"Не стану ни колоться, ни курить! Я - человек! Я должен жить!"

Автор: Струкова Валентина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Бобравская СОШ
Населённый пункт: село Бобрава, Беловский район, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Не стану ни колоться, ни курить! Я - человек! Я должен жить!"
Дата публикации: 12.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобравская

средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской

области

Познавательный профилакторий для тех, кому десять

на тему:

Подготовила и провела учитель начальных классов

Струкова Валентина Васильевна
2

Содержание

I.Краткая аннотация к работе.

II. Разработка внеурочного мероприятия
«Не стану ни колоться, ни курить, Я – человек! Я должен жить!».
1
. Беседа о причинах, побуждающих людей к курению.
2
. Сведения о наркотиках.
3
. Тренинг по сохранению здоровья.
4
. Пропаганда здорового образа жизни.
III. Литература.

IV. Приложение.

Краткая аннотация
Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте. В 9-10 лет, а иногда и раньше у детей происходит «взрыв» интереса к курению и наркотикам. Поэтому у меня возникла идея создания разработки внеурочного занятия по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних в виде познавательного «профилактория» для тех, кому десять на тему: «Не стану ни колоться, ни курить, я – человек! Я должен жить!». Данное внеурочное занятие поможет расширить знания младших школьников о влиянии никотина и наркотиков на организм, даст возможность высказать свое мнение. Поэтому главной задачей мероприятия является вовлечение обучающихся в ситуацию нравственного выбора между проблемой курения, употребления наркотиков и ведения здорового образа жизни. Внеурочное занятие сопровождается презентацией, и видеороликом, которые демонстрируют «страшную» правду о вреде табакокурения и наркотиков. Возможные последствия этих пагубных привычек, надеюсь, заставят задуматься и сделать выводы многих ребят.
Цель:
Формирование у младших школьников стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
предоставить младшим школьникам объективную информацию о последствиях курения и употребления наркотических средств. Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к наркотикам, курению; Стимулировать желание обучающихся заниматься физкультурой и спортом. 3

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

1.Энергизатор «Здравствуй, друг» (в паре).
Здравствуй друг, здравствуй брат! (рукопожатие) Нашей встрече каждый рад. (хлопают друг друга по плечу) Здравствуй мир, здравствуй век! (разводят и поднимают руки вверх) Здравствуй, добрый человек! (обнимаются)
Учитель
: Здравствуйте! Мы сейчас ещё раз пожелали друг другу здоровья. А почему мы с вами это сделали? – Наверное, потому, что здоровье это самый ценный дар данный человеку при его рождении. Но как часто мы не ценит то, что имеем, а когда теряем горько плачем. - А что рисует ваше воображение при слове «здоровье»?
2. Игра с мячом «Ассоциации на слово «здоровье».
Мяч бросается от ученика к ученику, и каждый должен сказать, что он представляет при произнесении слова «здоровье».
(
всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, отдыхать на природе и т.д.)
Учитель:

-
От чего зависит наше здоровье? (занятие спортом, закаливание, соблюдение режима дня, правильное питание и т.д.) - Но, к сожалению, мы начинаем задумываться о здоровье тогда, когда его теряем. Живя в современном обществе невозможно полностью оградить себя от всего негативного, но есть вещи, которые действительно убивают. А что очень сильно вредит здоровью? (курение, алкоголь, наркотики и др.)
II. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель:
– У здоровья есть враги, ты от них быстрей беги! Дым, смола от сигарет Вредным привычкам скажем: "нет!" - Сегодня я хотела бы предложить задуматься и поговорить о вредной привычке большей половины населения нашей страны – курении, подстерегающей любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающей всю его жизнь. - Почему курение мы относим к вредным привычкам? (Вредная привычка плохо влияет на организм человека.) Да, действительно, ни одна из пагубных привычек не уносит столько здоровья, сколько курение. Курящие люди наносят вред не только себе, но и окружающим. А ведь было время, когда люди на нашем континенте вообще не курили и не знали, что такое табак.
III. Из истории возникновения курения.
(Презентация прилагается). 4
Курение табака зародилось с незапамятных времён, до нашей эры. Курили индейцы в Америке, индусы в Индии, японцы, корейцы и т.д.
(слайд 1)
Индейцы вначале курили дикий табак, чтобы отгонять москитов. Чувствуя одурманивающее действие табачного дыма, стали приписывать ему волшебные свойства и курить табак во время религиозных церемоний. Постепенно они привыкли к нему, курение стало доставлять им удовольствие. Появление табака в Европе связано с открытием Колумбом Америки. В знак приветствия и выражения дружбы индейцы стали угощать Колумба и его матросов табаком.
(слайд 2)
Первые затяжки вызывали у матросов неприятные ощущения, но они не могли ударить лицом в грязь и продолжали мужественно курить, затем привыкли. Но, по возвращению в Европу, запасы сушёных листьев быстро истощились, и новых курильщиков не появилось. После второго посещения в 1496 году Америки Колумбом курение стало быстро распространяться, так как в этот раз в Европу были завезены семена табака. Сначала стали выращивать табак в Испании, затем во Франции, Англии. К концу 18 века не осталось ни одного государства, куда бы ни проник табак. На Руси табак появился только в середине 16 века во времена Ивана Грозного, его завезли английские купцы
. (слайд 3)
Большому распространению курения на Руси способствовал царь Пётр I, пристрастившийся к нему в свою бытность в Голландии
. (слайд 4)
Так постепенно все народы стали курить. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Человек теряет власть над собой и своими поступками.
IV. Инсценированная костюмированная сказка С. Михалкова: «Как

