"Дикие животные нашего края: медведь"

Автор: Мехоношина Наталья Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Сивинская школа-интернат"
Населённый пункт: село Сива, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дикие животные нашего края: медведь"
Дата публикации: 11.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок развития речи (3 класс)учитель -Мехоношина (Деменева) Наталья Викторовна. ТЕМА: Дикие животные нашего края – Медведь. ЦЕЛЬ: 1.Уточнить знания о представителе диких животных – медведе; отрабатывать умение составлять описание животного по плану; расширить словарь имен прилагательных. 2.Развивать внимание, зрительную память (игра «Фотограф), логическое мышление на основе упражнения в классификации. 3.Развивать общую моторику и координацию движений через упражнение имитирующее поведение животных. 4.Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе, через ценное восприятие живого мира. ХОД: Организационный момент. 1. На какой урок вы пришли? Чему учимся на уроках развития речи? 2. Логопедическая минутка. Выразительной речь бывает ,если человек умеет передавать разные чувства. Предлагаю вам выразить мимикой (выражением лица) страх, удивление, радость. 3. Продолжаем зарядкой для языка. Упражнения: 1. Улыбка, трубочка, рупор. 2. Лопаточка, чашечка, желобок. 3. Грибок, лошадка. Вспомните, пожалуйста, гласные буквы. Индивидуальная работа. – Над каким звуком работает Света? 4. Какое время года за окном? - Как изменится жизнь животных с приходом весны? ВЫВОД: Животным нелегко живется в лесу, пока не растаял снег трудно найти пищу. 5. Чтение слоговой таблицы. -Предлагаю вам посетить лесную школу. Первый нам встречается на тропинке – злой волк, - хитрая лиса Эмоциональный прием Индивидуальная работа (повторение домашнего задания по логопедии) Картина «Весна» Слоговые таблицы Таблицы с изображением животных
-быстрая белка -трусливый заяц (Дети имитируют поведение животных и с интонацией голоса читают слоги) - Прочитайте четко и правильно, пожалуйста, чистоговорку РНА – РНА – РНА – ПРИШЛА ВЕСНА, ЗУ – ЗУ – ЗУ – ПРОСНУТСЯ ЖИВОТНЫЕ В ЛЕСУ. 2. Сообщение темы и цели урока. - Подумайте, кто же это пожаловал к нам на урок? - Прослушайте внимательно о ком мы с вами будем беседовать на уроке. (аудиозапись: рычание медведя) Загадка «ЗИМОЙ СПИТ, ЛЕТОМ УЛЬЯ ВОРОШИТ» 3.- Сегодня на уроке мы познакомимся с дикими животными нашего края медведем………… 4. Игра «Фотограф» -Я предлагаю вам прочитать внимательно слова и запомнить их, они нам будут нужны. Индивидуальная работа: читает Кирилл МЕДВЕДЬ ЛЕС БЕРЛОГА БУРЫЙ МЁД - Сколько всего слов? 5. Упражнение на логическое мышление. -Посмотрите внимательно, какое слово относится к картинке? Почему? МЕДВЕДЬ МЕДВЕЖОНОК - ЧТО они обозначают? - Какое слово является словарным? -На каком уроке мы с ним знакомились? - Составьте красивое предложение. Чистоговорка Интерес Похвала, визуальный прием, внимание, зрительная память Логический прием. Таблица со словами Слайд «медведь» Связь с русским языком
