"Деятельность руководителя физического воспитания ДОУ в свете внедрения ФГОС ДО"

Автор: Курганова Лариса Николаевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Инза
Наименование материала: Программа
Тема: "Деятельность руководителя физического воспитания ДОУ в свете внедрения ФГОС ДО"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


I раздел.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека. Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье. Сущность общеразвивающей и коррекционно-педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности. Существенный вклад в достижении данной цели вносит физическое воспитание детей. Средства физвоспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.
Работа по физвоспитанию осуществляется по следующим

направлениям:
 Сохранение и укрепление здоровья.  Развитие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.  Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам. Физическое воспитание в ДОУ осуществляется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Рабочая программа руководителя физического воспитания разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Она реализуется посредством основной общеобразовательной программы и в соответствии со следующими нормативными документами: - Законом РФ «Об образовании»; - Национальной доктриной образования в РФ; - Концепцией модернизации российского образования; - Концепцией дошкольного воспитания; - СанПиН от 22.июля 2010г.№91 От 20.12. 2010.№164. -НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Система работы по физвоспитанию включает в себя три направления:
 с детьми,  родителями,  педагогами ДОУ.
Занятия физической культурой – основная форма организации физического воспитания дошкольников. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в спортивном зале, 1 раз на воздухе).
Основные цели и задачи
 Обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями.  Рациональная организация двигательной активности детей; развитие двигательных навыков и способностей; формирование правильной осанки.  Создание оздоровительного микроклимата, предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребёнка. Результатом реализации учебной рабочей программы по физическому воспитанию и развитию дошкольников следует считать:  Сформированность у детей интереса к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.  Укрепление здоровья детей.  Сформированность правильной осанки у каждого ребенка.  Сформированность у детей потребности в разных видах двигательной деятельности.  Уменьшение числа простудных и инфекционных заболеваний.

II раздел.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ:

Образовательная область «Физическая культура»

1.1. Цели и задачи психолого-педагогической работы
: Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:  Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).  Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).  Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
1.2. Содержание образовательной области «Физическая культура»:
I. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации). Общеразвивающие упражнения. (Направление образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».) Упражнения в равновесии. (Направление образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».) Броски, ловля, метание. (Направление образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».) II. Накопление и обогащение двигательного опыта детей.  Овладение основными видами движений: ходьба, бег, ползание и лазание, прыжки. (Направление образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».) и автоматизация основных видов движений. (Направление образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».)  Выполнение имитационных движений. (Направление образовательного процесса «Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)  Выполнение упражнений на образное перевоплощение. (Направление образовательного процесса «Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)  Выполнение статических поз. (Направление образовательного процесса «Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)  Имитация движений. (Направление образовательного процесса «Двигательно- экспрессивные способности и навыки».) III. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании  Развивающие подвижные игры. (Направление образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».)
 Подвижные игры с правилами и сигналами. (Направление образовательного процесса «Приобщение к физической культуре».)  Ориентировка в пространстве. (Направление образовательного процесса «Двигательно-экспрессивные способности и навыки».)  Движение под музыку. (Направление образовательного процесса «Двигательно- экспрессивные способности и навыки».)  Танцевальные упражнения. (Направления образовательного процесса «Двигательно-экспрессивные способности и навыки», «Приобщение к физической культуре».)
Особенности физического воспитания и развития детей I младшей группы:
Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребёнок ещё не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Всё это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию. Основной задачей обучения является формирование умения действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями. В этой группе проводятся три занятия в неделю. Обучая детей движениям, воспитатель показывает и объясняет их, а дети, подражая ему, выполняют. Упражнения проводятся в основном в игровой форме. В первой младшей группе детей строят в колонну по одному, в шеренгу, в круг, врассыпную – сначала подгруппами, потом всей группой. Построение происходит с помощью воспитателя по зрительным ориентирам. Общеразвивающие упражнения дети могут выполнять стоя врассыпную или в кругу.
Основные движения:
1. Ходьба. В первой младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга, формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. 2. Бег. На третьем году жизни ребёнка нужно учить бегать, сохраняя равновесие и заданное направление, не наталкиваясь на предметы. 3. Прыжки. В первой младшей группе вводятся прыжки на двух ногах на месте, с продвижением, а так же в длину и высоту с места. Основное внимание должно быть направлено на обучение детей отталкиванию двумя ногами, мягкому приземлению на носки при прыжках вверх и в высоту с места. 4. Катание, бросание, ловля. Ребёнка учат брать мяч, держать его и переносить одной и двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в заданном направлении.
5. Ползание и лазание. Сначала детей целесообразно учить ползанию на животе, постепенно переходя к ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони. Это упражнение проводится фронтально и сочетается с движениями на выпрямление туловища. Аналогично организуются упражнения в подлезании. 6. Упражнения в равновесии. Умение сохранять равновесие развивается у ребёнка в процессе выполнения всех физических упражнений, а так же специальных занятий. Воспитателю необходимо учитывать, что такие упражнения требуют от ребёнка концентрации внимания и преодоления чувства неуверенности, страха. 7. Подвижные игры. Роль ведущего берёт на себя воспитатель. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых. Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру на занятии повторяют два-три раза. Особенностью формирования у детей двигательных навыков на данном возрастном этапе является многократное повторение одних и тех же движений. С первой младшей группы в режим дня включается утренняя гимнастика длительностью 4-5 минут. В содержание входят строевые упражнения, ходьба, бег, подскоки, три-четыре общеразвивающих упражнения, разученных на занятии. Важно, чтобы дети делали гимнастику с желанием, интересом, чтобы испытывали радость от движений. Недопустимо принуждать их заниматься утренней гимнастикой. Взрослый должен поддерживать двигательную активность детей, поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей осуществляется с учётом их индивидуальных особенностей.
Особенности физического воспитания и развития детей II младшей

