"Этот волшебный и загадочный подводный мир!"

Автор: Рязанова Наталья Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 268 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Тема: "Этот волшебный и загадочный подводный мир!"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 268 общеразвивающего вида» городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект

НОД

в подготовительной группе

«Этот волшебный и загадочный

подводный мир!»

Воспитатель:

Рязанова

Наталья Витальевна

Уфа – 2015 г.


Цель НОД
Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о представителях животного мира морей. Представить море как экосистему с разнообразием представителей животного и растительного мира. Закре- пить названия обитателей морей. Учить устанавливать закономерность зависимости внешнего вида морских животных от среды обитания. Показать способность жителей мо- ря приобретать маскировочную окраску в целях самозащиты (мимикрия). Дать знания о жизни морских обитателей (морские ежи, морские звёзды, кораллы, брюхоногие моллюски, морские лилии и т. д.), о способах раз- множения (цихлиды, морской конёк). Знать названия морских животных, рыб, разновидностей морских рас- тений. Иметь представление о целебных свойствах морских водорослей, необходимых для укрепления организма человека. Развивать познавательный интерес к изучению моря. Побуждать детей к самостоятельным суждениям, умению делать выводы. Развивать мышле- ние, память. Воспитывать у детей любовь к природе, её обитателям.
Словарная работа:
 обогатить речь детей (кораллы, медузы, осьминог, губки, брюхоногие моллюски, актинии, цихлиды, рапан, ламинария);  активизация словаря (дельфины, акула, планктон, акваланг, живородя- щие, мечут икру, жабры, млекопитающие, пресная, соленая).
Методические приемы:

Использование элементов ТРИЗ, метод эмпатии, сенсорное модели- рование (мимикрия), элементы драматизации (встреча с Морским Царём), обогащение, расширение, уточнение словарного запаса детей, использует- ся метод рассматривания настоящих представителей животного мира моря с элементами рассказывания, используется много наглядного материала (картинки, фотографии, книги морские звезды, ежи, кораллы, ракушки, ра- ковины), технические средства (видео и аудиозапись), музыка, загадки, ху- дожественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, разгадывание кросс- ворда, дидактические игры, сюрпризы, угощения, поощрение.
Материал к НОД:
Картинки морских обитателей, фотографии рыб, кораллов морского дна; экспозиция морского дна с настоящими представителями (кораллы, ежи, звезды, раковины, ракушки, рапаны и т. д.), книги, оформление угол- ка «морского дна», мольберт с фотографиями морских обитателей из музея Ж. Кусто; лекарственные препараты из ламинарии в упаковках, консерви- рованная морская капуста для угощения, одноразовая посуда (вилки, таре- лочки), салфетки; мармелад «Крабики» для сюрприза; запись музыки шума моря, магнитофон; стульчики расставлены в виде корабля, указка. Телеви- зор, видео магнитофон, видео запись дельфинов. Сказочный персонаж Морской Царь. Напольный кроссворд.
Предварительная работа:


1. Чтение книг «Морские животные» Джуди Нейр из серии «Интересное рядом», «От акулы до ерша» В. Г. Бабенко из серии «Моя первая энцикло- педия», рассказы о морских обитателях из книги «Почемучка», «В подвод- ном мире» Астафьева, знакомство с книгой Доцкевича «Цветные плавни- ки», энциклопедический словарь юного натуралиста.
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Просматривание видеозапи- сей передач «В мире животных», «Путешествия команды Кусто». 3. Изготовление с ребятами объемной движущейся модели ската по книге А. В. Чудина «Акулы и скаты» из серии «Бумажная планета». 4. Работа с раскрасками «Морские обитатели». 5. Коллективная работа по аппликации «Подводный мир».

