"Электрические явления"

Автор: Уткина Рамиля Нурулловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ТОГКОУ школа - интернат №33
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Электрические явления"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План-конспект повторительно-обобщающего урока по физике в 8 классе по теме
: «Электрические явления»

Цель
урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике, расширить познания учащихся в области истории использования электрической энергии.
Задачи:

Образовательные:
выявить уровень усвоения учащимися материала по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных.
Развивающие:
организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся, коммуникативные способности.
Воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Коррекционные:
Коррекция памяти и внимания (заучивание сообщений, определений, формул для расчета). Коррекция мелкой моторики (сборка электрических цепей). Коррекция восприятия (тактильного, зрительного, осязательного). Коррекция сенсорных представлений, посредством использования наглядного материала и практической деятельности.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (презентации творческих работ, развитие уверенности в себе, открытости в общении и т. д.). Формирование словаря, словарного запаса. Развитие коммуникативных навыков. Развитие и коррекция умения работать по образцу. Развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной и справочной литературой.
Тип урока:
Обобщение и систематизация материала
Формы работы
учащихся: фронтальная, индивидуальная, игровая. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа – проектор, компьютерная презентация, презентация «Роwer Point», модем-интернет; источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка; карточки с задачами, опросные листы.
ХОД УРОКА:
Организационный момент. Слайд №1 Стихотворение об электрическом свете: Человек не может жить без света - Вся в огнях огромная планета, И теплом искусственным согрета. Кто ж создал нам чудо это? Ребята, прослушав это небольшое поэтическое вступление, скажите, о каких явлениях мы сегодня будем говорить? Правильно, разговор у нас пойдет об электрическом токе, о его применении в быту, производстве, но кроме того, мы расширим наши познания в области истории использования электрической энергии конкретно у нас в России. Основываться наш урок будет на знания, полученные вами на протяжении предыдущих уроков и вашей самостоятельной поисковой деятельности. а). История энергетики (выступление ученицы). Слайд №2. Приложение №1.
б). История электрического транспортного средства - трамвая (выступление ученика). Слайд №3. Приложение №2. Слайд №4 (ледовый трамвай). Ребята, мы немного расширили наши познания в области истории применения электрической энергии, а теперь поработаем письменно. На столах у вас лежат буклеты, подпишите их, в конце урока вы их сдадите мне на проверку, оценив работу в них в течение урока, я выставлю оценки в журнал. Слайд №5. Задание: допишите предложения. 1. Электрическим током называется………………………………………………. 2. Для существования электрического тока необходимо наличие……………………………………………………………………………. 3. Сила тока равна………………….. 4. Силу тока в цепи измеряют с помощью…………………... 5. Напряжение – это физическая величина, равная ……………………………… измеряется в…………………….. 6. Для измерения напряжения на полюсах источника или на каком-нибудь участке цепи применяют прибор………………… 7. Прибор, который используют для регулирования силы тока в цепи называют…………..…. 8. Единица электрического сопротивления…. 9. Электрическое сопротивление вычисляется по формуле………… 10.Закон Ома………………

Игра «Остров формул» и «Остров Величин».

Задание:
составьте из имеющихся на «острове» физических величин известные вам формулы. Гимнастика для глаз.
Перечислите действия тока.
Тепловое действие тока используется в любом нагревательном элементе, в том числе в таком приборе, как электрическая лампа. Вернемся к практическому применению электрической энергии. в) Изобретение Петрова Василия Владимировича (сообщение ученика) Слайд №6. Приложение № 3. г) Изобретение сварочного аппарата (сообщение ученика). Слайд №7. Приложение №4. д) Изобретение Яблочкова Павла Николаевича (сообщение ученика). Слайд № 8. Приложение №5. Бесспорно, использование электрической энергии принесло большие блага человечеству, но и хранит в себе определенные опасности, требует выполнения элементарных правил техники безопасности. Следующее ваше задание как раз об этом. То есть вам необходимо
Проанализируйте рассказ и подчеркните в тексте не менее пяти

