"Программа по химии для 9 класса к УМК И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская"

Автор: Свинцова Елена Дмитриевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ Истринская СОШ №3
Населённый пункт: город Истра, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа по химии для 9 класса к УМК И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета
Настоящая рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» 3. Учебного плана для 9-х классов МОУ Истринской средней общеобразовательной школы № 3 на 2015/2016 учебный год. 4. Авторской программы по химии общеобразовательных учреждений под редакцией Новошинский И.И., Новошинская Н.С. - М. «Русское слово», 2013 г. 5. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным направлением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. 6. Образовательной программы МОУ Истринской средней общеобразовательной школы № 3. Данная программа реализована в учебнике: Новошинский И.И., Новошинская Н.С.. Химия. 9 кл.: Учебник.— М.: Русское слово, 2013. Согласно
базисному учебному плану
МОУ Истринской средней общеобразовательной школы № 3 рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, т. е. 66 часов год.
Цель реализации предмета
Вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневных знаний, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах, правильно ориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Задачи изучения химии
 Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.  Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.  Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила ТБ; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.  Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную культуру мира.  Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Химия входит в число естественных наук, изучающих природные явления, внешние по отношению к человеку. В центре внимания химии находятся вещества, их свойства и превращения, а так же вытекающие из свойств применение. Поэтому изучение химии имеет как фундаментальные цели построения единой естественнонаучной картины мироздания, так и сугубо практические, связанные с применением конкретных веществ в технике, промышленности, сельском хозяйстве и в быту. Изучение химии в 9 классе должно строиться по принципу интенсивного взаимодействия с другими дисциплинами – как естественнонаучными (физика, биология, экология), так и точными(математика, информатика) и гуманитарными(география, история, литература). Важно, чтобы в химическом компоненте единого по своей сути естественнонаучного образования обращались и при изучении физики, биологии и экологии. Программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 9 классов. От типовых программ, уже действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются «кабинетным знанием» узкоограниченного круга лиц, чья научная или производственная деятельность тесно связана с химической наукой. Важнейшими содержательными линиями школьного курса химии могут быть условно названы «вещество», «химическая реакция», «применение веществ» и «язык химии». Блок «Вещество» включает знания о веществах: составе, строении и свойствах (физических и химических), включая анализ биологической активности и токсичности. Блок «Химическая реакция» предусматривает знакомство с условиями и закономерностями протекания химических реакций, системой классификации химических реакций и способами управления реакциями. Блок «Применение веществ» несет в себе информацию об областях применения соединений. Эта информация должна логически следовать из анализа свойств веществ (блок «Вещество»), так как именно свойства веществ определяют их применение. Блок «Язык химии» включает в себя важнейшие понятия и термины химии, а также химическую номенклатуру. В этот блок также входят и важнейшие теории и концепции — атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, Периодический закон Д. И. Менделеева. Два блока («Вещество» и «Применение веществ») включают в себя описательную часть – знакомство с конкретными веществами и областями их применения. Два других блока («Химическая реакция» и «Язык химии») включают в себя основные термины, теории и учения современной химии. Именно они служат основой формирования теоретических представлений о химии как науке, указывают на место химии в ряду естественнонаучных дисциплин. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем используется не только демонстрационная его функция, но и стимулирующая, проблемная. Предусматриваются все виды школьно-химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. В целом курсе позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира. Включение историко-научного материала дает возможность показать школьникам, что развитие науки – это многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
В результате изучения предусмотренной программой учебного материала по химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии к уровню подготовки выпускников. Основное общее образование направлено на подготовку учащихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути, воспитание умения самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни за пределами школы. В стандартах второго поколения выделены три главные цели основного общего образования. Это основанное на приобретенных знаниях формирование целостного представления о мире, приобретение опыта разнообразной деятельности и подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Изучение химии на второй ступени общего образования должно обеспечить: 1) формирование системы химических знаний как части естественнонаучной картины мироздания; 2) развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование гуманистических отношений, воспитание бережного отношения к природе; 3) понимание потребности общества в развитии химии и возможности выбора химии в качестве будущей специальности; 4) приобретение навыка безопасной работы с веществами, включая те, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни (средства бытовой химии, лекарства, удобрения). Изучение химии в 8—9 классах должно строиться по принципу интенсивного взаимодействия с другими дисциплинами —как естественнонаучными (физика, биология, экология), так и точными (математика, информатика) и гуманитарными (география, история, история культуры, литература). Важно, чтобы к химической компоненте единого по своей сути естественнонаучного образования обращались и при изучении физики, биологии, экологии. На втором году обучения (9 класс) рассматриваются основы стехиометрии, изучаются теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных превращений. На их основе подробно рассматриваются свойства неорганических веществ — металлов, неметаллов и их соединений. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме, предусмотренном образовательным стандартом. В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Авторы обращают большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными науками. Изучение химии имеет как фундаментальные цели построения единой естественнонаучной картины мироздания, так и сугубо практические, связанные с применением конкретных веществ в технике, промышленности, сельском хозяйстве и в быту. Предметные результаты освоения программы учебной дисциплины – это приобретенные учащимися умения и навыки, конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках данного учебного предмета. Личностные результаты обучения — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, приобретенных учащимися в образовательном процессе, в сущностные черты
характера, мировоззрение, убеждения, нравственные принципы. Все это служит базисом для формирования системы ценностных ориентаций и отношения личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни. В программе личностные результаты сформированы в конце каждого класса, а предметные и метапредметные — в конце каждой темы. Рабочая программа предусматривает различные формы организации учебного процесса: комбинированные уроки, уроки-лекции, практические и контрольные работы, обобщающие уроки. Предусматривается проведение различных демонстрационных и лабораторных опытов. Для проверки знаний используются различные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Для контроля знаний используются разноуровневые тесты с целью подготовки учащихся к ОГЭ.
Сведения об авторской программе, на основе которой разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы по химии общеобразовательных учреждений под редакцией Новошинский И.И., Новошинская Н.С - М., «Русское слово», 2013год. Данная программа реализована совместно с УМК Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Согласно
базисному учебному плану
МОУ Истринской средней общеобразовательной школы №3 на изучение химии отводится 2 часа в неделю, итого 66 часов за учебный год.
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование
Последовательность тем в рабочей программе не изменена. Незначительно изменено количество часов, отводимое программой на изучение отдельных тем (причина изменения состоит в том, чтобы сохранить авторский подход в подаче материала). Увеличение количества часов осуществлялось в соответствии с Примерной программой в связи с тем, что в отдельные уроки выделены лабораторные и практические работы. Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предлагаемых Государственным стандартом. На
Раздел «Окислительно-восстановительные реакции»
добавлен 1 час, т.к. изучение этой темы имеет большое теоретическое и практическое значение для понимания учащимися закономерностей протекания различных химических процессов, способствуя тем самым, формированию и развитию логического мышления и мировоззрения. Данная тема является теоретической базой для последующего изучения технологических процессов производства в области химии. На
Раздел «Подгруппа азота»
добавлен 1 час, т.к. эта тема содержит наиболее важные вопросы курса химии основной школы. Применение полученных знаний и умений при изучении этой темы необходимы для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. На
Раздел «Подгруппа углерода»
добавлен 1 час, т.к. эта тема содержит наиболее важные вопросы курса химии основной школы. Применение полученных знаний и умений при изучении этой темы необходимы для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Раздел «Органические соединения»
уменьшен на 1 час, так как так как эта тема в курсе 9 класса рассматривается в ознакомительных целях, а вот более подробно будет рассматриваться уже в 10 и 11 классах.

