"Что за чудесница, водица-волшебница"

Автор: Карлашова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ласточка"
Населённый пункт: посёлок Двуречье, Кагальницкий район, Ростовская область
Наименование материала: Проект по экологии в средней группе ДОУ
Тема: "Что за чудесница, водица-волшебница"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ДОУ «ЧТО ЗА ЧУДЕСНИЦА, ВОДИЦА-ВОЛШЕБНИЦА».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда». В. А. Сухомлинский. Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно- действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение 1
строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Дошкольный возраст – это возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Наиболее важная из этих способностей - способность к познанию и творчеству. Исследователи познавательной деятельности детей дошкольного возраста Л. А. Венгер, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, М. Кларина и другие указывали на развивающий характер содержания образования, в которое включены средства и способы познавательной деятельности. В концепции дошкольного воспитания под редакцией В. В. Давыдова и В. А. Петровского выделены такие средства и способы познания, преобразования и общения, накопленные в человеческой культуре, которые доступны детям дошкольного возраста. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Мир неживой природы богат и разнообразен. По мере того как дети растут, он все сильнее и настойчивее захватывает их внимание. Ребенок все чаще и чаще задает вопросы о небесных телах, о камнях, о сезонных и атмосферных явлениях. У него начинает складываться первичное обобщенное отношение к миру неживой природы. Необходимо, чтобы это отношение было мотивировано: - познанием – мир удивителен, полон тайн и загадок; - отношением – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода; - созиданием – мир так прекрасен. Уже в дошкольном возрасте дети начинают овладевать самыми общими категориями человеческого мышления. Практический опыт ребенка, его речевое общение с окружающим приводят к формированию все более 2
усложняющихся знаний, отражающих общие, постоянно повторяющиеся взаимодействия между предметами и явлениями. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями природы, и у него возникает желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Постоянный поиск причины явления чаще всего приводит к отрицательным результатам. Это и естественно. Ведь установить постоянные и необходимые отношения и связи между явлениями – это значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может. Ему следует помочь установить простейшие закономерности, обратить внимание на действительные причины, связи и отношения явлений окружающего мира. Роль педагога в экспериментировании остается ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не получающее логического обоснования, не завершенное выводами и, следовательно, не имеющее познавательной ценности. Умение обращать внимание не только на видимые и ощутимые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины имеет существенное значение для формирования полноценных физических понятий. Ребенок начинает подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться достоверные представления о явлениях и принципах их протекания, что важно и при дальнейшем обучении в школе.

3



Паспорт проекта.

Вид проекта:
средней длительности (ноябрь – февраль).
Участники проекта:
средняя группа детского сада «Колобок», дети других групп, воспитатели, родители.
Актуальность темы:
Когда мы с детьми гуляли осенью на улице, я заметила, что они стали рассматривать лужи и их заинтересовали вопросы: « Какая бывает вода? Что с ней происходит в природе?» Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?
Цель проекта:
- обобщить, расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде; - привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи проекта:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; - познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); -дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды; - уточнить значение воды для всего живого.
Ожидаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде; - развить познавательные умения через экспериментальную деятельность; - накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам; 4
- воспитать бережное отношение к воде;

-привлечение родителей к активному взаимодействию с детьми.
Продукт проектной деятельности:
альбом «Опыты по экологии».
План реализации проекта в средней группе ДОУ «Что за

чудесница, водица-волшебница».

Подготовительный этап проекта:
-создание экспериментальной лаборатории в группе; -рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой; -подбор подвижных и речевых игр; -составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы; -составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Исследовательский этап проекта.
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Ознакомление с окружающим миром.



Тема: «Что мы знаем о воде?»

Цели:
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); - уточнить значение её для всего живого; -развивать любознательность, мышление и речь детей; -ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; -воспитывать бережное отношение к воде.
Тема: «Освобождение бусинок из ледяного плена».

Цели: -
создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; 5
- развивать образное мышление при выборе способа действия; - стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Художественная литература

.

Чтение рассказа «Как люди речку обидели».

Цель:
- учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и

аппликации «Что за чудесница - водица-волшебница».

Цели: -
уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; - показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; - упражнять в образовании однокоренных слов; - развивать творческое воображение; - закрепить навыки работы с бросовым материалом; - воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Изобразительная деятельность

Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше».

Цели:
- вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; - показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошку.
Аппликация «Тучи по небу бежали».

Цели:
познакомить с техникой аппликативной мозаики; - учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
Беседа “Чистота та же красота”.

Цель:
прививать детям правила личной гигиены.


Работа с родителями:
родительское собрание: «
Развитие

исследовательских навыков дошкольника»;
консультация
«Экологическое

воспитание – важное значение для развития детей».


6

Заключительный этап проекта.

Итоговое занятие «Что за чудесница – водица – волшебница».



Игры к проекту.
Виды игр:
-речевая "Подскажи словечко".

Цели
- развивать речь детей, моторику речевого аппарата. -
Игра малой подвижности «Ручеёк».
-
Подвижные игры: «На болоте».

Цели:
- учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
«Караси и щука».

Цели:
- учить выполнять правила в подвижных играх ; - развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
“Море волнуется”.