группы
На четвертом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков. Он уже способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у детей отмечается ещё недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечёвого пояса, туловища, ног). Во второй младшей группе важной задачей является формирование у детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Их учат слушать объяснения педагога, следить за показом, выполнять движения согласованно с другими детьми после соответствующего указания воспитателя, находить своё место в групповых построениях. Так же детей начинают приобщать к подготовке занятий. Оценка деятельности преимущественно должна быть направлена на анализ их активности, умения действовать сообща, а также на правильность выполнения упражнений.
Во второй младшей группе детей учат строиться – подгруппами и всей группой – в колонну по одному, в одну шеренгу, круг, находить своё место в строю. В первой половине года воспитатель оказывает детям помощь, используя зрительные ориентиры, а в дальнейшем малыши учатся находить своё место самостоятельно. К общеразвивающим упражнениям детей четвертого года жизни предъявляются более высокие требования с точки зрения качества выполнения (не сгибать колени при наклонах, подниматься на носки и др.).
Основные движения:
1. Ходьба. Вводится ходьба на носках, с высоким поднимаем коленей, с изменением направления, с выполнением различных заданий (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене, воспитателю). Ходьбу на носках с высоким подниманием коленей необходимо чередовать с обычной ходьбой. 2. Бег. Основное внимание следует уделять формированию у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга и придерживаясь заданного темпа. 3. Прыжки. Детей учат энергично отталкиваться и правильно приземляться во всех видах прыжков. Во второй младшей группе вводится обучение прыжкам с высоты (15-20 см.). 4. Катание, бросание, метание. Во второй младшей группе детей продолжают обучать действиям с мячом. Формируется умение бросать мяч воспитателю, вверх, об пол и ловить его. 5. Ползание, лазание. Водится лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке. Нужно показать детям правильный хват за перекладину и научить их правильно ставить ноги на неё. Обучая детей ползанию между предметами, подползанию, воспитатель сам показывает способ выполнения. 6. Упражнения в равновесии. Обучение ходьбе и бегу на ограниченной площади (между двух линий, по дорожке, бревну, скамейке), в прямом направлении и змейкой. Упражнения в равновесии следует разнообразить используя игровую форму. 7. Подвижная игра. Проводится в основной части занятия, содержит движения, уже освоенные детьми. Одна и та же игра может повторяться на разных занятиях. Воспитатель может вносить в неё некоторые изменения, дополнения. Следует приучать детей действовать совместно, в соответствии с сигналом, исполнять роль ведущего, соблюдать правила. В процессе выполнения спортивных упражнений воспитатель приучает детей соблюдать правила безопасности, проявлять взаимопомощь. Продолжительность утренней гимнастики во второй младшей группе составляет 5-6 минут. В комплекс должны входить пять-шесть общеразвивающих упражнений (как с предметами, так и без них), строевые
упражнения, ходьба, бег, прыжки. Педагог выполняет упражнения вместе с детьми по два-три раза, после чего только напоминает последовательность движений, осуществляет общий контроль. Ребёнку трёх лет свойственна склонность к подражанию сверстникам, вместе с тем дети этого возраста более самостоятельны в выполнении упражнений. Педагог должен стимулировать детей к использованию имеющегося физкультурного инвентаря, оборудования личным примером, поощрением.
Особенности физического воспитания и развития детей средней группы:
На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Всё это позволяет педагогу приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. В средней группе проводятся три физкультурных занятия в неделю, одно из них – на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счёт усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения. Детей следует привлекать к подготовке и раздаче инвентаря и его уборке после занятия. Поговаривая последовательность движений по ходу их выполнения, воспитатель тем самым помогает детям лучше осознать задание. Поощрение, поддержка помогают детям преодолевать трудности, развивают уверенность в своих силах. При обучении основным видам движений применяются игровые приёмы. В средней группе дошкольников учат строиться по росту, перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо. Приёмы обучения различны. При перестроении в колонну по двое можно использовать ориентиры, а при перестроении в три колонны воспитатель может назвать детей – новых направляющих, которые пойдут к ориентирам. В занятие следует включать шесть – семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются четыре – шесть раз.
Основные виды движения:
1. Ходьба. В средней группе ставится задача закрепить у ребёнка умение ходить, координирую движения рук и ног. Для этого в вводной части занятия следует использовать ходьбу с ускорением и замедлением, а так же чередовать ходьбу с бегом. 2. Бег.
Упражняя детей в беге, основное внимание воспитатель уделяет развитию ритмичности, обучению активному выносу и подниманию бедра, энергичному отталкиванию носком. 3. Прыжки. Наряду с закреплением умения занимать исходное положение, энергично отталкиваться двумя ногами, правильно приземляться нужно учить детей сочетать отталкивание со взмахом рук. На пятом году жизни дети начинают осваивать прыжки на одной ноге, при этом руки они держат произвольно. Постепенно детей переводят к прыжкам через скакалку, когда она коснётся пола. 4. Бросание, ловля, метание. При выполнении упражнений в катании и прокатывании мяча и обруча детей следует учить мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение. Обучая детей приёмам ловли мяча кистями рук, способам бросания его и отбивания о землю (пол), педагог должен показать и объяснить, как это делается. 