Учебно-тематическое планирование
№п/п Разделы, темы Количество Авторская программа Часов Рабочая программа Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса 2 2 1. Окислительно-восстановительные реакции 3 3+1 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств и их соединений 4 4 3. Водород и его важнейшие соединения 7 7 4. Галогены 5 5 5. Скорость химических реакций 2 2 6. Подгруппа кислорода 8 8 7. Подгруппа азота 7 7+1 8. Подгруппа углерода 5 5+1 9. Металлы и их соединения. 12 12-1 10. Органические соединения 10 10-1
ИТОГО:

65 + 3

66

Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение химии на этапе основного общего образования в объёме 136 часов с 8 по 9 класс. На изучение предмета (химии) согласно базисному учебному плану МОУ Истринской средней общеобразовательной школы №3 отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. Однако, в связи с проведением государственной итоговой аттестации за курс основной школы, графиком триместровой системы обучения и сроками проведения государственной итоговой аттестации составлена рабочая программа, рассчитанная на 33 учебные недели. Таким образом, реализация учебного предмета рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в год. Программа реализуется на базовом уровне.
Межпредметные связи:
 Математика ( при решении задач)  Физика (при изучении строения молекул и атомов, а также темы «Периодический закон Д.И. Менделеева», при изучении физических свойств веществ и их соединений и т.д.)
 Биология (значение химических элементов и их соединений в жизни и деятельности живых организмов, влияние хим. веществ на формирование и здоровье организма)  Экология (формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности)  География (нахождение хим.элементов и их соединений в природе, способы наиболее целесообразных способов применения)  Технология (использование в пищу, правила ТБ) и т.д.
Краткая характеристика сформированных личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы,

которыми должны овладеть обучающиеся на начало и конец учебного года
Результаты изучения химии в основной школе можно разделить на личностные, предметные, и метапредметные.
Метапредметные результаты
образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Предметные результаты освоения программы
– это приобретенные учащимися умения и навыки, конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках данного предмета.
Личностные результаты обучения
– это уровень сформированной ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные результаты свидетельствуют о превращении знаний и способов деятельности, приобретенных учащимися в образовательном процессе, в сущности черты характера, мировоззрение, убеждения, нравственные принципы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы

Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:  проводить расчеты по формулам и уравнениям химических реакций;  оперировать понятием «моль»;  различать абсолютную и относительную плотности газов;  понимать смысл формулы химического соединения и уравнения реакции.  давать определения понятий: «электролит», «неэлектролит»,«электролитическая диссоциация», «степень диссоциации», «равновесие», «скорость реакции», «окислитель», «восстановитель»,«окисление», «восстановление», «электролиз», «тепловой эффект химической реакции», «экзотермический и эндотермический процессы»;  разделять электролиты на сильные и слабые;
 записывать сокращенные и полные ионные уравнения реакций;  формулировать признаки необратимого протекания реакций обмена в водных растворах электролитов;  знать классификацию химических реакций по обратимости;  формулировать принцип Ле Шателье и анализировать факторы (на качественном уровне), влияющие на величину скорости химической реакции;  понимать сущность окислительно-восстановительной реакции как процесса переноса электронов;  описывать (в том числе и уравнениями реакций) процессы, протекающие при электролизе расплавов электролитов.  описывать и различать изученные химические вещества (хлор, хлороводород, хлориды, серу, сероводород, сернистый газ, серную кислоту и ее соли, азот, аммиак, азотную кислоту и ее соли, фосфор, фосфорную кислоту, углерод, угарный и углекислый газы, угольную кислоту и ее соли, оксид кремния, кремниевую кислоту и ее соли);  качественно определять наличие в соединениях анионов соляной, серной, угольной и кремниевой кислот;  классифицировать изученные химические соединения по разным признакам;  описывать демонстрационные и лабораторные эксперименты с изученными веществами;  анализировать эксперименты и теоретические сведения, делать из них умозаключения и выводы.  формулировать общие свойства металлов как химических элементов и простых веществ;  описывать электронное строение атомов элементов металлов;  описывать и анализировать свойства простых веществ-металлов (на примере щелочных металлов, кальция, алюминия, железа) и их соединений;  проводить самостоятельно, наблюдать (на уроке и в повседневной жизни), описывать и анализировать химические явления,  качественно определять наличие в соединениях натрия, калия, кальция, железа.  структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:  применять имеющиеся знания и навыки арифметических и алгебраических расчетов к решению химических задач;  развивать способности генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.  строить классификацию сразу по нескольким признакам сравнения (на примере химических реакций), понимая ограниченность любой классификации;  осуществлять химический эксперимент (например, исследование электропроводности твердых веществ и растворов, проведение реакций обмена в растворах электролитов);  анализировать экспериментальные данные;  классифицировать вещества по разным признакам сравнения, в том числе с точки зрения электропроводности их растворов;  классифицировать химические реакции по числу и виду реагентов и продуктов, выделению или поглощению теплоты, обратимости, наличию переноса электронов;  строить графические модели химических процессов (диссоциация, гидратация);  строить, выдвигать и формулировать гипотезы;
 сопоставлять оппозиционные точки зрения на научную проблему  использовать такие интеллектуальные операции, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов;  иллюстрировать на конкретных примерах сложность строения материи, многообразие веществ; объяснять причины этого многообразия (на примере простых веществ — аллотропия);  расширять интеллектуальный кругозор знаниями об истории открытия элементов и их соединений, об основных принципах и закономерностях естественных наук.  моделировать строение атомов элементов металлов (на примере элементов малых периодов и железа);  делать выводы;  проводить корреляцию между составом, строением и свойствами веществ;  определять цели и задачи деятельности и применять их на практике.  понимать логику научного познания;  строить, выдвигать и формулировать гипотезы, сопоставлять оппозиционные точки зрения на научную проблему;  на конкретных примерах иллюстрировать сложность строения материи (корпускулярно-волновой дуализм электрона.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен: знать и понимать:  основные исторические события, связанные с развитием химии и общества;  достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны;  общемировые достижения в области химии; основные принципы и правила отношения к природе;  основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным,  профессиональным и жизненным самоопределением; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; испытывать:  чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития;  уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе; признавать:  ценность здоровья (своего и других людей);  необходимость самовыражения, самореализации, социального признания; осознавать:  готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;  готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам; проявлять:  экологическое сознание; доброжелательность,  доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
 обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;  убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества; уметь:  устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);  выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов,  соответствующих этапам и способам изучения курса химии;  выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;  строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;  осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям;  вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;  выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами;  в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества. 
Методы и формы, технологии обучения


Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Химия» являются
:
 Технологии уровневой дифференциации  Дифференциация по уровню развития способностей  Проблемное обучение  Игровые технологии  Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте  Технологии групповой деятельности
Формы контроля ЗУН
- беседа (на каждом уроке для формирования умения учащихся грамотно говорить используя химические термины и понятия) - индивидуальный опрос; - самостоятельная работа; - контрольные работы (в конце каждой темы + итоговая КР в форме теста); - подготовка творческих работ и презентаций по темам: - решение домашних задач по образцу, составленному на уроке

Типы уроков, используемые для достижения требуемых результатов обучения

Название

Краткая характеристика
Урок изучения нового материала Основная цель урока – изучение нового материала. Формы такого урока могут быть самыми разнообразными: а) изложение нового материала в диалоговом режиме «учитель-ученик» б) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке в) лекция Комбинированный урок Это наиболее распространенный тип урока. Например, изложение небольшой по объему части нового материала (10-20 мин), закрепление нового материала (5 мин), решение задач (5–20 мин), контроль знаний I (5-20 мин), или самостоятельная кратковременная работа (10-15 мин), возможен фронтальный эксперимент (5-15 мин). Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и эффективным. Урок закрепления знаний Основная цель урока – закрепление изученного материала. Формы такого урока могут быть весьма разнообразными: 1) урок решения задач; 2) фронтальный эксперимент;3) урок-семинар; 4) урок-конференция; 5) просмотр учебных видеофильмов; 6) игровые уроки Урок контроля и оценивания знаний Главная цель данного урока – всесторонний и объективный контроль и оценивание усвоенных учащимися знаний, умений и навыков. Наиболее эффективные его формы: 1) разноуровневая контрольная работа; 2) тестовый контроль; 3) тематический зачет; 4) лабораторные работы.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Оценка устного ответа