Цели:
- расширять содержание игры; - развивать воображение, творчество, пластичность движений.
“Мы – капельки”.

Цели:
- развивать воображение детей, активность в игре.

7

Опыты к проекту.

«Вода не имеет формы».
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной). Давайте опустим его в стакан, в миску, положим на стол. Что произошло со льдом?
Вывод:
лед не изменил формы, пока не растаял. Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод:
лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лёд легче воды».
Предложить детям опустить лёд в стакан, до краев наполненный водой. Лёд растает, но вода не прольётся.
Вывод:
вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду».
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод:
снег, лёд, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем».
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод:
вода необходима растению для роста, без воды оно не растёт. 8

«Растения пьют воду».
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод:
растения пьют воду.
«Животворное свойство воды».
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод:
вода даёт жизнь всему живому.




Опыты с водой.

Цель
: научить детей очищать воду.
Задачи:
• Закрепить, что вода – жидкость, некоторые свойства воды. • Познакомить со способами очищения воды. • Воспитывать аккуратность в работе с водой.
Оборудование:
мерные стаканчики по количеству детей, ситечки, воронки, фильтры, салфетки, бинт, вата, ватные диски, картины лаборатории, сосуды разной формы с водой.
Ход:

Воспитатель:
Ребята, а вы хотите поработать в нашей мини-лаборатории? Давайте оденем фартуки. Посмотрите на мой стол. Что вы видите на нём? Что в этих сосудах? Какая вода? (прозрачная) А какая еще вода бывает? 9
Вода, это что? (жидкость) (Воспитатель переливает воду из одной емкости в другую, трясёт бутылочку с водой, выливает воду на стол). - Назовите мне свойства воды. (Вода льётся, булькает, растекается) - Почему вода разной формы? От чего это зависит? - Чем ещё может быть вода? (лёд, снег, пар) - Ребята, а вода это хорошо? (да). - Ребята, сегодня я набрала утром снег, он растаял. Но посмотрите, какая вода? (грязная). Можно такую воду пить, готовить пищу, умываться? - Что можно сделать? Дети процеживают воду через ситечко, от мусора очищают. Далее предлагаю профильтровать воду. - Что может быть фильтром? (салфетка, ватный диск, уголь, песок) . Показываю
модель «Как очистить воду».
Предлагаю детям выбрать фильтр, вложить его в воронку. (Дети работают) Обратите внимание на аккуратность. Воду лить тонкой струйкой. Что получилось? Сравните воду в своем стаканчике с большей емкостью. - Можно такой водой пользоваться, пить, готовить пищу (Нет).
Анализ:
Что мы делали? Из чего были фильтры? Кому мы помогли?





10





Список используемой литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. - Волгоград, Учитель, 2006 г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа - М.: Карапуз- Дидактика, 2006.– М.: Владос, 2001г. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005. Бех Л. В., Куляба Г. Н. Отчего и почему: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- Ростов н./Д.: Изд. – во РО ИПК И ПРО, 2008. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни»./М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. Рыжова Н. А. Блок занятий «Я и природа» /М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,2005.

11

Приложение к проекту.

Игры к проекту.

Игра «Подскажи словечко»:
Падает на землю: (снег). Тихо, тихо, как во сне, С неба все скользят пушинки Серебристые: (снежинки). На полянку, на лужок Все снижается: (снежок). Вот веселье для ребят- Все сильнее: (снегопад). Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки). Словно в белый пуховик Нарядился: (снеговик). Рядом снежная фигурка, Это девочка: (снегурка). На снегу-то, посмотри, С красной грудкой: (снегири). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил: (снег). Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Игра малой подвижности “Ручеёк”.
12


Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий, проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребёнок, оставшийся без пары, становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”.


Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси”, уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”.
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки».
Под легкую музыку, напоминающую звуки дождя, дети прыгают, бегают. Мама-Тучка подсказывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.


Конспект занятия по экологии для детей средней группы.

Тема: «Что мы знаем о воде?»
13

Программные задачи:
-познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого; -развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачна; - воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); - наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы); - практический (опыты); - словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд). Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде». Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Ход занятия.
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель:
Дети, вы слышали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, 14
В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее вам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель:
Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.
Воспитатель:
Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
Воспитатель:
Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей). Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1
«Вода – это жидкость».
Вывод:
вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель:
Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная).
Воспитатель:
Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2
«Вода бесцветная». На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель:
Какого цвета молоко? (белого).
Воспитатель:
А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет). 15

Вывод:
вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель:
Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.
Воспитатель:
Я сейчас в воду добавлю гуашь, и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод:
вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель:
Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Воспитатель:
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается бутылированная вода).
Воспитатель:
Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод:
вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3.
(Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель:
Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод:
оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «
Вода не имеет запаха».
Воспитатель:
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет). 16

Вывод:
вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.
Воспитатель:
Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому? (Работа с плакатом «Кому нужна вода»).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка:
Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель:
А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы): Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода – бесцветная. Вода – безвкусная. Вода не имеет запаха.
Воспитатель:
Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (В помещении, на улице).
Воспитатель:
Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы).
Незнайка:
Ну. Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель:
А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка:
А зачем её беречь? Вон сколько воды!
Воспитатель:
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран». 17

ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ.
Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила, Мылом мылить не старалась - И на лапках грязь осталась. Полотенце - в черных пятнах! Как же это неприятно! Попадут микробы в рот - Может заболеть живот. Так что, дети, постарайтесь, Чаще с мылом умывайтесь! Надо теплою водой.
Незнайка:
Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
Воспитатель:
Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы).
Чтение рассказа «Как люди речку обидели».

