"Наука и религия - две разные и одинаково законные области человеческой жизни"

Автор: Мутовина Валентина Афанасьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: НОУ "Лесосибирская православная гимназия"
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Наука и религия - две разные и одинаково законные области человеческой жизни"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мутовина Валентина Афанасьевна,
учитель биологии «НОУ «Православная гимназия им. св. пр. И. Кронштадтского г. Лесосибирска» Красноярский край г. Лесосибирск
Наука и религия - две разные и одинаково законные области человеческой

жизни
Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Евр.11,3 Прежде надо определить понятие наука, которое в последнее время получило слишком широкие и даже одиозные толкования. С православной точки зрения, Бог как Творец природы открывается людям через свои творения, через закономерности в природе: ибо невидимое Его, вечная сила Его и божество от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1,20) . Это - «естественное Откровение Бога», в отличие от «сверхъестественного Откровения», которое даётся через Предание и Писание. Поэтому наука определяется как интеллектуальная деятельность человека, направленная на познание естественного откровения Божия – природы. Упрощённо: наука – это богословие природы, творения Божия. Полнота Божественного творчества отражена и в законах природы. То, что сотворено, создано по определённым законам, оно – закономерно. Материи без законов, которые её формируют, не существует. Земля и Солнечная система существуют потому, что есть закон тяготения Ньютона; атомы и молекулы существуют, так как есть законы квантовой механики и т.д. Нет законов - нет материи. Таким образом, Божественное творение материи сопровождается созданием законов, на основании которых она существует и развивается. В Божественном творчестве нет хаоса, так как появлению материи предшествует Божественный замысел, формулирующий законы природы. Сам человек не создал ни одного закона; он открывает их, исследуя природу, и при религиозном мировоззрении считает их крупицей Божественного Разума. Поэтому для религиозного человека материальный мир (природа) является «естественным откровением» Бога. Промысел Божий непрестанно творит чудеса. Противоречит ли чудо законам природы? Никаких противоречий здесь быть не может. Законы природы установил
Всемогущий Бог. Своим Всемогуществом он может производить действия в природе помимо её законов. Человеку не дано знать, как Бог творит чудеса, как он управляет Вселенной? Но людям дано созерцать в делах Божиих дивный порядок. Наука – инструмент миропознания, инструмент бесстрастный, отсекающий гипотезы и порождающий новые, инструмент ценный и необходимый. Однако, религия не инструмент познания, а форма мировоззрения. Мировоззрение есть у каждого человека, считающего себя верующим или нет. Мировоззрение , а не багаж знаний и навыков, формирует наше отношение к себе, окружающим, к миру. Наука же холодна – она просто сумма знаний и опыта для чего он будет использован науке безразлично. Одна и та же сумма знаний в руках разных людей даст и плоды разные. Когда же наука успела поссориться с религией? Ответ удивителен и прост: никогда! Во второй половине 19-го столетия материалистическое мировоззрение поссорилось с мировоззрением христианским. Это был свободный выбор сердец людей, сердец, но не разума, ибо в конечном счёте доказательств в пользу материалистического мировоззрения, как минимум не более, чем в пользу христианского. Таким образом очевидно, никакого «конфликта знаний» не произошло, произошёл «конфликт мировоззрений» т.е.в конечном счёте «конфликт эмоций», но не навязываемый нам «конфликт Веры и разума». Вера и разум как были в гармонии во времена св. Фомы Аквинского так и остались. На нашем жизненном пути встречается два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы. И не в том ли кризис образованного человека, что у него ум с сердцем не в ладу? Не эта ли односторонняя умственность разъединила в России интеллигенцию и
народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и анти-христианство, заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии? Что такое наука? Ещё Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия. Наука - есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Вникнем в каждое из этих слов. Наука - это система, то есть не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное сочетание. Что такое религия? Религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого - даже атеиста, - то принято говорить, что у всякого есть своя религия. Но, принимая в таком виде, в широком смысле, религия может быть и правильной, и неправильной, истинной и ложной, нравственной и ненравственной - в зависимости от того, что мы разумеем под абсолютной, высшей и последней ценностью мира и как к ней относимся - во что веруем и как веруем, что принимаем и что отвергаем. Говоря же положительно и по существу, религия есть общение с Богом. И об этой именно религии должна идти речь. Религия - как переживание - очень сложна. Это непосредственное и специфическое переживание, дающее общение с Богом,- есть молитва. Конечно, молитва, как мистическое устремление, как полёт духа, как вера и чувство, не может становиться рядом с наукой для какого бы то ни было сравнения. Между религией в этом смысле и наукой может быть столько же противоречий, сколько между математикой и музыкой или между математикой и любовью. Сравнивать же мы можем понятия и явления, лишь беря их в одной плоскости, в свете одного критерия. Откуда происходит распространенное среди студентов, и вообще образованных людей, мнение, что наука противоречит религии? Его причина в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль:<Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него>. Полузнание - бич нашего времени: оно-то и создаёт названное только что предубеждение.