Отметка «5»
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; - ответ самостоятельный.
Ответ «4»
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо - ванию учителя.
Отметка «3»
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча - щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»
: - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без - опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; - работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. - отсутствие ответа на задание.

Практическая часть программы



п /п

Тема

Перечень практических работ

1.
№1. Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена»
2.
№2. Галогены
3.
№3.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
4.
№4. Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.
5.
№5.Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов.
6.
№6.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
7.
№7.Решение экспериментальных задач по курсу химии 9 класса.
Перечень лабораторных опытов

1.
№1.Окислительно-восстановительные реакции.
2.
№2.Сущность явления периодичности.
3.
№3.Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов).
4.
№4.Растворимость брома и йода в органических растворителях.
5.
№5.Распознавание йода.
6.
№6.Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах.
7.
№7.Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте.
8.
№8.Качественная реакция на сульфат-ион.
9.
№9.Качественная реакция на соли аммония.
10.
№10.Качественная реакция на фосфат-ион.
11.
№11.Адсорбционные свойства угля.
12.
№12.Распознавание карбонатов.
13.
№13.Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов.
14.
№14.Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств.
15.
№15.Жесткость воды и ее устранение.
16.
№16.Качественныереакции на ионы железа.
17.
№17.Свойства уксусной кислоты.
18.
№18.Качественная реакция на белки.
Перечень контрольных работ

1.
№1.по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
2.
№2.по темам: «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода»
3.
№3.по теме: «Подгруппа азота»
4.
№4. по теме: «Подгруппа углерода», «Металлы и их соединения».

Календарно - тематическое планирование



урока



урока

в

теме

Тема урока

Термины

и

понятия

Основное содержание

Химический

эксперимент

Расчетные

задачи

Домашнее

задание

Дата

проведения

Введение. Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 ч)
1 1 Важнейшие классы неорганических соединений
Вводный инструктаж по ТБ
Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена.
Р 1
3-5, 4-5, 6-5 Повторить Х - 8 § 45 – 49 03.09 2 2
Практическая работа 1
Решение экспериментальных задач
Первичный инструктаж по ТБ
Решение экспериментальных задач.
Р 1
7-5, 8-5, 9-5, 10-5, 13-5
Пр 1
Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена Повторить классифика цию ХР, ЭО, СО, строение атома, типы ХС 07.09
ТЕМА 1 Окислительно-восстановительные реакции (4 ч)
3 1 Понятие об окислительно- восстановительных реакциях ОВР Неокислительно- восстановительные реакции Окисление Восстановление Окислитель восстановитель Окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные реакции. Восстановители и окислители. Практическая значимость ОВР.
Р 1
21-5
Д
Сравнение взаимодействия HCl c Zn и взаимодействия HCl c CaO
Д
Сравнение горения серы (угля) и взаимодействия СО 2 с NaOH § 1 В 1-2 10.09 4 2 Окислители и восстановители Минимальная СО Максимальная СО Промежуточная СО Окислительно- восстановительная двойственность Минимальная, максимальная и промежуточная степень окисления. Окислительно-восстановительная двойственность.
Р 1
7-4 § 2 В 1-2 14.09 5 3 Составление уравнений Метод электронного Составление уравнений окислительно-
Л 1
§ 3
окислительно- восстановительных реакций баланса восстановительных реакций методом электронного баланса.
Р 1
1-1, 25-5 окислительно- восстановительн ые реакции В 1 17.09 6 4 Упражнения в составлении уравнений ОВР Отработать умения анализировать окислительно-восстановительный процесс, определять окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР
Р 1
2-1, 3-1, 8-1, 13-1 21.09
ТЕМА 2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их

соединений (4 ч)
7 1 Периодический закон Естественные группы Щелочные металлы Галогены Периодический закон Периодическая система ХЭ Заряд ядра Физический смысл порядкового номера Современная формулировка Периодического закона Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств атомов элементов и их соединений. Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений.
Р 1
5-1, 6-1
Д
ПСХЭ
Д
Опыты по сопоставлению металлических и неметаллически х свойств простых веществ; кислотно- основных свойств оксидов и гидроксидов
Л 2
Сущность явления периодичности (отношение Mg(OH) 2 и Ca(OH) 2 к растворам HCl и NaOH) § 4 В 1-4 24.09 8 2 Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов и гидроксидов). Определение исходя из положения ХЭ в ПС и строения его атома: - в какой роли: окислителя или восстановителя элемент может выступать в ОВР или обладает окислительно-восстановительной двойственностью; § 5 В 1 28.09
- его минимальной и максимальной СО. Определение по максимальной СО: - формулы высшего оксида и гидроксида элемента; - свойств (основные, кислотные или амфотерные) его оксида и гидроксида. Сравнение характеристик атомов элемента и его соединений с характеристиками соседних (по периоду и подгруппе) элементов и их соединений. Значение ПЗ для развития науки и техники, в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И.Менделеева.
Р 1
6-2 9 3 Значение Периодического закона Значение ПЗ для развития науки и техники. Роль ПЗ в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И.Менделеева.
Д
видео «ПС и ПЗХЭ Д.И.Менделеева » § 6 01.10 10 4 Контрольная работа 1 темам 1, 2 Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по темам «Окислительно- восстановительные реакции» и «Периодический закон. Периодическая система химических элементов».
Контроль знаний.