Программные задачи:
-учить детей внимательно слушать литературное произведение; -прививать бережное отношение к окружающей природе; -формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды; -развивать речь, учить грамматически верно, составлять предложения.
Предварительная работа:
наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: « Как мы любим, отдыхать семьей», проведение подвижных игр «Живая вода», «Караси и щука». 18

Материалы и оборудование:
ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».
Ход занятия.

Воспитатель:
Дорогие мои детишки, Положите в сторонку книжки. Подождет вас немного игра, Заниматься пришла пора.
Воспитатель:
Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?
Воспитатель:
А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?
Воспитатель:
А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?
Воспитатель:
Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой любила детей.
Воспитатель:
Сейчас я прочитаю вам рассказ о речке, которую обидели очень люди. «Как люди речку обидели». Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек 19
внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Воспитатель:
Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
Воспитатель:
Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
Воспитатель:
Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
Воспитатель:
Почему так нельзя поступать?
Воспитатель:
Что бы ты сделал на месте Кости?
Воспитатель:
Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.
Воспитатель:
Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.
Воспитатель:
Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.
Воспитатель:
Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
Воспитатель:
Дети, вы хотите знать, где рождается речка?
Воспитатель:
Давайте пройдем к моему столу, (кладу на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).
Воспитатель:
На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? 20

Воспитатель:
Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вами будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК».
Воспитатель:
А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.
Воспитатель:
Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой.раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода.
Воспитатель:
Послушайте и отгадайте загадку: Она и в озере, она и в лужице, Она снежинкой над нами кружится, Она и в чайнике у нас кипит, Она и в реченьке бежит, журчит. (Вода).
Воспитатель:
Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (Да).
Воспитатель:
Дети, у меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.
Воспитатель:
Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)
Воспитатель:
В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (В чистой)
Воспитатель:
Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.
Воспитатель:
Сравните ее с водой "из чистой реки", (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку. 21

Вывод:
благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.
Воспитатель:
Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
Конспект занятия по аппликации с элементами экологии.

Тема: «Тучи по небу бежали».

Программные задачи:
-познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать их в пределах нарисованного контура; -напомнить детям, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; - дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе; -вызывать интерес к созданию выразительного цветового образа; -развивать мелкую моторику и согласованность в движениях обеих рук; -воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.
Предварительная работа:
наблюдение на прогулке за тучами и облаками; игра «Солнышко и дождик»; беседа о сезонных изменениях, о том, что вода таит в себе много тайн; игры – экспериментирования с окрашивание воды; заучивание стихотворений о дождике.
Материалы и оборудование:
узкие полоски синего, серого, голубого и белого цвета – для модульной аппликации – мозаики; листы бумаги для фона, ножницы, клей-карандаш, салфетки, иллюстрации с изображением дождя.
Ход занятия.
22

Воспитатель:
Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? (Осень).
Воспитатель:
Назовите приметы осени? (Опадают листья, чаще идет дождь, становится холоднее на улице).
Воспитатель:
А сейчас, послушайте, о чем я прочитаю. Тучи по небу бежали, Тучи солнышку мешали. Рос грибок, Цвел цветок, И с цветком играл щенок, И сидела около чья-то кукла Фекла. Струйки с неба побежали. Стекла в доме задрожали. Мок цветок, Мок грибок, мок щенок, И мокла, чья-то кукла Фекла. Возле дома у крылечка Скачут капли, льется речка… Дождь цветку умыл глазок. Он грибку расти помог. С головы до самых ног Стал пушистее щенок, И сидела, сохла, чья-то кукла Фекла.
Воспитатель:
Дети, что случилось с Феклой? (Ее замочил дождь).
Воспитатель:
А как капает дождик? (Кап-кап-кап). 23

Воспитатель:
Сегодня в гости к нам пришел Капитошка.
Капитошка:
Ребята, а вы знаете, когда идет дождик? (Когда на небе много облаков).
Капитошка:
Правильно, облака состоят из капелек воды.
Капитошка:
Всегда ли облака бывают одинаковые? (Нет, они бывают разные, когда плывут по небу: веселые, грустные, грозные и удивленные).
Капитошка:
Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? (В солнечную погоду они светлые, белые, а перед дождем – серые темно-синие, темные).
Капитошка:
А как двигаются облака?
Воспитатель:
Дети, Капитошка принес нам с вами мозаику – аппликацию «Тучи». Он очень хочет, чтобы мы помогли ему сделать тучки, он не хочет скучать один на небе. Поможем ему?
Воспитатель:
Но сначала дайте поиграем. Я буду мама-тучка, а вы с Капитошкой мои детки – капельки. И нам пора отправляться в путь.
Игра «Капельки».
(Под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают. Мама-Тучка подсказывает, что им делать).
Воспитатель:
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке. 24

