"Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования"

Автор: Будаева Надежда Алексеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДОД ДЮЦ УКМО
Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Н.А. Будаева

Учебно-методический комплекс

в системе дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
1
СЕРИЯ «МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» Будаева Н.А.
Учебно-методический комплекс

в системе дополнительного образования
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Издательство МОУ ДОД ДЮЦ УКМО 2015 2
Печатается по решению Программно- методического совета МОУ ДОД ДЮЦ УКМО Будаева Н.А. Учебно-методический комплекс в системе дополнительного образования Методическое пособие. Усть-Кут, 2015г., стр15 Методическое пособие, составленное методистом Детско-юношеского центра Будаевой Надеждой Алексеевной, включает теоретические и практические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методического комплекса. Данное методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, учителям, работающим в системе дополнительного образования детей, и носит рекомендательный характер. 3
Методист


Содержание
1. Понятие учебно-методического комплекса___________________ 3 2. Составные части учебно-методического комплекта __________ 7 3. Пакет методических материалов ___________________________ 8 4. Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в УКМ _________________________ 9 5. Информация о дополнительной общеобразовательной программе и ее учебно-методическом обеспечение ______________________ 11 6. Оценочный лист учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы ____________________________ 13 7. Мониторинг по дополнительной общеобразовательной программе __________________________________________________________ 15 4

Понятие учебно-методического комплекса
Как известно, в современной системе дополнительного образования учебно-воспитательный процесс, строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских программ. В условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Создание собственной методической системы означает воспроизведение авторских способов проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе особых подходов к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка» Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно- методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса (далее УМК). УМК – это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно- методических материалов, регламентирующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности ДОД. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса. УМК – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс постоянно совершенствуется. УМК и его компоненты должны:  предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;  предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;  соответствовать современным научным представлениям в предметной области;  обеспечивать межпредметные связи;  обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся. 5

Практическая значимость УМК
Акцентирование внимания педагогов на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего самим педагогом, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим. Обеспечение программ УМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей УДОД позволили бы:  Сделать интересным опыт педагогов действительно понятным и доступным для реализации;  Познакомить педагога с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДОД;  предложить образцы программно- методических материалов, отталкиваясь от которых, педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности.
Адресаты УМК
 Педагоги, начинающие работать в системе ДОД;  Педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному УМК сферах деятельности;  Методисты системы ДОД.
Требования к материалам УМК
 Соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам, содержанию дополнительной общеобразовательной программы  Соответствие методических материалов принципам доступности.
Плюсы УМК
 Целостность образовательного процесса (идем в ногу со временем)  УКМ - более совершенное средство организации педагогического труда  Повышение педагогической компетентности  Совершенствование педагогического мастерства и творческой самореализации педагога  Создание благоприятных условий для самореализации учащихся на занятиях, стимулирование индивидуального выбора.  Обеспечение интенсивности освоения обучающихся различных видов деятельности 6
 Использование УКМ способствует эмоциональности и мажорности процесса обучения.
Учебно-методический комплект

Методические материалы

Учебно-программные
Календарно-тематическое планирование Дополнительная общеобразовательная программа
Учебно-теоретические
Учебники Учебные пособия Конспекты лекций
Учебно-практические
Сборники упражнений Задания практических работ Контрольные задания
Учебно-методические
Методические рекомендации по изучению курса По написанию рефератов По выполнению контрольных работ
Учебно-справочные
Словари Справочники
Учебно-наглядные
Альбомы Атласы
Учебно-библиографическое пособие
УМК включает в себя:
1.

Дополнительную общеобразовательную программу
Дополнительная образовательная программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. УМК должен быть прописан в разделе «Методическое обеспечение программы»
2.

Учебно-методические пособия для педагога и обучающихся
 Информационные и справочные материалы;  Учебные пособия (дидактические, демонстрационные, раздаточные материалы);  Научная, методическая и специальная литература; 7
 Тематические папки (подборки материалов);  Конспекты занятий, заданий и задач;  Инструкции, памятки, рекомендации и др.  Собственные методические разработки
3.

