"Развитие речевой компетенции обучающихся начальной школы в аудировании на уроках английского языка"

Автор: Черняускас Анастасия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ 31
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Развитие речевой компетенции обучающихся начальной школы в аудировании на уроках английского языка"
Дата публикации: 11.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие речевой компетенции обучающихся начальной школы в

аудировании на уроках английского языка

(
На примере УМК «Английский в фокусе» для 2-4 классов авторов Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванса) В современных условиях обучение иностранному языку начинается со второго класса, то есть с начального этапа обучения. Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами языка (говорение), читать, т.е. понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, а также писать, т.е. научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, или уметь письменно излагать свои мысли [5]. Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении [5]. Тема аудирования является одной из самых актуальных тем в методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Аудирование является сложной рецептивной мыслительно- мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [3]. Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные
операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и т. д. В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различаются два
вида
аудирования: аудирование с полным пониманием и аудирование с пониманием основного содержания текста [1]. Объектом
проверки
аудирования является уровень сформированности речевых навыков и умений при восприятии иноязычного текста на слух. Применительно к аудированию, государственный образовательный стандарт по иностранному языку на начальном этапе подразумевает, что обучение имеет следующее содержание: - понимать на слух речь учителя по ведению урока, связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова, высказывания одноклассников; - понимать основную информацию услышанного (небольшие тексты, сообщения); - извлекать конкретную информацию услышанного; - вербально или невербально реагировать на услышанное; - понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни); - использовать контекстуальную или языковую догадку; - не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста[6]. Для создания мотивации и потребности в аудировании как познании нового о языке и мире, как активном участии в общении, важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, не говоря уже о том, что она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.
В начальной школе обычно используют следующие виды аудиотекстов [4]: - фольклорные тексты (песни, стихи, потешки, рифмовки и др.) - фабульные тексты сообщения (краткие диалоги, рассказы, описание, сообщения, события). Обучение аудированию возможно проводить и без использования технических средств (с голоса учителя), однако упражнения с применением звуковоспроизводящих технических средств должна занимать ведущее место среди всей подсистемы аудитивных упражнений, т.к. слушание с аудионосителя развивает навыки восприятия иноязычной речи намного лучше, чем речь учителя. Проанализируем учебник Учебно-методический комплект (УМК)« Spotlight 2-4», или «Английский в фокусе» авторов Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванса для обучающихся 2–4 классов с точки зрения развития аудитивных навыков. Комплект создан на основе примерных программ по иностранным языкам с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является его отличительной особенностью. Знания и навыки обучающихся, работающих по УМК «Английский в фокусе», по окончании начальной школы соотносятся с общеевропейским уровнем А1 в области изучения английского языка. УМК состоит из учебника, рабочей тетради, сборника упражнений, языкового портфеля, аудио CD для работы в классе, а также дома, видео и др. Наибольший учебно-воспитательный эффект достигается при комплексном использовании всех перечисленных средств обучения. Учебник имеет модульную структуру: 1 модуль приравнен к одной теме, 1 тема равна двум микротемам, 1 микротема занимает 2 урока. 1 урок представлен на одном развороте учебника.
Учебник имеет четкую структуру и последовательность упражнений модуля: • Введение языкового материала (Прослушивание нового материала с помощью учителя и звукового носителя, а также многократное его повторение) • Отработка новых структур в диалоге Chit-Chat • Прослушивание, чтение и драматизация сюжетного диалога • Отработка и закрепление лексики и структур в различных упражнениях, песнях, рифмовках, играх[2]. В учебнике уделяется большое внимание аудированию. Обучающиеся регулярно работают с аудиозаписями на уроке и дома. Прослушивание речи носителей языка способствует формированию адекватного произношения. Слушая и повторяя за носителями языка (а это еще и их любимые герои Ларри, Лулу, няня и обезьянка Чаклз), обучающиеся имитируют их интонации и звуки и легко усваивают ритмико-интонационные особенности английской речи. Приведем примеры заданий на аудирование из названного УМК:  Прослушать диалог/полилог, потом прочитать его: - Look! It’s Mum and Dad! - Oh, good! - Hello, Larry! This is your little sister Betsy и т.д.;  Прослушать предложения и повторить их, потом ответить на вопросы: - This is Lulu Shine. This is her grandmother Meg. This is her grandfather Harry. This is her mother Sara. This is her father Peter. - Who is Meg – Her grandmother и т.д. ;  Прослушать рассказ/песенку и установить/подчеркнуть соответствия, потом прочитать/спеть вместе с рассказчиком: - Look at me and my family tree Grandma and Grandpa, you see Mum and Dad, Big brother and me,
And our new Little sister, Betsy![2] Из предложенных примеров видно, что процессу аудирования в изучении английского языка учащимися начальной школы придается большое значение, что положительно влияет на развитие речевой компетенции учащихся начальной школы при изучении английского языка в начальной школе. Учебник английского языка « Spotlight» авторов Н.И. Быковой, Д.Дули, М.Д. Поспеловой, В.Эванс для учащихся 2-4 классов - формирует способность различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка; - формирует способность различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз; - способствует восприятию и пониманию учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; - способствует пониманию небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). 1. Бим И.Л. Аттестационные требования к владению иностранными языками, учащимися к концу базового курса [Текст] / И.Л. Бим. Иностранные языки в школе. – 1984, №5. С. 24-25 2. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Spotlight 2 (Английский в фокусе). Учебник для 2 класса [Текст] / Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс. М, Просвещение, 2011 – 152 с. 3. Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. [Текст] / Г.И. Воронина, И.В. Карелина. М: Просвещение,2002 – 311 с.
4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. М: Высшая школа, 1982 – 468 с. 5. Островский Б.С. Обучение устной речи на факультативных занятиях в 8 классе [Текст] / Б.С. Островский. Иностранные языки в школе. 1987. № 2 - с. 47-48. 6. Стандарт начального общего образования по иностранному языку [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