"Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР"

Автор: Триллер Наталья Робертовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д\с №451 "Теремок"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: диагностический инструментарий
Тема: "Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование навыков фонематического

анализа и синтеза у детей с ОНР
Подготовила: учитель-логопед МКДОУ д/с №451 «Теремок» Наталья Робертовна Триллер Новосибирск

«
Без речи нет ни сознания, ни самосознания
».
Л.С. Выготский Одной из наиболее важных и актуальных проблем специальной педагогики является проблема воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений у этих детей становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы. Для того, чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, необходима определенная готовность сенсорной и интеллектуальной сферы детей. При этом важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия, которая создаёт условия для развития всех фонематических процессов. Неподготовленность детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте в связи с нарушенной аналитико-синтетической деятельностью создает дополнительные трудности в формировании операций звукового анализа и синтеза. Для себя отметила, что в специальной литературе неоднократно рассматривался вопрос о необходимости более раннего выявления недостатков фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи и своевременно начатой систематической работе с ними по исправлению имеющихся нарушений. Поэтому поиск приемов и методик в логопедической практике актуален. При этом в большей степени меня как молодого специалиста интересовала способность детей к анализу и синтезу не только вербального, но и невербального материала и их взаимосвязь. Так как я предположила, что недостаточный уровень способности к звуковому анализу и синтезу может быть связан с недостаточным уровнем развития способности к анализу и синтезу невербального материала, что обусловлено структурой дефекта при ОНР.
Решение этого вопроса начала - с изучения и анализа психолого-педагогической литературы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, взяв за основу таких авторов, как Левина Р.Е, Волкова Л.С., Жукова Н.С и др.; - с подбора методик исследования симптомов и механизмов нарушений фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи. Свою работу построила по следующим направлениям: 1. Исследование способности к звуковому анализу и синтезу, которое включало: - восприятие речевых звуков; - анализ и синтез фонемного состава. 2. Исследование невербального материала, включающее: - способность к анализу зрительных изображений; - способность к анализу ритмических структур.
Для исследования способности к звуковому анализу и синтезу

использовалась

методика Е. Ф. Архиповой «Исследование сформированности

фонематического слуха и навыков элементарного звукового анализа».

1.1 Для исследования фонематического слуха использовались

следующие задания:
1.1.1 Различение слов, близких по звуковому составу Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение . Ребенок, ориентируясь на картинку, должен опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно – не хлопай»:
шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; баман, панан, банан, ваван, баван; танки, фанки, шанки, танки, сянки; бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака; альбом,айбом, яньбом, альмом, альном; птенец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч; квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка 1.1.2 Инструкция: «Покажи, где ». (Исследование проводится с использованием картинок на слова- квазиомонимы.) почка – бочка , класс – глаз, сова – софа, рожки – ложки, суп – зуб, коса – коза, свет – цвет, кочка – кошка, усы – ужи, сук – жук, плюс – плющ, каска – маска, мишка – мышка. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.
Дифференциация слогов
Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие –шипящие и т.д. 1.1.3 Инструкция
:
«Покажи кружок, когда услышишь новый слог»: на-на-на-па ка-ка-га-ка 1.1.4 Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний»: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка. 1.1.5 Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее» (слоги произносятся, закрывая рот экраном.) да-та-да ба-па-ба га-ка-га та-да-та па-ба-па ка-га-ка
Дифференциация фонем
1.1.6 Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук [А]». Логопед произносит группу гласных звуков – [а,о,у,и,ы,а,э].
1.1.7 Инструкция: «Подними красный кружок когда услышишь звук [А], зеленый кружок – звук [И], синий кружок звук [У]». Логопед повторяет группу гласных звуков – [а,у,и,ы,а,э,и,; а,у,и,у,а,и,и,а,у,и]. 1.1.8 Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук [М]». Логопед произносит группу согласных звуков – [н,п,м,т,к,м,н,к]. 1.1.9 Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»: - ао, уа, аи, ио - аиу, иао, уао, оиы - аоуи, иоуа, иыоу, аоыу Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.
1.2 Для исследования умений и навыков выполнения элементарного

звукового анализа использовались следующие задания:
1.2.1 Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»: а, ау, иоу 1.2.2 Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук [м] (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук [р] (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар. 1.2.3 Инструкция
:
«Подними кружок, когда услышишь в слове звук [ а], подними квадрат, когда услышишь звук [о], подними треугольник, когда услышишь звук [ у]: Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица. 1.2.4 Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук [т], а в другой – на звук [к]. Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, паук. 1.2.5 Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком». Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот. тан- ро- пау- ко- вени- со-
самоле- бегемо- 1.2.6 Инструкция: «Назови первый звук в слове»: аист Иван утка арбуз альбом Илья иголка улитка улица 1.2.7 Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и». 1.2.8 Инструкция: «Назови первый звук в слове»: малина волны капуста молоко вафли кошка 1.2.9 Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове»: иголка избушка улица осы ослики Антилопа
Для исследования способности к анализу и синтезу невербального

материала использовались следующие методики:

- методика Е. Ф. Архипова «Исследование возможности воспроизведения

ритмических структур»( без зрительной опоры).
2.2Для исследования способности к анализу ритмических структур использовались следующие задания: 2.2.1Оценка ритмов : !! !! !! !!! !!! !!! Инструкция:
«
Скажи, по сколько я постучала?» 2.2.2Воспроизведение по образцу: !! !! !! ! !! ! !! ! !! Инструкция:«Послушай внимательно и постучи так, как я» 2.2.3Инструкция : «Повтори еще раз».
- методика Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Диагностика развития

познавательной деятельности ребенка»
Для исследования уровня зрительного восприятия детям предлагались следующие задания: 2.1.1 Складывание разрезных картинок:
Перед ребенком на стол выкладывается эталонное изображение и детали такого же изображения, но разрезанного на 5 частей. Инструкция: сложи из этих частей такое-же изображение. 2.1.2 Узнавание наложенных изображений: 1)ведро, топор, кисточка, грабли, ножницы; 2) чайник, вилка, бутылка, миска, стакан. Инструкция: назови, что видишь. Проанализировав данные обследования, провела сравнительный анализ результатов по исследованию анализа и синтеза фонемного состава и анализа и синтеза невербального материала. Сравнив данные, пришла к следующим заключениям: Во-первых, способность к анализу и синтезу невербального материала значительно выше, чем способность к анализу и синтезу вербального материала. Во-вторых, выявилась некоторая зависимость между способностью к анализу и синтезу вербального и невербального материала. Таким образом, я сделала вывод о том, что: - при формировании фонематического анализа и синтеза можно опираться на более сформированные навыки анализа и синтеза невербального материала (преимущественно зрительных стимулов); - а так же, развивая способность к анализу и синтезу невербального материала, можно оптимизировать работу по развитию фонематического анализа и синтеза с учетом выявленной зависимости. Соответственно, свою коррекционно-образовательную деятельность по развитию фонематического анализа и синтеза нужно строить с учетом полученных выводов.