медведь трубку нашёл
». Сейчас я хочу предложить посмотреть сценку по сказке С. Михалкова « Как медведь трубку нашел».
Действующие лица:
Автор, Лесник, Медведь, Лиса, Волк, Дятел. Решил лесник бросить курить - закинул в лесу за куст свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А медведь их нашел, с этого все и началось. Стал медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда лесников табак в кисете весь вышел, решил медведь в лесу сухой лист собирать и вместо табака трубку набивать. Раньше бывало, Медведь с солнышком проснется, в траве покувыркается, разомнется, на реку бежит купаться да рыбу ловить, а потом в малинник - за малиной или по дуплам лазать - мед искать, а теперь чуть свет глаза продерёт, сухим листом трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит 5
под кустом, кольцами дым пускает. Так целый день с трубкой в зубах и проваляется. И все бы ничего, да стал Миша прихварывать. Шел как- то опушкой, встретил Лису. Увидела Лиса Медведя, так и ахнула.
Лиса
(удивленным голосом): Миша! Друг мой! Ты ли это? Не видались мы все лето. Как ты бедный похудел, Буд- то целый год не ел! Что с тобой? Ты больной?
Медведь:
(нездоровым голосом): Сам не знаю, что со мной! Нездоровится мне что- то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем- Аппетита нет совсем! Стал я раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спится! 6
Кашель душит по утрам, Дурнота по вечерам: Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса:
Что ж ты к Дятлу не пойдешь? К Дятлу надо обратиться! Он у нас такая птица: Сразу скажет, что к чему. Не ленись, сходи к нему!
Медведь
: Вот недельку обожду, Станет хуже, так пойду! Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как- то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медведя, так и присел на задние лапы.
Волк:
Слушай, Миша- Михаил! Что ты делал? Как ты жил? Провалилися бока- Шкура стала велика! Ты хвораешь?
Медведь:
Да хвораю.
Волк:
Что с тобой?
Медведь
: Сам не знаю… Нездоровится мне что- то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем- Аппетита нет совсем! Стал я раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Кашель душит по утрам, 7
Дурнота по вечерам: Колет в сердце, в лапах дрожь… Пропадаю!
Волк:
Пропадешь, Если к Дятлу не пойдешь! Надо к Дятлу обратиться! Он у нас такая птица: Разберется, даст совет. Да так, да! А нет, так нет!
Медведь:
Завтра я к нему пойду!
Волк:
А найдешь его?
Медведь
: Найду! Разыскал Медведь Дятла в лесу.
Медведь
: Дятел! Дятел! Старый друг! Ты спустись на нижний сук!
Дятел:
Ба! Топтыжкину привет! Ты здоров ли?
Медведь
: Видно нет! Не здоровится мне что- то: Лезет шерсть, в костях ломота, Ничего почти не ем- 8
Аппетита нет совсем! Стал я раньше спать ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Кашель душит по утрам, Дурнота по вечерам: Сердце колет, в лапах дрожь…
Дятел
: Видно, куришь, коль не пьешь?
Медведь:
Да курю. Откуда знаешь?
Дятел:
Больно дымом ты воняешь! Ну-ка сядь под этот сук! Дай-ка спину!... Тук-тук-тук! Да-с! Выстукивать не просто Медведей такого роста! Не дышать и не сопеть: Ты - больной, хоть и медведь! Ну-с… Мне все как- будто ясно…
Медведь
: Не смертельно? Не опасно?
Дятел:
Накопилась в легких копоть- От куренья вся беда! Ты, Топтыжкин, хочешь топать? Брось куренье навсегда!
Медведь:
Бросить? Трубку? Зажигалку? И с сухим листом кисет? Не могу! Не брошу! Жалко!...
Дятел:
Выполняй-ка мой совет! А не то в своей берлоге Ты протянешь скоро ноги! 9
Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплёлся домой. Приплёлся, присел на пенек, достал трубку, набил её сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил слова Дятла, и выбросил трубку в овраг подальше.
V.Беседа о причинах, побуждающих людей к курению.

