"Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями"

Автор: Позднякова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Подсолнух"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями"
Дата публикации: 15.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Психолого-педагогическое сопровождение семей,

воспитывающих ребенка с особыми образовательными

потребностями.
На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией дошкольного образования, пристальное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Это подчеркивается в Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда, образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что важным является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент не заменим и уникален. Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья. Одним из звеньев этой системы выступает психопросветительская деятельность в родительской среде.

Трад иционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают. Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы. При работе с такими семьями решаются следующие задачи:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; - развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров; - развитие детско-родительских отношений; - совершенствование коммуникативных форм поведения; - формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ. Дети, имеющие проблемы в развитии, – сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка. Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Конечной целью комплексной, системной работы с семьей коллектив считает создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыша и полноценное развитие его личности в дошкольный период. Комплексное сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ решает множество важных задач: - установление партнёрских отношений с семьёй, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и практической взаимопомощи друг другу; -повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своим особым ребёнком;
-формирование навыка наблюдения за ребёнком и умения делать выводы, видеть проблемы и маленькие «победы» своего малыша; - помощь в усвоении родителями уверенного, доброжелательного, спокойного стиля общения с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, поддержки в домашних условиях; - воспитание потребности у родителей обращаться за квалифицированной помощью к специалистам в вопросах коррекции и воспитания, социальной защиты, медицинской и юридической поддержки семьи ребёнка . Значение слова сопровождать Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. сопровождать 1) а) Идти, ехать вместе с кем-л. в качестве спутника, провожатого. б) Следовать вместе с кем-л., чем- л. для охраны, конвоирования, указания пути. в) Быть, находиться всегда вместе с кем-л., чем-л.; сопутствовать кому-л., чему-л. 2) а) Провожая, напутствовать кого-л. б) Провожая, следуя за кем-л., выражать как-л. свое отношение идущему, едущему. в) Звучать, раздаваться вслед кому-л., чему-л. 3) а) Производить, совершать какое-л. действие одновременно с чем-л., вслед за чем-л.; соединять с каким-л. сопутствующим действием. б) Происходить, совершаться, иметь место одновременно с чем-л., вслед за чем-л. 4) Прилагать к чему-л., дополнять чем-л. 5) Аккомпанировать. Cловарь синонимов Н. Абрамова Сопровождать, провожать, сопутствовать, идти рука об руку, следовать за кем, конвоировать; вторить, подыгрывать, аккомпанировать. Аккомпанировать кому на скрипке. Сам факт рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью «особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей. В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, часто возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. Всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально- психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется. Воспитание ребенка с нарушениями в
развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Положительной тенденцией современного мира является активная реализация идеи толерантности нашего общества к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – так называемым «особым детям». Наше образовательное учреждение посещают воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют со стороны взрослых особого внимания, заботы, любви, ласки, понимания. Это дети с нарушениями речи, с нарушениями зрения, слуха, + УО, ЗПР, эмоционально-волевыми нарушениями. В нашем дошкольном учреждении проводится работа по комплексному коррекционно – развивающему сопровождению своих воспитанников в течение всего дошкольного детства. Но практика показала, что в комплексном сопровождении специалистов и педагогов нуждаются не только малыши с ОВЗ, но и их родители, вся семья. Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей стал детский сад. Только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребенка, уважая его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не остается в стороне, она направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Позитивная динамика связана с вовлечением родителей в коррекционно-педагогическое воздействие, с ростом их активности и повышением педагогической компетентности. В данной модели родитель выступает как активный субъект, выполняя роль «проводника» для ребенка на всех этапах консультивно-коррекционной технологии, а также является гарантом его комфорта и безопасности, посредником в общении с окружающим. Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Сопровождение семьи «особого ребёнка» в нашем детском саду - это комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, медицинские работники, специалисты ПМПК) и сопровождаемых (дети с ОВЗ, их родители или законные представители) Данные формы психокоррекционной и педагогической помощи семьям позволяют научить преодолевать внутриличностные конфликты, создавать благоприятные предпосылки для формирования в сознании родителей новых мировозренческих позиций и установок, способствующих дальнейшему развитию их детей. В нашем детском саду эффективно используются следующие формы работы с родителями: информационные стенды («Компетентные родители», «Ответственное родительство»); печатная информационная литература детского сада (журналы «Большие права маленького человека», «Без жестокости к детям», сайт детского сада; тематические выставки специальной коррекционной, психолого- педагогической литературы («Семейное воспитание», «Родители и педагоги: учимся сотрудничеству», «Помогите малышу заговорить»); родительские собрания (в форме педагогического лектория, круглого стола, дискуссионного клуба по конкретной проблеме с привлечением специалистов города – юристов, социальных работников, детских врачей); индивидуальные и групповые беседы, консультации («Особый ребёнок – особое отношение», «Как объяснить ребенку слово «нельзя»?», «Приемный ребенок. Этапы адаптации»); видеосалон для родителей (показ организованной и свободной деятельности детей с последующим анализом, комментариями специалистов); тренинги, практикумы (обучение элементарным коррекционным и психологическим технологиям); индивидуальные встречи со специалистами детского сада по интересующим вопросам; участие родителей в заседаниях ПМПк, в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы своего ребёнка;
анкетирование, тестирование; участие родителей в коллективных делах ДОУ, праздничных мероприятиях; посещение педагогами семей воспитанников. Живя в современном мире, мы не обходимся без внедрения инновационных технологий. Так родители и дети совместно принимают активное участие в разработке и реализации проектов, создании фотоколлажей и поделок для тематических выставок, в развлечениях. Совместная с образовательным учреждением деятельность помогает преодолеть сопротивление, недоверие, нежелание сотрудничать со стороны родителей, постепенно повысить авторитет педагогов и специалистов детского сада, родителям стать ближе к детям, найти свободную минутку для общения, повысить мотивацию участия в совместной работе путем нахождения общих интересов и реализации общих задач