"Проблемы хранения и утилизации твердых бытовых отходов в г. Сургуте"

Автор: Иванова Ольга Игоревна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проблемы хранения и утилизации твердых бытовых отходов в г. Сургуте"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Проблемы хранения и утилизации

твердых бытовых отходов в г. Сургуте
Иванова Ольга Игоревна, учитель географии МБОУ СОШ № 6 2015 год
2
Введение

.
Проблема твердых бытовых отходов и несанкционированных свалок, становится все актуальней в наш 21 век, век современной цивилизации, развития науки и техники. Проблема отходов является глобальной и принимает все более широкое распространение. Особенно трудной проблемой являются твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые представляют собой крайне нестабильную неконтролируемую смесь бумаги, картона, пищевых остатков, пластмассы, резины, стекла, строительного мусора, металлов, батареек и другого. Предварительная сортировка ТБО городским населением и коммунальными службами в России практически не проводится. Механическая сортировка ТБО технически сложна и пока не находит широкого применения. Прямая переработка или сжигание огромных количеств отходов технически весьма проблематична, экологически опасна и экономически неэффективна. Поэтому потребуется неотложное решение проблемы ТБО при обеспечении наиболее экономически и экологически эффективного их использования и переработки с получением полезной продукции. Проблемы отходов и несанкционированных свалок, становится все более
актуальной
в наше время, век современной цивилизации, развития науки и техники. Проблема отходов является глобальной и принимает все более широкое распространение.
Целью
данной работы является изучение современного состояния проблемы ТБО и несанкционированных мест размещения отходов в городе Сургуте. Для раскрытия поставленной цели решались следующие задачи : - проанализировать ситуацию с ТБО в городе Сургуте - выявить места локализации неорганизованного складирования отходов, в наиболее типичных районах города; - рассмотреть виды ТБО и определить морфологический состав отходов - разработать практические рекомендации по минимализации отрицательного воздействия на окружающую среду.
Объектом исследования
является современное состояние мест размещения отходов. В рабате впервые показаны сравнительные таблицы по составу отходов.
Предметом исследования
является воздействие твердых бытовых отходов на природную среду города, современное изменение и оценка сложившейся ситуации.
Методы исследования.
При работе над темой исследования нами предварительно была изучена литература, касающаяся твердых бытовых отходов (ТБО) и влияние ТБО на окружающую среду. На камеральном этапе использовали в основном эмпирические - практические методы. В течение двух лет автором исследовалась территория города на
3 места несанкционированного размещения отходов, проводили графический и картографический анализ с помощью программного пакета. Математическая обработка результатов производилась с помощью программного пакета Excel 2010.
1.1.

Классификация и виды отходов производства и потребления
Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор ) — предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор(небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором. Твёрдые бытовые отходы представляют собой сложную гетерогенную смесь. По морфологическому признаку ТБО в настоящее время состоит из следующих компонентов : Биологические отходы:  Кости  Пищевые и растительные отходы (помои, отбросы) Синтетические отходы:  Целлюлозной переработки: Бумага — газеты, журналы, упаковочные материалы, Древесина  Нефтепродукты: Пластмассы,Текстиль, Кожа, резина  Различные металлы (цветные и чёрные)  Стекло  Смёт Фракционный состав ТБО (массовое содержание компонентов, проходящих через сита с ячейками разного размера) сказывается как на сборе и транспортировке отходов, так и на технологии их последующей переработки, сортировки. Химический состав ТБО необходим для определения качества получаемого при переработке ТБО компоста или биогаза.[7] Состав ТБО отличается в разных странах, городах. Он зависит от многих факторов, включая благосостояние населения, климат и благоустройство. На состав мусора существенно влияет система сбора в городе стеклотары, макулатуры и т. д. Он может меняться в зависимости от сезона, погодных условий. Так на осень приходится увеличение количества пищевых отходов, что связано с большим употреблением овощей и фруктов в рационе питания. А зимой и весной сокращается содержание мелкого отсева (уличного смета). С течением времени состав ТБО несколько меняется. Увеличивается доля бумаги и полимерных материалов. А с переходом на централизованное теплоснабжение практически исчезает в ТБО уголь и шлак. До 2000 года в России действовала Федеральной целевой программы "Отходы". Целями и задачами программы являлись концентрация финансовых, материально- технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами; создание нормативной и технологической базы
4 для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот; организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; создание системы управления обращением с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов; реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего их тиражирования в целях решения проблемы накопленных в стране отходов. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год. В настоящее время эта программа уже не действует. До 2002 года действовала также целевая программа "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов". С наступлением 2003 года действие этой программы также закончилось. [5] Отходы – это непригодные для производства определенной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации. Базельская конвенция устанавливает, что «отходы» представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. Важным нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 22 августа 2004 г.). Отходы производства и потребления (далее – отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В этом же законе, в той же статье 1, дается определение : опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Согласно постановлению СанПина отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные, 2 класс - высоко опасные, 3 класс - умеренно опасные, 4 класс - мало опасные. При этом, определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с правилами аккредитованными для данного вида работ организациями. Класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.