5. Ползание, лазанье. В средней группе детей необходимо обучать подлезать под предметы по гимнастической скамейке на животе, с подтягиванием с помощью рук, с опорой на стопы и ладони, перелезать с одного пролёта гимнастической стенке на другой (вправо, влево). К показу этих движений педагог привлекает кого-нибудь из детей, заранее подготовленных, а сам дает пояснения. 6. Упражнения в равновесии. В средней группе дети продолжают развивать навыки сохранения равновесия в ходьбе и беге. Упражнения усложняются за счёт дополнительных заданий, нового способа выполнения. Упражнения проводятся в медленном с среднем темпе. 7. Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии организуются одна – две подвижные игры. Проводя их повторно, педагог может менять правила и условия, усложнять движения. В течение года следует всех детей научить исполнять роль ведущего другие ответственные роли и выбирать ведущих, используя считалки, короткие и понятные ребёнку. Обучение спортивным упражнениям проводится на каждом третьем физкультурном занятии по подгруппам. Утренняя гимнастика проводятся в среднем и быстром темпе, без длительных пояснений и пауз. В комплекс необходимо включать шесть – семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются по четыре – шесть раз из разных исходных положений. Следует предусматривать упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению мышц стопы. Дозировка и темп устанавливаются с учётом сложности упражнений, а также физической подготовленности детей. Для ребёнка пятого года жизни характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к самостоятельному
использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Выполнение педагогом упражнений вместе с детьми, участие в играх повышают интерес к двигательной деятельности.
Особенности физического воспитания и развития детей старшей группы:
На шестом году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить требования к их качеству, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливыми и внимательными друг к другу). В старшей группе проводятся три физкультурных занятия в неделю продолжительностью минут. Одно из них организуется на прогулке. На занятиях дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им движений, осваивают новые движения: ходьбу перекатом с пятки на носок, прыжки в длину и в высоту с разбега, с приземлением на мягкое препятствие, через длинную скакалку, бросание и ловлю мяча одной рукой из разных исходных положений и построений, ведение мяча, бег с преодолением препятствий, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям. Приемами обучения служат показ и объяснение. Существенную роль в обучении играет оценка качества выполнения движений с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка. В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки и предупреждения плоскостопия. При обучении строевым упражнениям особое внимание следует обращать на совершенствование умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой: строиться в колонну по одному, в шеренгу по росту, в круг и несколько кругов; перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо; делать повороты направо, налево, кругом на месте и в движении, равняться и размыкаться. Воспитатель уделяет внимание качеству выполнения строевых упражнений, используя словесные приёмы обучения. В старшей группе на каждом занятии дети выполняют шесть – восемь общеразвивающих упражнений из разных положений. Следует использовать упражнения, требующие силовых усилий. С детьми шестого года жизни чаще проводятся упражнения с палками, обручами, мячами, шнуром. На занятии педагог, давая чёткие объяснения, должен пользоваться интонацией, подчёркивающей темп выполнения упражнения.
Основные движения:
1. Ходьба. Детей необходимо приучать выполнять все виды ходьбы чётко, ритмично, с правильной осанкой и координацией.
2. Бег. В программе предусматриваются разные виды бега, отличающиеся техникой выполнения. Интерес к бегу поддерживают с помощью игровых приёмов, дополнительных заданий. Важно обеспечить постепенное увеличение нагрузки на организм в процессе бега, правильную его дозировку. 3. Прыжки. В старшей группе более разнообразными становятся упражнения в прыжках. Ребёнок шестого года жизни должен выполнять прыжки на двух ногах ритмично, с разнообразными движениями рук. Дозировку прыжков следует постепенно увеличивать. Вводится обучение прыжкам в длину с разбега. 4. Бросание, ловля мяча, метание. В старшей группе эти движения усложняются. Обучая детей приёмам катания мяча, воспитатель формирует умение дифференцировать свои усилия в зависимости от заданного расстояния; при этом он использует ориентиры. На занятиях у детей закрепляют умение ловить мяч. Усложняются и упражнения на отбивание мяча об пол. Детей упражняют так же в метании на дальность. 5. Ползание, лазанье. В старшей группе ползание и лазанье усложняются. Вводятся ползание на четвереньках с толканием мяча головой, под дугами, змейкой, с преодолением препятствий, в сочетании с другими видами движений. Детей необходимо учит пролезанию в обруч разными способами, лазанью по гимнастической стенке, разными способами. 6. Упражнения в равновесии. В старшей группе возрастает роль статических упражнений (сохранение равновесия в положении стоя на гимнастической скамейки на носках, на одной ноге, в заданной позе). При выполнении упражнений в статическом равновесии ребёнка учат фиксировать упражнения тела. 7. Подвижная игра. На физкультурных занятиях проводятся подвижные игры, ответственные роли в которых исполняют сами дети. Задача педагога – следить за качеством выполнения движений, за тем, чтобы все дети соблюдали правила игры. В ходе игр необходимо формировать физические и нравственно-волевые качества. В комплекс утренней гимнастики входят шесть-восемь общеразвивающих упражнений, которые выполняются их разных исходных положений и повторяются пять – восемь раз в зависимости от степени сложности. В утреннюю гимнастику обязательно следует включать упражнения на формирование осанки, укрепление стопы, танцевальные движения. Необходимо побуждать детей в самостоятельной деятельности использовать физкультурный инвентарь и другое оборудование, организовывать подвижные игры с элементами соревнований, спортивные игры и спортивные упражнения. Воспитатель должен регулировать чередование различных видов деятельности, направлять интересы детей.

