"Художественное развитие детей средствами хореографического искусств"

Автор: Каримова Лилия Абдулразыковна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МАУДО Детская школа искусств №13 (т)
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное развитие детей средствами хореографического искусств"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Художественное развитие детей средствами хореографического искусства. В сегодняшних условиях особенно актуальной является проблема воспитания, развития, социализации личности, адаптации их вхождения в общественную деятельность, что невозможно без повышения личностной культуры, реализации творческого потенциала в становлении и развитии гражданского общества. В современном мире возрастает роль художественного образования подрастающего поколения, развития чувства прекрасного, формирования художественного вкуса, правильного понимания произведений искусства. В связи с этим художественная деятельность подростков как стержень их воспитания приобретает особое значение. Художественное развитие - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности. Хореографическое искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции. Воздействие видов искусства является средством решения проблемы художественного развития, где используются различные формы, приемы, технологии на основе всех видов искусства, в том числе и хореографического. Средствами хореографии можно выразить надежды и тревоги своего поколения, определить связи человека с сегодняшним днем и с прошлыми поколениями. Во все времена хореографическое искусство воздействовало на общественную жизнь, влияло на формирование сознания, психики, социальной ориентации личности, мировоззрения. Комплексная программа хореографического отделения реализуется в разных направлениях танцевального искусства (разделы программы): теоретический курс (история хореографического искусства), практический курс (народный танец, эстрадный танец, ритмика). Программа по ритмике ставит своей целью подготовить учащихся к систематическому хореографическому образованию. Помимо учебно-тренировочных занятий программой предусмотрены воспитательные мероприятия: концерты, фестивали, национальные праздники. Комбинированное занятие строится по плану комплексного воздействия. Активно используется метод сотворчества. Подросток сам придумывает комбинации движений, интересные сюжеты для танцев. А с помощью педагога может поставить небольшой хореографический этюд. Во время таких постановок используется метод авторской позиции воспитанника.
Собственное творчество всегда предполагает свободу осуществления своего творческого замысла, т.е свободу выбора пути (мнения, взгляда, решения). Интегрированные занятия включают импровизацию подростков на темы музыкальных произведений мировой художественной культуры. Аккомпаниатор исполняет тщательно отбранные музыкальные произведения, которые максимально способствуют художественному развитию подростка. На занятиях используются современные технические средства, наглядные пособия (карточки, фотографии, видеоматериал, литература с илюстрациями). Благотворительная концертная деятельность приводит к духовному росту и нравственному совершенствованию. Для усиления мотивации к занятиам хореографическим искусством организовано участие в региональных и российских конкурсах. Победы в таких конкурсах служат вдохновением и совершенствованием хореографического мастерства. Занятия хореографическим искусством оказывает непосредственное влияние на: 1. Физическое развитие детей:  формирует красивую фигуру;  помогает избавиться от физических недостатков;  развивает физическую силу и выносливость;  укрепляет здоровье;  правильно развивается костно-мышечный аппарат;  максимально исправляются нарушения осанки;  одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность 2. Художественное развитие детей:  помогает развивать их творческую активность;  учит эстетике и выразительности;  воспитывает и развивает у ребёнка художественный вкус;  учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивает интерес к ней;  прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе;  дают представление об актерском мастерстве. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребёнка.
Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом. Также развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения В работе педагог подводит детей к тому, чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. В реализации программы наиболее эффективными методами являются: Наглядные методы, которые обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Словесные методы, которые обращены к сознанию молодых людей, они помогают осмыслению поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений. Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. На практике, то есть в концертной деятельности воспитанники наглядно показывают, в какой мере они научились владеть искусством сценического мастерства, могут донести до зрителя внутреннюю красоту танца, владеют навыками коммуникативного общения в танце. Хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально- нравственной культуры личности тем, что искусство танца развивают воображение и творческие способности детей. На основании критериев музыкально-ритмического (слух, ритм) и эмоционального (пластическая передача характера и настроения музыки, положительное влияние занятий на эмоциональное состояние учащихся) развития можно сделать вывод, что учащиеся:  знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;  могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;  умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);  получают удовольствие от занятий танцем. Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.
Правильно организованное художественное развитие выявляет и укрепляет творческое начало. Своевременное приобщение подростка к миру искусства помогает становлению творческой активности в художественной сфере.