Р 1
1-2, 25-2 Сообщение о жизни и деят-ти Д.И.Мендел еева 03.10 (9Б) 12.10 (9А)
ТЕМА 3 Водород и его важнейшие соединения (7 ч)
11 1 Водород Водород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в ПСХЭ. Водород – простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе, получение водорода. § 7 В 1-4 12.10 (9Б) 15.10(9А) 12 2 Свойства и применение водорода Гремучий газ Физические и химические свойства водорода (взаимодействие с неметаллами и оксидами металлов). Окислительно-восстановительная двойственность, взаимодействие с активными металлами. Меры предосторожности с водородом. Водород – экологически чистое топливо. Применение водорода.
Д
Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами (горение и восстановление § 8 В 1-6 15.10 (9Б) 19.10 (9А)
меди из оксида меди) 13 3 Молярный объем газов. Относительная плотность газов Нормальные условия Молярный объем газа Закон Авогадро Плотность газа по водороду Плотность газа по воздуху Нормальные условия. Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа» и «относительная плотность газа».
РРЗ
Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа» и «относительная плотность газа». § 9 В 1, 2 19.10(9Б) 22.10 (9А) 14 4 Вычисления по уравнениям химических реакций Закон объемных отношений Вычисления по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из реагентов или продуктов реакции.
РРЗ
Вычисления по уравнениям химических реакций объемов газов по известной массе или количеству вещества одного из реагентов или продуктов реакции. §10 В 3, 4 22.10 (9Б) 26.10(9А) 15 5 Оксид водорода - вода Дистилляция Диполь Ассоциация Тяжелая вода Вода в природе. Получение чистой воды. Охрана водных ресурсов. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды. Структура молекулы воды. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочноземельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами.
Д
Модель молекулы воды
Д
Очистка воды перегонкой
Д
Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора ( Y) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами § 11 В 3, 8, 9 сообщ-я круговорот воды охрана воды очистка воды 26.10 (9Б) 29.10 (9А) 16 6 Систематизация и Обобщение, систематизация и коррекция Подготовка 29.10(9Б)
обобщение изученного материала. знаний, умений и навыков учащихся по теме «Водород и его важнейшие соединения». Выполнение упражнений и решение расчетных задач.
Р 1
2, 10 к контролю знаний 2.11(9А) 17 7
Контрольная работа №

1.