Особенности физического воспитания и развития детей

подготовительной группы:
На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат. Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовывать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность. В подготовительной группе ведущей формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие. В процессе обучения используются объяснение, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. В целях повышения двигательной активности необходимо использовать разные способы организации. В вводную часть занятия включаются задания на внимание, строевые и общеразвивающее упражнения. На седьмом году жизни дети должны уметь самостоятельно и быстро строиться в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо, в две шеренги, в несколько кругов; делать повороты направо, налево, кругом; равняться; производить размыкание и смыкание; производить расчёт на первый – второй. Воспитатель должен использовать приёмы, развивающие осмысленное выполнение упражнений. На одном занятии дети выполняют восемь – десять общеразвивающих упражнений из разных исходных положений, повторяя их шесть – восемь раз преимущественно в среднем и быстром темпе, в зависимости от степени их новизны и трудности. В целях поддержания у детей интереса к общеразвивающим упражнениям следует изменять исходные положения, темп и амплитуду движений. Большое значение имеет так же оценка качества выполнения упражнений.
Основные виды движения
: 1. Ходьба. Дети совершенствуют технику ходьбы с разным положением рук. 2. Бег. Происходит отработка легкости, ритмичности, закрепление умения непринужденно держать руки, голову, туловище. Со второй половины года вводится бег с сильным сгибанием ног в коленях и выбрасыванием прямых ног вперёд. 3. Прыжки. В этой группе дети должны прыгать на двух ногах вверх легко, мягко приземляясь, выполняя дополнительные задания, с зажатым между ног набивным мячом, вверх из глубокого приседа. При обучении прыжкам в длину отрабатываются разбег с ускорением, энергичное отталкивание маховой ногой с резким взмахом рук, правильное приземление с сохранением
равновесия. Следует также отрабатывать технику разбега с ускорением на последних шагах перед отталкиванием в прыжках с разбега в высоту. 4. Бросание, метание, ловля. В подготовительной к школе группе необходимо использовать резиновые, теннисные, волейбольные, набивные мячи разных размеров. На седьмом году жизни у ребёнка продолжают формировать умение бросать и ловить мяч из разных положений, выполнять бросок набивных мячей разными способами. 5. Ползание, лазанье. Эти упражнения целесообразно проводить в сочетании с другими видами движений. В течении года следует варьировать условия, менять высоту пособий и способы выполнения упражнений. Воспитатель должен обеспечить умеренную страховку. 6. Упражнения в равновесии. Формированию чувства равновесия способствуют приседания, прыжки на одной ноге, резкое изменение направления бега. В процессе упражнений на равновесие детей учат сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно; при этом воспитатель использует показ, практическую помощь детям, зрительные ориентиры, упражнения с переносом предметов. 7. Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии проводится игра, при этом особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. Следует организовывать подвижные игры в которых от результата каждого зависит общий результат команды. Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях. В подготовительной к школе группе значительное место на физкультурных занятиях отводится спортивным упражнениям. Воспитатель должен хорошо знать методику обучения этим упражнениям и своевременно регулировать нагрузку. Упражнения для утренней гимнастики в данной группе наиболее интенсивны. Дозировка и темп задаются воспитателем с учётом сложности упражнения. У детей важно выработать положительное отношение к утренней гимнастике и потребность в ежедневном её выполнении. Воспитателю следует чередовать разные виды деятельности в течении дня, предоставляя детям возможность выбирать занятия по душе. На прогулке поощряются спортивные, народные игры (лапта, салочки, классы). Особое внимание надо обращать на физкультурный инвентарь, атрибуты для игр, содержания занятий, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.
Режим двигательной активности в ДОУ:
При составлении режима двигательной активности учитывается соотношение времени на проведение режимных моментов, организованную и самостоятельную деятельность детей. Деятельность строго регламентирована.
Режим составляется с учетом обеспечения благоприятных условий для здоровья детей и предусматривает четкую ориентацию на возрастные физические и психологические особенности детей, специфику группы. Важное требование при составлении режима - соблюдение объема учебной нагрузки в соответствии с САНПиН 2.4.1.2660-10.
Режим двигательной активности

детей младшего дошкольного возраста (2 - 4 года
)
Мероприятия

Место в

режиме

дня

Длительность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница
Физкультурно-оздоровительные мероприятия под руководством взрослого 1. Утренняя гимнастика: 8.00 (группа, улица) - выполняе тся воспитат елем. - Группа детей 2 – 3 лет 5 мин. 5 5 5 5 5 - Группа детей 3 – 4 лет 10 мин. 10 10 10 10 10 2. Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры В течение дня 30 мин. 30 30 30 30 30 3. Динамические часы В течение прогулки 15 мин. 15 15 15 15 15 4. Индивидуальная работа по развитию основных движений В течение прогулки 15 мин. 15 15 15 15 15 5. Закрепление музыкально- ритмических движений В течение прогулки 15 мин. 15 15 15 15 15 6. Специально организованное закаливание: - летний период; С 10.00 на прогулке 15 мин. 15 15 15 15 15 -осенне-зимний период В течение дня (в 15 мин. 15 15 15 15 15
зависимо сти от погоды) 7. Упражнения после сна с элементами дыхательной гимнастики: - группа детей 2 – 3 лет 15.20 15 мин. 15 15 15 15 15 - группы детей 3 – 4 лет 15.00 15 мин. 15 15 15 15 15 8. Трудовая деятельность (самообслуживание ) В течение дня 20 мин. 20 20 20 20 20 9. Упражнения на концентрацию внимания Перед занятием 2 мин. 2 2 2 2 2 10. Динамическая пауза Во время занятий 1,5 мин. 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 11. Выразительные движения В течение дня 15 мин. 15 15 15 15 15 Режимные моменты 1. Гигиенические процедуры В течение дня 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 2. Прием пищи 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 3. Сон: - Группа детей 2 – 3 лет 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа 3часа - группа детей 3 – 4 лет 2ч.10мин. 2ч.10ми н. 2ч.10м ин. 2ч.10м ин. 2ч.10м ин. 2ч.10м ин. 2ч.10м ин. Непосредственно образовательная деятельность 1. Образовательная область «Физическая культура»: - Группа детей 2 – 3 лет Вторая половина дня 9 мин. - 9 мин - 9 мин. 9 мин. - Группа детей 3 - 4 лет Первая половина дня 15 мин. 15 мин. - 15 мин. - 15 мин. 2. Образовательная область «Музыка»: - Группа детей 2 - 3 лет Вторая половина 9 мин. 9 мин. - 9 мин. - -
дня - Группа детей 3 – 4 лет Первая половина дня 15 мин. - 15 - 15 - Массовые мероприятия: Музыкально-спортивные праздники, развлечения - Группа детей 2 – 3 лет 1 раз в месяц 15 мин. - - - 15 - - Группа детей 3 -4 лет 1 раз в месяц 20 мин - - - 20 - Самостоятельная деятельность детей (3 часа 55 мин.) 1. Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на прогулке, в группе В течение дня 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 2. Игры, направленные на развитие основных движений В течение дня 20 мин. 20 20 20 20 20 3. Игры с водой и песком На прогулке в течение дня 60 мин. 60 60 60 60 60 4. Закрепление музыкально- ритмических движений На прогулке, в течение дня 15 мин. 15 15 15 15 15 5. Деятельность по желанию детей В течение дня 60 мин. 60 60 60 60 60
Режим двигательной активности

детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Мероприятия

Место в

режиме

дня

Длительность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница
Физкультурно-оздоровительные мероприятия под руководством взрослого
1. Утренняя гимнастика 8.00 (группа, улица) – выполняе тся воспитате лем группы. 10 мин. 10 10 10 10 10 2. Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры В течение дня 30 мин. 30 30 30 30 30 3. Динамические часы В течение прогулки 15 мин. 15 15 15 15 15 4. Индивидуальная работа по развитию основных движений В течение прогулки 15 мин. 15 15 15 15 15 5. Закрепление музыкально- ритмических движений В течение прогулки 15 мин. 15 15 15 15 15 6. Специально организованное закаливание: - летний период; С 10.00 на прогулке 15 мин. 15 15 15 15 15 -осенне-зимний период В течение дня 15 мин. 15 15 15 15 15 7. Упражнения после сна с элементами дыхательной гимнастики: 15.00 15 мин. 15 15 15 15 15 8. Трудовая деятельность В течение дня 20 мин. 20 20 20 20 20 9.Упражнения на концентрацию внимания Перед занятием 5 мин. 5 5 5 5 5 10. Физкультминутки Во время занятий 5 мин. 5 5 5 5 5 11. Выразительные В 15 15 15 15 15 15
движения течение дня мин. Режимные моменты 1. Гигиенические процедуры В течение дня 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 2. Прием пищи 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 3. Сон 2 часа 40 мин. 2 часа 40 мин. 2 часа 40 мин. 2 часа 40 мин. 2 часа 40 мин. 2 часа 40 мин. 2 часа 40 мин. Непосредственно образовательная деятельность 1.Образовательная область «Физическая культура» Первая половина дня 20 мин. - 20 20 - 20 2. Образовательная область «Музыка» Первая половина дня 20 мин. 20 - - 20 - Массовые мероприятия Музыкально- спортивные праздники, развлечения 1 раз в месяц 30 мин. 30 Самостоятельная деятельность детей (3 часа 55 мин.) 1. Подвижные игры, сюжетно- ролевые игры на прогулке, в группе В течение дня 1 ч.20 мин. 1 ч.20 мин. 1 ч.20 мин. 1 ч.20 мин. 1 ч.20 мин. 1ч.20 мин 2. Игры, направленные на развитие основных движений В течение дня 30 мин. 30 30 30 30 30 3. Игры с водой и песком На прогулке в течение дня 50 мин. 50 50 50 50 50 4. Закрепление музыкально- ритмических движений На прогулке в течение дня 15 мин. 15 15 15 15 15 5. Деятельность по В течение 60 60 60 60 60 60
желанию детей дня мин.
Режим двигательной активности

детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Мероприятия

Место в режиме

дня

Длительность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница
Физкультурно-оздоровительные мероприятия под руководством взрослого 1. Утренняя гимнастика 8.00(гру ппа, улица) - выполн яется руковод ителем физичес кого воспита ния. 10 мин. 10 10 10 10 10 2. Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры В течение дня 30 мин. 30 30 30 30 30 3. Динамические часы В течение прогулк и 30 мин. 30 30 30 30 30 4. Индивидуальная работа по развитию основных движений В течение прогулк и 25 мин. 25 25 25 25 25 5. Закрепление музыкально- ритмических движений В течение прогулк и 15 мин. 15 15 15 15 15 6. Специально организованное закаливание: - летний период; С 25 мин. 25 25 25 25 25
10.00 на прогулк е -осенне-зимний период. В течение дня 25 мин. 25 25 25 25 25 7. Упражнения после сна с элементами дыхательной гимнастики 15.00 15 мин. 15 15 15 15 15 8. Трудовая деятельность В течение дня 40 мин. 40 40 40 40 40 9. Упражнения на концентрацию внимания Перед занятие м 5 мин. 5 5 5 5 5 10. Физкультминутки Во время занятий 5 мин. 5 5 5 5 5 11. Выразительные движения В течение дня 15 мин. 15 15 15 15 15 Режимные моменты 1. Гигиенические процедуры В течение дня 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1ч.40 мин 2. Прием пищи 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1ч. 25 мин. 3. Сон 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Непосредственно образовательная деятельность 1.Образовательная область «Физическая культура» Первая полови на дня 30 мин. 30 30 30 2. Образовательная область «Музыка» Первая полови на дня 30 мин. 30 30 Массовые мероприятия 1. Музыкально- спортивные праздники, развлечения 1 раз в месяц 40 мин. 40
2. Экскурсии, пешие походы 1 раз в два месяца 50 мин. - - - 50 мин. Самостоятельная деятельность детей (4ч. 15 мин.) 1. Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на прогулке, в группе В течение дня 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 час15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 2. Игры, направленные на развитие основных движений В течение дня 40 мин. 40 40 40 40 40 3. Игры с водой и песком На прогулк е в течение дня 50 мин. 50 50 50 50 50 4. Закрепление музыкально- ритмических движений На прогулк е в течение дня 30 мин. 30 30 30 30 30 5. Деятельность по желанию детей В течение дня 60 мин. 60 60 60 60 60
Режим двигательной активности

детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)

Мероприятия

Место в

режиме дня

Длительность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница
Физкультурно-оздоровительные мероприятия под руководством взрослого 1. Утренняя гимнастика 7.50 (группа, улица) - выполняетс я руководител ем физического 10 мин. 10 10 10 10 10
воспитания. 2. Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры В течение дня 30 мин. 30 30 30 30 30 3. Динамические часы В течение прогулки 30 мин. 30 30 30 30 30 4. Индивидуальная работа по развитию основных движений В течение прогулки 25 мин. 25 25 25 25 25 5. Закрепление музыкально- ритмических движений В течение прогулки 15 мин. 15 15 15 15 15 6. Специально организованное закаливание: - летний период; С 10.00 на прогулке 25 мин. 25 25 25 25 25 -осенне-зимний период. В течение дня 25 мин. 25 25 25 25 25 7. Упражнения после сна с элементами дыхательной гимнастики 15.00 15 мин. 15 15 15 15 15 8. Трудовая деятельность В течение дня 40 мин. 40 40 40 40 40 9. Упражнения на концентрацию внимания Перед занятием 5 мин. 5 5 5 5 5 Режимные моменты 1. Гигиенические процедуры В течение дня 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 1 ч.10 мин. 2. Прием пищи 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 1 ч.25 мин. 3. Сон 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Непосредственно образовательная деятельность 1.Образовательная область «Физическая культура» Первая половина дня 30 мин. 30 30 30
2. Образовательная область «Музыка» Первая половина дня 30 мин. 30 30 Массовые мероприятия 1. Музыкально- спортивные праздники, развлечения 1 раз в месяц 40 мин. 40 2. Экскурсии, пешие походы 1 раз в два месяца 50 мин. - - - 50 мин. - Самостоятельная деятельность детей (4 часа 15 минут) 1. Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на прогулке, в группе В течение дня 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 час15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 1 ч.15 мин. 2. Игры, направленные на развитие основных движений В течение дня 40 мин. 40 40 40 40 40 3. Игры с водой и песком На прогулке в течение дня 50 мин. 50 50 50 50 50 4. Закрепление музыкально- ритмических движений На прогулке в течение дня 30 мин. 30 30 30 30 30 5. Деятельность по желанию детей В течение дня 60 мин. 60 60 60 60 60
ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА

ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ
:


п/п

Мероприятия

Группы

Периодичнос

ть

Ответственный
1.Мониторинг 1. Определение уровня физического развития. Определение уровня физи ческой подготовленности детей Все 3 раза в год (в сентябре, декабре и мае) медсестра Инструктор по физ. культуре, воспитатели групп 1. Двигательная деятельность 1. Утренняя гимнастика Все группы Ежедневно Воспитатели групп, руководитель
физического воспитания. 2. Физическая культура в зале на воздухе Все группы 3 раза в неделю (2 +1) Руководитель физического воспитания 3. Подвижные игры Все группы 2 раза в день Воспитатели групп, руководитель физического воспитания. 4. Гимнастика после дневного сна Все группы Ежедневно Воспитатели групп, руководитель физического воспитания. 5. Спортивные упражнения Все группы 2 раза в неделю Воспитатели групп, руководитель физического воспитания. 6. Спортивные игры Старшая, под- готовитель ная группы 2 раза в неделю Воспитатели групп, руководитель физического воспитания. 7. Физкультурные досуги Все 1 раз в месяц Воспитатели групп, руководитель физического воспитания. 8. Физкультурные праздники Все 2 раза в год Руководитель физического воспитания, музыкальный руко - водитель, воспитатели групп 9. День здоровья Все группы, кроме ясельной 1 раз в квартал Руководитель физического воспитания, медсестра, музыкальный руководитель, воспитатели групп 10. Дополнительная двигательная деятельность: 10.1 Ритмическая По заявкам 2 раза в Руководитель
гимнастика родителей неделю физического воспитания 10.2 Танцевальные движения По заявкам 2 раза в неделю Музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания. Профилактические мероприятия 1. Витаминотерапия Все группы 2 раза в год медсестра 2 Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, работа с род.) Все группы В неблагоприят- ные периоды (осень-весна, воз- никновения инфекции) медсестра 3. Физиотерапевтические про цедуры: кварцевание, ингаляции, общее УФО, УВЧ По показаниям и назначе - ниям врача В течение года медсестра Нетрадиционные формы закаливания 1. Музыкотерапия Все группы Использовани е музыкального со- провождения на занятиях изобра- зительной деятельности, физкультуре и перед сном Музыкальный руководи- тель, медсестра, вос - питатель группы 2. Фитонцидотерапия (лук, чеснок) Все группы Неблагоприят ные периоды, эпидемии, инфекцион- ные заболевания медсестра, младшие воспитатели Закаливание 1. Ходьба босиком Все группы После сна, на занятии физкультурой Воспитатели, руководитель физического
в зале воспитания, медсестра. 2. Облегченная одежда детей Все группы В течение дня Воспитатели, младшие воспитатели 3. Мытье рук, лица, шеи прохладной водой Все группы В течение дня Воспитатели, младшие воспитатели Организация вторых завтраков 1. Соки натуральные или фрукты Все группы Ежедневно 10.00 Младшие воспитатели, воспитатели
Психолого-педагогическое сопровождение освоения детьми содержания