5 Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально. Отнесение отхода к 4 классу опасности (мало опасные) может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода. Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Относительное содержание каждого компонента в общей массе отхода Ci (в %) должно представлять собой верхнюю границу содержания данного компонента в общей массе отхода, т.е. соответствовать термину "не более". Сумма величин Ci для всех компонентов, из которых состоит отход, должна быть близка к 100%, но не менее 95%. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник). Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. Проблема твердых бытовых отходов (ТБО), образующихся в городах, является одной из наиболее важных и сложных. Ее значение заключается в многообразии и всевозрастающем влиянии ТБО на санитарно-гигиеническое состояние городов и других населенных пунктов, их эстетическом облике, а также в серьезных социально- экономических и экологических последствиях, связанных с выбором средств и методов ее разрешения 1 . Еще одну серьезную проблему представляет стремление многочисленных зарубежных фирм превратить Россию в промышленную зону грязных технологий, в полигон для испытаний сомнительной биотехнической продукции, в мировую свалку бытовых и технических отходов. [4]
1.2.Понятия и классификация мест размещения отходов
Места размещения отходов подразделяются на «санкционированные» и «несанкционированные».
Санкционированные свалки
- разрешенные органами исполнительной власти на местах территории для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28- 85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП (Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации) [ ]. 1
6
Несанкционированная свалка мусора
- самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО (твердых бытовых отходов), отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц (Словарь экологических терминов и определений, 2010 год) Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.08.2011г.№610 утвержден План комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории субъектов Российской Федерации. По данным Росприроднадзора ,в России ежегодно в результате жизнедеятельности населения образуется 35-40 млн.т. ТБО (200 млн.м 3 ), что составляет около 10% от всего ежегодно образующихся отходов. Только 4-5% указанного объема вовлекаются в переработку, оставшаяся часть размещается на полигонах ТБО, санкционированных и несанкционированных свалках. Несанкционированные свалки можно классифицировать по следующим признакам: 1) По характеру отходов: бытовые, строительные и смешанные; 2) По размерам занимаемой площади и обьему вмещаемых отходов: малые, средние и крупные; 3) По конфигурации: сосредоточенные и рассредоточенные, различаются конфигурацией в плане и др.