Контрольная работа № 1.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Р 1
18 (кроме 4) Урок контроля знаний и навыков учащихся по материалу изученных тем. индивид задания положение Э в ПСХЭ история открытия 2.11 (9Б) 5.11 (9А)
ТЕМА 4 Галогены (5 ч)
18 1 Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Галогены Возгонка Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Общность и различие в строении атомов. Молекулы простых веществ и галогенидов. Физические и химические свойства галогенов.
Р 1
21-3
Д
Образцы галогенов
Л 3
Вытеснение одних галогенов другими из их соединений (галогенидов). § 12 В 1, 2 09.11(9А) 05.11 (9Б) 19 2 Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хлора. Хлорная вода Хлорная известь Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хлора, растворимость в воде, окислительные свойства взаимодействие с металлами, водородом. Взаимодействие с водой. Понятие о хлорной извести. Применение хлора. Действие хлора на организм.
Д
Получение хлорной воды.
Д
Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ § 13 В 1-4 12.11(9А) 09.11 (9Б) 20 3 Получение хлороводорода и соляной кислоты. Физические и химические свойства. Качественная реакция Получение хлороводорода и соляной кислоты. Физические и химические свойства, применение соляной кислоты. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид- ионы.
Д
Получение хлороводорода и соляной кислоты
Д
Качественная реакция на хлорид-ион § 14 В 2, 4, 5 14.11(9А) 12.11 (9Б) II триместр 21 4 Фтор. Бром. Иод. Сравнительная характеристика окислительных свойств галогенов. Качественные реакции на бромид-, иодид-ионы и иод. Применение галогенов и их соединений.
Л 4
Распознавание иода
Л 5
§ 15 23.11(9А) 23.11 (9Б)
Распознавание хлорид-, бромид-, иодид- ионов в растворах 22 5
Практическая работа 2
Галогены. Практическая работа 2 На примере соляной кислоты исследовать общие свойства кислот. Опытным путем распознать соляную кислоту и ее соли, бромид- и иодид-ионы.
Р 1
12-4, 15-3, 15-5, 25-3
Пр 2
Галогены 26.11(9А) 26.11(9Б)
ТЕМА 5 Скорость химических реакций (2 ч)
23 1 Понятие о скорости химических реакций Концентрация вещества Скорость химических реакций Гомогенные реакции Гетерогенные реакции Катализаторы положительные и отрицательные (ингибиторы) Каталитические реакции Биологические катализаторы (ферменты) Понятие о скорости химической реакции. Единицы скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость гетерогенной реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ и их концентрации, от температуры и катализатора. Понятие об ингибиторах.
Р 2
1-3, 2-3, 3-5, 5-4
Д
Взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами
Д
Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV)
Д
Взаимодействие оксида меди ( II) с серной кислотой различной концентрации и при разных температурах
Л 6
Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной § 16 В 1-2 30.11(9А) 30.11 (9Б)
кислоте 24 2 Классификация химических реакций Обратимые реакции Необратимые реакции Прямая реакция Обратная реакция Классификация химических реакций. Необратимые и обратимые реакции.
Р 2
20-5, 20-7, 22-5, 22-7 § 17 В 1, 2, 5 03.12(9А) 03.12
ТЕМА 6 Подгруппа кислорода (8 ч)
25 1 Кислород Халькогены Общая характеристика элементов подгуппы кислорода. Общность и различие в строении атомов элементов подгруппы. Положение кислорода в ПС. Кислород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Кислород – простое вещество. Распространение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства. Роль кислорода в природе и его применение. Аллотропные видоизменения кислорода. Озон: получение, свойства и применение. Озоновый «щит» Земли.
Д
Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами § 18 Сообщения Озоновый слой, его роль Озоновые дыры 07.12(9А) 07.12 26 2 Озон. Аллотропия Аллотропия Аллотропные видоизменения кислорода. Озон. Получение, свойства, применение. Действие озона на организм. Озоновый щит Земли. § 19 10.12(9А) 10.12 27 3 Сера Сера. Строение атома, степени окисления. Нахождение в природе. Физические и химические свойства серы: взаимодействие с металлами, кислородом и водородом, окислительно-восстановительная двойственность. Сероводород. Сульфиды. Применение серы, сероводорода и сульфидов.
Д
Образцы серы и ее природных соединений
Д
Взаимодействие серы с металлами и кислородом § 20 В 2, 3 14.12(9А) 14.12 28 4 Сероводород. Оксид серы ( IY). Сернистая кислота Оксид серы ( IY) и сернистая кислота, их получение, свойства и применение. Качественная реакция на сульфит-ион
Д
Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе § 21 В 1-3 § 22 В 1-3 17.12(9А) 17.12 29 5 Оксид серы ( YI). Сернистая кислота. Физические и химические свойства оксида серы ( YI) и серной кислоты. Различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Качественная реакция на
Д
Взаимодействие конц. серной кислоты с § 23 В 1-4 Сообщение Произ-во и 21.12(9А) 21.12
сульфат-ион. сахаром
Л 7
Качественная реакция на сульфат-ион значение серной кислоты в н/х 30 6
Практическая работа 3
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Практическая работа 3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Р 2
6, 20
Пр 3
Решение экспериментальн ых задач по теме «Подгруппа кислорода» 24.12(9А) 24.12 31 7 Систематизация и обобщение знаний по темам по темам «Галогены», «Скорость химических реакций» и «Подгруппа кислорода». Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по темам «Галогены», «Скорость химических реакций» и «Подгруппа кислорода». Выполнение упражнений и решение расчетных задач.
Р 2
21, 23 Подготовка к контролю знаний 28.12(9А) 28.12 32 8 Урок контроля знаний и навыков учащихся по темам «Галогены», «Скорость химических реакций» и «Подгруппа кислорода».
Контрольная работа № 2
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по темам «Галогены», «Скорость химических реакций» и «Подгруппа кислорода».
Р 1
17-1, 17-2, 24-4 Сообщение Положение в ПСХЭ подгруппа азота История открытия ХЭ 31.12(9А) 31.12
ТЕМА 7 Подгруппа азота (8 ч)
33 1 Азот Общая характеристика элементов подгруппы азота. Положение азота в ПС. Азот – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот – простое вещество. Молекула азота, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства азота (взаимодействие с металлами, водородом и кислородом), окислительно-восстановительная двойственность. Применение азота.
Р 3
1-4 § 24 В 1, 2 11.01(9А) 11.01 34 2 Аммиак. Соли аммония Аммиачная вода Получение и физические свойства аммиака. Строение молекулы аммиака и его химические свойства (горение, взаимодействие с водой и кислотами). Аммиачная вода. Соли аммония.
Л 8
Качественная реакция на соли аммония § 25 В 2 14.01(9А) 14.01
Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.
Д
Растворение аммиака в воде
Д
Горение аммиака в кислороде
Д
Взаимодействие аммиака с хлороводородом 35 3
Практическая работа 4
Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония Практическая работа 4 Получение аммиака и изучение его свойств. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака. Возгонка хлорида аммония.
Р 3
2
Пр 4
Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония Сообщение Произв-во и значение азотной кислоты в н/х 18.01(9А) 18.01 36 4 Оксиды азота Получение, свойства, действие на организм и окружающую среду оксидов азота (II) и (IV). § 26 В 1, 2, 4 21.01(9А) 21.01 37 5 Азотная кислота и ее соли Химизм промышленного и лабораторного способов получения азотной кислоты, ее физические и химические (окислительные) свойства: взаимодействие с металлами, неметаллами. Нитраты. Качественная реакция на нитрат-ион. Применение азотной кислоты и нитратов.
Д
Взаимодействие концентрирован ной азотной кислоты с медью § 27 В 1-4 25.01(9А) 25.01 38 6 Фосфор и его соединения Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Природные соединения фосфора. Аллотропные модификации фосфора. Основные химические свойства фосфора (взаимодействие с кислородом), оксида фосфора ( Y) и ортофосфорной кислоты. Фосфаты и гидрофосфаты. Качественная реакция на фосфат-ион. Фосфорные удобрения. Круговорот фосфора в природе.
Л 9
Качественная реакция на фосфат-ион § 29 (1) В 4 § 36 ч 2 28.01 (9А) 28.01 39 7 Круговорот азота и фосфора в природе Источники пополнения почвы азотом и фосфором. Процессы, приводящие к удалению азота и фосфора из почвы. Азотные и фосфорные удобрения.
Д
Образцы азотных и фосфорных соединений § 28 § 29 (2) 01.02(9А) 01.02 40 8 Контрольно- Обобщение, систематизация и коррекция Сообщение 04.02(9А)
обобщающий урок по теме 7 знаний учащихся по теме «Подгруппа азота». Решение задач и упражнений.
Контроль знаний.

