"Модифицированная программа по танцевально-игровой деятельности "Танцующие карапузы" для детей 3-6 лет"

Автор: Фокина Ирина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Модифицированная программа по танцевально-игровой деятельности "Танцующие карапузы" для детей 3-6 лет"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Модифицированная программа по танцевально-игровой деятельности «
Танцующие

карапузы»
для детей 3-6 лет срок реализации - 2 года Педагог дополнительного образования: Фокина И.П.



г. Новокузнецк, 2015

Оглавление
Введение.................................................................................................................................. 3 Пояснительная записка...........................................................................................................4 Новизна.................................................................................................................................... 4 Педагогическая целесообразность........................................................................................ 4 Цель.......................................................................................................................................... 4 Задачи....................................................................................................................................... 4 Отличительная особенность программы..............................................................................4 Нормативно-методические документы по организации деятельности.............................5 Ожидаемые результаты.......................................................................................................... 5 Условия реализации программы............................................................................................7 Форма подведения итогов...................................................................................................... 8 Учебно – тематический план................................................................................................. 9 Содержание программы....................................................................................................... 10 Приложение........................................................................................................................... 12 2

Введение
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от 3 до 7 лет интенсивно растет и развивается, движение становится его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности – античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец. В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально- ритмическая гимнастика. 3

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Танцующие карапузы» по содержанию является художественно-эстетической направленности, по форме организации – кружковой; по времени организации – долгосрочной. Программа составлена с учётом учебно-методического пособия «Са-Фи-Дансе» - танцевально- игровая гимнастика для детей Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина и «Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет А.И.Буренина.
Новизна
программы заключается в возможности применения нетрадиционных средств физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стрейчинга, танцев и другие.
Педагогическая целесообразность
настоящей программы заключается в доступности и простоте общеразвивающих упражнений под музыку, эффективность в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудитую, дыхательную и нервную системы человека.
Цель
программы - содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи:
1. Развитие музыкальности; - воспитывать интерес и любовь к музыке; - развитие чувства ритма, музыкальной памяти. 2. Развитие двигательных качеств и умений; - развитие ловкости, точности, координации движений; - развитие гибкости и пластичности; - формирование правильной осанки, красивой походки; 3. Развитие умений ориентироваться в пространстве; - самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и т.д. - выполнять за ведущим перестроения на основе танцевальных композиций. 4. Развитие творческих способностей; - развитие творческого воображения и фантазии; - умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. 5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности. - воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий, - формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Отличительная особенность программы
- игровой метод, который придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Программа «танцующие карапузы» по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и 4
