"Качество учебно-воспитательного процесса"

Автор: Лопырева Мария Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОУ РК "С(К)ШИ №2" с.Усть-Кулом
Населённый пункт: с.Усть-Кулом
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Качество учебно-воспитательного процесса"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Качество учебно-

Качество учебно-

воспитательного процесса

воспитательного процесса
 Компоненты Компоненты  Критерии Критерии  Направления улучшения Направления улучшения  Управление качеством Управление качеством

«Качество - это

«Качество - это

совокупность свойств и

совокупность свойств и

характеристик объекта,

характеристик объекта,

относящихся к его

относящихся к его

способности удовлетворять

способности удовлетворять

установленные или

установленные или

предполагаемые

предполагаемые

потребности

потребности

»

»

А.В. Гличев,

А.В. Гличев,
один из основоположников один из основоположников современной теории качества современной теории качества

Качество образования:

Качество образования:

специфика

специфика

Объект

Объект
– выпускник, учащийся; – выпускник, учащийся;
Свойства и качества

Свойства и качества
– компетенции; – компетенции;
Потребитель

Потребитель
– –  работодатель; работодатель;  сам выпускник; сам выпускник;  родители; родители;
Потребности

Потребности
– –  субъективны: свои у каждого из субъективны: свои у каждого из потребителей; потребителей;  изменчивы: меняются соответственно изменчивы: меняются соответственно изменениям, происходящим в обществе; изменениям, происходящим в обществе;  различны в ходе и в результате обучения. различны в ходе и в результате обучения.

Учащийся

Учащийся

на «входе» в ГОУ НПО

на «входе» в ГОУ НПО
 «Остаточный принцип» поступления «Остаточный принцип» поступления учащихся в учреждения НПО, учащихся в учреждения НПО, усугубленный демографической усугубленный демографической ситуацией; ситуацией;  Различное (чаще низкое) качество Различное (чаще низкое) качество общеобразовательного обучения; общеобразовательного обучения;  Различная (чаще низкая или Различная (чаще низкая или неправильная) мотивация к неправильная) мотивация к профессиональному обучению; профессиональному обучению;  Низкие общекультурные знания; Низкие общекультурные знания;  Низкий контроль и влияние со стороны Низкий контроль и влияние со стороны родителей. родителей.
 Квалифицированный рабочий, компетентный в Квалифицированный рабочий, компетентный в своей профессии, а лучше в нескольких своей профессии, а лучше в нескольких профессиях; профессиях;  Человек, обладающий современными Человек, обладающий современными общепрофессиональными знаниями и навыками общепрофессиональными знаниями и навыками (компьютер, экономика, предпринимательство, (компьютер, экономика, предпринимательство, законодательство и т.д.) законодательство и т.д.)  Умеющий учиться: готовность к повышению Умеющий учиться: готовность к повышению квалификации, в т.ч. на рабочем месте, квалификации, в т.ч. на рабочем месте, переобучению, освоению новых видов переобучению, освоению новых видов оборудования, программного обеспечения; оборудования, программного обеспечения;  Имеющий соответствующие личностные Имеющий соответствующие личностные характеристики и качества. характеристики и качества.
Выпускник (учащийся)

Выпускник (учащийся)

на «выходе»

на «выходе»


Образовательные

Образовательные

результаты: компетенции

результаты: компетенции
Компетенции - способность индивида Компетенции - способность индивида самостоятельно применять в определенном самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и контексте различные элементы знаний и умений. умений. Освоение определенного уровня Освоение определенного уровня компетенции есть способность компетенции есть способность использовать и сочетать знания, умения, использовать и сочетать знания, умения, личностные и профессиональные ценности личностные и профессиональные ценности в зависимости от меняющихся требований в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы конкретной ситуации или проблемы

Компетенция включает

Компетенция включает

в себя:

в себя:

когнитивную компетенцию

когнитивную компетенцию
(знания), (знания), предполагающую использование теории и понятий, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте; опыте; 
функциональную компетентность

функциональную компетентность
(умения (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности; социальной деятельности; 
личностную компетенцию

личностную компетенцию
, предполагающие , предполагающие поведенческие умения в конкретной ситуации; поведенческие умения в конкретной ситуации; 
этическую компетенцию

этическую компетенцию
, предполагающую , предполагающую наличие определенных личностных и наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. профессиональных ценностей.

