"Подготовка к итоговому сочинению как актуальная проблема современного филологического образования"

Автор: Ахмадеева Елена Раисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Заполярная средняя общеобразовательная школа" Надымского района, ЯНАО
Населённый пункт: п.Заполярный, Надымский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка к итоговому сочинению как актуальная проблема современного филологического образования"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ахмадеева Елена Раисовна учитель русского языка и литературы МОУ"Заполярная средняя общеобразовательная школа" ЯНАО, Надымский район
Подготовка к итоговому сочинению как актуальная проблема современного

филологического образования
Сегодня термин итоговое сочинение соответствует значению слов сочинение, сочинять. При этом учитывается, что сочинения в школе носят учебный характер, с их помощью дети не только постигают литературу, но и учатся думать, рассуждать; чётко и ясно выражать свои мысли и чувства. Как же организовать подготовку к итоговому сочинению? Одни считают, что достаточно хорошо организованного чтения и толкования художественного произведения, другие ориентируют учащихся на усвоение различных типов сочинений, третьи проводят письменные работы, обучая создавать различные тексты. Видимо, всё это нужно привести в систему и активно использовать. Весьма важно обучать старшеклассников писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных ими в среднем звене обучения. В старших классах мы, учителя литературы работаем в основном над освоением содержания произведения, теоретико-литературных понятий, формируем умения ориентироваться в тексте, отбирать и систематизировать материал, развиваем навыки устной речи. Отработке навыков письменной речи не все словесники старших классов уделяют необходимое внимание, хотя все знают, чтобы приобрести навыки письменного изложения мыслей, нужно тренироваться в этом, как можно больше писать. Чтобы преодолеть косноязычие школьных сочинений, надо начинать с того, что ученику близко, что его волнует. Именно сочинения о жизни, если так можно выразиться, ставят голос пишущему ученику. Так, например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы давали в конце «большие» темы, но до этого писали несколько «маленьких». Эти сочинения-миниатюры были направлены на исследование или внутреннего мира героя, или какого-либо поступка, давая ему оценку, объяснение. К примеру, сцена возвращения Пьера в Можайск после Бородинского сражения. Помните, как он заблудился и как его спасли трое безымянных солдат? Побыв с ними несколько часов, Пьер понял, что такое простые солдаты. Уже засыпая, он снова вспоминает их и произносит глубокую философскую фразу: «Солдатом быть, просто солдатом!» Солдаты, а не Наполеон, заставляют о многом задуматься нашего героя. «Каким содержанием для себя наполнил Пьер слово «солдат»? – такое задание получают ребята после урока. Сочинение подобного типа учит школьников не только размышлять, но и аналитическому подходу к тексту. Ведь задача такого маленького сочинения не только в том, чтобы определённым образом отписаться или испытать память. Задача здесь намного шире: ученик ставится в необходимость говорить о таких вещах, которые пустили глубокие корни в его «я». Реальный материал романа как раз даёт предпосылки для самостоятельного осмысления поворотов жизни героев и раскрытия содержания
собственной души через оценки, отрицания или симпатии. Из романа взято незначительное событие. И это так. Но для этой цели можно пользоваться именно «незначительным» эпизодом, пожалуй, незначительное подходит больше всего потому, что школьники учатся делать из этого незначительного нечто заслуживающее внимания, ставят его в такие связи, благодаря которым оно вдруг приобретает значение. Очень важно, чтобы ученики попробовали в процессе работы описать внутренние переживания героев, рассказать о том, чтобы они думали и чувствовали сами и как отнеслись к данному эпизоду. В таком случае у учителя оказывается настоящий материал, из которого может вырасти и оригинальный стиль и оригинальный человек. Подобные работы хороши ещё и тем, что настраивают ребят на хорошую волну: ответственно относиться к тому, о чём пишут и как пишут. Если они знают, что их будут читать и слушать товарищи, и что работа каждого будет нужна им, то каждый постарается не ударить в грязь лицом. Ведь как замечательно, когда ученик не просто учится для себя, но и когда он интересен для своих товарищей. А этого не учитывать просто нельзя, когда мы стремимся его литературно развивать. Другое дело, что вся эта работа должна вестись с истоков, с самого начала, с первого класса на протяжении всех лет школьной жизни. Важную роль, как известно, в обучении сочинению играет анализ работ учащихся, чтение лучших, индивидуальная работа с каждым учеником, обсуждение недостатков без называния имён. Всё это позволит выпускникам успешно написать итоговое сочинение. При подготовке к сочинению важно внушить им уверенность в себе, не запугивать экзаменом в стремлении поднять активность в учёбе, напротив - опираться на успехи и достижения каждого.
Памятка пишущему сочинение
1.Правильно ли понята тема? Соответствует ли сочинение теме? 2.Какова главная мысль сочинения? Подчинены ли ей все части работы? 3.Соблюдаются ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы? 4. Доказательна ли главная часть сочинения? Использован ли в сочинении конкретный литературный материал? Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? 5.Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема, привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Насколько самостоятельно, творчески написана работа? 6. Грамотно ли написана работа?