"Композиция станковая"

Автор: Схатум Фатима Инверовна
Должность: преподаватель отделения ИЗО
Учебное заведение: МБОУ ДШИ а.Афипсип
Населённый пункт: аул Афипсип Тахтамукайский район
Наименование материала: Учебная рабочая программа
Тема: "Композиция станковая"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Афипсипская детская школа искусств

Учебная рабочая программа по предмету

«КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ»

Срок реализации 4 года





Автор-составитель: преподаватель отделения ИЗО

Схатум Фатима Инверовна







а.Афипсип

2015г



Структура программы учебного предмета


I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Обоснование структуры программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.

Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план - Содержание разделов и тем. Годовые требования
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; - Дидактические материалы;
VI.

Список литературы и средств обучения
- Методическая литература - Учебная литература - Средства обучения
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ , получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств. Содержание учебного предмета «Композиция станковая» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Композиция станковая» составляет 4года. при 4-летней дополнительной общеобразовательной программе «Композиция станковая» с 1-4 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Классы

1

2

3

4

Объём часов в

неделю

2

2

2

2

Объём часов в

год

64

66

66

66

Объём курса

262

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Композиция станковая» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:  развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;  последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;  знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;  изучение выразительных возможностей тона и цвета;  развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;  обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;  приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;  формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:  словесный (объяснение, беседа, рассказ);  наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);  практический;  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте. Содержание программы включает следующие разделы и темы:  основы композиции станковой  цвет в композиции станковой  сюжетная композиция  декоративная композиция  создание художественного образа в композиции  графика  итоговая работа
Учебно-тематический план

1 класс
1 полугодие



задания

Тема

Количество

часов
1 Ритм. Равномерное чередование. Ритмичное заполнение листа. 10 2 Динамика в композиции. 8 3 Гармоничное заполнение листа. Согласованность всех частей. 12 4 Контрольный урок. 1
Итого:

31

2 полугодие
5 Декоративная композиция из бумаги, ткани, картона. 6 6 Взаимосвязь формата и формы. 6 7 Декоративный натюрморт. Аппликация. 8 8 РНК. Закон жизненной правды. 4 9 РНК. Значение новизны в композиции. 4 10 РНК. Значение фантазии и воображения в композиции. 4 11 Контрольный урок. 1
Итого:

33

Всего:

64

2 класс
1 полугодие


задания

Тема

Количество

часов
1 Понятие образности. Аллегория. 12 2 Семейный портрет. 10 3 Контрастная композиция. 8 4 Контрольный урок. 1
Итого:

31

2 полугодие
5 Абстрактная композиция. 8 6 Композиция по литературным произведениям с контрастными персонажами. 8
7 Композиция пейзажа. 6 8 Сюжетно-композиционный центр. Симметрия и равновесие. 6 9 Выразительность силуэта. 6 10 Контрольный урок. 1
Итого:

35

Всего:

66

3

класс
1 полугодие


задания

Тема

Количество

часов
1 Композиция с людьми на пленере или в интерьере. 15 2 Композиция плаката. 15 3 Контрольный урок. 1
Итого:

31

2 полугодие
4 Композиция рекламы. 8 5 Жанровая композиция. 8 6 РНК. Линия и силуэт в композиции. 6 7 РНК. Тональность и тональная пластика в композиции. 6 8 РНК. Цвет в композиции. Его эмоциональная окраска. Колорит. 6 9 Контрольный урок. 1
Итого:

35

Всего:

66

4

класс
1 полугодие


задания

Тема

Количество

часов

1 Графический цикл. 30 2 Контрольный урок. 1
Итого:

31

2 полугодие
3 Композиция автопортрета. 8 4 Современный интерьер. 8 5 Свет как элемент. 6 6 Историческая и батальная композиция. 6 7 Контраст характеров и положений композиции. 6 8 Контрольный урок. 1
Итого:

35

Всего:

66

Содержание разделов и тем. Годовые требования.

1 класс
1 полугодие


задания

Часы

Тема

Задание

Цели и задачи

Материалы
1 10 Ритм. Равномерное чередование. Ритмичное Создать орнамент в полосе. Применить в ленточном орнаменте, принцип равномерного чередования и ритмичного заполнения листа. Ознакомление с традиционными русскими и Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти.
заполнение листа. адыгейскими орнаментами. 2 8 Динамика в композиции. Рисование узоров с применением орнаментальных принципов. Использование в узоре динамического чередования, ритма. Ознакомление с классическими образцами. Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти. 3 12 Гармоничное заполнение листа. Согласованность всех частей. Фантазийное Задание. Гармонично, согласованно заполнить лист, используя узоры и орнаменты. Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти. 4 1 Контрольный урок
31

Итого:

2 полугодие
5 6 Декоративная композиция из бумаги, ткани, картона. Создать фантазийную композицию. Сделать композицию согласованной, гармонично расположенной в листе. Бумага, картон, ткань, газеты, журналы, клей, ножницы. 6 6 Взаимосвязь формата и формы. Размещение острохарактерных композиций в различных форматах Уяснить, что для определённых композиций подходят определённые форматы. Выражение настроения через формат. Демонстрация подходящих работ художников. Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти, цветная бумага, ткань, клей, ножницы. 7 8 Декоративный натюрморт. Аппликация. Изобразить натюрморт посредством аппликации. Возможна работа с натуры. Задание призвано развивать фантазию. В ходе задания ученики должны будут попробовать стилизовать предметы. Ознакомление с работами советских мастеров коллажа. Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти, цветная бумага, ткань, клей, ножницы. 8 4 Закон жизненной правды. Образ современных адыгских женщин («Моя мама») Наблюдение и движения и изучения натуры, отображение реального мира с его типичными признаками. Бумага, карандаши, гуашь, кисти. 9 4 Значение новизны в композиции Праздник «День Республики Адыгея» с предварительными зарисовками с Развитие наблюдательности и остроты зрения. Творческое отношение к работе. Закон новизны в Бумага, карандаш, акварель, кисти.
натуры. творчестве художников (Нисский, Пилипов, Дейнека) 10 4 Значение фантазии и воображения в композиции Композиция на тему: «Каким я вижу свой город в будущем». Город Майкоп в творчестве адыгейских художников и художники для г. Майкопа. Развитие фантазии и воображения, неординарность мышлений. Значение воображения в творчестве художников. Бумага, карандаш, гуашь, кисти. 11 1 Контрольный урок
Итого:

33

Всего:

64

2 класс
1 полугодие


задания

Часы

Тема

Задание

Цели и задачи

Материалы
1 12 Понятие образности, аллегория. Аллегорические образы времён года. Беседа. Аллегория в произведениях художников (Рембрандт «Флора», Боттичелли, аллегории Берсирова «Календарь»). Репродукции, различные материалы. 2 10 Семейный портрет. Изучение человеческой фигуры и её эмоционального состояния. Передать в работе характерные черты изображаемых людей. Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти. 3 8 Контрастная композиция. Композиция из нескольких персонажей контрастного характера. Передать эмоциональное состояние и образ персонажей. Работы Х. Бидструпа, творческой группы Кукрыниксы. Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти. 4 1 Контрольный урок
31

Итого:

2 полугодие




задания

Часы

Тема

Задание

Цели и задачи

Материалы
5 8 Абстрактная композиция. Абстрактная композиция на выразительность настроения. Ассоциативное мышление. Выполнить несколько беспредметных композиций: «Тихий снег», «Лес шумит», «Угроза», «Одиночество», «Радость» и др. по ассоциациям. Использование цветовой гармонии, ритма пятен и линий. Развитие ассоциативного мышления. Ознакомление с работами абстракционистов. Бумага, карандаши, фломастеры краски, кисти. 6 8 Композиция по литературным произведениям с контрастными персонажами. Выбрать подходящую сцену из произведения. Острохарактерно изобразить героев. Выстроить композицию соответственно теме произведения и настроению сцены. Ознакомление с работами М.Врубеля. Бумага, карандаши, краски, кисти. 7 6 Композиция пейзажа. «Там все блистает красотой»… Кавказ в изображении поэтов, писателей и художников (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой). Творчество художников Адыгеи. Понятие образного пейзажа, пейзаж как передача настроения, исторический пейзаж, индустриальный, изображение черного моря (И.Айвазовский «Черное море). Акварель, гуашь, бумага, карандаши, кисти. 8 6 Сюжетно- композицион- ный центр. Симметрия и равновесие. Композиция на тему «У бабушки в ауле». Сюжетно-композиционный центр как главный элемент композиции. Места его расположения на примере работ художников. Рафаэль «Обручение Марии», Рылов «Над голубыми просторами». Бумага, карандаши, кисти, акварель, гуашь. 9 6 Выразитель- ность силуэта. Выполнение фигурок для Работа над силуэтной выразительной формой, Бумага, карандаши, кисти, акварель,
теневого театра на темы адыгейских сказок «Маугли», «Каменный цветок», «Цирк» и т.д. развитие остроты видения, отбор характерного и второстепенного. гуашь. 10 1 Контрольный урок
35

Итого:

66

Всего:

3 класс
1 полугодие


задания

Часы

Тема

Задание

Цели и задачи

Материалы
1 15 Композиция с людьми на пленере или в интерьере. Придумать и создать композицию с людьми на пленере или в интерьере. Использовать соответствующие выразительные средства и материалы . Выбрать соответствующий формат, материалы и выразительные средства. Изучение анатомических особенностей человека. Особенности композиций картин различных направлений – классицизма, импрессионизма, авангарда, абстракционизма. Репродукции, различные материалы. 2 15 Композиция плаката. Новогодняя газета для украшения кабинета. Коллективная работа. Основные элементы газеты, композиционные решения. Развитие художественного вкуса, неординарности решения. Массовые, зрелищные композиции. Ознакомление с работами плакатного искусства. Репродукции, различные материалы. 3 1 Контрольный урок
31

Итого:

2 полугодие



задания

Часы

Тема

Задание

Цели и задачи

Материалы
4 8 Композиция рекламы. Создание различных рекламных плакатов Рассказать об искусстве рекламы. Привести примеры Репродукции, различные
(например-«Канцеля рские товары», «Игрушки» «Спорттовары». плакатного искусства (Д.Моор, Е.Соловьёв, Г.Миллер). материалы. 5 8 Жанровая композиция. Последовательная работа над жанровой (т.е. бытовой) композицией. Творческий, авторский подход к работе. Этапы работы над жанровой композицией. Последовательная работа от замысла, эскизов до конечной проработки. Бумага, карандаши, краски, кисти. 6 6 Линия и силуэт в композиции. Иллюстрирование нартского эпоса «Легенды о Саусоруке». Саусоруко и Прометей. Творчество Ката, Петуваша. Графика, Гратография. Её выразительные возможности. Тушь, гуашь, перо, гратография. 7 6 Тональность и тональная пластика в композиции. Иллюстрирование нартского эпоса сказки «О кузнице нартов Тлепш», «Что Пэтэрэз сделал для нартов». Тон как выразительное средство композиции. Общая тональность места. Работа отношениями. Поиски тональных нюансов. Изучение наследия прошлого. Гуашь, акварель, бумага, карандаши, кисти. 8 6 Цвет в композиции. Его эмоциональная окраска, колорит. Образ женщин в нартском эпосе «Светлорукая Адыиф». Цветовой строй, отражающий общее настроение композиции. Связь колорита с идейным замыслом. Изучение наследия прошлого. Бумага, карандаш, гуашь, кисти. 9 1 Контрольный урок
35

Итого:

66

Всего:

4 класс
1 полугодие


задания

Часы

Тема

Задание

Цели и задачи

Материалы
1 30 Графический цикл. Творческая работа над графическим циклом. Последовательная работа – задумка, Творческая работа. Единство и взаимосвязь графических листов, подчинённость теме. Ознакомление с сериями графических работ Графические материалы, бумага.
эскизы. М.Врубеля и А.Дюрера. 2 1 Контрольный урок
31

Итого:

2 полугодие



задания

Часы

Тема

Задание

Цели и задачи

Материалы
3 8 Композиция автопортрета. Автопортрет с атрибутами, соответствующими увлечениям. Цветовой строй, соответствующий характеру и настроению. Знакомство с автопортретами Рембрандта, Рубенса, Веницианова, Брюллова, Кипренского, Сарьяна, Серебряковой. Выражение характера посредством цветового строя и атрибутики. Репродукции, различные материалы. 4 8 Современный интерьер. Дизайн-проект. Особенности промышленных и жилых интерьеров, мест для работы и отдыха. Ознакомление с тенденциями и направлениями дизайна интерьеров. Различные материалы. 5 6 Свет как элемент. Сэтэнай – цветок. Выделение композиционного центра с помощью света в творчестве художников эпохи Возрождения. Умение пользоваться светом как средством выражения в композиции. Образ адыгейских женщин. Бумага, карандаш, гуашь, кисти. 6 6 Историческая и батальная композиция. Черкесская Нимфа Аиссе (Айщет). Знакомство с историческими композициями Верещагина, Васнецова. Серия картин по истории для школьников известных художников 19 века. Батальные сцены как разновидность истории- Бумага, карандаш, гуашь, кисти.
ческого жанра. Знакомство с биографией адыгской девушки, оказавшейся в Париже. 7 6 Контраст характеров и положений композиции. Обычаи и традиции адыгов «Почитание старших», «Почитание женщин». Контрасты как художественный прием. Знакомство с обычаями, традициями адыгов. Бумага, карандаш, гуашь, кисти. 8 1 Контрольный урок.
35

Итого:

66

Всего:

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:  знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;  знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;  умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;  умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;  умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;  навыки работы по композиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся

на различных этапах обучения

1 год обучения

-
знания
:  понятий и терминов, используемых при работе над композицией;  тональной, цветовой, линейной композиции;  о движении в композиции;  о ритме в станковой композиции;  о контрастах и нюансах; -
умения:
 уравновешивать основные элементы в листе;  четко выделять композиционный центр;  собирать материал в работе над сюжетной композицией;
- навыки:
 владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;  поэтапной работы над сюжетной композицией;  анализировать схемы построения композиций великими художниками.
2 год обучения
-
знания
:  понятий и терминов, используемых при работе над композицией;  о развитии пластической идеи в пространственной композиции;  о трехмерном пространстве,  о перспективе (линейной и воздушной);  о плановости изображения;  о точке зрения (горизонт);  о создании декоративной композиции;  об эмоциональной выразительности и цельности композиции; -
умения:
 передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
 последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;  работать над индивидуальной трактовкой персонажей;  передавать стилистику, историческую достоверность деталей;  трансформировать и стилизовать заданную форму;
- навыки:
 перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;  анализировать схемы построения композиций великих художников;  работы с ограниченной палитрой, составление колеров;  создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
3 год обучения
-
знания
:  законов композиции и схем композиционного построения листа;  о плановости, перспективном построении пространства;  о стилизации форм;  о пропорциях, об основах перспективы;  о символическом значении цвета в композиции;  о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости; -
умения:
 ориентироваться в общепринятой терминологии;  доводить свою работу до известной степени законченности;  обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;  собирать дополнительный материал для создания композиции;  выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;
- навыки:

 разработки сюжета;  использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;  приобретение опыта работы над серией композиций.  создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.  применения визуальных эффектов в композиции;
4 год обучения
-
знания
:  применения основных правил и законов станковой композиции;  основных пропорций фигуры человека;  соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;  особенностей композиционного построения графики малых форм;  различных видов и конструктивных особенностей шрифта;  по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта;  по созданию серии композиций (триптих), объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции. -
умения:
 создавать сложные художественные образы;  создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических формах;  создавать композиции, наиболее полно отражающие профессиональные, любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги при работе над экслибрисом;  организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;  самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
- навыки:

 создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;  правильной организации композиционных и смысловых центров;  создания целостности цветотонального решения листа.  работы различными живописными и графическими техниками;  самостоятельного изучения материальной культуры;  создания персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой образов и материальной культурой;  использования символов в изображении;  создания композиции с использованием шрифта.
IY.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой. Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения. Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса. Этапы работы:
 поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;  поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;  сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;  выставка и обсуждение итоговых работ.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. 4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
Y.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:
1. Обзорная беседа о предлагаемых темах. 2. Выбор сюжета и техники исполнения. 3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры. 4. Тональные форэскизы. 5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения. 6. Варианты тонально-композиционных эскизов. 7. Варианты цветотональных эскизов. 8. Выполнение картона. 9. Выполнение работы на формате в материале. Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником. Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем. Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику. После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.
Дидактические материалы

Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия: - таблица по цветоведению; - таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией; - наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам; - репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из методического фонда школы; - таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции; - интернет-ресурсы; - презентационные материалы по тематике разделов.
YI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы
1. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004 2. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981 3. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002 4. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983 5. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986 6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974 7. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981 8. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 9. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008 10. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990 11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977 12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968
13. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984 14. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966 15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986 16. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971 17. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977 18. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995 19. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006 6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996 7. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997 8. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955

Средства обучения

- материальные:
учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные:
наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные:
муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;
- электронные образовательные ресурсы:
мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные:
слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.