Учитель:
Скажите, пожалуйста, ребята, к чему пристрастился медведь, после того, как нашёл трубку лесника?
Дети
: К курению.
Учитель
: А как изменилось здоровье медведя после того, как он начал курить?
Дети
: Кашлять стал, похудел, пропал аппетит.
Учитель
: Скажите, а вам известны вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, сигаретах?
Дети
: “Никотин”.
Учитель
: Да,
никотин–
сильнейший яд, который действует на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Все живые существа чувствительны к никотину.
(слайд 5)

Учитель:
Но никотин, не единственное вредное вещество, содержащееся в сигаретах. В них присутствует более 30 вредных для здоровья человека компонентов.
VI. Сведения о наркотиках.
Самое страшное заболевание, неразрывно связанное с курением – это наркомания!
(слайд 6)
Играя отблеском в лучах рассвета, И каплю смерти источая, Игла холодным блеском света, Очередную жертву отмечает. Ей безразлично кто ты, Она колоть не устает, В мозгу людей растут пустоты, Когда-нибудь она убьет. Все прошлое тобой забыто, А настоящее всегда в тумане, Что дальше, для тебя закрыто, Вся жизнь твоя в сплошном обмане. Друзья давно уж не друзья, Для них ты тень, или туман, И жизнь тебя не трогает ничья, Ты в этой жизни - наркоман. 10
Наркомания - это болезненное влечение к употреблению вредных и опасных веществ, парализующих нервную систему, вызывающих временное притупление чувств сознания. Наркотики – это не только смерть на конце иглы. Существуют наркотики растительного происхождения. Первые наркотики, как и табак, применялись в религиозных ритуалах, при лечении тяжелых заболеваний. Опиум получают из зеленых стеблей мака, гашиш и марихуану - из цветков конопли, кокаин - из листьев коки. Но когда человек превышает разрешенный к употреблению объем лекарств, они превращаются в страшное зелье, способное полностью уничтожить личность этого человека, превратить его жизнь в жалкое и ужасное существование. При курении и наркомании поражается весь организм человека.
VII. Работа по выявлению вреда курения и наркомании.
Сегодня к нам пришли с жалобами больные органы курильщиков и наркоманов. (Презентация прилагается)
Головной мозг: (слайд 7)
Я бедный, несчастный, прокуренный мозг. Прошу, чтобы кто-нибудь мне как-то помог. Ни внимания у меня, ни памяти нет, И все из-за проклятых наркотиков и сигарет!
Сердце: (слайд 6)
Плохи, приятель, мои дела. Ноша такая мне тяжела. Трудно стало ровно стучать, От боли хочется громко кричать. Ой-ой-ой! Ох-ох-ох!
Лёгкие: (слайд 7)
«Наркотин» нас отравляет, «Наркотин» нам страшный враг, Наши бронхи он сжигает, Кто же в этом виноват?
Желудок: (слайд 8)
Помогите! Нет больше сил! Я наркотиков совсем не просил! Язва гонится проклятая за мной, А ведь я еще такой молодой! 11

Учитель:
А какие ещё заболевания, могут развиться у курильщиков и наркоманов, нам расскажет наш участковый фельдшер Кочетова Надежда Николаевна.
VIII. Иллюстрированная мини-лекция врача.

IX. Тренинг по сохранению здоровья.

1.Обсуждение ситуаций.

Цапля – курильщица
. Жила цапля на болоте. Стал у цапли бледный вид, Выходила на охоту: И пропал вдруг аппетит! Свежей травки пощипать. Так курила цапля лето, Да лягушек погонять. Хоть и знала: Вредно это! И могла стоять носатая Целый день в воде, Стало вскоре цапле плохо: Как статуя. Цапля чахла, цапля сохла. К осени бедняга сдохла… Скучно стало цапле жить, Цапля начала курить… А могла бы долго жить! Выйдет цапля на болото - И зачем было курить? Ну, какая тут охота?!
Учитель:
Какие главные слова в этом стихотворении? - Так что же делает табакокурение с человеком? (Оно его уничтожает) Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет». - Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящими? Расскажите, что вы ощущали. - Почему вы чувствовали себя плохо? (Потому что табачный дым от сигарет распространялся по всей комнате.)
2. Практическая работа «Где бы ты сел?»
Нарисуй себя на одном из стульев. (Приложение №1) 12
Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте. От этого страдают все, особенно дети. Некурящий человек, находясь в помещении с курильщиком в течение только 1 часа, по существу, каждый раз “выкуривает” половину сигареты систематически. Дети в таких семьях чаще болеют. Курящие отцы и матери серьезно сокращают не только свою жизнь, но и жизнь своих детей. Вы, ребята, постарайтесь убедить своих родителей, что курить – здоровью вредить. Может у вас так же получится хорошо, как это получилось у героя данного стихотворения.
3. Инсценировка учащимися стихотворения М.А. Огановой «Кроха-сын

