"Становление личности учащегося через научно-исследовательскую деятельность"

Автор: Змеева Инна Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Ревда, Свердловской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Становление личности учащегося через научно-исследовательскую деятельность"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


И.В.Змеева
Учитель химии МКОУ «СОШ№7» г.Ревда inna_zmeeva@mail
Становление личности учащегося через научно-исследовательскую

деятельность.

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.
Если говорят, что любой ребёнок рождается одарённым, значит, задача учителя найти своего ребёнка - или же ребёнку найти своего учителя. Мне очень повезло. В 2007году я вела пропедевтический курс химии в 7 классе. Класс был хороший, много сильных, старательных девочек, которые всегда готовились к уроку, выполняли нестандартные задания, отвечали на проблемные вопросы. И всё-таки интуитивно я обратила внимание на Ольгу Столбову, и когда она, посмотрев рекламу по телевизору, спросила, что такое рН, я поняла, что это мой ребенок, и мы начали работать. Прочитав литературу, которая была у меня и, сопоставив с тем, что она видела, мы определились с темой: «Изготовление природных индикаторов и проверка ими моющих средств». Тема Оле очень понравилась, но было мало опыта в поиске информации. Информацию мы искали вместе, спорили, выбирали, искали снова. Я не давила, давала полную свободу, и здесь Ольга приобрела навык поиска необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств. Когда перешли к практической части, Оля дома изготовляла индикаторы, проверяла ими моющие средства, и сравнивала результаты с заводскими индикаторами. Мне она приносила только готовые результаты. Вот здесь у неё уже проявилось качество исследователя. Здесь же проявился системно- деятельностный подход, интегрирующий достижения науки и практики. Затем мы вместе создавали презентацию – для неё это тоже было новое, и здесь она проявила регулятивные УУД, которые обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, в частности, целепологание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. И, наверное, самое сложное для семиклассницы - представить свою работу публично, на городской конференции «Первые шаги исследователя», которая в 2007-2008 уч.году впервые была организована в Ревде. Но Ольга показала умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, с уверенностью отвечала на вопросы членов комиссии, а это не что иное, как коммуникативные умения. На этой конференции Ольга заняла I место, а на областном конкурсе «Юный аграрий - 2009» во Дворце Молодёжи - III место. Побывав во Дворце Молодёжи и увидев у других участников, что можно самостоятельно изготовлять косметику, Ольга сразу взялась за новый проект. При этом она самостоятельно планировала свою работу, определяла последовательность действий (регулятивные УУД). Сначала она изготовляла косметику по рецептам из интернета, но затем, изучив свойства растений и кожи, она внесла необходимые дополнения и коррективы в свой план и стала изготавливать косметику по собственным рецептам. Она тщательно подбирала косметику для родных и близких друзей, и, по отзывам, им косметика очень нравилась. С проектом « Изготовление растительной косметики в домашних условиях». Ольга стала лауреатом городского конкурса «Поиск и открытие», участвовала в Международной конференции в УрГСХА «Молодежь и наука 2011», межтерриториальной конференции «Одиссея разума», и получила I место в заочном туре в краеведческой конференции (в очном туре не участвовала из-за болезни). Затем Ольга решила изготовить косметику с аромадобавками, но после долгих раздумий и обсуждений мы остановились на теме «Аромасвечи, или подарок на Новый Год». Она изучила изготовление свечей в домашних условиях, аромадобавки, которые полезны для организма, и цветовую гамму, которая индивидуальна для каждого человека. Проявив личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, Ольга принялась за новый проект. С огромной любовью она подбирала свечи для родных и близких друзей и доказала, что такой подарок более экономичен и индивидуален. С этим проектом Ольга стала лауреатом городского конкурса «Поиск и открытие» в 2011году. Тогда же, принимая участие в УрГСХА в конкурсе рефератов, написала реферат по химии «Белки», который был признан лучшим. В 2011 году мы побывали в УрГСХА на конференции «Молодежь и наука - 2011», услышали работу старшего преподавателя Шевцовой Татьяны Ревовны, которая определяла токсичность воды в г. Екатеринбурге методом
