"САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Автор: Коршунова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель биохимии
Учебное заведение: ГБОУ СПО "СОМК"
Населённый пункт: г. Ревда, Свердловской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Среднее профессиональное образование в современных социально-эконо - мических условиях играет важную роль в подготовке медицинских лаборатор - ных техников, позволяющей удовлетворить потребности личности в опере - жающем получении образования, дающего возможность свободно найти работу на рынке труда. Введение ФГОС, активно изменяющиеся требования к специалистам на рынке труда, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке выпускников со средним специальным образованием, которые бы обеспечивали их конкурентоспособность, профессиональную мобильность и социально-про - фессиональное развитие личности. В связи с развитием общества и научно-технического прогресса усложня - ется процесс адаптации личности в профессиональной сфере. В этих условиях особая роль принадлежит самостоятельной работе как средству профессио - нального развития. Умения и навыки самостоятельно добывать знания формируются в про - цессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа наряду с ау - диторной представляет собой одну из форм учебного процесса и должна зани - мает до 50% учебного времени при реализации Федерального государственного стандарта по специальности 060604 Лабораторная диагностика. Для организации самостоятельной работы студентов по профессиональ - ным модулям коллективом кафедры Лабораторной диагностики разработаны: система заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, методические указания к выполнению практических заданий, списки обязательной и дополнительной литературы; учебно-методические пособия, цель которых - помочь студентам овладеть ос - новными понятиями микробиологии, биохимии, паразитологии и других специ - альных дисциплин. Например, при изучении профессиональных модулей «Проведение лабора - торных гематологических исследований» и «Проведение лабораторных биохи - мических исследований» в учебно-методических пособиях для самостоятель - ной подготовки студентов к занятиям представлен тематический план модуля, перечень изучаемых вопросов, содержание модуля, краткий теоретический об - зор темы, рекомендуемая литература, формы внеаудиторной самостоятельной работы. Сборники методических разработок для проведения практических занятий при изучении модулей состоят из указания темы, целей, задач, оснащения заня - тия; рекомендуемой литературы, перечня формируемых компетенций, схемы проведения практического занятия, ситуационных задач, тестовых заданий, ал - горитма выполнения методик лабораторных исследований, клинико-диагности - ческой оценки полученных результатов лабораторных анализов. Выполнение студентами содержащихся в пособиях индиви дуальных заданий способствует актуализации ранее полученных знаний.
1

Одна из форм аудиторной самостоятельной работы создание профессио - нальной ситуации. Ситуационная задача вклю чает в себя условия (описание си - туации и исходные количественные данные) и вопросы (задания), поставленные перед студентами, на которые пред лагается самостоятельно найти способ реше - ния. Например, при изучении темы «Гемостаз» на последнем занятии, студен - там предлагается роль медицинских лабораторных техников лаборатории гемо - стаза и следующая производственная ситуация: «В отделение интенсивной терапии поступает больной А. с диагнозом ИБС, инфаркт миокарда». Студент должен представить алгоритм обследования системы гемостаза, выписать на бланке результаты исследования. Далее больному назначают прямые антикоагу - лянты (гепарин, антитромбин III), студенту предлагается показать, каким об - разом могут изменяться показатели гемостаза у пациента. Далее, в результате недостаточный терапии у больного развивается ДВС - синдром. Студентам вы - дают бланки с результатами исследования, характерными для ДВС-синдрома и им необходимо оценить имеющиеся данные исследования и организовать взаи - модействие с лечащим врачом. В этом случае студенты включается в активную творческую деятельность, используя накопленные знания, что позволяет фор - мировать их профессиональную компетентность. При изучении микробиологии обучающимся предлагается следующее зада- ние: «Определить являются ли они бактерионосителями возбудителя дифте - рии». Студентам необходимо вспомнить схему диагностики микроорганизма, приготовить необходимые питательные среды для выделения и идентификации бактерий, взять свой биоматериал для исследования и провести культуральную диагностику. Целенаправленная система проблемных вопросов, дифференцированные задания на практических занятиях побуждают студентов к самостоятельной ра - боте. При этом возникают вопросы, которые требуют консультации с преподава- телем. Проведение регулярных консультаций - неотъемлемая часть организации самостоятельной работы студентов. Консультация даёт возможность дифферен - цированно подойти к её организации, активно стимулировать и развивать позна- вательные интересы студентов. Для подготовки медицинских лабораторных техников к Государственной (итоговой) аттестации преподавателями специальности «Лабораторная диагно - стика» подготовлены сборник заданий в тестовой форме и сборник профессио - нальных задач по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям. Научно-исследовательская работа студентов под руководством преподава - телей способствуют реали зации исследовательского метода и одного из основ - ных дидактических признаков научности и связи теории с практикой. Перед студентами ста вится практическая проблема, для решения которой необходим научно обоснованный поиск с применением активных методов обучения и пути решения данной проблемы через применение наиболее информативных высоко- чувствительных методов исследования. Например, в последние годы студенты работали над темами: «Информатив- ность цитологических методов исследования в диагностике паранеопластиче -
2

ских процессов», «Анализ заболеваемости железодефицитной анемией у сту - дентов медицинского колледжа», «Оценка изменений химических и микробио - логических показателей воды Ревдинского пруда», «Эффективность определе - ния показателей белкового обмена у беременных с заболеваниями мочевыдели- тельной системы», «Информированность студентов колледжей и ВУЗов о ВИЧ- инфекции» и др. Таким образом, проводимая на кафедре лабораторной диагностики ауди - торная и внеаудиторная самостоятельная работа становиться для студентов средством саморазви тия, создаёт дополнительную мотивацию к профессио - нальному росту, по могает формировать общие и профессиональные компетен - ции и тем самым, создает условия для реализации ФГОС СПО по специально - сти «Лабораторная диагностика». Л ИТЕРАТУРА 1. П РИКАЗ М ИНЕСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 10 НОЯБРЯ 2009 Г . № 578 «О Б УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060604 Л АБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА » 2. В ТЮРИНА Г.В., Р ЕЗЕР Т.М. О РГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НОВЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В КОЛЛЕДЖЕ :У ЧЕБ . ПОСОБИЕ . Е КАТЕРИНБУРГ : И ЗД - ВО Р ОС . ГОС . ПРОФ .- ПЕД . УН - ТА , 2005.216 С . 3.
3