образовательной области «Физическая культура»
Безусловно, физическое совершенствование ребенка является основной заботой руководителя физического воспитания, который работает в ДОУ. Однако руководитель физического воспитания должен заниматься физическим совершенствованием ребенка вместе с психологом, воспитателями и родителями. Важность роли детского психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольников подтверждает совместное развитие (зависимость) психики ребенка и его физических, физиологических показателей. Работа психолога направлена на активизацию и обеспечение физкультурной деятельности дошкольника психологическими методами и средствами. В ходе своей работы психолог должен учитывать множественные факторы воздействия на физкультурную деятельность дошкольника, среди которых можно выделить: особенности развития психики ребенка дошкольного возраста; личностные особенности дошкольника, тип его темперамента; особенности взаимоотношений в семье ребенка; особенности отношения родителей к занятию ребенка физической культурой; особенности атмосферы в детской группе, наличие или отсутствие в ней лидеров, конфликтов, активизирующих и сдерживающих факторов; возможность активизации физкультурной деятельности дошкольников через использование различных психологических приемов.


Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы

используем следующие формы работы:
Наглядные уголки для родителей, папки передвижки, консультации специалистов На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память» и т.д, предлагаются рецепты витаминных чаев, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; применение аромо- и фитотерапии дома, предлагаются комплексы упражнений, опросники, тесты Анкетирование - этот метод позволяет нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями. Нетрадиционные формы (мастер-классы по степ-аэробике, эвритмическая гимнастика, степ «Ладошки», ток-шоу, устный журнал, круглый стол и др.) Использование нетрадиционных форм позволяет нам в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей. Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года по разным видам спорта. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. А участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка
.

III раздел.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Конечным результатом освоения Образовательной программы является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных):
Физические качества:
ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
Общие показатели физического развития.

Сформированность основных физических качеств и потребности в

двигательной активности.
 Двигательные умения и навыки.  Двигательно-экспрессивные способности и навыки.  Навыки здорового образа жизни.
Планируемые результаты:

Первая младшая группа:
 Укрепление физического и психического здоровья детей:  Воспитание культурно-гигиенических навыков;  Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;  Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  Накопление и двигательного опыта детей;  Овладение и обогащение основными видами движения;  Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вторая младшая группа:
 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  Воспитание культурно-гигиенических навыков;  Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;  Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);  Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Средняя группа:
 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  Воспитание культурно-гигиенических навыков;  Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;  Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  Накопление и обогащение двигательного опыта детей;  Овладение основными видами движения;
 Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Старшая группа:
 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  Воспитание культурно-гигиенических навыков;  Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;  Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  Накопление и обогащение двигательного опыта детей;  Овладение основными видами движения;  Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Подготовительная группа:
 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  Воспитание культурно-гигиенических навыков;  Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;  Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  Накопление и обогащение двигательного опыта детей;  Овладение основными видами движения;  Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
IV раздел.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно- личностного отноше ния к ребенку и направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловече ских ценностей, а также способностей и компетенции. Диагностический журнал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». В основе данной концепции лежит принцип личностно-деятельностного подхода, который раскрывает следующую идею. Смысл дошкольного детства состоит в освоении ребенком специ фически человеческих видов деятельности, имеющих универсальный характер. В них формиру ются важнейшие личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды. В основу разработки диагностического журнала были положены теоретические идеи А. В. За порожца, О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, Д. Б. Эльконина: 1. Развитие ребенка осуществляется в его деятельности, которая является формой активного отношения человека к окружающему. От особенностей стимулирования детской деятельности зависят достижения в физическом и психическом развитии. Амплификация (обогащение) разви тия происходит на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. 2. Реализация возможностей дошкольного возраста предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается с помощью использования особых средств. Ос новное направление дошкольного образования определяется как развитие ребенка через его ос мысленное обращение к построению новых, культурных способов взаимодействия с действительностью. 3. Подлинное развитие характеризуется не просто механическим овладением новыми дейст виями с предметами, достижением определенных результатов, а прежде всего самоосознанием и овладением новым способом предметных действий с опорой на функциональное назначение предмета, выработанным произвольным его построением и использованием; а значит, подлинное развитие предполагает особую гибкость в организации условий такого процесса. 4. Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми спо собами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка, способствует по знанию ребенком своих сил и возможностей. 5. Образовательный процесс есть не что иное как особый целостный процесс совокупной кол лективной деятельности педагога и детей. В процессе такой деятельности дети под целенаправленным руководством педагога активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры (знание, мораль, искусство, труд), созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личностных качеств. Таким образом, происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие способностей.