Воспитатель:
А сейчас давайте Я вам расскажу и покажу, как будем делать тучки. Разрезаем полоски на мелкие кусочки. Берем лист бумаги светло- голубого цвета – это небо, по которому поплывет большая туча. Покрываем клеем верхнюю часть тучи и быстро выкладываем мелкие кусочки цветной бумаги (светлые), потом покрываем среднюю часть и снова выкладываем цветную бумагу (Кусочки более темные) и на нижнюю часть тучки выкладываем темные кусочки. Рисуем капельки дождя цветными карандашами. Дети сами должны придумать, какие тучки они будут делать. Будет это мелкий дождик или сильный ливень?
Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей».
Дождик, дождик, веселей (руки вверх, движения пальчиками) Капай, капай, не жалей! (указательным пальцем показать в стороны) Только нас не замочи (прямоугольник над головой) Зря в окошко не стучи – Брызни в поле пуще: (выбрасывание пальчиков из кулачков вперед) Станет травка гуще! (руками изобразить травку)
Воспитатель:
Дети, давайте покажем Капитошке, какие тучки у вас получились.
Воспитатель:
Какая работа понравилась вам больше всего и почему?
Воспитатель:
Туча – кошка, хвост трубой, Туча с длинной бородой, Туча – лошадь, туча – жук… А всего их двести штук. Бедным тучам очень тесно, Нету тучам в небе места, Перессорятся все двести, 25
А потом заплачут вместе: И кричит внизу народ: «Разбегайся, дождь идет!»
ЗАНЯТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ПОМОЩНИЦА ВОДА».

Цель:
учить детей опытным путем находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их значение.
Оборудование:
«Детская энциклопедия», баночки для воды, разные предметы: легкие и тяжелые, соль, 2 яйца, емкость с подсолнечным маслом.
ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель сидит на коврике и рассматривает «Детскую

энциклопедию».

Воспитатель:
Что за книгу я рассматриваю? Это энциклопедия – книга, из которой можно узнать много нового и интересного. А еще как можно узнать, что нам неизвестно? Можно отправиться в страну ДОКОРУПО. Что это за страна?



Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО, Поскольку великая это страна,

На карту не может быть нанесена. В эту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Но, если всмотреться внимательным взглядом,

Во все, что с тобою находится рядом,

То не придется дорогу искать

В страну ДО КОторой Рукою Подать. 26

Воспитатель:
Да, ДОКОРУПО – это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в нее, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на все другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора. Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем заветные слова: «Раз, два, три – в ДОКОРУПО попади». Появляется дедушка «Знай». -Здравствуйте, ребята, я рад приветствовать вас в стране ДОКОРУПО и приглашаю вас в лабораторию.
Опыт 1.


Подойдите к первому столу, где все готово для проведения игры «Тонет – не тонет». Перед вами лежат разные предметы. Определите, какие из них будут плавать, а какие утонут.
Проводится опыт «Тонет – не тонет».

Воспитатель:
Почему одни предметы тонут, а другие нет? (Ответы детей).
Вывод:
вода выталкивает более легкие предметы.
Опыт 2. «Помощница вода».
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками ( вливать воду, пока не прольется через край).Проделайте эти действия.
Вывод:
вода, заполняя емкость, выталкивает предметы, находящиеся внутри.
Опыт 3.»Умная галка».
Перед детьми ставится задача: достать предметы, не опуская руки в воду. Дети предлагают вариант ( класть камешки в сосуд о тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев), выполняют его.
Вывод:
камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.
Опыт 4.
27
В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой. Опустить в оба стакана яйца. Сравнить полученные результаты.
Вывод:
в соленой воде легче плавать, потому, что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Опыт 5.
Сравнить вязкость воды и масла, опуская в них перышки, бусинки.
Вывод:
масло – более вязкая жидкость, чем вода.
Воспитатель:
Ответьте, ребята, где на Земле находится вода? (Ответы детей). Вода есть всюду, и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины организма. В воздухе также содержится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство.
Итог занятия:
мы узнали, отчего одни предметы тонут, а другие нет, почему в соленой воде легче плавать, установили, что вода занимает огромное пространство на планете Земля и что водное богатство надо беречь и охранять, потому что оно – дом для его обитателей.
ЗАНЯТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ: « ПОМОЖЕМ ВОДЕ

СТАТЬ ЧИСТОЙ».

Цели: -
развитие умственных действий, заключающихся в поиске ответа на проблемный вопрос путем экспериментирования;

- формирование мотивированного отношения к окружающей среде, формирование личностных качеств, проявляющихся в заботе о близких.
Оборудование:
письмо; разные фильтры: вата, марля, ткань; емкости, воронки; баночки с грязной водой; тряпочки; клеенки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
28

Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришло письмо. Оно от Медуницы из Цветочного города: « Здравствуйте, дорогие ребята! В Цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать»
Воспитатель:
В чем, ребята, заключается наша помощь малышам – коротышам? Ответы детей: можно отремонтировать водопровод. Привезти чистой воды, попробовать самим очистить воду. А с помощью чего мы можем это сделать? Для этого есть разные фильтры: вата, марля, ткань. На столе есть все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки, клеенки. Сначала уточняем последовательность выполнения работы, а потом приступаем к очистке воды. По окончании работы
делаем вывод,
что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Ее можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду.


