"Словарный урок"

Автор: Резникова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Индустриальная СОШ
Населённый пункт: п. Индустриальный, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словарный урок"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ростовская область, Кашарский район, П. Индустриальный Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение Индустриальная средняя общеобразовательная школа
Автор разработки урока
: Резникова Наталья Викторовна
Должность:
учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
МБОУ Индустриальная СОШ
Программа:
УМК «Перспективная начальная школа»
Урок:
русский язык, 4 класс
Тема урока:
«Словарный урок». 2015 год

Цели:
расширение знаний школьников о разных видах словарей. Воспитание любви к родному русскому языку. 
Задачи
: обогащение словарного запаса;  освоение орфоэпических норм;  развитие орфографической зоркости;  совершенствование навыков обращения со справочной литературой. обучение школьников умению пользоваться словарями и применять их, представление о справочной литературе, цели обращения к словарям, обучение работы с ними, структура словарей. Оформление: книжная выставка – «Компас в мире слов» (представлены словари) Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.
Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!
Здравствуйте, ребята!
Актуализация знаний
На очередное занятие Волшебница пригласила Машу и Мишу, которые отправятся с нами в путешествие. - А кто такая Волшебница? Как её зовут?(Анишит Йокоповна, Покой- Тишина) -Волшебница начала заседание клуба словами
Постановка учебной задачи
-Сегодня у нас необычный урок, посвященный знакомству и работе с чем мы узнаете чуть позже. Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на доске) И…ку…ный, а…ея, вел…сипед, св..б..да, д…кабр.., к…стёр, р…кета, д..алог.
Взаимопроверка
Написания словарной работы, проверьте работу друг у друга Что вы заметили при списывании? (Это словарные слова, которые мы изучили).
Постановка учебной задачи
Где я могу найти эти слова? (В словаре, у нас в рабочей тетради) Так какая тема сегодняшнего заседания? ( Работа со словарями)

Учитель
. Что такое словарь, сегодня известно каждому, с помощью словаря можно узнать значение слова, его происхождение, его произношение, написание, или нам нужно перевести это слова на другой язык, во всех этих случаях мы пользуемся самыми разными словарями. В переводе с латинского языка словарь означает «собрание слов». В толковом словаре Д.Н.Ушакова сказано: «Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями». А какие словари знаете вы? (отвечают ребята):  Словарь «Пиши правильно» (орфографический);  Словарь «Обратный словарь» (грамматический);  Словарь «Произноси правильно» (орфоэпический);  Словарь «Устойчивых выражений» (фразеологический словарь) и др.  А ещё существуют следующие словари: - двуязычные (англо-русский, коми-русский и др.); - - толковые (объясняют значение слов); - словарь иностранных слов (слова, пришедшие к нам из других языков); - словарь антонимов (слова противоположные по смыслу); - словарь синонимов (слова одинаковые по смыслу); и другие. Все словари составлены в алфавитном порядке. Сейчас все чаще мы пользуемся словарями в электронном виде. Нужно всего лишь, в окне поиска, набрать нужное слово, и компьютер тут же выдаст разъяснение.
Давайте, ребята, остановимся на одном из самых интересных и старинных словарей. Посмотрите на его объем – это целых четыре тома. А создал этот словарь человек-легенда, который из 71 года своей жизни 50 лет посвятил собиранию слов и пословиц русского языка. Вы догадались о ком речь? Я вам немного помогу. Он написал для вас сказки: «Девочка Снегурочка», «Старик Годовик». Молодцы! Это Владимир Иванович Даль. Невозможно рассказывать о словаре, не сказав о самом В.И. Дале. Жизнь его была очень неспокойной. Он был моряком, хирургом-окулистом, чиновником и писателем, естествоиспытателем и этнографом – изучал жизнь и быт народа. Он объехал русскую землю вдоль и поперек. Участвовал в двух войнах, имел боевые награды. Но где бы он ни был, чем бы не занимался, дело его жизни – собирание слов – всегда было с ним. Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 г. В 1861 г., за первые выпуски «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Даль получил медаль Императорского географического общества и звание почетного академика. Даль радовался: «Спущен на воду мой корабль». Даль был хорошо знаком с А.С. Пушкиным, который часто использовал его пословицы в своих произведениях. Ребята, мы с вами знаем о существовании разных словарей, как вы думаете, как Даль расположил пословицы в собрании «Пословицы русского народа» – в алфавитном порядке или как-то по-другому? Для удобства поиска нужной пословицы он расположил их по темам (180 тетрадей – 180 тем более 30 тысяч пословиц). Ребята, конечно, очень много слов из этого словаря уже не употребляются, на их место пришли современные слова и слова из иностранных языков. Русский язык беднеет. Словарный запас многих людей скуден и ничтожно мал. Ваша задача любить свой язык, чтобы русский язык не терялся, а оставался самым могучим и великим. А для этого нужно много читать. Нельзя обойти вниманием «Толковый словарь» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Это более современный и очень популярный словарь создан в 1949 г., и у многих из вас он есть дома и вы, наверное, им пользуетесь. С.И.Ожегов работал вместе с Д.Н.Ушаковым – создателем «Орфографического словаря» и «Толкового словаря русского языка» в 4-х томах (1935-1940гг.). В словари Ушакова и Ожегова включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Они используются как справочники по русскому языку.
Динамическая пауза.
Проведём музыкальную физминутку. -Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа со словарями. А теперь задание вам, ребята (класс делится на группы по 4 ученика, и на каждую группу выдается задание на карточках. Ребята работают со словарями). 1. Орфографический словарь: Вставьте пропущенные буквы: А…отация б..бл..отека
з..втра сег..дня экск..ватор 2. Толковый словарь: Найдите значение слова «Былина» «ихтиолог» «туш» 3. Фразеологический словарь: Объясните устойчивые выражения: След простыл; глаза на мокром месте; дело в шляпе; 4. Словарь антонимов Подберите слова к антонимам: Радость – Глупость – Злой – Сладкий – 5. Толковый словарь В.И.Даля 6. Найдите значение слов: Перст – Уста – Чело –

Рефлексия деятельности
Завершается работа заседания. Давайте подведём итог всей работе. Учитель задаёт вопросы по уроку.
Подведение итогов
На этом работа заседания завершена. Волшебница благодарит за хорошую работу Машу и Мишу и всех участников сегодняшнего заседания. Вот вы и познакомились с различными видами словарей. Теперь вы понимаете, что словари – очень полезная вещь, и без них вам не обойтись, если вы хотите хорошо знать свой язык. Оцените свою работу на уроке.
Ресурсы:
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 4 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2013. 2. Байкова Т.А. «Русский язык, 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1». - Москва: Академкнига/Учебник, 2014. 3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель» 4. Василенко Т.В. «Толковый словарь для начальных классов». – Москва: «Грамотей»