Несанкционированные места размещения отходов
– это территории, не предназначенные для размещения отходов. Размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, парковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекрационных путях, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (например, на берегах водохранилищ и в зонах периодического затопления, на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактиных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Кроме того, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.[6] Места несанкционированного размещения ТБО – это свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации ( лицензии – в части деятельности по размещению отходов 1-4 классов опасности), а так
7 же захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в не предназначенных для их размещения места. Существуют и другие взаимосвязанные ее аспекты, которые сегодня делают данную проблему актуальной: 1) Объем ТБО увеличивается как в абсолютных величинах, так и на душу населения при отсутствии достоверной информации; 2) Соства ТБО резко изменился в сторону увеличения доли опасных для окружающей среды компонентов; 3) Экономика: стоимость рециклинга и сжигание отходов намного дороже их размещения на свалках. Отсутствуют стимулы к селективному сбору отходов у населения; 4) Финансирование характеризуется нехваткой средств у муниципальных властей на ликвидацию салок или приведение их в соответствие с требованиями соответствующего законодательства РФ; 5) Охрана окружающей среды: не везде действуют нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Не выполняются экологические требования к проектированию полигонов. Состояние мест размещения отходов не влияет на плату за размещение отходов; 6) Отношение населения к загрязнителям окружающей среды, в частности к свалкам ТБО и мусоросжзигающими заводам, стало очень негативным; 7) Законы: наблюдается путаница в терминологии. Действуют устаревшие нормативные и законодательные акты, разрабатываются и принимаются документы, законодательно только поднимающие проблему.
8 КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.

Физико-географическое особенности района исследования
Рис.1. Несанкционированные места размещения отходов в городе Сургуте
9 В результате обследования территории за 2014 - 2015 гг были обнаружены 8 несанкционированные свалки отходов. Полученные результаты говорят о действительно реальной проблеме в городе Сургуте, связанной с несанкционированными свалками мусора. Они представляют собой угрозу для здоровья жителей, так как находятся в значительной близости к жилому сектору. Местами образования несанкционированных свалок являются: бесхозные территории в поймах рек и проток, территории городских лесов, земли промышленных районов, территории временных поселков и дачных участков. Несанкционированные места размещения отходов нами выявлено в районе Заячьего острова, на 5-м километре восточной дороги, со стороны Аэропорта. Крупная свалка на территории дачного участка Лесное -52 , и по ул. Сосновой (п. Черный Мыс) . По сравнению с 2014 годом, количество мест размещения несанкционированных отходов становится все больше ( рис. 2).
Object 3
Рис.2. Количество выявленных несанкционированных мест размещения отходов за 2014-2015 гг Исследуя состав отходов, мы составили каталог отходов за 2014-2015 год (табл. 1.,2). И Весь мусор мы подразделили на три вида: бытовой, промышленный и строительный. Бытовой мусор присутствует на всех свалках. В его составе были обнаружены: полиэтилен, пластиковые бутылки, битое стекло, пластмасса, бумажные
10 отходы, металлические и тряпичные отходы. Многие свалки содержали и строительный мусор: битый кирпич, остатки бетона, остатки шифера, трубы, рубероид, опил. Реже можно было увидеть промышленные отходы такие, как используемые шины, шлак, зола. Шлак и зола в “Системе классификации и кодирования отходов” отнесены к промышленным отходам (5). Используя общепринятую классификацию, мы оставили эти вещества в группе промышленных отходов, хотя по происхождению их скорее можно было бы отнести к бытовым. В нашем случае и шлак и зола – остатки дров и угля, которыми топят печи в неблагоустроенных домах или остатки сжигаемого растительного мусора. Сейчас на многих улицах города красуются такие свалки. Например, одна из них — в любимом многими сургутянами парке «За Саймой». Глядя на это, трудно представить, что всего полторы недели назад здесь был субботник. Причём как бы ни старались коммунальщики и городские власти, подобных мест с каждым годом меньше не становится. Что в этом, что в прошлом году их насчитывается порядка 60. Город растет, потребности у населения растут, соответственно, увеличивается количество предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей. Таким образом полностью исключить этот факт нельзя, Периодически, конечно, эти свалки убирают, но с завидным постоянством кучи мусора вырастают вновь. И это несмотря на то, что комитету природопользования и экологии ежегодно на эти цели из бюджета выделяется порядка полутора миллионов рублей. Чиновники уверяют — бороться с мусором в городе хоть как-то удается, а вот отследить всё, что происходит за его чертой, практически невозможно.