Воспитатель:
Какое у вас настроение от проделанной работы? Почему? (Ответы детей).
Итог занятия.
Мы сегодня справились все вместе со сложной работой: помогли малышам – коротышам, нашли способ очистки грязной воды.
ЗАНЯТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА ТЕМУ: «СНЕГ И

ЛЕД».

Цели:
- обогащение и расширение знаний о неживой природе на примере знакомства со свойствами снега и льда;

- поиск и установление сходства и различий между снегом и льдом опытно – экспериментальным путем.
Оборудование:
полоски цветного картона, лопатки, молоточек.




ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:
Ребята, сегодня почтальон принес нам конверт с загадками. Отгадайте, от кого они. 29
Меня не растили, Глаза – угольки, Из снега слепили. Руки – сучки. Вместо носа ловко Холодный, большой - Вставили морковку. Кто я такой? (Снеговик).
Воспитатель:
Послушайте, ребята, письмо от Снеговика: « Дорогие ребята! Я прислал вам свои загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем бы я хотел вам рассказать и куда пригласить. Одеяло белое не руками сделано, Прозрачен как стекло, Не ткалось и не кроилось - А не вставишь в окно? ( Лед). С неба на землю свалилось. ( Снег).
Воспитатель:
Снеговик приглашает нас на улицу для изучения свойств снега и льда. Дети вместе с воспитателем выходят на улицу.
Воспитатель:
Ребята, поймайте на варежку снежинки. Возьмем лупу и рассмотрим их. На что они похожи? Сколько лучиков у каждой снежинки? Есть ли среди них две одинаковые? ( Ответы детей). Возьмите и подышите на снежинку. Что с ней произошло? ( Она исчезла, превратилась в капельку воды). Ребята, когда вода испаряется с поверхности земли, то капельки, охлаждаясь вверху, превращаются в льдинки. Что, соединяясь друг с другом, образуют снежинку.
Воспитатель:
Снимите варежку и помните снег в руке, подышите на него. Что мы наблюдаем? (Снежок покрывается коркой льда). Когда мы мнем снег, что происходит? ( Снежинки ломаются, подтаивают,уплотняются,подтаявший снег тут же замерзает, покрываясь ледяной коркой, постепенно превращаясь в лед).
Воспитатель:
Ребята, давайте сравним свойства снега и льда. Чем они отличаются и что у них общего? Возьмем полоски цветного картона. Зароем в снег. Видны ли они? Значит снег, какой? (Непрозрачный). Приложим кусочек льда к полоске. Виден ли ее цвет? Какой вывод можем сделать? ( Лед прозрачный). Какого цвета лед? ( Бесцветный). А снег? ( Белый). 30

Воспитатель:
Наберем лопатками снег и подбросим. Что мы видим? ( Снег легко рассыпается).
Вывод:
снег рыхлый. Лед может рассыпаться как снег? Давайте стукнем молоточком по льду. Что произошло со льдом? ( Он сломался).
Вывод:
лед хрупкий.
Воспитатель:
Что же в них общего? Подержим в одной руке снег, в другой – льдинку. Что мы видим? (Они превратились в воду). Помните ли вы сказку «Морозко»? Там девочка попала в гости к Морозу. Трудолюбивая девочка помогала Морозу Ивановичу стелить постель: «Отогнула Машенька снеговую перину, а под ней травка зелененькая. Машенька так и обмерла». Так было в сказке. А как на самом деле? Бывает ли живая травка под снежным одеялом? Раскопаем снег лопатками до земли и посмотрим.
Вывод:
снег для растений, как шуба.
Воспитатель:
А сейчас немного отдохнем.

Физминутка. Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз). По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны). Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя). Побелел морковный нос. (дети показывают нос). В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. (прыжки на месте). Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся). 31
Заметает все кругом Белоснежным серебром. (имитируют движения руками).
Воспитатель:
А сейчас –
конкурс «Отгадай – ка».
Ребята, отгадайте загадки снеговика, и вы получите от него приз. О каких свойствах снега и льда говорится в загадках? Объясните, почему вы так думаете. С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля.

Много – много звездочек – тонких, как стекло. Звездочки холодные, а земле тепло. (Снежинки). Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег). На дворе горой, в избе водой. ( Снег). Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло. (Лед). Игры детей со снегом на улице.
Итог занятия:
Хорошо мы сегодня потрудились: и загадки отгадали, и со свойствами снега и льда познакомились, а главное – наигрались и здоровья набрались.
ЗАНЯТИЕ ПО ВАЛЕОЛОГИИ НА ТЕМУ: «ДРУЖИМ С ВОДОЙ».

Программные задачи:
- продолжаем формировать у детей самостоятельность и активность в выполнении культурно-гигиенических навыков; -формируем осознание правил и норм, стоящих за культурно- гигиеническими навыками; - развиваем память, внимание, совершенствуем мелкую моторику. 32

Материал к занятию:
- картина «Круговорот воды в природе»; - рабочий лист «Дружим с водой» для каждого ребенка и цветные карандаши; - алгоритм «Как правильно мыть руки» - мнемотаблица; - незаполненные мнемотаблицы и карандаши цветные для каждого ребенка; - запись звуков природы. - приложение «Опыты с водой».
Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о воде: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее вам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить. 33

Буратино вбегает (с грязными руками). Здоровается. Просит ребят

рассказать о воде.