6. Словарная работа. Прочитайте следующие слова. Что они обозначают? ВСЕЯДНЫЙ - может есть всякую пищу. (а еще он очень любит муравьев, запускает лапу в муравейник и долго ее обсасывает и облизывает). АГРЕССИВНЫЙ – опасное хищное животное, нападает, если чувствует опасность. 7. Упражнения в классификации. - Посмотрите внимательно, определите какое животное лишнее? -Почему? Индивидуальная работа: слабые учащиеся. Как можно назвать одним словом этих животных? - Почему? ВЫВОД: В лесу дикие животные заботятся о себе сами, а о домашних животных заботится человек. Подготовка к рассказу. - Что вы знаете о медведе? - Как называется его дом в лесу? - Как изменится жизнь медведя с приходом весны? - Я предлагаю вам ребята посмотреть, как медведь добывает себе пищу (просмотр видеофильма; как медведь ловит рыбу) 9.Физкультминутка. - Ребята, чтобы вы были здоровыми, не заболели простудой, предлагаю вам отдохнуть и вспомнить, как медведь добывает мед. (дети выполняют ритмичные движения и приговаривают стихотворение) МЕДВЕДЬ ПО ЛЕСУ БРОДИТ, ОТ ДУБА К ДУБУ ХОДИТ. НАХОДИТ В ДУПЛАХ МЕД Слайд со словами Логическое мышление Индивидуальная работа Интерес Визуальный прием. Эмоциональное восприятие. Рассказ о медведе учителем (дополнительные сведения) Упражнения на координацию движений. Дети имитируют
И В РОТ К СЕБЕ КЛАДЕТ. ОБЛИЗЫВАЕТ ЛАПУ СЛАСТЕНА КОСОЛАПЫЙ. А ПЧЕЛЫ НАЛЕТАЮТ, МЕДВЕДЯ ПРОГОНЯЮТ. А ПЧЕЛЫ ЖАЛЯТ МИШКУ: - НЕ ЕШЬ НАШ МЕД, ВОРИШКА! БРЕДЕТ ЛЕСНОЙ ДОРОГОЙ МЕДВЕДЬ В СВОЮ БЕРЛОГУ, ЛОЖИТСЯ, ЗАСЫПАЕТ, И ПЧЕЛОК ВСПОМИНАЕТ. 10. Игра «Чудесный мешочек» - Закройте глазки, попробуйте по запаху определить, что там лежит (бочонки с малиной, медом). Составление рассказа о медведе. План рассказа. Вспомните знакомый нам план рассказа, мы пользовались им на прошлом уроке. - Для составления рассказа, я предлагаю вам воспользоваться словами помощниками ЛАКОМИТСЯ, ОХОТИТСЯ, КОСОЛАПЫЙ, ОСТРЫЕ КОГТИ, ГУСТОЙ МЕХ, ВЫТЯНУТАЯ МОРДА, составьте красивые предложения, используя эти слова. 12.Самостоятельная работа по составлению рассказа. - А сейчас ребята, предлагаю вам самим составить рассказ о медведе. -Представьте, что вы пришли в лес по малину и увидели медведя. -Какое чувство вы испытываете? Составление рассказа. 13. Анализ рассказа. поведение медведя в упражнениях. Музыка. Моторика. Сундучок с бочонками (дети на индивидуальных ложках пробуют на вкус мед и малину). Ощущение вкуса и удовольствия. Слайд с планом рассказа. Расширение словаря Слайд лес. Эмоциональное восприятие Слайд медведь. Визуальный прием.
-Что вам понравилось в рассказе Васи? Димы? - Что бы вы хотели добавить? - Как вы оцениваете рассказ? 14. Закрепление. Тест. - Предлагаю закрепить полученные знания о медведе выполнив тест. - Отметив только те слова, которые относятся к медведю. ПРОВЕРКА. ИТОГ: - Ребята, что нового вы узнали на уроке? - Что вы можете рассказать о медведе другим ребятам? ВЫВОД: МЕДВЕДЬ - ДИКОЕ, ЛЕСНОЕ ЖИВОТНОЕ. - Как вы считаете, вы были внимательными? Предлагаю проверить. Игра «Фотограф» -Сколько слов было? -Сколько вы запомнили? (поднимите пальчики) -У кого больше? Назовите, пожалуйста, слова. -Что изменилось? -Какого слова не было? Наша природа разнообразна и богата. Давайте будем беречь ее и любить. Похвала