Р 3
11-1, 11-2, 11-3 положение в ПСХЭ подгруппа углерода История открытия ХЭ 04.02
ТЕМА 8 Подгруппа углерода (6 ч)
41 1 Углерод Пиролиз Общая характеристика подгруппы углерода. Положение углерода в ПС. Углерод – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Углерод – простое вещество. Нахождение углерода в природе. Аллотропные модификации углерода. Кристаллические решетки, физические свойства, применение алмаза и графита. Химические свойства (восстановительные) углерода (горение, восстановление оксидов металлов).
Л 10
Адсорбционные свойства углерода
Д
Образцы природных соединений углерода
Д
Кристаллически е решетки алмаза и графита § 30 В 2, 4, 5 Сообщение Круговорот углерода Парниковый эффект 08.02(9А) 08.02 42 2 Кислородные соединения углерода Оксиды углерода ( II) и ( IY), получение, свойства и применение. Свойства угольной кислоты. Карбонаты и гидрокарбонаты. Качественные реакции на карбонаты и гидрокарбонаты. Применение солей угольной кислоты. Углерод – основа живой природы. Круговорот углерода в природе. «Парниковый эффект»
Д
Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к действию кислот
Л 11
Распознавание карбонатов § 31 В 3 § 32 В 2 11.02(9А) 11.02 43 3
Практическая работа 5
Получение оксида углерода (IY) и изучение его свойств. Свойства карбонатов. Практическая работа 5 Получение оксида углерода ( IY) и изучение его свойств. Свойства карбонатов. Р 3 22-1, 22-2, 24-4
Пр 5
Получение оксида углерода (IY) и изучение его свойств. Свойства карбонатов. Сообщение Силикатная Промыш-ть 15.02(9А) 15.02 44 4 Кремний и его соединения Строение атома. Кремний и его соединения в природе. Свойства, применение кремния и оксида кремния ( IY). Кремниевая кислота. Силикаты, их применение.
Д
Образцы природных соединений кремния § 33 В 2 Подготовка к контролю знаний 18.02(9А) 18.02