ХОД НОД
 Ребята, а вы любите путешествовать?  А на чем можно путешествовать? (машина, поезд, самолет, автобус, пешком...)  А куда бы вы хотели поехать или пойти? (отве- ты)  А хотите отправиться полюбоваться подводным миром? Тогда давайте представим, что это - быстро- ходный корабль, на котором мы отправимся в море. Занимайте места.  Пока мы плывем, назовите мне, какие моря вы знаете (Каспийское, Азовское, Черное, Белое, Желтое, Красное, Мертвое...)  А кто знает, почему Мертвое море называют мертвым? (Потому, что оно очень и очень соленое и никакие рыбы и животные в нем не живут, только некоторые бактерии, но там добывают каменные и другие соли, которые используют в медицине и косметологии)  Отгадайте загадку Вильнет хвостом Туда - сюда И нет ее, И нет следа. (Рыба)  Посмотрите, а кто это выскакивает из воды, рас- кидывает плавники и парит в воздухе?  Да, это летучие рыбы.  А для чего они это делают? (Спасаются от пре- следования хищников) Включить музыку Показать картинку
 Да, эти рыбы развивают такую скорость, с какой мы ездим на машине по городу, свыше 60 км/ч и мо- гут пролететь расстояние в 1000 метров.  А кто ими питается? (дельфины и акулы)  А вот и они. Ребята, а дельфины - рыбы? (Нет, это млекопитающие животные. Каждые несколько минут им надо всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть воздух)  А что вы еще знаете про дельфинов? (Это очень добрые животные, которые часто спасают тону- щих пловцов. Это одно из самых разумных живот- ных в мире, которое может «разговаривать» с по- мощью различных звуков - свиста, пощелкивания, покрякивания)  А вот (ребёнок) хочет вам загадать загадку еще про одного млекопитающего: Через море-океан Плывет чудо великан. Прячет ус во рту, Растянулся на версту. (Кит)  А вы знаете, чем питаются эти огромные живот- ные? (Планктоном - это крошечные ракообразные и микроорганизмы)  А каких крупных хищных рыб вы знаете, которые опасны для человека? (Акулы)  А каких вы знаете? (Тигровые, голубые, белые, акула-молот... )  Да, эти огромные хищницы, когда голодные, хватают все на своем пути. Но есть и безобидные акулы небольшого размера, которых можно поймать Включить видео Показать книгу Показать книгу Показать картинку
даже на удочку. Это рифовые акулы - катран. Они съедобные и очень вкусные.  А каких еще съедобных морских рыб вы знаете? (сельдь горбуша - тунец - сардина - треска - сёмга, судак - камбала - осетр... )  А это что за странная рыба, парит над водой и огромного размера? (Это скат-манто «морской дьявол». У него огромные боковые плавники. Он взмахивает ими, как крыльями и как будто «летит» в воде)  Ну, вот мы и отплыли далеко от берега. А сейчас мы с вами отправимся в волшебный подводный мир. Хотите?  Но что нам для этого надо? Ведь так просто мы туда не сможем отправиться, почему? (Надо надеть акваланг, маску и водолазный костюм, т.к. мы не сможем находиться под водой долгое время, а в бал- лонах содержится воздушная смесь)  А чем мы дышим? (лёгкими)  А чем дышат рыбы? (жабрами)  Ну, что же, давайте, представим, что мы надеваем костюм, маску, акваланг, ласты. Давайте возьмем специальные фотоаппараты. Готовы? А теперь спус- каемся в глубину моря. Идем по дну, смотрим по сторонам. Может быть, и Морского Царя встретим?  Сейчас мы с вами в Красном море. А оно названо так потому, что здесь растет сине-зеленая водоросль. В период цветения она приобретает красный отте- нок. Краснеет и море. Отсюда и название.  Посмотрите, как здесь красиво! Кого вы здесь Показать картинку ската Показать картинку Включить музыку