нарушений техники безопасности.
Электрик Вася пришёл по вызову отремонтировать люстру. Войдя в квартиру, разулся, надел вязаные рукавицы, чтобы руки не скользили. Залез Василий на металлическую стремянку. Прохладные ступеньки приятно холодили ноги электрика. И тут он увидел, что люстра в пыли. Попросил Вася у хозяйки
влажную тряпку и тщательно протёр плафоны и патрон. Взяв отвёртку, горе – электрик начал зачищать контакты. Работа в рукавицах показалась ему не удобной. Сбросив рукавицы, Василий пальцами начал скручивать провода. Очнулся электрик на полу…
Физическая минутка:
Ребята, сейчас вы можете покинуть свои рабочие места, подвигаться и при этом выполнить следующее
задание:
Представьте себе, что вы – элементы электрической цепи, а Валя и Софа - потребители. Изобразите электрическую цепь, когда потребители включены последовательно, параллельно. При прохождении электрического тока по проводнику он совершает работу.
Задание:
по схеме собрать электрическую цепь, снять показания приборов и вычислить работу электрической лампочки за 5 минут. Слайд № 9. Любой электрический прибор характеризуется мощностью.
Практическая работа:
Ознакомьтесь с техническими паспортами электробытовых приборов, которые лежат у вас на столах. 1. Выпишите в таблицу паспортные данные мощности предложенных вам электрических приборов. 2. Определите работу, совершенную током в этих приборах за 10 мин, используя формулу для вычисления работы: A = Pt. 3. Полученные данные занесите в таблицу. Название Мощность Время действия Работа,
электроприбора прибора совершенная током электрочайник электроутюг
Подведем итоги урока
, для этого каждый оценит свою деятельность самостоятельно с помощью «светофора». На столах у вас лампочки разного цвета. Ознакомьтесь, что соответствует каждому цвету и сделайте свой выбор. Зеленая лампочка: Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая лампочка: Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная лампочка: Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Подведение итогов урока. Домашнее задание:
повторить раздел «Электрические явления» и составить вопросы к параграфу №55.
Фамилия: __________________ Имя: __________________

Задание: допишите предложения.
1. Электрическим током называется………………………………………………………… ……………………………………………………………………… 2. Для существования электрического тока необходимо наличие……………………………………………………………… ……………………………………………………………………….. 3. Сила тока равна…………………………………………………. 4. Силу тока в цепи измеряют с помощью…………………...
5. Напряжение – это физическая величина, равная ……………………………… измеряется …………………….. 6. Для измерения напряжения на полюсах источника или на каком-нибудь участке цепи применяют прибор………………………………………………………………. 7. Прибор для регулирования силы тока в цепи называется…………..………………………………………… 8. Единица электрического сопротивления…………………….... 9. Электрическое сопротивление вычисляется по формуле……………………………………………………………... 10. Закон Ома читается……………………………………………
Игра «Остров формул» и «Остров Величин».


Q P q

I U A R

l Δ t

q c

Остров «Формулы»

Остров «Величин»

Задание:
составьте из имеющихся на «острове» физических величин известные вам физические формулы

Проанализируйте рассказ и подчеркните в тексте не менее

пяти

нарушений техники безопасности.
Электрик Вася пришёл по вызову отремонтировать люстру. Войдя в квартиру, разулся, надел вязаные рукавицы, чтобы руки не скользили. Залез Василий на металлическую стремянку. Прохладные ступеньки приятно холодили ноги электрика. И тут он увидел, что люстра в пыли. Попросил Вася у хозяйки влажную тряпку и тщательно протёр плафоны и патрон. Взяв отвёртку, горе – электрик начал зачищать контакты. Работа в рукавицах показалась ему не удобной. Сбросив рукавицы, Василий пальцами начал скручивать провода. Очнулся электрик на полу…

Задание:
по схеме собрать электрическую цепь, снять показания приборов и вычислить работу электрической лампочки за 5 минут.

Практическая работа:
Ознакомьтесь с техническими паспортами электробытовых приборов, используемых в наших квартирах. 4.Выпишите в таблицу паспортные данные мощности предложенных вам электрических приборов. 5.Определите работу, совершенную током в этих приборах за 10 мин, используя формулу для вычисления работы: A = Pt 6.Полученные данные занесите в таблицу. Название электроприбора Мощность прибора Время действия Работа, совершенная током электрочайник
электроутюг Зеленая лампочка: Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая лампочка: Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная лампочка: Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.