рассчитана на 2 года обучения детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа. Продолжительность 1 часа занятий составляет 25-30 минут. При формировании групп необходимо учитывать: • возраст занимающихся • принадлежность к медицинской группе • психофизиологические особенности ребенка Группы занимающихся желательно фор мировать средней наполняемости — от 10 до 12 человек, можно проводить и малыми группами (по 5—6 человек), а также персонально. Организованная деятельность по дополнительному образованию «Танцующие карапузы» проводится в спортивном зале или специально приспособленном помещении, отвечающем всем гигиениче ским требованиям (размеры зала, площадки, освещение, про ветривание, покрытие пола, оборудование, инвентарь). Преподаватель ведет журнал посещаемости занятий, где отмечается весь объем учебного материала, педагогический и врачебный контроль и достижения самих занимающихся. В программе используются средства музыкально-ритмического воспитания детей основной гимнастике, танцам и танцеваль но-ритмической гимнастике, а также игропластике, пальчиковой гимнастике, музыкально-подвижным играм, сюжетным урокам и креативной гимнастике.
Нормативно-методические документы по организации деятельности
: 1. Закон РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 29.12.2012 № 273 – ФЗ 2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. № 2562 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН от 15 мая 2013 г. № 26 4. Письмо Министерства образования РФ от 02.06.98. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий». 5. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003.№ 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Ожидаемые результаты
Задачи 3-4 года 5-6 лет 1. Развитие музыкальности - проявляет интерес и любовь к музыке; - имеют представление о разнообразных видах движений в импровизации под музыку; - проявляют интерес и любовь к музыке; - имеют представления о жанрах, как песня, танец, марш; - развиты чувства ритма, музыкальная память. 5
2. Развитие двигательных качеств и умений - следит за правильной осанкой; - развита ловкости, точность, координация движений; - развитие гибкости и пластичности; - формирована правильная осанка, красивая походка; 3. Развитие умений ориентироваться в пространстве -выполнять простейшее построения и перестроения; - ориентироваться во время перестроений - самостоятельно находят свободное место в зале; - перестраиваться в круг, становиться в пары и т.д. - выполняют за ведущим перестроения на основе танцевальных композиций. 4. Развитие творческих способностей - развито творческое воображение и фантазия; - умеют оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. 5. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности - соблюдают чувства такта и умения вести себя в группе во время занятий, - имеют представление о культурных привычках в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Данная программа основывается на следующих парциальных программах: № п/п Наименование программы Авторы Издание, год 1. СА – Фи – Дансе Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., Санкт – Петербург 2003 2. Ритмическая мозаика 3 (переработана в соответствие с ФГТ) Буренина А.И. Санкт – Петербург 2012 Методика обучения В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:  Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);  Этап углубленного разучивания упражнений;  Этап закрепления и совершенствования упражнения. 6
Начальный этап Этап углубленного разучивания Этап закрепления и совершенствования - название упражнения; - показ; - объяснение техники; - опробования упр-ний. - уточнение двигательных действий; - понимание закономерностей движения; - усовершенствование ритма; -свободное и слитное выполнение упражнения. - закрепление двигательного навыка; - выполнение упр-ний более высокого уровня; - использование упр. в комбинации с другими упражнениями; - формирование индивидуального стиля. Программа построена на основных педагогических принципах:  Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок . Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим «отдых». Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты  Систематичность. Все занятия происходят регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме.  Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.  Наглядность. Это показ руководителем определенных упражнений и использование различных шапочек и спортивного инвентаря.  Доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.  Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных занятиях и в домашних условиях.  Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:  Наличие специально оборудованного помещения;  Каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия;  Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);  Атрибуты, наглядные пособия;  Зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку; 7