Таблица 1. Отходы, преобладающий на

свалках за 2014 год
Состав мусора Частный сектор Количество свалок % Количество I. Бытовой мусор: 1 полиэтилен 9 33.3 6 2 пластиковые бутылки 11 40.7 8 3 битое стекло 11 40.7 8
11 4 пластмасса 5 18.5 5 бумажные отходы 4 14.8 6 остатки животных 2 7.4 7 растительные отходы 11 40.7 8 металлические отходы 8 29.6 9 тряпичные отходы 5 18.5 II. Промышленный мусор: 1 шлак 4 14.8 2 зола 3 11.1 3 использованные шины 6 22.2 III. Строительный мусор 1 битый кирпич 9 33.3 2 остатки бетона 4 14.8 3 остатки шифера 5 18.5 4 трубы 4 14.8
Таблица 2. Отходы, преобладающий на

свалках за 2015 год
Состав мусора Частный сектор Городские застройки Количество свалок % Количество свалок I. Бытовой мусор: 1 полиэтилен 9 41, 2 6 2 пластиковые бутылки 11 45 8 3 битое стекло 11 50 8 4 пластмасса 5 25, 3 4 5 бумажные отходы 4 18, 6 5 6 остатки животных 2 5,6 1 7 растительные отходы 11 42 5 8 металлические отходы 8 33, 2 7 9 тряпичные отходы 5 18, 9 2 II. Промышленный мусор:
12 1 шлак 4 15, 1 2 зола 3 11 3 использованные шины 6 35, 8 III. Строительный мусор 1 битый кирпич 9 38, 7 3 2 остатки бетона 4 22 3 3 остатки шифера 5 19 2 4 трубы 4 25 0
Object 5
Рис. 3. Качественный состав отходов в районе исследования 2014 год
13
Object 7
Рис. 4. Качественный состав отходов в районе исследования 2015 год Анализируя графики, можно сделать такие выводы: что, среди бытового мусора в 2014 -2015гг, в частном, и в благоустроенном секторе чаще всего встречались пластиковые бутылки, битое стекло, растительные отходы; полиэтилен; 70% свалок содержали металлический мусор (консервные банки, металлическая посуда, остатки бытовой и радиоаппаратуры, корпуса машин) и пластмассу . Из промышленного мусора в большинстве свалок были обнаружены старые шины и зола. Битый кирпич и остатки шифера встречались в большинстве свалок среди частных домов, а хозяева строящихся гаражей и расширяющихся квартир, расположенных на втором маршруте. В процентном соотношении в 2015 году все показатели выросли по сравнению с 2014 годом. Как и в 2014 году в частном секторе отмечено большее количество несанкционированных свалок по сравнению с территорией городских застроек; 2 - в городе наблюдается расширение сети несанкционированных свалок; 3 - наиболее распространёнными местами свалок являются: овраги, обочины дорог, пустыри; 4 - в составе свалок большую долю занимают отходы, имеющие большой срок разложения в природной среде (стекло, полиэтилен, пластиковые бутылки); 5 - свалки изменяют состав растительности и животного мира за счёт синантропных и рудеральных видов; 6 - основными причинами образования несанкционированных свалок являются низкая экологическая культура населения; слабая организация работы коммунальных служб, промышленных и прочих организаций по вывозке мусора и благоустройству города; а также слабый контроль со стороны администрации города за выполнением правил утилизации промышленных и бытовых отходов.
Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления является одной из наиболее серьезных экологических проблем города. Захоронение бытовых отходов производится на полигонах ТБО в г. Сургуте. Рассмотрим причины образования свалок. Нехватка мусорных баков - она очевидна. Естественно, что вряд ли кто-нибудь будет искать мусорный бак, расположенный в радиусе более 200 метров. Но даже, если контейнер есть, но он постоянно переполнен мусором, жителям ничего не остаётся, как выбрасывать его рядом, что мы, и наблюдали около обнаруженных баков. С другой стороны, винить в сложившейся ситуации только службы благоустройства города тоже нельзя. То есть в этом районе при желании всегда можно найти место, куда выбросить бытовые отходы. Кроме того, большое количество строительного мусора около дорог свидетельствует о том, что в городе отсутствует контроль за выполнением правил утилизации промышленных и бытовых отходов. Тревожит тенденция к увеличению размеров старых свалок и появлению новых, в составе которых преобладают отходы, не разлагающиеся или имеющие большой срок разложения в природной среде. К таким отходам относятся полиэтилен, стекло, металл и т.д ( рис.5).
