"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ"

Автор: Шабанова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: ГОРОД АМУРСК ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема доклада: Проектная деятельность как эффективное средство формирования социальной активности подростков. Автор: Шабанова Елена Владимировна, МБОУ СОШ №2, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория 1
В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Тем более появились новые требования к профессиональному стандарту учителя. (слайд 1 компетенции) Этот стандарт наполнился новыми компетенциями: • Учитель должен уметь работать с одаренными учащимися. • Работать с девиантными, социально запущенными и уязвимыми учащимися. • Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. • Уметь создавать детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию. Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения? Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно- деятельностный подход; Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации новых стандартов является проектная деятельность. Слайд 2 (виды проектов)
Типология проектов:
1)
По доминирующей деятельности учащихся
: -практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении . Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.); -исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения 2
проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.); - информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов); - творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.), ролево – игровые ( создание спектакля, сценария, игры) ;
При использовании метода проекта ученик…
 Определяет цель деятельности  Открывает новые знания  Экспериментирует  Выбирает пути решения  Активен  Несёт ответственность за свою деятельность
Учитель…
 Помогает определять …  Рекомендует источники информации  Раскрывает возможные формы работы Я поделюсь опытом создания социально-значимых проектов, реализацией которых мы с ребятами занимаемся в течение 3-х последних лет. Эта деятельность приносит свои положительные результаты:  они связаны с личностным ростом каждого человека,  позитивной системой его отношений к миру, близким людям, которая строится на основе его положительной самооценки, активности во всех делах, самодисциплине, толерантности и стремлении совершенствоваться,  настойчивых усилий по решению задач и выполнения их как можно лучше,  долголетняя прочная дружба, 3
 осознание детьми и молодежью своей прошлой инициативной деятельности как события в жизни,  успешное и радостное начало биографии. (слайд 3 роль ОПД) Более того, общественно полезная деятельность, а именно, написание и реализация социально-значимых проектов является основным средством, благодаря которому  молодежь участвует в культурной, экономической и социальной жизни  вносит свой вклад в создание более сплоченного и устойчивого общества  молодежь имеет возможность для саморазвития и получения ценного опыта реализации гражданских инициатив  появляется возможность развивать определенные навыки, которые могут пригодиться для выхода на рынок труда Так что роль такой деятельности трудно переоценить. Учащиеся, реализуя свои проекты, демонстрируют неравнодушие, искреннюю заинтересованность в судьбе города и района, у них воспитывается чувство патриотизма. Слайд 4
I проект «Летний кинотеатр»
Реализация проекта «Летний кинотеатр » осуществлялась с июня 2013 года по август 2013 года на территории Амурского муниципального района.
Цель
проекта: Создание условий для пропаганды позитивных семейных ценностей среди молодёжи Амурского района через просмотр, обсуждение и создание роликов социальной направленности. За этот период были выполнены следующие
задачи:
1. Провели социологический опрос молодёжи (возраст 10-18 лет) и выявили их жизненные приоритеты и ценности. 2. Обучили инструкторов-волонтёров из числа воспитанников «Молодёжной редакции» (7 человек) и провели сюжетно-ролевую игру с ребятами, отдыхающими в летних загородных и пришкольных лагерях. 3. Выступили на собрании родителей, дети которых отъезжали в загородный лагерь «Орбита». 4. Организовали выезд, просмотр и обсуждение роликов, а также сюжетно-ролевую игру со зрителями (4 загородных поездки и 4 выхода на пришкольные площадки). Охват зрителей и участников примерно 200 человек. 5. Сняли и смонтировали ролики по итогам работы «Летнего кинотеатра» в количестве 12 штук. 6. Организовали показ роликов, созданных силами ребят из «Диалога», на местном телевизионном канале Считаем, что поставленная цель и задачи выполнены.
Результаты проекта имеют огромную социальную значимость:
Во-первых, повышая своё мастерство, поднимая уровень коммуникативной компетентности, ребята не только готовятся к выбору будущей профессии. У них появилась возможность успешно социализироваться и самореализоваться в современном обществе.. 4
Во-вторых, формирование положительного имиджа семейных ценностей у молодёжи, привлечение внимания родительской и педагогической общественности к этому вопросу способствуют более осознанной подготовке молодежи к семейной жизни, вступлению в брак, проявлению родительской ответственности. Слайд 5
II проект «Рецепт успеха»