Форма подведения итогов
:  Выступление на спортивных праздниках в детском саду;  Выступление на родительских собраниях, конференциях.  Участие в районных мероприятиях. 8

Учебно – тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Формула

контроля

В том числе

теор. практ.

часы часы
1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 5 5.1 5.2
Игротанцы
Хореографические упражнения Танцевальные шаги Танцы с атрибутами Общие танцы
Креативная партерная гимнастика:
Музыкально- творческие задания Специальные комплексы упражнений Релаксационные упражнения
Пальчиковая гимнастика:
Общеразвивающие упражнения для пальчиков Игры- потешки Выполнение фигурок из пальцев
Игровой самомассаж
Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме
Музыкально-подвижные игры:
Музыкально-подвижные игры по ритмике Сюжетно- ролевые игры 14 13 13 15 10 19 10 6 8 8 10 9 9 Н а б л ю д е н и е 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 12 12 14 9 18 9 5 7 7 9 8 8 Итого часов: 144 13 131 9

Содержание программы

1. Раздел «Игротанцы»
направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений. 1.1 Хореографические упражнения: «Хлопки», «покачивания», «кружения», свободные, плавные движения руками, полуприседания, полное приседание, притопы, «фонарики» галоп, держимся в паре («лодочки»), ходьба вперед и, пятясь, назад, бег, прыжки на месте. 1.2 Танцевальные шаги: марш, шаги на полупальцах, шаги на пятках выставление ноги на носок и на пятку. 1.3 Танцы с атрибутами: танец с погремушками, танец с цветочками, танец сидя, танец утят, пляска с куклами, пляска с платочками. 1.4 Общие танцы: «Приседай», «Ай,да», новогодний хоровод, «Маленькая полечка», «Кузнечик», «Веселая пляска»
2. Раздел «Креативная партерная гимнастика»
основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используется элементы и упражнения детской йоги, выполняемые в игровой форме. 2.1 Музыкально-творческие задания. «Дождик», «Большие и маленькие дома», «Лодка», «Велосипед», «Фасолинки», «Неваляшка». 2.2Специальный комплекс упражнений: «Тянем спинки», «Массажируем животик», «Змея», «Кошка», «Собака», «Лягушка», «Тигр», «Лодочка», «Гребля», «Летающие карапузы». 2.3 Релаксационные упражнения «Снеговик», «Бабочки», «Лифт», «Спим».
3. Раздел « Пальчиковая гимнастика»
включает в себя упражнения, превращающие учебный процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления и развивает фантазию малыша. Этот раздел служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. 3.1 Общеразвивающие упражнения для пальчиков: «Семья», «Здравствуй,это я», «Пианино», «Комарики». 3.2 Игры-потешки: «Снеговик», «Мышки», «Ладушки», «Сорока,сорока». 10
3.3 Выполнение фигурок из пальцев. «Дом», «Ворота», «Забор», «Бинокль», «Лодочка», «Цепочка».
4. Раздел «Игровой самомассаж»
включает в себя упражнения самомассажа в игровой форме, от которых дети получают радость и хорошее настроение. Они способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Раздел является основой закаливания и оздоровления детского организма. 4.1 Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме. «Поколоти», «Поезд», «Утюжки», «Кошечка», «Ветерок», «Обжорики», «Стряхни пыль», «Устали наши ножки».
5 Раздел « музыкально-подвижные игры»
содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках и являются ведущим видом деятельности детей раннего возраста. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой деятельности. 5.1 Музыкально-подвижные игры по ритмике: «Есть у киски», «Прятки», «Ой, летали птички», «Поезд», «Догонялки», «Подружились», «Громче- тише». 5.2 Сюжетно-ролевые игры: «Разбуди куклу», «Сварим суп», «Зайчишка трусишка», «Солнышко», «Два человека». 11

Приложение

Хореографические упражнения:
«Зарядка» муз. Е.Тиличеевой «Побегали-потопали» муз. Л.Бетховена «Мы едем» муз Р.Рустамова «Ходим-бегаем» муз Е.Тиличеевой «Гуляем и пляшем» муз М.Раухвергера «Марш и бег» муз. Е.Тиличеевой «Ловкие ручки» муз. Е.Тиличеевой «Погремушка и бубны» муз. Ал. Александрова « Резвые ножки» муз. Г Фрида «Чук-чук-чук!»
Пляски:
«Приседай» эстонская н.м. «Кузнечик» муз. В.Шаинского «Пляска с платочками» муз Е. Тиличеевой «Вот какая елочка» муз. М. Картушиной «Пляска с куклами» муз Н. Граник «Пляска с цветами» р.н.м. «Пляска с погремушками» Белор. плясовая «Веселей, детвора» Эст.н.м. «Ай,да» «Маленькая полечка» Муз. Тиличеевой «Танец утят» Нем. Н.м. «Веселая пляска» р.н.м.»Ах вы, сени»
Игры:

Пальчиковые игры:
«Комарики» «Семья» «Сорока-сорока» «Здравствуй, это я!» 12
«Ладушки» «Пианино» «Мышки» «Снеговик» «Дом» «Ворота» «Забор» «Бинокль» «Лодочка» «Цепочка»
Музыкально-подвижные игры
«Догонялки» «Подружились» «Есть у киски» «Прятки» «»Ой, летали птички» «Поезд» «Курочка и козлик» «Громче-тише» «Разбуди куклу» «Сварим суп» «Зайчишка-трусишка» «Солнышко» «Два человечка»
Самомассаж
«Поколоти» «Утюжки» «Стряхни пыль» «Поезд» «Кошечка» «Ветерок» «Обжорики» «Устали наши ножки» 13