Средства обучения
 Печатные пособия (таблицы, плакаты, картины, фотографии, карты и др.)  Раздаточный материал, дидактические пособия  Диафильмы, диапозитивы, звукозаписи и др.  Видеофильмы;  Мультимедийные материалы;  Компьютерные программы;  Современные информационные средства (интернет - ресурсы)
4.

Средства научной организации труда педагога и обучающегося

по индивидуальному сопровождению развития обучающихся
методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки, рекомендации для обучающихся и родителей 
по работе с детским коллективом
методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии мероприятий и др. 
материалы отдельных фактов педагогического опыта и

методические материалы
, содержащие подробную разработку действий педагога и обучающегося.
Пакет методических материалов
 Методические рекомендации по организации образовательной деятельности  Методические пособия для педагога  Методические разработки отдельных тем и занятий  Описание диагностических методик  Справочно-информационные материалы  Дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и др.)  Инструкции по технике безопасности  Глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык)  Компакт- диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и др.  Программа проведения мастер- классов по данной программе с краткой аннотацией  Электронный адрес автора- разработчика для дистанционных контактов  Другие методические материалы 8

Классификация основных видов методической продукции,

рекомендуемых к включению в УКМ

Информационно- ознакомительная продукция,
цель которой изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей по ознакомлению с дополнительной общеобразовательной программой.
Виды:
 Буклет,  Листовка,  Аннотированный каталог;  Информационно- методический справочник и др.
Организационно- методическая продукция
создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе.
Виды:
 Инструкция;  Методическая записка;  Методическая разработка
;
 Методические рекомендации;  Методическое пособие;  Тематическая папка;  Инструктивно- методический плакат и др.
Прикладная методическая продукция –
вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы дополнительной общеобразовательной программы.
Виды:
 Карточки;  Тестовые задания;  Графики;  Схемы;  Чертежи;  Рисунки;  Карты;  Фотографии;  Иллюстрации;  Видеоролики;  Модели;  Тематические подборки материала (текстового и наглядно- иллюстративного и др.)
Учебные пособия
9
– материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы.
Виды:

справочная литература
энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.; 
художественная литература
; 
научная и научно-популярная литература
научные, научно- популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.; 
периодические издания
;  видеоматериалы видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.; 
аудиоматериалы
фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы; 
электронные средства образовательного назначения
виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.;
Содержание учебного пособия
может быть:  в целом по дополнительной образовательной программе;  по отдельным разделам дополнительной общеобразовательной программы;  по отдельным темам дополнительной общеобразовательной программы.
Дидактические материалы
Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной общеобразовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:  раздаточный материал для обучающихся рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты,  наглядные пособия таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.
Информация

о дополнительной общеразвивающей программе
10

и ее учебно-методическом обеспечение
1.Фамилия, имя, отчество------------------------------------------------------------------- 2.Кружок, объединение --------------------------------------------------------------------- 3.Название программы---------------------------------------------------------------------- 4.Вид программы---------------------------------------------------------------------------- 5.Утверждена на Экспертном совете ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 6.Дата утверждения -------------------------------------------------------------------------
Учебно-методическое



обеспечение
1.
Учебники
(автор, название, издательство, год издания)----------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------2.
Методические материалы педагога
разработки занятий, мероприятий, пособий----------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------3.
Наглядные пособия:

а/естественные или натуральные:
гербарии---------------------------------------------------------------------------------------- машины, их запчасти------------------------------------------------------------------------
б/ объемные (действующие модели):
макеты---------------------------------------------------------------------------------------- муляжи------------------------------------------------------------------------------------------
в/ схематические или символические:
таблицы----------------------------------------------------------------------------------------- схемы-------------------------------------------------------------------------------------------- рисунки----------------------------------------------------------------------------------------- диаграммы-------------------------------------------------------------------------------------
г/ картинные и картинно – динамические:
картины----------------------------------------------------------------------------------------- слайды------------------------------------------------------------------------------------------- диафильмы
д/ звуковые:
аудиозаписи------------------------------------------------------------------------------------ радиопередачи---------------------------------------------------------------------------------
е/ смешанные:
телепередачи----------------------------------------------------------------------------------- видеозаписи------------------------------------------------------------------------------------ учебные кинофильмы------------------------------------------------------------------------ 11

4. Дидактический материал:
карточки---------------------------------------------------------------------------------------- рабочие тетради------------------------------------------------------------------------------- раздаточный материал----------------------------------------------------------------------- дидактические игры-------------------------------------------------------------------------- кроссворды, чайнворды, ребусы, головоломки---------------------------------------- логические и занимательные задачи------------------------------------------------------ тесты-------------------------------------------------------------------------------------------- - тематический словарь-----------------------------------------------------------------------
5. Учебные пособия

------------------------------------------------------------------------6. Степень

обеспечения наглядными пособиям
и (%)----------------------------
7. Наличие

видеотеки
(количество)-----------------------------------------------------
8. Наличие

медиатеки
(количество)----------------------------------------------------
9. Наличие аудиотеки
(количество)----------------------------------------------------- Педагог дополнительного образования: (подпись) 12

Оценочный лист

учебно-методического комплекса

дополнительной общеобразовательной программы
Ф.И.О. педагога_____________________________________________ № кабинета_________________________________________________ Оценивание каждого показателя осуществляется по четырех балльной системе: 0 – отсутствие материалов для оценивания; 1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям; 2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям; 3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям; 4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям. Максимальное количество баллов – 20 баллов.


Показатели

Баллы
1.
Наличие дополнительной общеобразовательной

программы
, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей: 2.
Учебные пособия
2.1 .
Справочная литература
энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др. 2.2 .
Художественная литература
2.3 .
Научная и научно-популярная литература
научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др. 2.4 .
Периодические издания
2.5 .
Видеоматериалы
видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др. 2.6
Аудиоматериалы
13
. фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы 2.7 .
Электронные средства образовательного назначения
виртуальные лекции по темам дополнительной общеобразовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др. 3.
Дидактические материалы
3.1 .
Раздаточный материал для обучающихся
рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты 3.2 .
Наглядные пособия
таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др. 4.
Методические материалы
4.1 .
Планы занятий
, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие 4.2 .
Контрольные задания
для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов 4.3 .
Виды практических, лабораторных и других работ,
выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ 4.4 .
Методические рекомендации
, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач. 14
5.
Мониторинг
по дополнительной общеобразовательной программе (наличие и своевременное заполнение ведомости) Общее количество баллов__________________________ Члены комиссии: 1.____________________________ __________ 2._____________________ ________________ 3.______________________________________ 4.______________________________________ Дата заполнения_________________________
Мониторинг

по дополнительной общеобразовательной программе
позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать 10-ти балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:  минимальный уровень – 1 балл,  средний уровень – от 2 до 5 баллов,  максимальный уровень – от 6 до 10 баллов. Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы. № Фам и лия имя об-ся Показатели Итоговы й (средний ) балл
Теоретичес

кая

подготовка
об-ся а)теоретически е знания; б) владение специальной терминологией.
Практи-

ческая

подготовка

обучающегося

:
а) практические умения и навыки; б) творческие навыки. Общеучебные умения и навыки обучающегося
Учебно-

интеллектуальны

е умения
: а) умение подбирать и анализировать специальную литературу; б) умение осуществлять учебно- исследовательскую работу.
Учебно-

коммуникативны

е умения
: а) умение слушать и слышать педагога; б) умение выступать перед аудиторией.
Учебно-

организационны

е умения и

навыки
: а) умение организовать рабочее (учебное) место; б) навыки соблюдения правил безопасности. 15
16