и отец».
Кроха-сын пришёл к отцу И спросила кроха: “Если я курить начну – Это очень плохо?” Видимо, врасплох застал Сын отца вопросом. Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу. И сказал отец тогда Глядя сыну в очи: “Да, сынок, курить табак – Это плохо очень”. Сын, услышав, сей совет, Снова вопрошает: “Ты ведь куришь много Лет и не умираешь?” “Да, курю я много лет, Отдыха, не зная. Я не ведал страшных бед, А вся глава – седая. Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым, 13
Ну, а стал от сигарет Меньше нормы ростом. Я уже не побегу За тобой вприпрыжку, Бегать быстро не могу, Мучает одышка. Прошлым летом иль забыл, Что со мною было? Я в больницу угодил, Сердце прихватило. Сердце, лёгкие больны, В этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил За своё куренье. Никотин – опасный яд. Сердце поражает, А смола от сигарет В бронхах оседает. “Ну и ну!” – воскликнул сын, – Как ты много знаешь Про смолу и никотин А курить, всё ж, не бросаешь! Я бросал курить раз пять, Может быть, и боле, Да беда – курю опять. Не хватает воли. Ты мой папа, я – твой сын, Справимся с бедою. Ты бросал курить один, А теперь нас двое. И решили впредь ещё И отец и кроха: “Будем делать хорошо И не будем – плохо!”
X. Пропаганда здорового образа жизни.

1. Просмотр видеоклипа. ( Видеоклип прилагается)
Автор: Хоруженко Светлана «Выбери правильный путь».
2. Детский мини-монтаж.
Пусть не страдают больше люди В дыму чадящих сигарет 14
Науку эту не забудем И никотину скажем: НЕТ!!! (произносим все вместе) Ты же человек. Это не забудь. Должен ты пройти в жизни светлый путь. Докажи, что наркотик – враг. Помоги тем, кто опутан во мрак. Спасенье в нас самих, Земляне, Мы скажем никотину: Нет! Услышьте нас, мои куряне, И поддержите весь окрест. Пусть будут родники искриться, И воздух чист, прозрачен, свеж. Пусть люди будут все стремиться В Россию ехать за рубеж. Мы будем в чистом мире жить, Творить, смеяться и дружить. Пусть счастье будет нам на всех, Любовь, здоровье и успех!
XI. Рефлексия.

Учитель
: Сегодня вы многое узнали, о вреде курения и наркотиков, об их губительном действии на здоровье людей. Пришло время подвести итоги. Я предлагаю вам сделать свой выбор. У вас у каждого на столах лежат 2 сердечка – красное и черное. Это не просто символы, это бюллетень для голосования. Красное сердечко – для тех, кто выбирает здоровый образ жизни, т.е. жизнь без сигарет и наркотиков, а черное, кто считает, что курение и наркомания не повредят ему. Итак, представьте: Я – весы, а это чаши (развернутые ладони рук) На этой стороне весов – здоровье близких (родителей, ваше здоровье) А здесь … Пусть на минуту станет в классе тихо Подумайте, чего хотите вы? Прислушайтесь, что сердце скажет, И разум ваш, какой даёт ответ: Силен ты или слаб? Свободен или раб?! (голосование). 15
– Наше мероприятие подошло к концу, я благодарю всех за активное участие и надеюсь, что сегодняшняя наша беседа оставит след в вашей памяти.
Литература

1.
Н.Х.Амиров, А.В.Иванов, В.В.Васильев, А.П. Дмитриев, Н.Х.Давлетова учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ «Быть здоровым – модно», Пенза 2007.
2.
Н.Ю. Буянова «Я познаю мир» детская энциклопедия: Медицина
3
. Зайцев С. А. 100 вредных детских привычек и как от них избавится // Книжный дом, 2008;
4
. Интернет ресурсы: [forum.nedug];
5
. Касаткин В. Н., Паршутин И. А., Рязанова О. Л., Симонятова Т. П., Сударкина М. А., Балабан Ю. Л. «Здоровье» - Программа профилактики курения в школе // М., 2003;
6
. М.А. Оганова «Кроха-сын и отец».
7.
Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи. Концепция программы. - М.:2000.
8.
Хоруженко С. «Выбери правильный путь…» видеоролик. 16

Приложение 1

Нарисуй себя на выбранном стуле.
17

Приложение 2

Приложение 3

Презентация « Не стану ни колоться, ни курить,

Я – человек! Я должен жить!»

Приложение 4

Видеоролик «Выбери правильный путь…»

Автор С.Хоруженко.
18
19