Д
Получение кремниевой кислоты III триместр 45 5 Систематизация и обобщение знаний по темам 7, 8 Обобщение и систематизация знаний по темам «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода». Решение расчетных задач. 29.02(9А) 29.02 46 6 Урок контроля знаний и навыков учащихся по темам 7, 8.
Контрольная работа № 3
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по темам «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода».
Р 3
18 Положение металлов в ПС, история открытия ХЭ 03.03(9А) 03.03
ТЕМА 9 Металлы и их соединения (11 ч)
47 1 Общая характеристика металлов Пирометаллургия Гидрометаллургия Электрометаллургия Металлическая связь Положение металлов в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления. Простые вещества – металлы. Металлы в природе. Способы их получения. Металлический тип связи и металлическая кристаллическая решетка. Характерные физические свойства металлов.
Р 4
2-1, 3-4, 4-1
Д
Образцы минералов и металлов § 35 В 1, 6 07.03(9А) 07.03 48 2 Химические свойства металлов. Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, воде, растворам кислот и солей.
Д
Опыты, показывающие восстановительн ые свойства металлов § 36 В 2, 4, 6 10.03(9А) 10.03 49 3 Алюминий и его соединения Общая характеристика элементов главной подгруппы III группы. Строение атома. Природные соединения алюминия, его получение, физические и химические свойства. Соединения алюминия, амфотерность его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион Al 3+ . Применение алюминия и его соединений.
Л 12
Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно- основных свойств § 37 В 4, 5 14.03(9А) 14.03 50 4 Магний и кальций Магний и кальций. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения магния и кальция: оксиды,
Д
Взаимодействие кальция с водой § 38 В 2, 6 17.03(9А) 17..03
гидроксиды, соли - (получение, свойства). Качественная реакция на ион Са 2+ . Биологическая роль и применение соединений магния и кальция.
Д
Окрашивание пламени ионами кальция
Д
Качественная реакция на ионы кальция 51 5 Жесткость воды и способы ее устранения Жесткость воды Временная жесткость Постоянная жесткость Карбонатная (временная) и некарбонатная (постоянная) жесткость воды. Устранение жесткости воды. Превращение карбонатов в природе.
Л 13
Жесткость воды и ее устранение § 39 В 1, 5 21.03(9А) 21.03 52 6 Щелочные металлы Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Строение атомов. Натрий и калий. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения натрия и калия, их свойства и применение. Биологическая роль соединений натрия и калия. Калийные удобрения.
Д
Окрашивание пламени ионами натрия и калия.
Д
Взаимодействие натрия с водой
Д
Образцы калийных удобрений § 40 В 2, 4, 5 24.03(9А) 24.03 53 7 Железо Особенности строения электронной оболочки атома железа. Природные соединения железа, его получение и физические свойства, химические свойства: взаимодействие с кислородом, неметаллами, водой, растворами кислот и солей.
Д
Взаимодействие железа с растворами кислот и солей § 41 В 5, 6 28.03(9А) 28.03 54 8 Соединения и сплавы железа Соединения железа ( II) и ( III) – оксиды, гидроксиды и соли, их получение и свойства. Восстанотельные свойства соединений железа (II). Качественные реакции на ионы железа Fe 2+ и Fe 3+ . Сплавы железа. Применение железа, его сплавов и соединений. Биологическая роль железа.
Л 14
Качественные реакции на двух- и трехзарядные ионы железа
Д
Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и (III) § 42 31.03(9А) 31.03 55 9
Практическая работа 6
Практическая работа 6
Пр 6
11.04(9А)
Решение экспериментальных задач Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Р 4
22, 23 Решение экспериментальн ых задач по теме «Металлы» 11.04 56 10 Систематизация и обобщение знаний по теме 9 Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы и их соединения».
Р 4
9, 10 Подготовка к контролю знаний 14.04(9А) 14.04 57 11 Урок контроля знаний и навыков учащихся по теме 9
Контрольная работа № 4
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме «Металлы».
Р 4
11 18.04(9А) 18.04
ТЕМА 10 Органические соединения (9 ч)
58 1 Первоначальные представления об органических веществах Органические вещества Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ. Многообразие органических веществ.
Д
Образцы органических веществ, изделия из них § 43 21.04(9А) 21.04 59 2 Предельные углеводороды (алканы) Углеводороды Предельные углеводороды (алканы) Предельные углеводороды (на примере метана). Нахождение в природе, физические и химические свойства (горение, реакции замещения), практическое значение. § 44 В 1, 4, 6 25.04(9А) 25.04 60 3 Непредельные углеводороды (алкены и алкины) Непредельные углеводороды (алкены, алкины) Полиэтилен Непредельные углеводороды (на примере этилена и ацетилена). Физические и химические свойства (горение, реакция присоединения), практическое значение. Реакция полимеризации на примере этилена. Представление о полимерах (полиэтилен).
Д
Образцы полимеров § 45 В 1, 4 § 53.2 В 2 28.04 (9А) 28.04 (9Б) 61 4 Итоговая контрольная работа по курсу неорганической химии
Контрольная работа № 5
Тестирование по формату ОГЭ 05.05(9А) 05.05 62 5 Спирты Кислородсодержащие органические соединения Функциональные группы Спирты Многоатомные спирты Понятие о функциональных группах. Спирты (на примерах метанола и этанола). Физические и химические свойства (горение, взаимодействие с кислотами). Физиологическое действие спиртов на организм. Глицерин. Применение спиртов.
Д
Горение спиртов § 46 В 2, 5 § 47 В 1, 2 12.05(9А) 12.05 (9Б) 63 6 Карбоновые кислоты Карбоновые кислоты Карбоновые кислоты (на примере уксусной
Л 15
§ 48
Реакция этерификации кислоты). Физические и химические свойства, применение. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Свойства уксусной кислоты В 1-3 16.05(9А) (9Б) 64 7 Жиры Углеводы Жиры Углеводы Моносахариды дисахариды Полисахариды Жиры – сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Физические свойства, применение и биологическая роль. Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (клетчатка)). Нахождение в природе, применение и биологическая роль.
Д
Образцы жиров Образцы углеводов § 49 В 1-3 § 50 В 2-4 19.05(9А) (9Б) 65 8 Азотсодержащие органические соединения Аминокислоты Пептидная связь Белки Понятие об аминокислотах. Белки – природные высокомолекулярные соединения (полипептиды), их биологическая роль, применение. Качественные реакции на белки.
Л 16
Качественная реакция на белки § 51 В 1, 4 21.05(9А) (9Б) 66 9. Повторение и обобщение по курсу химии за 9 класса теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 2-65) Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по курсу химии за 9 класса 23.05(9А) (9Б)