"Творческие, педагогические и психологические аспекты деятельности концертмейстера на уроках хореографии"

Автор: Салимгареева Рамзия Рашитовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №13 (татарская)"
Населённый пункт: город Набережные Челны, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Творческие, педагогические и психологические аспекты деятельности концертмейстера на уроках хореографии"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Салимгареева Рамзия Рашитовна, концертмейстер, МАУ ДО «Детская школа искусств №13 (татарская)», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Творческие, педагогические и психологические аспекты

деятельности

концертмейстера на уроках хореографии.
Концертмейстер нужен практически везде: и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии. Но концертмейстерское искусство доступно далеко не всем музыкантам. Оно требует мастерство, художественную культуру и особое призвание. Концертмейстер разучивает с солистами их партии, контролирует качество их исполнения, знает их исполнительскую специфику и, если возникают трудности в исполнении, умеет подсказать и исправить те или иные недостатки. Концертмейстер – « пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в на репетициях и в концертах» [2, с.270]. В гармоническом развитии будущих танцовщиков и хореографов играет музыка. Танец очень тесно переплетается с музыкой, а музыка является ритмическим организующим началом танца. Музыкальное сопровождение придаёт особую выразительность танцу, соединяясь с движениями, мимикой и жестами. Музыка помогает художественному описанию образов, дополняет сюжет танца, предопределяет общее развитие действия. Научить воспринимать музыку, развить музыкальность и выразительность исполнения, техническое мастерство, - всё это является неотъемлемой частью учебного процесса будущего танцора. Чтобы всё это воплотить, концертмейстер должен овладеть специальными навыками, такими как: - специфика предмета (хореографические термины – французского происхождения, знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам, осведомлённость
об основных движениях классического и народно-сценического экзерсисов, ориентироваться в характере и темповых возможностях, свойственных каждому танцевальному движению); - знать взаимосвязь выразительных средств музыки и движений; - умение одновременно играть и видеть танцующих; - подбирать максимально подходящий музыкальный материал;
-
уметь импровизировать; - подбирать вступления, отыгрыши, заключения, необходимые, на занятиях хореографии. Поэтому так важен творческий союз педагога и концертмейстера. Немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера непринуждённости, дружелюбия, взаимопонимания. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребёнка к миру прекрасного, научить понимать, слушать и слышать музыку, эстетически переживать музыку в движении, приучить к своеобразному мелодическому мышлению. Педагог и концертмейстер, на уроках хореографии, дают детям физическое и музыкальное развитие. Развитие координации движений, двигательной импровизации, танцевальности в обучении напрямую связано с овладением детьми определённых музыкальных знаний. Музыкальное воспитание в классе хореографии имеет свои особенности, обусловленные возрастной психологией, спецификой самого танцевального занятия. И это накладывает на работу концертмейстера дополнительные сложности и особую ответственность. Концертмейстер может научить детей следующему: 1) - выделять в музыке главное; 2) - передавать движением различный интонационный смысл (ритм, мелодия, динамика).
Успех работы с детьми зависит от того, насколько правильно, художественно, со вкусом подобран музыкальный материал и содержание донесено до детей. Динамические контрасты, ясная фразировка помогают детям услышать музыку и отразить её в танцевальных движениях. В процессе работы, наблюдая, как педагог разучивает, а затем работает над каждым движением, концертмейстер начинает понимать, какая музыка к какому движению лучше подойдёт, т.к. он мысленно все эти движения «протанцовывает». Со временем приходит умение найти в огромном количестве музыкального материала, тот отрывок, который точнее всего отобразит характерную особенность каждого танцевального движения и исполнить его так, чтобы помочь детям прочувствовать музыку мышцами и перевести её в пластику движения. Потому музыкальный кругозор концертмейстера должен быть весьма широким, а его мышление таким творческим и развитым, как если бы он сам был постановщиком танцевальных номеров. Музыка и хореография должны стать для ученика единым объектом его внимания. Музыка и танец вместе – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, обогащение их слухового опыта, расширение кругозора. Это единство эстетического воспитания, которое помогает формированию личности ребёнка. В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания: - умение слушать музыку в целом - её ритм, тему, интонации; - ритмичное исполнение движений под музыку; - умение согласовывать характер движения с характером музыки; - развитие способности творческого воображения; - умение эмоционально воспринимать музыку; - расширение музыкального кругозора. Венгерский педагог и композитор Э. Сёни сделала такой вывод: « Ежедневные музыкальные занятия быстро развивают у ребёнка чувство ритма, выразительность интерпретации, укрепляют память и воспитывают аккуратность. Внимание к музыкальному темпу и динамическим оттенкам
благоприятно действуют на восприимчивость, и развивает способность к выражению своих чувств, благодаря чему фантазия ребёнка становится богаче, его сочинения - ярче» [ 4, с. 54]. Для развития музыкального исполнения танцевальных движений применяют такие методы работы, как: - словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности); - наглядно – слуховой (слушание музыки во время показа движения педагогом); - практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений). Мелодия, метр, ритм, темп, гармония, тембр – в совокупности составляют язык музыки, и концертмейстер учит детей понимать его. Развивается чувство восприятия музыки в органичном соединении движения и музыкальной фразы. Хореограф Ж. Ж. Новерр о значении музыки в хореографическом произведении: « Танец подобен музыке, а танцовщики музыкантам. Искусство наше не богаче основными па, чем музыка нотами» [3, с.21]. Учащиеся со временем привыкают организовывать свои движения согласно музыке. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по характеру, темпу, динамике, композиции. Отсюда идёт понимание единства содержания сценического действия и музыкального произведения. Деятельность концертмейстера, с профессиональной точки зрения, предполагает наличие комплекса психологических качеств личности: - большой объём памяти и внимания; - высокая работоспособность; - мобильность реакции; - находчивость в неожиданных ситуациях; - выдержка и воля; - педагогический такт и чуткость. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Список литературы 1. Захаров Р. Сочинение танца. М.: Искусство, 1983. 2. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / сост. Л. Ладыгин, А. Школьников. – М,: «Советский композитор», 1979. 3. Смирнов И. В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением.- Учебное пособие, Москва, 1979. 4. Сохор А. Воспитательная роль музыки – издание 2-е, дополненное.- Издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1975.