Потребитель и его

Потребитель и его

потребности

потребности

Работодатель

Работодатель

Выпускник

Выпускник

(учащийся)

(учащийся)

Родители

Родители
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Потребности, Потребности, удовлетворение удовлетворение которых которых достигается в достигается в процессе процессе обучения обучения Потребности к Потребности к результату результату обучения обучения Многопрофильны; различны у каждого из потребителей:

Общество:

Общество:
процессы и факторы, процессы и факторы, влияющие на содержание и качество влияющие на содержание и качество образования образования  Информатизация жизни общества; Информатизация жизни общества;  Демократизация (становление Демократизация (становление гражданского общества); гражданского общества);  Глобализация (становление открытого Глобализация (становление открытого общества); общества);  Становление нового культурного типа Становление нового культурного типа личности; личности;  Повышение квалификации Повышение квалификации (профессионализация) в течение всей (профессионализация) в течение всей жизни. жизни.

Задача:

Задача:

высокое качество

высокое качество

профессионального образования

профессионального образования

Проблемы:

Проблемы:
 Огромный разрыв между учащимся «на Огромный разрыв между учащимся «на входе» и «на выходе»; входе» и «на выходе»;  В качестве потребителей выступают и В качестве потребителей выступают и работодатели, и учащиеся, и родители; работодатели, и учащиеся, и родители; их потребности различны; их потребности различны;  Потребности стремительно меняются Потребности стремительно меняются вслед за изменениями, происходящими в вслед за изменениями, происходящими в обществе. обществе.  ? ?

Качество образования:

Качество образования:

компоненты

компоненты
Образовательные Образовательные результаты результаты Условия Условия достижения достижения образовательных образовательных результатов результатов Цена Цена достижения достижения образовательных образовательных результатов результатов

Цена

Цена
достижения достижения образовательных результатов образовательных результатов
Затраты:

Затраты:

сил,

сил,

времени,

времени,

здоровья,

здоровья,

средств.

средств.


Условия

Условия
достижения достижения образовательных результатов образовательных результатов  Дидактика, методика, Дидактика, методика, дифференцированный подход, дифференцированный подход, оценивание; оценивание;  Индивидуальный комфорт, «климат» в Индивидуальный комфорт, «климат» в группе, в образовательном учреждении, группе, в образовательном учреждении, взаимоотношения педагога и учащегося; взаимоотношения педагога и учащегося;  Открытость: взаимодействие с Открытость: взаимодействие с родителями, обществом, работодателями; родителями, обществом, работодателями;  Эффективный менеджмент в Эффективный менеджмент в образовательном учреждении; образовательном учреждении;  Профессионализм, компетентность и Профессионализм, компетентность и развитие кадров развитие кадров

Качество образования можно

Качество образования можно

описывать и улучшать через

описывать и улучшать через

характеристики

характеристики

(на основании исследований ЮНЕСКО)

(на основании исследований ЮНЕСКО)

учащихся

учащихся
(их здоровье, мотивацию к (их здоровье, мотивацию к обучению и, безусловно, результатов обучения, обучению и, безусловно, результатов обучения, которые учащиеся демонстрируют); которые учащиеся демонстрируют); 
образовательного процесса

образовательного процесса
(в которых (в которых компетентные педагоги используют технологии компетентные педагоги используют технологии эффективного активного обучения); эффективного активного обучения); 
содержания

содержания
(адекватные учебные планы и (адекватные учебные планы и программы); программы); 
систем

систем
(хорошее управление и адекватное (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов). распределение и использование ресурсов).

