"Мир природы Эрнеста Сетона-Томпсона" Мастерская построения первичных знаний о писателе в 6 классе

Автор: Городничева Людмила Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №1
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мир природы Эрнеста Сетона-Томпсона" Мастерская построения первичных знаний о писателе в 6 классе
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эрнест Сетон-Томпсон

Мастерская построения первичных знаний о писателе
Цели мастерской: - обучать коллективной и индивидуальной творческой деятельности, навыкам работы со словом, формировать первоначальные знания о писателе; - развивать фантазию, навыки творческой работы со словом; - воспитывать любовь к слову, бережное отношение к животным. Тип урока: творческая мастерская по вхождению в мир писателя. Оборудование: аудиозапись птичьих голосов, изображения животных, плакат с биографическим данными Сетона-Томпсона. Я изведал мучения жажды и вырыл колодец, чтобы из него черпали другие. Эрнест Сетон-Томпсон Ход мастерской: 1. Слово учителя. Бывает в жизни так, что встретишь человека и хочется с ним долго разговаривать, прочитаешь рассказ какого-либо писателя, и история так захватит тебя, что захочется познакомиться и с другими книгами этого автора. Сегодня мы и познакомимся, ребята, с творчеством совсем не известного для вас писателя. Если в вашей душе его истории пробудят что- нибудь, то мы попытаемся развить это чувство и выразить его не бумаге. А пока послушайте историю, рассказанную мне одним знакомым. «Однажды мой знакомый получил телеграмму: «Посылаю тебе замечательного щенка, Будь с ним вежлив, Так оно безопаснее». Я дожидался посылки с любопытством, и, заглянув в решетчатое отверстие посылки, я увидел маленького белого бультерьера, который рычал подобно тигру. Он был
так зол и так стремился укусить меня, что это вынудило меня полдня провести на столе. Потом он позволил мне добраться до кровати — на коврике ему стало холодно. Спали мы с ним вместе. Но встать рано, как я этого хотел, бультерьер не позволил. Поэтому мы встали ровно в восемь часов. - Снап (а именно так я назвал бультерьера), друг мой, - обратился я к нему,- некоторые люди стали бы воспитывать с помощью хлыста, но я испробую другую систему: я буду оставлять тебя без завтрака. Не прошло и недели, как мы стали с собакой друзьями. А через три месяца нас было не разлить водой. Снап оказался замечательным щенком. Чувство страха ему было незнакомо. Стоило появиться незнакомцу на его территории, как начинался бой. После боя незнакомец удалялся. Но случалось и Снапу терпеть поражения, однако, он не знал, что такое страх. Если мальчишка бросал в него камень, он немедленно разделывался с хулиганом. Собака приобрела всеобщее уважение. К середине лета я ни за что на свете не отдал бы никому моего друга. Осенью я отправился в путешествие. Снап остался с квартирной хозяйкой. Во время поездки мне пришлось познакомиться с фермой братьев Пенруф. В местности, где располагалась ферма, боролись с волками с помощью смешанной своры собак, и я решил послать за Снапом. И вот Снап со мной. Мы отправились на охоту. Борзой Дандер показали добычу, движущуюся вдали, и собака повела за собой всю стаю. Мы увидели погоню в минуту, когда Дандер догнала волка и попыталась схватить за лапу. Серый повернулся для боя. Собаки окружили волка кольцом, но боялись нападать на него и только лаяли. Снап же не стал терять зря время и ринулся прямо к горлу волка. Только после этого десять больших собак последовали примеру бесстрашного малыша. Снап оправдал мою хвалебную характеристику. Но два обстоятельства несколько омрачали радость: во-первых, убитый волк оказался всего лишь волчонком, во-вторых, Снап был ранен. Поэтому на следующий день я решил отправиться на охоту без него. Но не тут-то было... Как вы думаете? Что же произошло дальше? Обсудите в группах и запишите. Прочитайте то, что у вас получилось? А теперь послушайте конец истории. Чтение концовки рассказа. П. Что вы можете сказать о моем знакомом, поведавшем эту историю? Запишите. Ш. Мой знакомый никто иной, как Эрнест Сетон-Томпсон. Его рассказами я зачитываюсь с детства.
Запись на доске.


ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН

1860 1946

Англия Канада

Город Сауд-Шильдс ...его прах развеян над

холмами любимой им

дикой природы
Извлеките из записи на доске как можно больше информации из записи на доске. Задайте друг другу вопросы. IУ. Некоторые люди ведут дневниковые записи. Рассказывая в них о своих жизненных исканиях, о том, что их удивляет и радует, огорчает и тревожит. Просто записывают пришедшие им в голову мысли. Сетон-Томпсон тоже вел дневник. «В дневниках 60 лет моих исканий», - позже вспоминал он. Послушайте отрывки дневниковых записей и выпишите слова, обратившие на себя внимание. Из дневниковых записей: «долго-долго тянулась эта зима. В марте, наконец, пришёл настоящий весенний день... Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела... Мне показалось, что я видел её синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку. Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор я каждый год ждал свою синюю птицу и с ней — весну». «С шести лет я стал вырезать из дерева фигурки полюбившихся мне птиц. Как-то раз я увидел в магазине книгу «Птицы Канады» и решил купить её во что бы то ни стало. Книга стоила 1 доллар. Чтобы собрать деньги, я продал своих кроликов, перенес дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке, целый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывал недостающие 25 центов. И вот желанная книга у
меня в руках. Я был на седьмом небе от счастья». «Я всегда интересовался птицами и зверями, приручал их, ухаживал за ними. Особенно горько было мне переживать их гибель. Преклоняясь перед подвигами животных, я написал героическую поэму «Королевская птица». В это время я стал с натуры рисовать зверей и птиц, передавал не только их характерные позы, детали крыльев, цепочки следов, но и характер, настроение». У. Используя полученные слова, напишите сочинение-миниатюру «Размышляя о Сетоне-Томпсоне...» УI . Социализация. Запишите понравившиеся предложения, слова. УП. Послушайте, что сам Сетон-Томпсон писал о своем творчестве: «Перечитывая заметки, ночами записанные у костра, я пришел к заключению, что сухого описания птиц и животных только с указанием народных и научных названий, как это делал я, недостаточно. Мне хотелось отразить радость, которая волновала меня в те дни, и я писал: «Что за чарующая прелесть скрыта в снежных следах! Сколько чудесных рассказов можно прочесть по этим говорящим отпечаткам» или «О, гордый красавец олень! Мы смотрели в глаза друг другу, мы - дети одной матери — природы. Мы — братья, прекрасное создание, только я сильнее и старше тебя». УШ. Давайте же и мы мысленно перенесемся в мир дикой природы и попытаемся, став писателями, создать рассказ о любом из понравившихся вам животных. Изображения животных помещены на переносной доске. IХ. Социализация.

Х.
Вернемся к эпиграфу. Что же это за колодец, который вырыл Сетон- Томпсон? - Это бездонная чаша добра, духовности, радости, которую мы можем для себя открыть, общаясь с природой. Вам поправилось играть роль писателя на уроке? Предлагаю продолжить эту игру дома, переписать работы набело, попытаться еще что-либо сочинить. ХI. Рефлексия. - Что вы ощущали на уроке? Какая работа понравилась вам больше всего? Что вообще не понравилось?
Методический комментарий
. Индуктором для этой мастерской является изложение начала рассказа «Снап» Эрнеста Сетон-Томпсона. Его цель включить каждого ученика в действие рассказа. Рассказанное учителем предоставляет возможность смеяться, грустить, переживать за главного героя событий. Второй этап — продолжение рассказа самими учениками. Ребятам необходимо осознать, какие у них возникли образы, мысли по поводу изложенного. На этапе социализации выясняется, что нет в классе одинаковых концовок. Зачитываем конец рассказа «Снап». Удивление и недоумение вызывает такая концовка. Почему так трагично заканчивается рассказ? Далее ребята узнают, что этот рассказ написал Эрнест Сетон- Томпсон. Я рассказываю ребятам, что очень люблю читать произведения этого писателя. Им интересно знать, почему. Может быть, и другие рассказы также увлекательны. Предлагаются биографические данные писателя, дневниковые записи, раскрывающие смысл жизни Эрнеста Сетон-Томпсона. Ученики выписывают слова, словосочетания, обратившие на себя внимание. Идет сбор и обсуждение информации в группе. На следующем этапе работы учащиеся выбирают предложенные им изображения животных и пытаются самостоятельно создать маленькую историю. Оказывается, что все получается, что каждый может сочинить свой рассказ. Новое видение себя, проблемы (разрыв). Затем каждый представляет свою работу (этап социализации). В конце мастерской читаем эпиграф к уроку. Ученики приходят к выводу, что колодец, который вырыл» писатель — это бездонная чаша добра, духовности, радости, которую каждый из нас может для себя открыть, общаясь с природой.
Последний этап мастерской — рефлексия. Ребята, отвечая на мои вопросы, обычно задают свой: «А когда у нас еще будет мастерская?»