видите? (Морские ежи, звезды, моллюски, кораллы, различные цветные рыбки, крабы, медузы, кальма- ры, осьминоги, губки, водоросли...)  Морские ежи - обычно они похожи на сплюсну- тый шар, но бывают они в форме яйца, бутылки, сердца. Тело ежей покрыто иголками, их длина мо- жет доходить до 30 см.  Для чего нужны иглы ежам? (Для передвижения и для защиты. На них ежи ходят, как на ходулях)  Среди морских ежей есть ядовитые. Яд содержит- ся в иголках. Известковый скелет - это панцирь ежа.  Чем питается еж? (водорослями, но не брезгует и животной пищей: моллюсками, кораллами, червями)  Морские звезды - это одни из древнейших живот- ных. Они разнообразны по форме, окраске, разме- рам. Особенность морских звезд - способность вос- станавливать утраченную часть тела и образовывать новую звезду из оторванного или отрезанного куска животного. Большинство морских звезд - хищники. Поедают они все - ракообразных, моллюсков, своих собратьев - иглокожих и др. беспозвоночных живот- ных. Звезда присасывается к створкам моллюска многочисленными присосками, а затем начинает их раздвигать, действуя с огромной силой.  А это кораллы - это тоже животные класса поли- пов. Живые кораллы под водой напоминают сказоч- ный многоцветный лес. Одни причудливо ветвятся, другие округлы и покрыты извилинами. Но это не одно животное, а целые колонии. Один полип при- крепляется к другому и т.д. На целый километр Показать фото Показать Показать
опускаются в глубину коралловые постройки. В них поселяется своеобразный животный мир: рыбы, ра- кообразные и другие обитатели морей. Кораллы, ко- торые вы здесь видите, всего-навсего известковые скелеты животных, именно они, нарастая из года в год, образуют острова - «Коралловые острова» в Красном море. Кораллы в основном жители теплых морей. В наших морях они встречаются на Севере и Дальнем Востоке.  А здесь жили брюхоногие моллюски: Ядовитый моллюск конус Рубена (звезда) Пурпурница Беззубка (двустворный моллюск) Гребешки  А есть виды моллюсков жемчужницы, которые образуют жемчуг.  А это морские лилии - актинии. Своей формой они напоминают цветы. Они прикрепляются к ко- раллам, рифам, а могут поселиться и на раковине ра- ка-отшельника, краба и путешествуют на них, за- щищая своих хозяев от врагов особыми выстрели- вающими клетками, находящимися на щупальцах, в которых тоже содержится яд.  А посмотрите, какие яркие, красивые коралловые рыбки, разные по форме. А почему они такие яркие? (Яркая окраска и защищают от врагов, и предупре- ждает, так рыбки приспосабливаются к окружаю- щей среде. Они даже могут менять окраску в зави- симости от того, где они находятся.) Показать картинку и кораллы Показать фото Показать Показать Показать картинку
 Это: камбала, спинорог, каракатица.  А правда ли, что осьминог от страха становится белым? (Да, если его напугать, то он начинает ме- нять окраску. Может превратиться в красного, ко- ричневого и даже белого.)  А как в основном размножаются рыбы? (мечут икру)  Да, икринки у большинства рыб очень маленькие: одни икринки плавают в воде, другие прилипают к растениям и камням. Не все рыбки присматривают за ними. А есть такие рыбки цихлиды, которые носят икринки во рту, и притом самцы, потом он прячет во рту и мальков. Так надежнее.  А самцы морского конька носят икринки в сумке на животе, пока мальки не вылупятся.  Ну, что ж, здесь очень красиво и интересно! А знаете ли вы, что мы с вами сейчас находимся во владениях Морского Царя? И, возможно, вот эти Морские Коньки и охраняют его. Хотите с ним по- знакомиться? Ну, тогда смелее постучим камушка- ми! (Звучит музыка, выходит
ЦАРЬ
) Показать фото и Картинку Провести игру Показать картинку Показать Включить музыку