Воспитатель:
Буратино, а почему у тебя такие грязные руки (предлагает влажную салфетку вытереть руки Буратино) .
Буратино:
А, я испачкался, когда рисовал, играл.
Воспитатель:
А почему ты их не помыл?
Буратино:
А я никогда их не мою! Воспитатель предлагает Буратино вместе с ребятами отправиться в путешествие.
1.

Путешествие.
Воспитатель показывает картину круговорота воды в природе и рассказывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были веселые капельки. Они очень любили собираться вместе и играть в путешествия. Сначала они летали облачком по небу, потом дождиком падали на землю, проходили через песок, толщу земли, и выныривали в озеро, в речку, в море. От веселых игр воды все вокруг расцветало. Весело пели птицы, прыгали звери. Они все любили купаться, плескаться, чистить шерстку и перышки с помощью воды. В реке плескались рыбы, благоухали цветы на лесных полянках.
Буратино:
А я понял, как путешествует вода и читает стихотворение: «Откуда берется вода» Андрей Усачев. Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река, Река полноводно бежит на просторе, Пока, наконец, не влияет в море. Моря пополняют запас океана: Сгущается влага над ним, как сметана, 34
Она поднимается выше… пока Не превращается в облака. А облака, пролетая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Снега превратятся весной в ручейки, Ручьи побегут до ближайшей реки… Все это и зовут в народе: Круговорот воды в природе.
Воспитатель:
На берегу этой реки гуляла девочка Маша (ставит на картину девочку). Она была очень аккуратной, чистой, причесанной, на нее было приятно посмотреть. Вдруг она увидела очень грязного мальчика Ваню (ставит на картину мальчика). Он был грязным, одежда была вся запачкана, в пятнах, он попил воду из реки. Маша очень удивилась поступку мальчика Вани и сказала ему: «Ты грязный, как поросенок! Тебе нужно помыться и надеть чистую одежду и подружиться с водой и мылом! И нельзя пить грязную воду, а только очищенную или кипяченую воду. И тогда ты будешь чистым и аккуратным! ». Мальчик Ваня очень расстроился и заплакал. Маша его утешила: «Не обижайся! Я научу тебя быть чистым и аккуратным и опрятным! Окружающие обязательно заметят, какой ты стал, хороший мальчик и не будешь пить, грязную воду. Но, к сожалению, есть ребята, которые не моют руки и ходят грязные».
Буратино смотрит на руки, а они у него грязные.

Воспитатель
: Буратино, у тебя такие грязные руки, ты даже не оттер их салфеткой. Давай мы тебя научим, как правильно надо мыть руки.
2. Алгоритм "Как правильно мыть руки". (Карточки) .
Воспитатель задает вопросы: - Ребята, какой водой нужно мыть руки? (чистой) . - Какой водой готовят еду и пьем? (чистой) . 35
- Вода, это что? (Жидкость) - Вода какого цвета, вкуса, запаха? ( бесцветная, без вкуса, без запаха) . - А какую воду пил Ваня? (грязную). -Ребята, а может случиться так, что у вас не будет чистой воды, а только будет грязная вода. Давайте с вами очистим воду и поработаем в мини- лаборатории, наденем фартуки и садимся за столы. Приложение «Опыты с водой».
3. Физкультминутка. «Путешествие капельки»

Педагог:
«Сейчас каждый превратится в веселую капельку и вместе с другими соберется в облачко и полетит. Полетели! (Дети бегают). «Вдруг похолодало, ударил мороз, и капельки превратились в снежинки! » (Дети плавно, на носочках танцуют – «летают как снежинки».) «Подул ветер, и снежинки сбились в сугроб. Сугроб получился большой сугроб! » (Дети подбегают друг к другу.) «Но солнышко вышло, сугроб стал таять, превратился в ручеек, капельки потекли в ручейке» (Дети опять бегают) .
4. Хорошо-плохо.
(Дети взяли стульчики и сели за столы) . Воспитатель раздает детям индивидуальные листы «Дружим с водой» и дает задание: - рассмотреть рисунки. - подумать, оценить поступки. - закрасить кружки красным карандашом, если правильные поступки, или черным, если неправильные.
5. Картина на потешку "Водичка, водичка. "
(Прошли на ковер без стульев) . Потешка с показом: 36
Водичка, водичка, (5) Умой мое личико, (1) Чтобы глазки блестели, (2) Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, (3) Чтоб кусался зубок. (6)
6. Мнемотаблица "Дружим с водой".
(Дети сели за столы) . Заполнение листов с незаполненной мнемотаблицей и нарисовать ее по памяти. (Воспитатель показывает мнемотаблицу, обсуждает ее вместе с детьми. Приложение «Работа с мнемотаблицей».)
7. Релаксация.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть и превратиться в солнышко. «Океан». Я слышу океана шум и шум волны, И шелест пены на песке прибрежном. Волна беседует со мной. Она нам говорит: Расслабьтесь, успокойтесь, отдохните… Услышьте шум волны. Пусть отдохнуть: Шея, грудь, руки, ноги, голова. Вдохните чистый воздух океана. Покой!
Активизация.
37
Но вот прохладный ветер пробежал по телу, Взбодрил нас всех, И мы проснулись, Потянулись… Потянулись, улыбнулись. (Потягивание: лежа, сидя, стоя). Буратино благодарит детей и воспитателя рассказе о воде и дарит капельки. Прощается и убегает.