Требования и принципы,

Требования и принципы,

имеющие влияние на

имеющие влияние на

качество образования

качество образования
 Ориентация на имеющиеся знания; Ориентация на имеющиеся знания;  Признание формальных и неформальных Признание формальных и неформальных способов обучения; способов обучения;  Гарантии равенства возможностей; Гарантии равенства возможностей;  Обеспечение безопасной и Обеспечение безопасной и поддерживающей образовательной поддерживающей образовательной среды; среды;  Эффективный менеджмент и Эффективный менеджмент и распределение ресурсов; распределение ресурсов;  Измерение результатов обучения. Измерение результатов обучения.

Общие принципы управления

Общие принципы управления

качеством

качеством

(концепция «Total Quality Management».)

(концепция «Total Quality Management».)
 Ориентация на потребителя. Ориентация на потребителя.  Лидерство Лидерство  Вовлечение персонала Вовлечение персонала  Процессуальный подход Процессуальный подход  Системность в управлении. Системность в управлении.  Непрерывное совершенствование Непрерывное совершенствование  Направленность инноваций на качество Направленность инноваций на качество  Подход к принятию решения на основе Подход к принятию решения на основе фактов фактов  Взаимовыгодные отношения с Взаимовыгодные отношения с партнерами партнерами

5 наиболее важных

5 наиболее важных

сфер качества

сфер качества

Австрийский опыт

Австрийский опыт

(На основании материалов доклада

(На основании материалов доклада

«Управление качеством образования»

«Управление качеством образования»

Кондраковой И.Э., специалиста РГПУ

Кондраковой И.Э., специалиста РГПУ

им.А.И.Герцена, Ухта, 22.11.2007)

им.А.И.Герцена, Ухта, 22.11.2007)

Сфера качества «учить и Сфера качества «учить и учиться» учиться»
Частные показатели

Частные показатели

Подготовка урока

Подготовка урока

учителем

учителем

Дидактическое

Дидактическое

оформление урока

оформление урока

педагогом

педагогом

Дифференцированный

Дифференцированный

подход

подход

,

,

оказание

оказание

поддержки

поддержки

Требования и стресс

Требования и стресс

/

/

успеваемость

успеваемость

Оценивание

Оценивание

успеваемости

успеваемости

,

,

обратная связь

обратная связь

Критерии, индикаторы

Критерии, индикаторы

педагоги хорошо готовят

педагоги хорошо готовят

урок, зная предмет и

урок, зная предмет и

педагогику.

педагогику.

Урок рассчитан на то, что у

Урок рассчитан на то, что у

учащихся различная

учащихся различная

изначальная подготовка,

изначальная подготовка,

темп работы и интересы.

темп работы и интересы.

Используются подходящие

Используются подходящие

методические пособия,

методические пособия,

учебники и

учебники и

мультимедийные средства.

мультимедийные средства.

Оценки и обратная связь

Оценки и обратная связь

ясны и понятны учащимся

ясны и понятны учащимся

и содержат указание на то, в

и содержат указание на то, в

какой сфере необходимо

какой сфере необходимо

дальнейшее развитие и

дальнейшее развитие и

работа.

работа.

Сфера качества, характеризующая Сфера качества, характеризующая жизненное пространство группы и жизненное пространство группы и учреждения учреждения
Частные показатели

Частные показатели

Индивидуальное /

Индивидуальное /

субъективное самочувствие

субъективное самочувствие





Психосоциальный

Психосоциальный

климат“

климат“





Климат

Климат

,

,

атмосфера в

атмосфера в

группе

группе









Атмосфера в

Атмосфера в

образовательном

образовательном

учреждении

учреждении





Образовательное

Образовательное

учреждение как рабочее

учреждение как рабочее

место

место

Насыщенная жизнь

Насыщенная жизнь

образовательного

образовательного

учреждения

учреждения

Критерии, индикаторы

Критерии, индикаторы

Взаимоотношения педагогов

Взаимоотношения педагогов

и учащихся уважительные,

и учащихся уважительные,

всегда есть возможность

всегда есть возможность

диалога.

диалога.

Учащиеся относятся друг к

Учащиеся относятся друг к

другу уважительно.

другу уважительно.

Сотрудничество педагогов и

Сотрудничество педагогов и

руководства школы.

руководства школы.

Техническое оснащение

Техническое оснащение

школы соответствует

школы соответствует

требованиям современного

требованиям современного

урока.

урока.

В помещениях приятно

В помещениях приятно

находиться, они

находиться, они

функциональны.

функциональны.

Сфера качества «партнерство и Сфера качества «партнерство и внешние связи» внешние связи»
Частные показатели

Частные показатели

Участие родителей

Участие родителей

Участие учащихся

Участие учащихся

Участие

Участие

работодателей и

работодателей и

общественных

общественных

институтов

институтов

педагогическая

педагогическая





инфраструктура

инфраструктура





Открытость для

Открытость для

внешнего мира

внешнего мира

Критерии, индикаторы

Критерии, индикаторы

Учащиеся берут на

Учащиеся берут на

себя ответственность

себя ответственность

за жизнь учреждения

за жизнь учреждения

и участвуют активно в

и участвуют активно в

формировании

формировании

интересной жизни

интересной жизни

Школа в курсе тех

Школа в курсе тех

требований, которые

требований, которые

ставит перед ней

ставит перед ней

общество, школа

общество, школа

поддерживает

поддерживает

контакты с фирмами

контакты с фирмами

и предприятиями.

и предприятиями.

Сфера качества Сфера качества «менеджмент» «менеджмент»
Частные показатели

Частные показатели

Организация и

Организация и

администрация

администрация

Руководство

Руководство

Педагогико-

Педагогико-

консультационная

консультационная

компетенция

компетенция

Получение

Получение

,

,

приобретение

приобретение

(дополнительных)

(дополнительных)

ресурсов

ресурсов

Критерии, индикаторы

Критерии, индикаторы

Образовательное

Образовательное

учреждение соблюдает

учреждение соблюдает

законодательство

законодательство

Руководство поощряет

Руководство поощряет

своих сотрудников,

своих сотрудников,

признаёт их достижения

признаёт их достижения

и даёт обратную связь.

и даёт обратную связь.

Руководству удаётся

Руководству удаётся

организовать получение

организовать получение

дополнительных средств

дополнительных средств

на приобретение

на приобретение

необходимых материалов

необходимых материалов

для уроков.

для уроков.

Сфера качества Сфера качества «профессионализм и развитие «профессионализм и развитие кадров» кадров»
Частные показатели

Частные показатели

Педагогическая работа

Педагогическая работа

по развитию

по развитию

Систематическое

Систематическое

повышение

повышение

квалификации

квалификации

персонала

персонала

Готовность к

Готовность к

инновациям со стороны

инновациям со стороны

педагогов

педагогов

Социально-

Социально-

педагогические

педагогические

консультационные и

консультационные и

терапевтические

терапевтические

компетенции

компетенции

Критерии, индикаторы

Критерии, индикаторы

педагоги планируют совместно

педагоги планируют совместно

в предметных группах и

в предметных группах и

работают совместно в

работают совместно в

проектах.

проектах.

педагоги создают и пользуются

педагоги создают и пользуются

единой дидактической базой

единой дидактической базой

педагоги принимают участие в

педагоги принимают участие в

педагогических

педагогических

исследовательских проектах.

исследовательских проектах.

педагоги принимают участие в

педагоги принимают участие в

мероприятиях, направленных

мероприятиях, направленных

на повышение квалификации.

на повышение квалификации.

педагоги демонстрируют

педагоги демонстрируют

готовность и компетенции

готовность и компетенции

использовать нововведения на

использовать нововведения на

уроке.

уроке.


Поиск качества – это не

Поиск качества – это не

поиск конца, а

поиск конца, а

путешествие, в которое

путешествие, в которое

всегда вносятся изменения

всегда вносятся изменения