Напоминание

"Использование активных методов обучения в работе с детьми с нарушением зрения через дидактические и коммуникативные игры"

Авторы: Коробка Елизавета Валентиновна, Кирбитова Анна Александровна
Должности: воспитатель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская обасть
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование активных методов обучения в работе с детьми с нарушением зрения через дидактические и коммуникативные игры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Использование активных методов обучения в работе с детьми с

нарушением зрения через дидактические и коммуникативные игры».
Воспитатель Коробка Е.В., учитель-дефектолог Кирбитова А.А. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы. Для организации коллективного обучения дошкольников особенно актуально системное рассмотрение дидактических условий, при которых дошкольники могут и должны проявить высокую волевую активность и организованность, так как именно она наиболее полно способствует развитию их творческих и познавательных способностей в процессе игрового обучения. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения 1
занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий педагога и воспитанника. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин (в едущий научный сотрудник лаборатории дидактики, доктор педагогических наук) предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры: 1. Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации. 2. Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета. 3. Подведение итогов игры. Самооценка действий. За основу мы взяли сказку
С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
С появлением каждого героя сказки детям задавалась проблемная ситуация, с которой они успешно справлялись. Все представленные дидактические пособия оформлены с учетом возрастных особенностей дошкольника, способствуют гармоничному развитию и саморазвитию детей, вызывают чувство радости, обогащают новыми впечатлениями и знаниями, побуждают к активной творческой деятельности, способствуют интеллектуальному развитию. Оформление пособий подчинено задачам стимулирования зрительных и психических функций и обеспечению психологического комфорта детей. Все пособия яркие, красочные, насыщенных цветов, что вызывает положительные эмоции, стимулирует сетчатку глаза, развивает фиксацию взора, цветовосприятие. Опора на чувственные образы делает усвоение умений и навыков более конкретными, доступными, осознанными, способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон, что повышает эффективность работы. Побежала мышка-мать, Стала Утку в няньки звать… 2

Проблемная ситуация
: Тетя Утка очень любит со своими утятами гулять по цветным дорожкам около пруда. Но вот беда, не может Утка утят собрать под свое крыло… Детям предлагается
дидактическая

игра «Утиная семейка»
на развитие мелкой моторики, точности движений. Собрала мама Утка своих ребят и отправилась гулять по цветным дорожкам.
Дидактическая игра «Цветная дорожка»:
на р азвитие координации обеих рук, зрительно – моторную координацию, закрепление цвета.
Варианты игры
: 
«Соотнести дорожки по цвету».
Необходимо соотнести цвет валика с цветовой дорожкой и прокатить валик сверху вниз и снизу вверх. 
«Посади цветочек на дорожку».

«Подбери бабочку для цветка».
Побежала мышка-мать, Стала Жабу в няньки звать…
Проблемная ситуация
: тетя Жаба живет в пруду и следит за порядком. Мамы-рыбки потеряли своих малышей. Как же нам их отыскать? Мы знаем, что все дети похожи на своих родителей, так и у рыбок: у них одинаковая чешуя.
Дидактическая игра « Рыбоньки– рыбки» :
на развитие осязательного восприятия. Учит различать фактуру на ощупь. Мамы-рыбки нашли своих малышей и стали собираться в стайки.
Дидактическая игра «Собери стайку»:
упражнять в дифференцировке по величине, умение выстраивать сериационный 3
ряд; ориентировку в пространстве, поиск непохожего предмета (рыбка плывет в другую сторону). Побежала мышка-мать, Тётю Лошадь в няньки звать…
Проблемная ситуация
: тётя Лошадь очень любит гулять на цветочной поляне и любоваться радугой после дождя. Вдруг раздался гром, поднялся сильный ветер, и цветные дорожки радуги рассыпались и перепутались.
Дидактическая игра «Радуга-дуга»:
Варианты: 
«Собери радугу по цвету»
: на развитие сенсорных представлений о цвете, закрепление последовательности расположения цветов радуги, умение собирать радугу по образцу. Развитие мелкой моторики. 
«Собери радугу по цвету и частям».
Усложнение для второй игры – закрепить умение составлять цветовой ряд без образца, по памяти. Умение составлять изображение из частей. Развивать зрительное внимание. Данные игры изготовлены из дерева в виде игр-вкладышей, почему игра изготовлена именно в данном исполнении, как и некоторые другие: дети с нарушением зрения (в частности со сходящимся косоглазием и низкой остротой зрения) работают на наклонных досках и при наклоне происходит фиксация деталей. 
«Сенсорная радуга»:
развивает способности глаза различать цветовое разнообразие окружающего мира, закреплению последовательности расположения цветов радуги. Формирует пространственные отношения: справа, слева, вверху, внизу, на, над, под. Развивает мелкую моторику рук, зрительно – моторную 4
координацию (в застегивании пуговиц, кнопок, шнуровки, завязывании бантика). Работаем над пространственными понятиями: «Где расположено солнышко?» (в левом верхнем углу) , «Где сидит птичка?» ( на радуге ), «Где летит аист?» (в левом нижнем углу), «Сколько туч на небе?», «Где они расположены?» (над радугой, под радугой, справа от радуги). Тётя лошадь отправилась на цветочную полянку. А полянка пустая.
Дидактическая игра «Цветочная поляна»:
на соотнесение по цвету, оттенкам, развитие тактильной чувствительности, слухового восприятия. Варианты: 
«Собери цветок по цвету пуговки».