Легковерно принимая за научные доводы те доказательства, которые приводятся в пользу суждения, что Бога нет, мы забываем выясненные уже Кантом положения, что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть бытие Бога, бессмертие души и свободу воли. Наше заблуждение заключается и в том, что мы науку смешиваем с мнением учёных. Между тем именно эти мнения иногда действительно противоречат религии, но со временем оказывается, что они противоречат и природе, и науке. Теория, что мир не сотворён Богом, есть не научно доказанная истина, а совершенно вненаучная мысль. Так называемый дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида и не знает перехода даже от воробья к ласточке. Неизвестны факты перехода обезьяны в человека. Бывает скорее обратное в порядке вырождения. Приведём любопытную мысль, высказанную Магометом в Коране:<<Некоторых людей за их грехи Бог превратил в обезьян>>. Особенно характерно в наше время моральное превращение человека в обезьяну. Отдаваясь неизменным страстям, как, например, пьянству, человек сперва навеселе становится туп и глуп, как овца, а если выпьет ещё, то уже мнит себя львом, становится высокомерным и буйным; а упиваясь всё более и более, он уподобляется обезьяне. Упившись до потери сознания превращается в свинью и, как животное, валяется в грязи. Разве мы не наблюдаем в окружающем нас обществе это превращение человека? Но ни одна обезьяна из всей истории Земли не имеет и не имела здравого человеческого смысла и мышления. Между прочим, не будет излишним заметить, что
Дарвин
, показавший происхождение человека от обезьяны, отрёкся от своего заблуждения и смиренно покаялся перед Богом. Однажды он заявил: «В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога». Любопытны также слова, найденные в записной книжке Дарвина(1837г.)
из которых видно, что он своей теорией хотел лишь дать направление научным изысканиям. Итак, дарвинизм противоречит Библии, но он представляет собой не науку, а лишь мнение учёных, противоречащее научно установленным фактам. Библия не отрицает развитие в пределах вида; организмы, начиная от клетки и кончая человеком, представляют цепь развития, но само-то это развитие, то есть переход от низшей формы к высшей, происходило не в природе само по себе, а в разуме Бога.(так же, как, например, пароход эволюционировал из лодки не сам по себе, а в человеческом гении). Развитию подлежит то, что уже привито. И эти творческие акты привития высших степеней создания и жизни принадлежат Богу. Наука знает лишь наличность этих степеней и видов в природе, способ же и природа творческих актов, их создавших, ей не доступны. Она учит о формах материи, а не о движениях и целях духа, что составляет область религии. Только малообразованные люди думают, что наука «противоречит вере в Бога», а вера в Бога «отрицает науку». На самом деле наука и религия, - две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут.
Ломоносов говорит
: « Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собой. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал своё величество, в другой свою волю. Первая книга видимый сей мир. В этой книге сложение видимого мира — физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учителя. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем»
Жан Луи Агассис
– знаменитый швейцарский естествоиспытатель сказал: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык.
Иоганн Кеплер
, величайший астроном, физик и математик, открывший законы движения планет в Солнечной системе, таким молитвенным обращением к Богу закончил свой последний научный труд. «Прежде, чем оставить этот стол, за которым я совершил свои исследования, - пишет Кеплер, - мне остаётся только, возведя очи к небу и подняв руки, поблагодарить Творца Вселенной за Его милосердие ко мне!
Великий Боже: Ты распространяешь свет Свой на землю и, поднимая нас к источнику Твоей благодати, уготовляешь нам место в лучах Твоего света… Благодарю тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел. Вот я окончил эту книгу, в которой заключаются результаты всех моих трудов. Я вложил в неё все способности, которыми Ты меня наделил. Я сообщил людям о величии Твоих дел: я им дал все объяснения, какими мой конечный ум позволил мне обнять бесконечное… я употребил все старания для того, чтобы подняться до истины; но если я, ничтожный червяк, рождённый и взросший во грехе, сказал что-нибудь недостойное Тебя, тогда, о, Боже, научи меня, как исправить ошибку! Я молю тебя не допустить меня до самообольщения этим трудом, который посвящён твоей Божественной славе. Известный средневековый философ Ф.Бэкон сказал: «Немного наука отдаляет от Бога, много - приближает к нему». Известный, что русский учёный –
физиолог академик И.П.Павлов
был верующим христианином, прихожанином Знаменской церкви в Ленинграде, и вот такое пояснение он даёт о бессмертии души: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны каждая из них с особой клеткой человеческого мозга и её нервами. А когда тело перестаёт жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера». Однажды корреспондент задал
Альберту Энштейну
прямой вопрос, признаёт ли учёный историческое существование Иисуса Христа и получил ответ: «Бесспорно! Нельзя читать Евангелие, не чувствуя присутствие действительного присутствия Иисуса. Его личность пульсирует в каждом слове. Ни один миф не наполнен такой жизнью. Меня покорил яркий образ Назарея!» Луи Пастер, отец современной микробиологии и иммунологии, говорил:»Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин, если я бы сделался ещё учёнее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины – крестьянки», чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в
благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории». Учёный-
химик Либих
, один из создателей агрохимии, пишет: «Познание природы есть путь к благоговению перед Творцом». Знаменитый естествоиспытатель
Уоллес
засвидетельствовал: «Вселенная теперь представляется настолько подавляюще сложным механизмом, что внушает большинству умов мысль о существовании Великой Разумной силы – Бога, всюду проникающего и поддерживающего её». Можно приводить сколько угодно высказываний гениальных учёных, в которых они свидетельствуют о том, что научные знания о Вселенной укрепляют веру в Бога – Творца и Вседержителя. Прежде, чем закончить разговор, хочется привести следующий пример: Из 300 наиболее выдающихся учёных, живших в XVII-XIX веках, верующих – 276 человек (92 ); сомневающихся, колеблющихся и безразличных к религии – 18 человек (6 ); атеистов – 6 человек (2 ) Выдающийся учёный - физик, математик и религиозный философ
Б.Паскаль
(этого учёного за гибкость и проницательность его ума ставят в число трёх самых выдающихся математиков за всю историю человечества) говорит: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его эти люди разумные, но ещё несчастны. Паскаль призывает каждого человека к смирению перед Богом: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа; познай, что человек – существо бесконечно непонятное для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоём состоянии. Послушай Бога».
Список литературы:
Литература: 1. Балашов Б. «Современное учение о сотворении мира» изд. Московский Свято - Даниловский мужской монастырь, г. Москва, стр.70. 2. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.