Цель проекта:
Создание диалоговой площадки для встреч и общения молодёжи с известными личностями Амурского района разных возрастных категорий, добившихся немалых успехов в какой-либо области.
За время реализации проекта были выполнены следующие задачи:
1. Провели встречу с волонтёрами по организации проекта «Рецепт успеха», наметили план совместной деятельности. 2. Провели социологический опрос молодёжи района и проанализировали его результаты. 3. Подобрали Героев рубрики «Рецепт успеха», собрали информацию о них. 4. Организовали студийные встречи Героев с участниками рубрики – воспитанниками ДМОО. 5. Смонтировали и выпустили в эфир серию передач (16 передач) с рубрикой «Рецепт успеха». 6. Осветили ход проекта в газете «Амурская заря», в социальных сетях, на молодёжном портале «Ты в центре» 7. Провели повторный социологический опрос молодёжи «Твоя формула успеха».
В результате реализации этого проекта
 Была создана информационно-методическая база для работы по пропаганде положительных примеров земляков-амурчан, банк данных успешных людей Амурского района.  Активизировалась деятельность молодёжных общественных объединений, в их рядах появляются новые участники, которые своей позитивной деятельностью принесут славу Амурскому району.  У выпускников школ появится осознанное желание вернуться в родной район, чтобы реализовать себя, внести свой вклад в развитие культуры, экономики «малой» родины.
Слайд 6

3 проект «Живая память»
Реализация проекта «Живая память» осуществлялась с мая по декабрь 2014 года на территории Амурского муниципального района. Цель проекта: Увековечение памяти земляков – участников Великой Отечественной войны путём создания информационного видео фонда района За этот период были выполнены следующие задачи: 5
1. Провели встречу с волонтёрами и с представителями Совета ветеранов Великой Отечественной войны по организации проекта «Живая память», наметили план совместной деятельности. 2. Составили списки ветеранов, которые примут участие во встречах с молодёжью и в съёмках фильмов, собрали информацию о них. 3. Организовали и провели встречи-беседы ветеранов с волонтёрами (5 встреч). 4. Написали сценарии фильмов . 5. Смонтировали фильмы, записали их на диски и выпустили в эфир серию фильмов (4 фильма) о ветеранах войны. 6. Осветили ход проекта в газете «Амурская заря», в социальных сетях. 7. Изготовили баннер с фотографиями ветеранов и установили его на Комсомольском проспекте в ознаменование 70-летия Победы Результат: ………………………………..
Слайд 7

4 проект «Идём в гости!»
Реализация проекта «Идём в гости» осуществлялась с мая по декабрь 2015 года на территории города Амурска. Цель проекта: Пропаганда позитивного опыта приёмных семей посредством молодёжного телевидения. За этот период были выполнены следующие задачи: 1. Провели встречу с волонтёрами и партнёрами (детский дом №12) по организации проекта «Идём в гости!», наметили план совместной деятельности. 2. Составили списки приёмных семей, которые прияли участие во встречах с молодёжью и в съёмках фильмов, собрали информацию о них. 3. Посетили заседание Клуба приёмных семей для знакомства их со съёмочной группой. 4. Составили список вопросов для беседы. 5. Организовали встречи волонтёров и членов приёмной семьи (4 встречи). 6. Написали сценарии фильмов (4 фильма). 7. Смонтировали, записали на диски и выпустили в эфир ТРК Амурск серию фильмов (4 штуки) о приёмных семьях. 8. Планируем провести встречу по итогам проекта с приглашением всех приёмных семей, партнёров и СМИ. Результат: ……………………………………
Вывод общий:
6
Надо отметить, что все представленные проекты мультипликативны, т.е. есть реальная возможность использовать их педагогами, воспитателями, руководителями молодёжных объединений. С уверенностью могу сказать, что проектная деятельность открывает учащимся большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения, дает возможность приобрести коммуникативные навыки и умения, проявить себя в общественной деятельности, реализовать свои возможности и гражданские инициативы, социализироваться. Список источников: 1. Бенин В. Методологические аспекты формирования высокой педагогической культуры в процессе подготовки педагога. Педагогика, М., 1999 2. Богданов И. и др. Психология и педагогика электронная библиотека педагогики Библиотека Гумер – Педагогика, М,. 2000 3. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореферат доктора педагогических. наук:Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2. 7