Итоговое занятие.

ТЕМА: «ЧТО ЗА ЧУДЕСНИЦА – ВОДА – ВОЛШЕБНИЦА».
ЦЕЛИ: 1. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. 2. Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом. 3.Упражнять в образовании однокоренных слов. 4. Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. 5.Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
38
-наблюдение на прогулке за зимними явлениями; чтение стихотворений, загадок; сочинение танцев; рассматривание картинок о зиме; лепка снеговика на участке.
Материал для занятия:
демонстрационный материал: таблица для развития зрительного восприятия; карточки с изображением настроений. Для проведения опытов - мисочки, льдинки, термос с кипяченой водой. Бросовый материал – салфетки, мерные стаканчики для изготовления снеговиков.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель вносит в группу таблицу. На ней изображены 3 времени года , кроме зимы.
Воспитатель:
Как вы думаете, какого времени года не хватает на картинках? (Зимы).
Воспитатель:
Настал день. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к живому.
Воспитатель:
А какие времена года перед вами? (Весна, лето, осень).
Воспитатель:
Почему вы так решили, назовите мне приметы этих времен года.
Воспитатель:
Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Назовите приметы зимы. ( Идет снег, сильные морозы, люди тепло одеты)
Воспитатель:
А сейчас мы с вами поиграем в
игру «Подскажи словечко».
-Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово: Тихо, тихо, как во сне Падает на землю: (снег) С неба все скользят пушинки 39
Серебристые: (снежинки) На полянку, на лужок Все снижается: (снежок) Вот веселье для ребят- Все сильнее: (снегопад) Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки) Словно в белый пуховик Нарядился: (снеговик) Рядом снежная фигурка, Это девочка: (снегурка) На снегу-то, посмотри, С красной грудкой: (снегири) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил: (снег).
Воспитатель:
Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи все эти слова? (Они все по зиму, о снеге, сходные по произношению)
Воспитатель:
Действительно, все эти слова похожи на одно слово - снег. Что можно сказать о снеге? Какой он?
Воспитатель:
А сейчас давайте проговорил чисто говорку. Все бело, бело, бело Много снегу намело, Вот веселые деньки- Все на лыжи и коньки. 40

Воспитатель:
Какую пользу приносит снег? (Он защищает от холода деревья).
Воспитатель:
А теперь превратимся в волшебников. Поэкспериментируем со снегом.
1. Снег - это вода
. В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.
2. Лед - твердая вода.
Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее). Выясняют, что легче - лед или вода, проведя опыты - опустить в воду лед и снег.
3. Пар - это тоже вода.
Открыть термос с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.
Воспитатель:
Снег, лед и пар - это вода. Посмотрите, сколько снега лежит на улице. Как вы думаете, как образовались сугробы?
Воспитатель:
А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют "сугроб".
Воспитатель:
Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный ком. (Имитирует движениями, как она это делает.) А что можно слепить из снежного кома? (Снеговика, снежную бабу.)
Воспитатель:
А теперь представьте, что вы - снежинки и через открытую форточку вы попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось? (Мы растаяли).
Воспитатель:
Но не все снежинки растаяли. Я их соберу и слеплю снежный ком. А как в помещении я могу "слепить" снеговика? Ответы детей. 41
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:
Ребята, это почтальон Печкин принес снеговикам приглашение на Новогодний карнавал. Но в приглашении сказано, что все должны прийти на праздник парами и наши снеговики загрустили. Как мы можем помочь им? Ответы детей.
Воспитатель:
Да, давайте изготовим снегурок для наших снеговиков.
Воспитатель:
Но сначала, отдохнем и сделаем физкультминутку. Возьмем снега мы немножко, (берут снег в руки) Снежки слепим мы в ладошках, (имитация снежка) Дружно ими побросались – (дети бросают друг в друга) Наши руки и размялись, (встряхнуть руками) А теперь пора творить, Бабу снежную лепить, (показывают бабу) Ком за комом покатили, (катят ком) Друг на друга водрузили, (имитация движения) Сверху третий малый ком, (показать маленький ком) Снег стряхнули с рук потом, (стряхнуть снег) Дети делают Снегурок из салфеток. Скатывают их в шар и приклеивают один ком на другой. Сверху надевают мерный стаканчик – шляпка. Приклеивают нос - морковку, фломастерами украшают Снегурок.
Воспитатель:
Как вы думаете, какое теперь настроение у наших снеговиков? А у вас какое настроение? (Хорошее, радостное, веселое).
Воспитатель:
Если нашим снеговикам у нас стало весело, значит мы с вами волшебники. Видите, как хорошо помогать кому-то, делать добрые дела. Всем вокруг становится весело и солнечно, поэтому будьте всегда такими отзывчивыми, добрыми и веселыми. 42



Консультация для родителей
на тему:
«Экологическое воспитание – важное значение для