«Собери цветы по оттенкам».

«Найди пару на ощупь».

«Найди пару на слух».

Дидактическая игра

«Цветик-семицветик»:
на развитие умений детей составлять цветок в последовательности цветов радуги, соотносить цвет лепестка с цветом липучки. С помощью дополнительных лепестков составлять цветовой ряд по насыщенности цвета, умение различать цветовые оттенки, например: зеленый цвет, темно - зеленый, светло – зеленый. Учит детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета. Развивает цветовую чувствительность глаз, прослеживающую функцию глаз. Побежала мышка-мать, Стала Свинку в няньки звать…
Проблемная ситуация
: тётя Свинка устала валяться в грязи. 5

Дидактическая игра «Собери коврик для

свинки»:
учим составлять фигуры по схеме, соблюдая правила, развиваем мышление, ориентировку на микроплощади, закрепляем цветовые представления, развиваем зрительное внимание, анализирующее восприятие.
Дидактическая игра «Угощения для свинки»:
на развитие тактильного восприятия, соотнесение контура с предметом. Стала думать мышка-мать: Надо курицу позвать…
Проблемная ситуация
: тётя Курица живет на птичьем дворе с разными птицами и никак не может найти свою кормушку.
Дидактическая игра «Накорми курочку»:
на развитие мелкой моторики, зрительно-моторную координацию, соотнесение по цвету, форме предмета. Побежала мышка-мать, Стала щуку в няньки звать…
Проблемная ситуация
: открывает щука рот и не слышно, что поет. У этой рыбы совсем нет друзей, но у нее есть волшебный колокольчик, с помощью которого она мечтает их найти.
Дидактическая игра «Где звенит

колокольчик?»:
на развитие слухового восприятия; ориентировку в пространстве «от себе». 6

Коммуникативная игра «Передай колокольчик соседу»:
на установление контакта с помощью речевых и неречевых средств общения.
Коммуникативная игра «Покажи героев

сказки»:
отработка выразительных движений лица и тела.
Дидактическая игра «Собери друзей»:
на развитие мелкой моторики. Побежала мышка-мать, Стала кошку в няньки звать…
Проблемная ситуация
: тётя Кошка потеряла свою шубку.
Дидактическая игра «Кошкина

шубка»:
на р азвитие сенсорных представлений о цвете. Упражняет в различении цветов по насыщенности, в составлении цветового ряда по образцу. Развивает зрительно-моторную координацию. Прибежала мышка – мать…
Проблемная ситуация
: мама-мышка успела спасти своего мышонка от хитрой кошки. Мышонок за время, пока мама-мышка искала ему няньку, очень проголодался.
Дидактическая игра «Накорми

мышонка»:
на развитие прослеживающей функции глаз, моторной координации, взаимодействие «глаз-рука». 7

В конце игры подводим итоги игры. Даем самооценку действиям через

вопросы:
- Каких героев вы встретили? - Как вы им помогали? - Какие задания вам больше всего понравились? -Какие задания показались самыми трудными? - Как вы считаете, кто из ребят лучше всех справился с заданиями? - Почему с мышонком произошла такая история? Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д. Итак, все приведенные игры направлены на формирование у слабовидящих детей среднего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной деятельности и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, эти игры могут быть использованы для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни. Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует: - успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС; - созданию в образовательной деятельности с воспитанниками благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; - накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. 8
Литература: 1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с. 2. С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». 9