биотестирования. В качестве тест - культуры выбрана хлорелла. Результаты по г. Екатеринбургу были неутешительны, и Ольге захотелось узнать, какая же вода у нас в Ревде. В сети Интернет не нашлось материала о токсичности вод в Ревдинском бассейне. Но Ольге встретился комментарий Александра Ульянова, главного государственного санитарного врача в Ревдинском районе и городе Дегтярске, о состоянии воды. Тогда она решила попробовать самостоятельно проанализировать воду своей малой Родины. Ей так хотелось, чтобы природные воды Ревды были чистые и удовлетворяли требованиям качества. Получив разрешение от декана технологического факультета на проведение биотестирования на кафедре, Ольга принялась за работу. Нужно было определить точки взятия проб, найти карты, на которых можно определить эти точки, взять пробы, определить органолептические свойства всех проб, затем поехать в Екатеринбург и провести биотестирование с помощью специального оборудования, составить сравнительные таблицы и сделать выводы, а затем составить мультимедийную презентацию проекта и подготовиться к защите. Ольга все это сделала самостоятельно! Работая над проектом «Мониторинг природных вод Ревдинского района с использованием методики биотестирования», Ольга проявила познавательные УУД, включающие общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Это:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;  применение методов и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей;  построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.  формулирование проблемы;
 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. С этим проектом Ольга стала лауреатом городского конкурса «Поиск и открытие» в 2012, заняла I место в конкурсе исследовательских работ НСММЗ «Испытай себя на пути в студенчество», участвовала в Международной конференции «Молодёжь и наука - 2012» и победила в номинации «Лучшее представление проекта» в Межтерриториальном конкурсе научно- исследовательских работ школьников по химии памяти первого директора ОАО «Русский магний» А.А. Щелконогова. Отзыв Ольги на последний конкурс: Мне понравилась поездка в Асбест на межтерриториальную конференцию. Мне очень понравилась организация данного мероприятия. Для себя я узнала много нового и интересного, получила немалый опыт и испытала себя. На конференции каждый из ребят представил интересную работу. Жюри внимательно относились к проектам, задавали интересные вопросы. Замечательно то, что каждый остался победителем и получил подарок. Хотелось бы чаще видеть столь подготовленные мероприятия и принимать в них участия. Я являлась руководителем Олиных проектов в течение 5 лет, мы проработали с ней на одной волне, очень не хочется с ней расставаться, и я надеюсь, что ещё минимум год мы будем работать вместе, несмотря на то, что она уже будет студенткой, т.к. она хочет доработать последний проект, передать его кому- нибудь из учащихся и помогать мне в работе. Счастье учителя – в его учениках. Приятно осознавать, что в прекрасном лебеде, выросшем из гадкого утенка, есть и моя капля усилий и стараний. В будущей студенческой жизни Ольге пригодится все, чему она научилась, что освоила, ведь учеба на этом не заканчивается, учиться ей предстоит всю жизнь, а это она умеет. Все эти умения Ольга уже реализует в своей жизни. Результатом работы в исследовательской деятельности, умение высказывать собственную точку зрения, аргументировано и грамотно её отстаивать позволили Ольге принять участие в таком серьезном мероприятии, как выборы в молодежный парламент Свердловской области, который проходил 16-17 октября 2011 года. Ольга заняла достойное место среди кандидатов, хотя кроме поддержки одноклассников, другой помощи у нее не было. Легко работать с такими людьми, которые понимают тебя с полуслова, которые не только исполняют все, что задумали вместе, но и проявляют инициативу и самостоятельность, Именно поэтому наши проекты получили высокую оценку, положительные отзывы и хорошие рекомендации.
Одаренность
- это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях.
Прошло 4года
. Ольга студентка 3 курса Тюменского университета. Опыт представлять свои работы не пропал даром и очень пригодился ей в студенческой жизни.

Список литературы:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Москва «Просвещение» 2011 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.,1996. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В Рубцов. – М., 1987