Креативная партерная гимнастика
«Велосипед» «Неваляшка» «Фасолинки» «Лодка» «Дождик» «Большие и маленькие дома»
Специальный комплекс упражнений
«Тянем спинки» «Лодочка» «Гребля» «Летающие карапузы» «Массируем животик» «Змея» «Кошка» «Собака» «Лягушка» «Снеговик» «Бабочка» «Лифт» «Спим» 14

Литература
1. 1. Григорьева Г.Г. и др. «Кроха»: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. Н.Новгород 1996 2. А.И.Буренина «Топ- хлоп, малыши» Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. С-П 2001г. 3. Физическое воспитание и развитие ребенка раннего возраста -М. 2005 4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990г. 5. Костина Э. « Камертон» - М., 2008 6. Буренина А.И. « Ритмическая мозаика»- СПб, 2000г. 7. Е.Черемнова «Танцетерапия» Танцевально-оздоровительные методики Ростов 2008г. 8. Кузнецова А. Учимся играючи - М., 2008 9. Ильина Н.А. Играем в памперсах- М., 2007 10. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей/ под ред. Т.С. КомаровоЙ – М., 2002 11.Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992 12.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи- дансе» – СПб 2000 13.Новикова Г.П. Музыкальная воспитание дошкольников - М., 2000 14.Теплякова О.Н., Козлова О.Л.– Практическая энциклопедия развивающих игр- М., 2007 15.Выродова И.А. «Погремушка» – М., 2005 16.Разенкова Ю.А. «Погремушка»– М., 2007 17.«Павлова П.А., Горбунова И.В.Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006 18.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка- М., 1993 19.Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1983. 20.Васильева Т.К. «Секрет танца» СПб 1997 21.Васильева - Рождественская Н.В. Историко – бытовой танец – М., 1987 22.Кольцова М.М. Рузина М.С. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг. –СПб 1998 23.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике – М., 1972 24.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение – М., 1972 25. Строковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет – М., 1994 26.СД диск «Йога для малышей» Б.Фридман 2008г. 27.СД диск «Йога для детей» – Б.Фридман, 2006г. 28.Аудиокассета «Аэробика для малышей» Е.Железнова 15

Приложение к программе
Репертуар подобран в соответствии с разделами программы и с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста.
Хореографические упражнения

«Зарядка»
Упражнение развивает координацию движений. Дети идут, высоко поднимая ноги, следуя за вами, затем бегут на цыпочках «как птички»; идут, хлопая себя по бокам, «как петушки»; прыгают небольшими прыжками как воробушки, прыгают приставными шагами как лошадки; машут руками как мельницы.
«Побегали, потопали»
Упражнение развивает умение ритмично двигаться под музыку. Под танцевальную музыку дети бегают, под маршевую- топают.
«Мы едем»
Упражнение развивает координацию движений. Под стихотворение «Мы едем, едем, едем» дети сначала приседают, а потом маршируют.
«Ходим-бегаем»
Упражнение развивает навыки основных видов движения, способствует повышению эмоционального тонуса см. Программу «Топ-хлоп малыши» стр. 34.
«Резвые ножки»
Упражнение способствует развитию умения легко, ритмично прыгать на одной и двух ногах. см. Программу «Топ-хлоп малыши» стр. 50
«Погремушка»
Развивает координацию движений, танцевальную память 16
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.54
«Чук-чук-чук»
Развивает чувство коллективизма, координацию движений. сб. «Са-фи- дансе» стр. 56
Пляски:

«Приседай»
Пляска развивает чувство ритма, координацию, умение менять движение соответственно частей музыки. см. Программу «Топ-хлоп малыши» стр. 56
«Кузнечик»
сб. «Са-фи- дансе» стр. 41
«Пляска с платочками»
Пляска развивает мелкую моторику, расширяет двигательный опыт детей. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 54
Хоровод «Вот какая елочка»
Пляска развивает моторику рук. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.59
Пляска с куклами
Пляска способствует развитию точности, ловкости, выразительности движений. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 53
Пляска с цветами
Развивает динамический слух, чувство ритма, координацию движений см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 44
Пляска с погремушками
Развивает ловкость, точность, координацию движений, чувство ритма. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 40
Хоровод «Веселей, детвора»
Развивает творческое воображение. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.77
«Ай-да»
Развивает чувство ритма, умение менять темп движения в соответствии с музыкой см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 28 17