Цель и задачи диагностической работы
Диагностическая работа направлена на то, чтобы, с одной стороны, изучить особенности са мой деятельности в том виде, как они формируются в образовательном процессе, а во-вторых, изучить специфику формирования в разных видах детской деятельности базовых личностных качеств.
Цель диагностической работы
- изучение качественных показателей достижений детей, скла дывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности. 2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника. 3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отра жают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития. 4. Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более пол но и целенаправленно использовать методические ресурсы образовательного процесса.
Структура диагностического журнала и организация проведения

диагностического обследования
Диагностический, журнал включает два диагностических блока: «Диагностика освоения ре бенком универсальных видов детской деятельности» и «Диагностика развития базовых личностных качеств». Структура
первого блока
соответствует структуре примерной общеобразовательной програм мы «От рождения до школы». Соответственно диагностические методики распределены по че тырем направлениям, определенным программой «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Диагностика по каждому направлению обеспечивается процедурами педагогической диагностики и психологической диагностики. В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к которым предлага ются диагностические карты для педагогической диагностики. Она направлена на выявление ос воения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и навыки. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Дан ные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционально го благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. А также педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в программе «От рождения до школы» для мони торинга. В эти занятия включаются
специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Побуждения оцениваются по критериям:
-
устойчивые:
проявляются стабильно, вызывают инициативную активность; -
неустойчивые:
проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия; -
ситуативные:
побуждения, продиктованные конкретной внешней ситуацией, спонтанные стремления;
- не проявляет.

Знания, представления оцениваются по критериям:
- четкие, содержательные, системные; - четкие, краткие; - отрывочные, фрагментарные; - не оформлены.
Умения, навыки оцениваются по критериям:
- выполняет самостоятельно; - выполняет с помощью взрослого; - выполняет в общей со взрослым деятельности; - не выполняет.
Подведение итогов:
по каждому разделу высчитывается средний балл по формуле: А:В=С, где А- сумма баллов, В – количество критериев в разделе, С- средний балл. Затем высчитывается средний балл по образовательным областям. Итоговые результаты по образовательным областям вносятся в итоговую таблицу
«Мониторинг образовательного процесса»
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении. Для каждого обозначенного в программе направления представлены также методики психологической диагностики, которая направлена на изучение психологических параметров видов деятельности.
Второй блок
включает методики психологической диагностики, предполагающие изучение тех личностных достижений, которые формируются в разных видах деятельности: самосознания, волевых проявлений, эмоций, способностей. Все психологические методики являются обоснованными, апробированными и надежными. Они модифицированы для удобства использования. Описание цели, материала и процедуры ди агностики дополнены разработанными критериями и диагностическими картами. Педагогическая и психологическая диагностика предполагает выделение не малоинформа тивных количественных параметров (уровней, баллов, процентов), а качественных характеристик изучаемого явления, что позволяет определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие'воспитанника под определен ный
жесткий стандарт и обесценить его индивидуальность. Для этого к каждой диагностической карте разработаны характеристики достижений ребенка, которые вносятся в примечание. Итак, представленные в диагностическом журнале способы сбора информации о ребенке предполагают качественную оценку развития разных видов деятельности и разных сторон его познания, общения, личности в деятельности. Таким образом, реализуются принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы». Мониторинг образовательного процесса - отслеживание результатов освоения образовательной программы - обеспечивается педагогической диагностикой, а монито ринг детского развития - проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка -психологической диагностикой. Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для разработан ной нами мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых показателей освоения про граммы, динамику становления интегративных качеств. По результатам тестирования заполняются диагностические карты физической подготовленности детей на каждую возрастную группу, и планируется дальнейшая работа.
Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребенка

Примечание

1

2

3

Побуждения
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Положительные эмоции, активность в самостоятельной двигательной деятельности н к Интерес к физическим упражнениям н к
Умения, навыки
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта Ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голову, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног н к Действовать совместно н к
Строиться в колонну по одному н к Строиться в шеренгу н к Строиться в круг н к Находить свое место при построениях н к Сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении , при выполнении упражнений в равновесии н к Соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве н к Выполнять в играх правила со сменой видов движений н к Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты н к Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках на месте н к Энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться с продвижением вперед н к Принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места н к Принимать правильное н
исходное положение в метании мешочков с песком, мячей к Энергично отталкивать мячи при катании, бросании ловит мяч двумя руками одновременно н к Выполнять хват за перекладину во время лазания н к Ползать н к Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Участвовать в совместных играх и физических упражнениях н к Кататься на санках н к Кататься на трехколесном велосипеде, самостоятельно садясь и слезая н к Кататься на лыжах, надевая и снимая лыжи, ставить лыжи на место н к Реагировать на сигнал «беги», «лови», «стой» н к Выполнять правила в подвижных играх н к Участвовать в подвижных играх с правилами н к Играть с каталками, автомобилями, тележками н к Играть с мячами, шарами н к Пользоваться физкультурным оборудованием в н к к
свободное время
V раздел

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.

Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез
Э. Я. Степаненкова Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г. Методика проведения подвижных игр. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Аcademia, 2001. Л. И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2009г. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М: Мозаика- Синтез, 2009 г. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика- Синтез, 2010 г. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г. Л.Д. Глазырина Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос, 2004. Физическая культура в младшей (средней, старшей, подготовительной) группе детского сада. – М.: Владос, 2005. Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. Н.С. Голицына Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении. – М.: Скрепторий, 2004. План работы воспитателя по физической культуре. - М.: Скрипторий 2003, 2007. Желобкович Е.Ф.
Физкультурные занятия в детском саду. 2-я младшая группа (средняя/старшая/подготовительная) - М.: Скрипторий 2003, 2009. М.Д. Маханева С физкультурой дружить - здоровым быть. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. Т.С. Овчинникова Подвижные игры, физминутки и упражнения с речью и музыкой. - СПб.:Каро, 2006. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 1999. М.А. Рунова Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 (4-, 5- 7) лет (с учетом уровня двигательной активности): Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006. А.П. Щербак Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 1999. В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2003. Т.Е. Харченко Организация двигательной деятельности детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. С.О. Филиппова Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.