Object 9
Рис.5. Соотношение количества выявленных свалок ТБО Свалки являются убежищем для бездомных и синантропных животных, которые, как правило, являются распространителями опасных инфекционных заболеваний: чума, тиф, холера, бешенство. По результатам выполненной работы мы можем сделать следующие выводы: 1. в частном секторе отмечено большее количество несанкционированных свалок по сравнению с территорией городских застроек; 2. в городе наблюдается расширение сети несанкционированных свалок; 3. наиболее распространёнными местами свалок являются: лес , обочины дорог, пустыри;
4. в составе свалок большую долю занимают отходы, имеющие большой срок разложения в природной среде (стекло, полиэтилен, пластиковые бутылки); 5. свалки изменяют состав растительности и животного мира за счёт синантропных и рудеральных видов; 6. основными причинами образования несанкционированных свалок являются низкая экологическая культура населения; слабая организация работы коммунальных служб, промышленных и прочих организаций по вывозке мусора и благоустройству города; а также слабый контроль со стороны администрации города за выполнением правил утилизации промышленных и бытовых отходов. Практические рекомендации по снижению несанкционированных мест размещения отходов. Учитывая неблагоприятную экологическую ситуацию в республике санитарного состояния города и основываясь на результатах нашего исследования, мы предлагаем: • создать специально оборудованные площадки, на которых разместить контейнеры для сбора мусора; • создать экономически выгодные условия для появления организаций, занимающихся сбором, сортировкой и рециклизацией отходов; • возродить старую систему ответственности каждого предприятия, учреждения, организации за состояние распределённых территорий; • усилить контроль за выполнением правил санитарного состояния и благоустройства города; • обратить внимание общества и органов местной власти на проблему несанкционированных свалок через средства массовой информации. Основной проблемой в сфере ликвидации несанкционированных свалок, по словам заместителя начальника управления по природопользованию и экологии Администрации города Сургута, - является процесс их возобновляемости в местах, где доступен проезд транспортных средств. Возобновляемость свалок связана с увеличением объемов потребления товаров и услуг и, как следствие, увеличением объемов образующихся отходов, увеличением числа субъектов предпринимательства, либерализацией законодательства в отношении данных субъектов, исключением из полномочий органов местного самоуправления муниципального экологического контроля, нежеланием недобросовестных предпринимателей, юридических и физических лиц осуществлять вывоз и утилизацию своих отходов на специализированный полигон ТБО. Если эти лица юридические — штраф составляет до 20 000 рублей, если же обычные жители города — то до 5 000. Правда, как показывает практика, такие санкции мало кого пугают. И похоже, сегодня единственное, на что остаётся уповать чиновникам,
это сознательность сургутян. Только вот ждать появления этой самой сознательности можно очень долго. И повлиять на процесс можно одним способом — увеличить размер штрафов в разы. Тогда, глядишь, и менталитет изменится.