Морской Царь
– Это кто нарушил тишину моего Подводного Царства?  Здравствуйте, Ваше Мокрейшество! Это мы, ребята! Но мы ничего не нарушали и никого не обижали! Мы про- сто путешествовали по Вашему подводному царству. Мы любим природу и стараемся оберегать её, правда, ребята? Нам всё так интересно, и всё так понравилось, что мы захотели с Вами познакомиться, и ещё больше узнать о подводном мире! Может, вы откроете какую-нибудь тайну или секрет?
М.Ц.
– Ах, вот как! Ну, тогда ладно! Я вижу, что вы добрые и любозна- тельные ребята! Хорошо! А вот я сейчас и проверю, с кем вы познакоми- лись в моём подводном царстве, и что запомнили! Может быть, и тайну открою, если справитесь с моими заданиями! Я предлагаю вам такую игру: «Вот я, вот я превращаюсь в...», и на не- сколько секунд превратиться в любого морского жителя, а я попробую от- гадать! Но надо показать какую-нибудь характерную особенность этого жителя! (Дети имитируют: конька, морскую звезду, кораллы, мурену, осьминога, краба, ежа и т.д. Морской Царь отгадывает.)
М.Ц.
– Молодцы! Мне очень понравилось! А вот вам ещё задание: Надо правильно разгадать кроссворд! Я буду читать загадки, а вы выложите из букв ответы. 1. Эту рыбу странной плоской формы Сразу ты не разглядишь на дне. У неё, в отличие от нормы, Пара глаз на правой стороне. (Камбала) 2. Она сокровище так просто не отдаст, Его, скрывая в раковине чёрной. За ней нырнёт пловец ещё не раз, Чтоб жемчуг раздобыть отборный.
(Жемчужница) 3. Чёрно-белая, большая, Близкий родственник кита, Эта хищница морская Человеку не страшна. (Косатка) 4. Она обитает в солёной воде, С присосками щупальца на голове. А, если ей вдруг угрожает беда, Чернильным пятном напугает врага. (Каракатица) (Дети отгадывают )
М.Ц.
– Молодцы! А теперь вы загадайте мне загадки, а я попробую отга- дать! (Дети загадывают.) 1. Она из раков меньше всех, Но, несмотря на малый рост, Имеет признанный успех За нежный вкус и веер-хвост. (Креветка) 2. Его название напомнит нам о том, Как несколько отважных моряков Пустились в путь за золотым руном, Оставив подвиг в памяти веков. (Аргонавт) 3. Добродушный умный взгляд Говорит, что вам он рад. Счастлив будет он вдвойне Покатать вас на спине. (Дельфин)
4. Она лежит на дне морском, Передвигается ползком. Взгляни же на небесный свод – Ведь там такая же живёт. (Звезда) 5. Среди жителей глубин Боком ходит он один. Есть клешни, но нет усов… Угадайте, кто таков? (Краб) 6. Любит на солнышке греть он бока, Лёжа у моря на льдине. Сможет себя защитить от врага С помощью собственных бивней. (Морж) 7. Полна зубов большая пасть – Легко купальщику пропасть. И кровожадна, и сильна, На всех наводит страх она. (Акула) 8. Два щупальца и восемь ног, Но он совсем не осьминог. Живёт в солёной он воде, Светиться может в темноте. (Кальмар) 9. Искупаться в Амазонке Будет вам не просто, Ведь у этих хищных рыб Зубы слишком остры. (Пиранья)
10. Среди жителей морей Только он один и смог Отрастить на голове Целых восемь сильных ног. (Осьминог) 11. На рыб обычных не похож С фигурой шахматною схож. В морской повозке он хорош, Но ты его не запряжёшь. (Конёк) 12. Длинный, острый нос его Напугает хоть кого. И, подтверждая грозный вид, Его название звучит. (Меченосец) 13. Что такое там плывёт? Не желе это, не лёд И не мякоть от арбуза. В море плавает… (Медуза)
М.Ц.
– Молодцы! И последний вопрос! Вам понравились мои диковинные яркие и красивые обитатели? А почему они не живут в ваших реках и озёрах? (Они не могут жить в реках и озёрах потому, что в море вода солёная, а в реках и озёрах – пресная!)
М.Ц.
– Правильно! Молодцы! Вот за то, что вы такие любознательные, я награждаю вас
морскими медалями – звёздами!
Но, и это не всё! Рас- крою вам тайну! Вот вам (мармеладные фигурки), но они не простые, а из волшебной съедобной водоросли
ламинарии.
Она богата витаминами, йо-
дом и сахаром. Из неё так же изготавливают лекарственные препараты, ко- торые повышают иммунитет и защищают от болезней! А ещё из съедоб- ных морских водорослей готовят консервы «
Морская капуста»
. Я дарю вам всё это! Будете её есть, и станете здоровыми и умными! Уго- щайтесь и будьте здоровы! И берегите природу! А теперь, прощайте! Вам пора возвращаться на берег, а мне надо обойти свои владения! (Дети: До свидания! Спасибо!)  Ну, что ж, ребята, всплываем! (Садятся на корабль) Снимаем акваланги, костюмы, ласты. Понравилась вам морская прогулка? Да, мы много увидели, много узнали! А пока мы плывём обратно, предлагаю спеть песню! («Давайте дружить» Давайте будем дружить друг с другом, Как птица дружит с небом, как ветер с лугом, Как парус с морем, трава с дождями, Как дружит наше солнце со всеми нами! Тра-ля-ля ля-ля ля-ля ля-ля…)  Ну, вот, наше путешествие подошло к концу – расскажите об этом родителям и друзьям! Нарисуйте об этом путешествии интересные рисун- ки, или сделайте картины-аппликации. А теперь идёмте делать волшебный салат из морской капусты!