"Стратегия написания диктанта"

Автор: Урманова Ольга Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Стратегия написания диктанта"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Стратегия написания диктанта
Учиться интеллекту – значит понимать, как работает твой ум: какие стратегии он выбирает и каких ценностей придерживается при решении приоритетных практических и теоретических задач. Бим-Бад Диктант был и остается одной из самых сложных для учеников формой контроля. Часто в своей практике сталкиваемся с тем, что на диктанте школьники показывают результаты худшие, чем во время проверочных работ. Столкнувшись с очередной колонкой двоек за контрольный диктант, испытав в очередной раз недоумение: «Как же так? Недавно проверочную работу написали неплохо, а тут на тебе!» - прихожу к новой мысль о том, что в разных условиях человек демонстрирует разные результаты. Что же тогда? Если мы научим ребенка находиться в тех условиях, в которых ему комфортно, независимо от внешних факторов (в нашем случае диктант или, контрольная работа или тестовое задание), то и проблема «минного поля» будет решена.
«Тот успешен, кто уверен, тот уверен, кто знает», - говорили древние.
Моим ученикам, к сожалению, не успешным в написании диктантов, я и предложила ответить на протяжении нескольких уроков на вопрос: «Как я пишу диктант?». Интересным показалось начать работу с вопроса: «Что помешало написать диктант?» Среди полученных ответов не было ожидаемых ответов о незнании предмета, ребята говорили о внешних факторах и своем настроении, но ведь проблема-то гораздо глубже. Мне казалось важным заставить их увидеть эту проблему, почувствовать, что они в своей деятельности делают не совсем так, какие необходимые действия пропускают, показать, что дело не только в том, что нет настроения или, что текст диктанта не очень понравился, как им кажется. Поэтому следующий диктант мы провели с ними с учетом пожеланий и не в контрольных тетрадях, темп диктанта медленный… Результат по- прежнему оставлял желать лучшего. При том, что правила, ребята знают, объясняют пропущенные знаки препинания, но написать правильно и выбрать орфограмму и пунктограмму не умеют, а скорее всего, мы их этому не учим. Ребята за свою ученическую жизнь привыкли следовать инструкциям, а нам, их дающим, порой кажется, что мы так четко все сказали, а они такие- сякие… Такую «инструкцию» написания диктанта я и предложила детям.
Инструкция учителя:
1.Прослушай весь текст диктанта. Что значит для ребенка эта фраза? Какие мыслительные операции она активизирует? В этом требовании не сформулировано четко ни одной из операций чувственного познания. Мы не сказали ребенку, КАК слушать и что при этом делать. 2.При чтении учителем текста по предложениям определи, есть ли паузы, интонационные и пунктуационные.
Данная «подсказка» никуда не ведет. Как правило, ребята кидаются записывать предложение, как только его начинаешь читать, и данная рекомендация не решает вроде бы очевидной проблемы. Что делать ребёнку определив интонационную паузу? 3.Проверь записанное предложение, обратив внимание на паузы, сделанные учителем. Обратим внимание, что данная рекомендация, вопреки здравому смыслу, призывает ученика опереться не на научные знания, а на «паузу, сделанную учителем. 4 Проверь диктант перед тем, как сдать учителю. Что несет в себе слово «проверь» - не ясно, как это надо делать - не понятно. Поэтому не стоит удивляться, когда на подобное лаконичное требование – «Проверь!» - ребенок через секунду отвечает, что он уже «Все!» Обращу внимание, что после уроков в технологии РПС( развития познавательных стратегий) не только для учителя, но и для самих ребят стало очевидным пустота и бессмысленность рекомендаций. Поэтому я предложила своим ученикам после серии уроков дать свои рекомендации по написанию диктанта. Когда мои ученики задумались над все определяющим вопросом «как?», то сами и отметили, что «писать диктант - не просто писать, мы же еще и слушаем, и исправляем, и проверяем!» Итак, поработав с опросниками по каждому этапу написания диктанта отдельно, ребята создали свои рекомендации одноклассникам. Мы их сначала так и оформили как «Памятку ученику пишущему диктант» с глаголами в повелительном наклонении. И снова работа, снова очередной диктант, теперь уже по памятке, которая понятна ребятам. Забегая наперед, скажу, что результаты несравнимо лучше. Только теперь прошу ребят после каждого этапа, уже научившись анализировать свои действия, выбрать из памятки или сформулировать рекомендацию самому себе - выявить свою стратегию. Уж, казалось бы, что и придумать больше нечего, но почти в каждой работе появились добавления, и это меня порадовало едва ли не больше результатов диктанта - эти добавления значили, что теперь процесс написания диктанта не сводится к формуле «мне диктуют - я пишу», теперь все по-другому: «Мне диктуют, я понимаю, что и как надо писать». Хотя польза в первых стратегиях, неразвернутых, немного корявых, для меня как учителя была огромной: в них сами ребята подсказали мне некоторые формы и методы подготовки к диктанту. В первых стратегиях ребята говорили о том, что представляют зрительно схему предложения - и графический диктант стал частью каждого урока, кто-то, записывая под диктовку слова, проговаривает их по слогам - значит, орфографическому чтению тоже найдется время, а если ребенок при письме выделяет морфемы, отыскивая в них орфограммы, поможем ему развить это умение - предложим задания, где будет использоваться поморфемная запись слов, морфемные диктанты
.

Стратегия написания диктанта Александра Р. � Слушаю весь диктант внимательно.  Записываю его по частям так, как диктует учитель.  Диктую себе слова по слогам.  Там, где запомнил паузу, ставлю знак препинания.  Проверяю предложение за учителем.  Прочитываю текст еще раз перед тем, как сдать работу.  Сдаю диктант. Так выглядела стратегия ученика до уроков РПС (развития познавательных стратегий). Окончательный вариант говорит сам за себя:  Настроюсь на интересную работу. Я не боюсь, потому что уверен.  Представляю все, о чем читает учитель. Слушаю, закрыв глаза. Оказываюсь внутри описываемой картины.  В интонациях учителя пытаюсь услышать особенности текста: однородные члены, восклицания, вопросы…  Сначала слушаю предложение, определяю, с какой интонацией оно произносится.  Проговариваю про себя, понимаю, про что оно, сколько грамматических основ в нем.  Представляю графический образ этого предложения.  Записываю по смысловым частям, как диктует учитель.  В продиктованном отрывке нахожу главное слово, проговариваю и объясняю мысленно окончания зависимых слов.  Диктую себе по слогам.  Перечитываю записанное, определяю, где орфограмма. Если сомневаюсь, ставлю на полях галочку.  Ставлю знаки препинания в соответствии с графическим образом предложения.  Проверяю предложение вслед за учителем, сохраняя интонацию.  Если сомневаюсь в знаке препинания, на поля - галочку.  Проверяю весь диктант. Помню: почти в каждом слове есть орфограмма, читаю каждое слово по слогам.  Определяю часть речи слов, в написании которых сомневаюсь.  Словарное слово? Вспомню «картинку» с тематическими словарными словами. Попробую написать по-разному это слово. Выберу тот вариант, который знаком.  Вернусь к галочкам на полях. Найду в предложении грамматическую(ие) основу(ы). Разберу по членам предложения. Определю интонацию (выделения, обособления, перечисления), если она есть. Посмотрю, что связывают союзы. Поставлю необходимый знак.  Проверю, все ли сомнения разрешил.  Сдам диктант.