"Семейные традиции в нравственно – эстетическом воспитании детей"

Автор: Хайдарова Нияра Нурматовна
Должность: педагог по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств № 13 (татарская)"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Семейные традиции в нравственно – эстетическом воспитании детей"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семейные традиции в нравственно – эстетическом воспитании детей.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспе чении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Традиции — это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принци пы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от по - коления к поколению стандартных действий и поведения лю дей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. «Обычай — это общепризнанная норма поведения, неофициаль но «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общест венного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая дей ствиями множества людей». Традиции и обычаи, будучи включенными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способ ствует формированию у людей социально необходимых качеств, при вычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функ ции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближают ся, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это еще не свидетельствует об их
абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различ ной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием тра диции — общая норма, принцип поведения. «Обычай жестко фик сирует действие или запрет какого-то действия, реализация стро го регламентированного действия — цель обычая. Традиция не имеет жесткой связи с конкретным действием в определенной ситуации». Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в его символическом, порой строго определенном характере. В любой традиции (особенно в обычаях) существует их обрядная, ритуаль ная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу и содержанию, пожалуй, мало чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряды особым образом выполняют важные социальные функ ции: массового общения, воспитательную, социально-нормативную, функцию социального наследования (особенно социально-культур ного). Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта пере дача осуществляется путем непосредственных личных контактов. Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчи вость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспе чивает преемственность в развитии человеческой культуры. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влия ние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.
Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необхо димо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значи тельной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благо получие. Неотъемлемой частью эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятель ности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые трени роваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет. Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчиненных общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впе - чатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно быть традицией. Важную роль играют семейно-бытовые традиции в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их поддержание и развитие осуществляется в основном путем коллективного участия в событиях семейного значения и организации до суга как в семье, так и вне ее. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по тра диции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершен нолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, и т. п.
Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по-разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувство вали себя лишними и не вынуждены были их оставлять. И наобо рот: чтобы дети не оказывались в таком положении на торжестве родителей. Многие родители, празднуя день рождения сына или дочери, не умеют сделать этот торжественный день семейным праздником. Они думают обо всем — об угощении, об убранстве комнаты, о при глашении гостей (как бы кого не забыть!) — и забывают главное: что надо сделать, чтобы сын (или дочь) с нетерпением ждал своего праздника, чтобы это был именно его праздник, чтобы он с благо дарностью думал о людях, которые подарили ему в этот день много радости. В дни семейных торжеств их «виновникам» принято преподносить подарки. Это очень хорошая традиция. Но с точки зрения нравст венно- эстетической культуры далеко не одинаковым оказывается и их предназначение, и порядок их вручения, и их последующая судьба. Ведь не секрет, что часто взрослые, собираясь на день рождения детей своих родственников или знакомых, думают не о том, какую ценность для именинника будет иметь их подарок, а о том, как бы не ударить в грязь лицом перед взрослыми. Относительно этих семейно-бытовых традиций существуют основ ные общепринятые правила. Сложнее с такими, как празднование начала и окончания трудового пути, учебного года детьми и др. В тех семьях, где об этих событиях не забывают, нужно все делать так, чтобы этот день был действительно памятным в первую очередь для того, кто опять-таки является его «виновни ком». Первый день школьной жизни, например, для первоклассника должен быть особо значимым. И эту значимость необходимо подчеркивать. Каждый взрослый в семье должен поинтересоваться, какое впечатление на первоклассника произвела школа, новые то варищи, первые
уроки, учительница. Скромно накрытый праздничный стол должен быть сообразован в первую очередь со вкусами самого первоклассника. Хорошо, если принято дарить подарки, но они должны быть, с одной стороны, скромными, а с другой — не кратковременного пользования (лучше всего — книги). Окончание учебы в школе завершается выпускными вечерами. У выпускников есть очень хорошая традиция: в этот вечер они собираются в каком-либо памятном месте, посвящают друг друга в свои замыслы, дают обещания в верности дружбе и т. п. Особым памятным днем необходимо делать день совершеннолетия. Если день окончания школы может в другой вариации повториться — в дне окончания техникума, вуза, то день совершенноле тия — никогда. У разных народов он праздновался и празднуется по-разному, в том числе и с прорелигиозными обрядами, но суть этого события у всех одна: человек переступает тот жизненный рубеж, когда общество признает его уже не ребенком, а взрослым. И надо не только провозглашать это праздничным тостом, но и создавать такую обстановку, в которой бы вчерашний ребенок почувствовал себя взрослым (наряду с предоставлением ему большей самостоятельности, поручением более сложных и ответственных дел). Совершенно изменилась в нашем обществе такая семейно-бытовая традиция, как проводы на воинскую службу. Ушли в про шлое оплакивания, горестные сетования на злосчастную судьбу, печальные песни и прощания. Сейчас проводы сопровождаются бодрыми напутствиями, оптимистическими пожеланиями, шутливыми советами. И если уж где-то всплакнет втихомолку мать, то по естественной причине — временной разлуки с сыном. Однако эта традиция еще часто не обходится без выпивок, превращающихся у некоторых «щедрых» родителей в настоящую попойку. Вот против этого и надо бороться как можно эффективнее. Как составная часть нравственно-эстетической культуры нема ловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. В любой
сфере конкретными формами нравственных отно шений являются отношения взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности, признательности, вели кодушия, соучастия, сопереживания, любви, верности и т. д. В каждой семье вырабатывается определенный стиль и харак тер взаимоотношений, а если он приобретает такие черты, как стабильность, эталонность, то те или иные взаимоотношения превра щаются в привычные. И мы вправе говорить о них как о тради ционных. Есть немало семей, в которых успехи и неудачи каждого члена семьи (как взрослых, так и детей) переживаются совместно. Если кто-то в семье заболел, ему стараются помочь и оказать услугу все, причем не только в лечении, но и в служебных и учебных делах.