"Повышение интереса к учебной деятельности через игру на уроках окружающего мира"

Автор: Данилова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Победовская СОШ"
Населённый пункт: Омская область, Нововаршавский район, с.Победа
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Повышение интереса к учебной деятельности через игру на уроках окружающего мира"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Данилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Победовская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области
Описание опыта работы

Даниловой Елены Владимировны,

учителя начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Победовская средняя общеобразовательная школа»

Нововаршавского муниципального района Омской области

«Повышение интереса к учебной

деятельности через игру на уроках

окружающего мира»

Данилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Победовская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области Среди разнообразных видов деятельности, выполняемых человеком, игра является самым простым, известным с детства, доступным и лучшим средством постижения действительности. Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Актуальность моего опыта заключается в том, что в начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать, через игровую деятельность. Моя
цель -

увидеть
, что учебная игра не только важный момент психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство повышения интереса к учебному процессу. Для решения данной цели необходимо решить следующие
задачи:
 изучить роль учебной игры в процессе обучения;  выяснить, с помощью, каких приёмов можно сделать учебный процесс увлекательным. Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс. Долгое время считалось, что умение удерживать внимание учеников – одна из задач педагога. В последнее время становится очевидным, что настоящее обучение не требует постоянного внимания на учителе. И я считаю, что нужно предоставлять ученикам свободное время, в ходе которого они могли бы самостоятельно работать, общаться друг с другом, играть и обсуждать происходящее. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы
Данилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Победовская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра. Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД. Игра формирует: коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Я работаю учителем второй год. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными и современными. Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Для этого планирую, каждый урок так, чтобы в нём были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью. Использую в своей работе игровые технологии. Так как считаю, что именно игра служит как бы переходным
Данилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Победовская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на разных этапах урока. Чтобы урок стал эффективным, не надо забывать и о стиле взаимоотношений между учителем и учениками. Похвала, одобрение ответа учащихся, одобрительное покачивание головой, слова «молодец», «умничка», «всё правильно, продолжай». Тон моего голоса доброжелательный, поддерживающий. Заканчиваю урок рефлексией. Подводится итог урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность учебного материала. На уроке использую следующую классификацию познавательных игр: игры- упражнения, игра – поиск, игры – соревнования, сюжетно-ролевые, познавательные игры-путешествия, деловые игры. Включение в учебный процесс познавательных игр способствуют раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка, углублению и прочности знаний ребенка. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира. Мною было проведен опрос с целью узнать, как внедрение игровых моментов на разных этапах урока повлияло на возникновение интереса к процессу учебной деятельности и к урокам. См.
Приложение I.

Данилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Победовская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области По результатам опроса видно, что почти все обучающиеся активны на уроке, повышаются работоспособность и настроение. Отсюда я делаю вывод, что использование игры на уроках создает благоприятную атмосферу, разряжает обстановку, снимает напряжение и значительно повышает интерес обучающихся, и процесс обучения идет быстрее и качественнее. С читаю, что именно игровая форма совместной деятельности детей как в повседневной жизни, так и на уроках будет способствовать развитию психологического равновесия, покоя . Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Данилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Победовская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области
Литература
1. Богаченко Е.А. «Игра как современный метод воспитания» Журнал «Начальная школа» №6 2010г. 2. Лифанова Т.М. «Дидактические игры на уроках естествознания» М.: 2001. 3. Пономарёва Н.В. «Дидактические игры в обучении младших школьников» Журнал «Начальная школа» №112009г. 4. Салеева Л.П. «Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников». М.:1997.
Данилова Елена Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Победовская средняя общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области
Приложение I.
Вопросы игровые приемы не использовались игровые приемы использовались. А. Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно? Б.А кто почувствовал, что урок прошел быстрее, чем обычно? чел. % чел. % 10 чел 2 чел. 85% 15% 2чел. 10чел. 15% 85% А. У кого за время урока снизилось настроение? Б. А у кого повысилось? 9 чел. 3чел. 72% 28% 1чел. 11чел. 8% 92% А.Кто из вас очень устал на этом уроке? Б.А кто чувствует, что у него прибавилось сил? 10 чел. 2чел. 85% 15% 3 чел. 9чел. 28% 72%