Заключение

Несанкционированные места размещения отходов в системе экологического мониторинга занимают место источников воздействия на все компоненты окружающей среды. Важной особенностью этого источника загрязнения окружающей среды является его пространственная и временная изменчивость, как по объему, так и по составу . При изучении местоположения отходов относительно техногенных объектов установлено, что чаще свалки встречаются у транзитных транспортных путей (шоссе, железная дорога и т.п.), гаражей, в местах проживания людей (частный сектор городов, садоводческие товарищества, отдаленные населенные пункты и т.п.). Вещественный состав стихийных свалок однообразен и представлен в основном, отходами потребления в виде бытового мусора, отходов автотранспорта, строительными отходами. Отходы являются опасными источниками загрязнения окружающей среды, в первую очередь они воздействуют на почвы, поверхностные и подземные воды и животный и растительный мир. Наибольшую опасность представляют собой свалки расположенные в водоохранных зонах водоемов, поймах рек, пониженных частях рельефа (овраги, балки), в местах расположения скважин питьевого назначения, на сельскохозяйственных полях. Свалка отходов, в местах не предназначенных для этого, уродует облик города, угрожает экологической обстановке и влияет на здоровье жителей. Недостаточность работы, направленной на повышение уровня экологической культуры населения, и пока еще, недостаточная освещенность вопроса в средствах массовой информации затрудняют выполнение задач по решению проблем, связанных с несанкционированными свалками. Не секрет, что практически любая лесная дорожка или тропинка, по которой способен проехать небольшой грузовой автомобиль, заканчивается кучей мусора. При этом, в составе мусора преобладают полимерные материалы, не способные к природному саморазложению на протяжении десятков и даже сотен лет. Количество этих свалок и их масштаб имеют тенденцию к интенсивному росту. Так как несанкционированные места отходов в основном находятся вблизи населенных пунктов, садоводческих товариществ. Поэтому в первую очередь они наносят вред людям. Не говоря о том, что прилегающие окрестности усыпаны мусором разносимым ветром. В настоящее время разрабатываются все новые законодательные и нормативные документы, к предприятиям предъявляются все более возрастающие требования, размеры платежей за отходы неизменно увеличиваются, расходы на борьбу с отходами в муниципальных бюджетах растут. Для решения проблем, связанных с появлениями несанкционированных мест размещения отходов, необходимо пойти на определенные
затраты. При наличии нормативных документов в муниципальном бюджете предусмотрены средства на эти цели. Необходимо пересмотреть распределение доходов, получаемых в виде платежей за загрязнение окружающей среды. Определенное значение имеет социальная реклама правил, призывающая не загрязнять природу. Необходимо воспитать в людях культуру по соблюдению чистоты и порядка. В решении этой проблемы должны участвовать все институты государства и гражданское общество. Полученные результаты вызывают тревогу относительно экологического состояния города. Большое количество свалок на небольших по протяженности маршрутах сигнализирует о проблемах, связанных с организацией работ по благоустройству города, о низком уровне экологической и гигиенической культуры населения, об отсутствии контроля за выполнением законодательной базы, заставляющей нести ответственность за выбрасывание мусора в непредусмотренных для этого местах.
Список использованной литературы


1.
Бурцева Н.Н. Муниципальные свалки в России: разрешение проблем// Твердые бытовые отходы. - 2013. -№1. С.20-24
2.
Ветошкина Л.П.,Синькова Н.В. Управление отходами. Генеральные схемы очистки населенных пунктов// Твердые бытовые отходы. – 2014. - №1. С.16-19
3.
Гарин В.М., Хвостиков А.Г. Пути ликвидации твердых отходов // Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.4 (междунар.) / Рост.-на-Дону гос. акад. с.-х. машиностроения. - Ростов-н/Д, 2000.
4.
Ильиных Г.В., Коротаев В. Н., Слюсарь Н.Н. Морфологический состав отходов: основные тенденции изменения //Твердые бытовые отходы. – 2011. - №8.
5.
Ималитдинов В.А. Совершенствование систем обращения с отходами// Твердые бытовые отходы. – 2011. -№2 с.42-46
6.
Качина М.А., Уланова О.В. Оценка ресурсного потенциала отходов// Твердые бытовые отходы. – 2012. - №10.с.46-52
7.
Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации:утв. Постановлением коллегии Госстроя России от 22 декабря 1999г. – МДС 13-8-2000
8.
.Концепция развития рынка вторичных ресурсов// Экономическая безопасность.Технологии города.Управление отходами. – М.,2004.№1
9.
Круглый стол по вопросам обращения с отходами и несанкционированных свалок [Электронный ресурс] – Режим доступа:
10.
Система управления отходами в России. Анализ, проблемы, решение." [Электронный ресурс] – Режим доступа: