"Как развить у ребенка мелкую моторику"

Автор: Гриднева Наталья Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 64
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как развить у ребенка мелкую моторику"
Дата публикации: 17.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Как развить у ребенка мелкую моторику

Гриднева Наталья Валерьевна
, старший воспитатель МДОУ д/с комбинированного вида № 64 г. Белгород С каждым годом число детей имеющих различные патологии растет. Наряду с решением главной проблемы в развитии возникают и вторичные нарушения, нарушения моторики: артикуляционной, общей и мелкой. В последнее время остро встает проблема развития мелкой моторики у детей, хотя эта проблема остается актуальной многие родители испытывают трудности в ее решении. Мелкая моторика — это со гласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, за - стегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его выс шие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него воз- никают проблемы с речью. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на опреде ленных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Ученые доказали, что треть всего объема двигательной проекции коры мозга занимает проекция кисти рук, а располо жена она рядом с областью, отвечающей за речь. По добная близость двух областей позволяет ученым рассматривать кисти рук наравне с артикуляционным аппаратом. Врачи и педагоги уделяют развитию мелкой моторики пристальное внимание. В мето - дической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые под тверждают, что тренировка тон ких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Вот почему мало разговаривать с ребенком, имеющим проблемы в развитии речи, нужно еще и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика не 1
только отвечает за речь, но также позволяет развивать коор динацию в пространстве, воображение, зрительную и двига тельную память. Кроме того, важность развития мелкой моторики состоит в том, что в дальнейшем ребенку предстоит использовать точ ные движения. Развивать мелкую моторику у ребенка можно уже с восьми месяцев. Для этого используются массаж, манипуляции с различными по форме и размеру предметами. В работе над мелкой моторикой мы используем специальные упражнения. Эти упражнения делятся:  расслабляющие  динамические  статические Расслабляющие упражнения - способствуют нормализации мышечного тонуса (поглаживания, растирания). Динамические упражнения - направлены на развитие подвижности пальцев (пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика). Статические упражнения — направлены на то, чтобы помочь ребенку удерживать пальцы в определенном положении (покажи киску, зайку). Важно помнить, что мало заставить ребенка выполнить упражнение, нужно, чтобы оно было ему интересно и непременно подкреплено речевым материалом. Если упражнения подобраны, верно, то они будут способствовать развитию двигательного поведения, сопря женного с той или иной ситуацией (игровой, учебной и пр.). Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 минут. А пальчико вую гимнастику в комплексе с артикуляционной гимнастикой в специально отведенное в течение дня время (после обеда или перед завтраком). Пальчиковый тренинг и пальчиковая гимнастика дол жны быть разнообразными, эмо ционально-приятными, неутоми тельными и динамичными. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные уп ражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «паль чики-музыканты», «пальчики-фокусники», 2
«пальчики-путешественники» и т.п. Помимо специальных упражнений, развитию моторики спо собствуют занятия по лепке, конструированию, рисованию, интерес и яркий эмоцио - нальный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Мы со своими детками, рисуем не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуго вицами, веревочками. Волшеб ные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Опыт нашей работы показывает, что упражнения с предметами представляют не меньшую ценность. Манипулируя предметами, ребенок развивает дви гательную функцию рук. Здесь можно использовать палочки мячи, некоторые бытовые предметы. В своей работе с детьми мы используем разнообразные формы работы по развитию мелкой моторики. Это и «пальцеходы», «моталки», «китайские шары», ручные эспандеры, мяч - ежик, счетные палочки, четки, сухие бассейны, коврики «Травка», медицинский массажер «Каштан». Это очень увлекательные занятия, но речь без чувственного опыта невозможна, и формировать ее без опоры на сенсорные системы бессмысленно. Поэтому мы предлагаем использовать оригами, как способ развития мелкой моторики. Оригами – бумажный конструктор – это древний вид японского искусства, который нашел широкое применение во всем мире. Оригами – удивительный метод коррекции и развития речи. Так через различные действия с бумагой (складывание, сгибание) дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, развивается пространственное воображение, дети учатся читать чертежи, следовать речевым инструкциям, совершенствуется мелкая моторика и согласованность движений. Из бумаги можно складывать различные фигурки, составлять композиции. Также в процессе изготовления разнообразных фигур у детей развивается устная речь ребенка, она становится насыщеннее, грамотнее. Вместе с детьми родители могут проигрывать свои поделки, учатся свободно 3
общаться и включают их в игры – драматизации, преображая в сказочных героев. Также родителям стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка и добиваться положительных результатов работы. Благодаря использованию нетрадиционных форм работы направленных на развитие мелкой моторики, можно добиться не положительной динамики в развитии мелкой моторики, но и развития эстетических чувств ребенка. Дети в ходе занятий оригами становятся более усидчивыми, целеустремленными. И очень Оригами, сближает родителей и детей, так как в наше время, в связи с перегруженностью родителей на роботе, они все реже уделяют время своим самым дорогим малышам. Родителям мы советуем познакомиться с литературой, которая поможет больше узнать о конструировании из бумаги и больше узнать о развитии мелкой моторики и ее значении в развитии ребенка. - Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: кн. для родителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1992. - Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников пра вильной речи. Чебоксары, 1976. - Карельская Е. Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы логопеда. Статья шестая. Динамические паузы и пальчиковый игротренинг//«Дошкольное воспитание» №5-99 - Сержантова Т. Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис–пресс, 1999. 4