развития детей»
Уважаемые наши родители! Мне хочется начать наше с вами общение. Пусть в этом сотрудничестве, отношении к детям и между нами, преобладает доброжелательность, благородство и взаимопонимание. Если мы хотим получить хорошие результаты в воспитании детей, то давайте поощрять их познавательные результаты и интересы. Давайте осознаем, что наши дети 43
учатся жить у нас, т.е. многое они черпают из окружающего мира. Если ребёнок живёт в понимании, то он учится находить любовь в этом мире: любовь к природе, ко всему живому, к Родине. И всему этому дети учатся у нас, взрослых. Над темой экологического воспитания я работала и с предыдущим выпуском детей, которые сейчас учатся в школе. Но эта тема не стала менее актуальной и в это время, даже наоборот. Я продолжаю работать в этом направлении и с этими детьми, пока они еще маленькие, и нам нужна ваша помощь. Ведь что сейчас мы заложим в наших детей, то и даст свои положительные и отрицательные плоды. Наша задача в детском саду - к выпуску детей научить их узнавать растения, ухаживать за ними, за животными; бережно и с любовью относится ко всему живому, начиная с мелких насекомых и заканчивая домашними животными. Когда такая работа проводится совместно, результаты видно сразу. Без помощи родителей, наши усилия бесполезны. Все наши начинания должны закрепляться дома. Всему мы учимся играя. Всё, что постигают наши дети, они это делают через игры: дидактические, сюжетно- ролевые. Экологическое воспитание реализуется в различных социальных институтах, но наиболее важными из них для формирования экологической культуры ребенка, является семья. Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от того, как к этому вопросу относятся в семье, взаимодействие с детским учреждением, которое посещает ребёнок, системы дополнительного образования, особенно, как я уже говорила, на начальном этапе развития экологической культуры. Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам. Тяга к прекрасному проявляется уже в раннем детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок! Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что нельзя рвать цветочки, когда 44
их сорвешь, они быстро завянут, а на полянке будут расти и долго радовать всех. Не всякое желание малыша может выполняться, и в этом нужно быть настойчивым, и не идти на поводу у ребенка. Когда родители поступают иначе – у ребенка формируется потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности, и благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда в доме живут домашние животные, а выращиваемые растения становятся семейной гордостью, тогда и у детей формируется соответствующее отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми в тех семьях, где есть животные (рыбки, попугаи, собаки) и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семье, где взрослые равнодушно и с неприязнью относятся к природе. Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания, родители могут способствовать разными способами: например когда дома выращивают комнатные растения, нужно не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом, цветением. Для этого нужны простейшие комнатные цветы: «Ванька мокрый», бегонии и т.д. В процессе экологического воспитания ребенка в семье нужно знакомить его с содержанием домашних животных, если таковые имеются. Где спят, что кушают, как играют. Дети с большим интересом рассказывают о братьях наших меньших. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, наблюдений на прогулках. Так происходит познание окружающей среды в природе, осознание ее неповторимости хрупкости. Огромное значение в воспитании любви к природе имеют семейные походы на природу. Здесь родители должны показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам: не рвать цветы, убирать за собой мусор, не разжигать огонь. Детям необходимо разъяснять элементарные правила поведения в природе, правила сбора ягод и фруктов. 45

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

ДОШКОЛЬНИКОВ».

«Для ребенка естественнее и потому

гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования –

наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные

суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в

«готовом виде». (А.И.Савенков).
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. 46
В период дошкольного детства «островок» познавательно- исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением 47
речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом). Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство. Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей. 48
Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Основные задачи экспериментирования, способствующие полноценному развитию ребёнка - это: 1) расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: - развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования); - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражения и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды); - развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня; - развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины); - познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра; 2) развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль); 3) развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); - формирование способов путём сенсорного анализа; 4) социально-личностное развитие каждого ребёнка: - развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Все исследования по окружающему миру с детьми проводятся через игры- эксперименты. Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, в выдвижении предположений, в отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов. 49
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы. Это, прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта; некая тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так?). Совместная деятельность воспитателя с детьми в исследовательском центре организуется один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Исследовательский центр оснащен необходимым оборудованием и материалами: 1) приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, песочные часы, разнообразные магниты и т. д.; 2) прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема; 3) природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, скорлупа орехов, семена фруктов и овощей, кусочки коры деревьев и т. д.; 4) бросовый материал: кусочки кожи, поролона меха, ткани, пробки и т. д.; 5) технические материалы: гайки, винты, гвозди; 6) разные виды бумаги; 7) красители: акварельные краски; 8) медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, мензурки и т. д.; 9) прочие материалы: зеркала, формочки, поддоны, плоское блюдо, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля и т. д.; 10)игровое оборудование. Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в- третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию 50
личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем. Таким образом, очевидно, что необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного проекта. Цель работы воспитателя: заинтересовать родителей в поддержке данного проекта и всемерно оказывать помощь детям и педагогам. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. Такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения 51

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-

исследовательской деятельности дошкольников дома»


Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей;

выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому на Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. 1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? 2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? 3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.) 52
4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? 5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)? По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому на его вопросы. 53