«Маленькая полечка»
Расширяет двигательный опыт детей, знакомит с элементарными плясовыми движениями. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 26
«Веселая пляска»
Развивает чувство ритма, координацию движений. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 37
«Танец утят»
сб. «Са-фи- дансе» стр. 67
Игры

«Комарики»
Обучает эмоциональному соучастию, развиваем координацию пальцев и кисти.
Дарики, дарики, летели комарики
(Поворачиваем кисти рук вправо, влево, пальчики направлены вверх.)
Вились, вились, вились, вились,
(соединить большой и указательный пальцы, делайте свободные движения руками)
В носик или в ушко вцепились
(ухватитесь двумя пальцами за свой нос или ушко и т.д.)
«Сорока, сорока»
Развивает чувство ритма, развивает мелкую моторику. Русская народная игра.
«Здравствуй, это я»
Попеременно здороваются пальчики: большие, указательные и т.д.
«Ладушки»
Развиваем моторику рук, учимся расслабляться. Р.н.игра
«Пианино»
Развивают мелкую моторику, координацию движений. Изображаем игру на пианино. Ладошку держим вниз, поднимая то вверх, то вниз каждый пальчик.
«Мышки»
Развивает мелкую моторику. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.14
«Снеговик»
18
Развивает моторику рук. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.19
«Дом»
Развивает моторику рук. сб. «Са-фи- дансе» стр. 54
«Ворота»
Развивает гибкость рук, подвижность запястья. сб. «Са-фи- дансе» стр. 54
«Семья»
Развивает мелкую моторику рук сб. «Са-фи- дансе» стр. 100
«Забор»
Развивает подвижность запястья сб. «Са-фи- дансе» стр. 54
«Бинокль»
Развивает мелкую моторику рук. сб. «Са-фи- дансе» стр. 55
«Лодочка»
Развивает подвижность кистей. сб. «Са-фи- дансе» стр. 55
«Цепочка»
Развивает мелкую моторику рук. сб. «Са-фи- дансе» стр. 55
Музыкально-подвижные игры

«Догонялки»
Развивает чувство коллективизма и самостоятельность. муз. воспитание. программа Н.Васильевой
«Подружились»
Развивает эмоциональную сферу.
Вот как дружат наши детки

Наши детки-малолетки
(Гладят друг друга по головке одноименной рукой) 19

Закружились наши детки

Наши детки-малолетки
(Берутся за руки и кружатся в паре)
«Прятки»
Развивает координацию движений, чувство ритма, способствует повышению эмоционального тонуса. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 19
«Есть у киски»
Развивает координацию движений, чувство ритма» муз. воспитание. программа Н.Васильевой
«Ой, летали птички»
Развивает способность исполнять выразительные движения. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 27
«Поезд»
Развивает умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом. см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 29
«Курочки и козлик»
Развивает моторику и координацию движений. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.57
«Громче- тише»
Развивает умение различать громкие и тихие звуки. Предложить малышу позвенеть в колокольчик – то громче, то тише, затем дать ему погремушку, а колокольчик взять себе. Тихонечко позвените колокольчиком, а малыша попросите тихо погреметь погремушкой. Затем дайте команду все проделать громко.
«Разбуди куклу»
Развивает чувство коллективизма, эмоциональную сферу. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.53
«Свари суп»
Развивает воображение, память. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.54
«Зайчишка-трусишка»
Способствует эмоциональному развитию. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.26 20

«Солнышко»
Способствует эмоциональному развитию. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.75
«Два человечка»
Развивает навыки сопереживания. см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.58
Самомассаж

