт” нашего урока заключается еще и в том, что вы теперь имеете в ваших душах. О чём мы должны помнить и чем гордиться? (слайд №12) На дом: написать мини - сочинение о подвиге Матвея Кузьмина.
У: С каким настроением

уходите с урока?

Дети заканчивают

предложения
на уроке, понятие детьми главной мысли произведения, понятие того, для чего мы читали это произведение.
Формы организации

деятельности

учащихся
: беседа
Планируемые

результаты:


осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
Технология обучения:
развитие критического мышления «Незаконченное предложение»»
Результат:
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю совместном решении проблемы
Регулятивные УУД:
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения 24
7этап. Стадия рефлексии. Дети показывают смайлики: весёлый, грустный, серьёзный
Задача этапа:
поразмышлять, и проанализировать самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Формы организации
25

деятельности

учащихся:
беседа
Планируемые

результаты:
умение делать анализ своей деятельности 26