«Поколоти»
Предложите малышу кулачками слегка поколотить себя по ножкам, а затем другого ребенка.
«Утюжки»
Погладьте малыша своими ладошками по ручкам, ножкам и т.д. затем предложите ему это сделать себе, вам или другому ребенку.
«Стряхни пыль»
Стряхивающими движениями помогите малышу «стряхнуть» пыль с головы, плечей и т.д.
«Поезд»
Одни дети лежат на животе, а другие «ездят» у них по спинам кулачками.
«Кошечка»
Имитируем кистями рук как умывается кошечка сначала себе, а затем деткам.
«Ветерок»
Поглаживающими движениями то тыльной, то внутренней стороной кисти гладим спинки, ручки, ножки, сначала себе, затем другим.
«Обжорики»
Поглаживающими круговыми движениями гладим внутренней стороной ладошки животики себе, сначала одной, затем другой ручкой.
«Устали наши ножки»
Внутренней стороной ладони детки гладят свои ножки, снизу вверх и наоборот.
Креативная партерная гимнастика

«Велосипед»
21
Развивает координацию движений в соответствии с темпом музыки см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 52.
«Неваляшка»
Развивает координацию движений. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются то на правый, то на левый бок.
«Фасолинки»
Развивает координацию движений в пространстве. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги, перекатываются на один бок, на живот, на другой бок, передвигаясь по полу, как фасолинки.
«Лодка»
Развивает вестибулярный аппарат. Дети сидят на полу, согнув ноги и разведя их в разные стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро, имитируя движения долки.
«Дождик»
Развивает чувство ритма. Дети сидят на полу потихоньку начиная стучать кулачками и пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя.
«Большие и маленькие дома»
Дети лежат на спине, подняв руки за голову, тянут руки в одну сторону, руки в другую, имитируя большие дома, затем подтянув к себе согнутые в коленях ноги, имитируют маленькие дома.
Специальный комплекс упражнений

«Тянем спинки»
Дети лежат на спине, а педагог обхватив руками щиколотки ребенка плавно приподнимает его за ноги, отрывая поясницу от пола, растягивая при этом мышцы спины. И также плавно опускает его на пол.
«Лодочка»
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 65.
«Гребля»
Ребенок сидит на полу широко расставив ноги, то наклоняясь к полу, то распрямляя спинку, имитируя греблю.
«Летающие карапузы»
Взять ребенка на правую ладонь под грудь, а левую - между ног, раскачивая малыша то вверх, то вниз. Упражнение можно выполнять одному или двум педагогам, чтобы малыши «взлетали» на встречу друг другу. 22

«Массируем животик»
Малыши лежат на полу на спине, подтянув к себе согнутые в коленях ноги, поворачивая поясницу то вправо, то влево.
«Змея»
Дети лежат на полу на животе лицом вниз, ладони держат на полу около лица, медленно поднимают верхнюю часть тела от пола выпрямляя логти.
«Кошка»
Дети стоят на четвереньках на полу, то выгибая спинку вверх, то прогибая ее в пояснице.
«Собака»
Ребенок стоит на четвереньках, затем медленно, прогибаясь в пояснице выпрямляет ноги, дотрагиваясь животиком до пола, оставляя верхнюю часть тела выпрямленной. Затем вернувшись в исходное положение, опускается на ноги и касается лбом пола, вытягивая руки вперед, затем возвращается в исходное положение.
«Лягушка»
Из положения стоя детки присаживаются вниз, сгибая ноги в коленях, опуская ладони на пол, руки в локтях выпрямляют.
«Снеговик»
Дети лежат на полу, расслабив все мышцы. На фоне тихой спокойной музыки, педагог предлагает детям представить что они снеговики, которые начинаю таять от весеннего теплого солнышка.
«Бабочка»
Детки лежат на полу на спине, вытянув ноги вместе, а руки вдоль тела, затем разведя ноги и руки в сторону, лежат расслабившись, представляют себя бабочками на летнем лугу.
«Лифт»
Детки лежат на полу на спине, вытянув ноги вместе, а руки вдоль тела. Поднимая поочередно руки и ноги изображают движение лифта вверх и вниз.
«Спим»
Детки лежат на полу в свободной раскрепощенной позе, а педагог под тихую спокой ную музыку предлагает им расслабиться и представить, что они спят. 23
24