"МИРА НЕ УЗНАЕШЬ, НЕ ЗНАЯ КРАЯ СВОЕГО"

Автор: Голякова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Белгородская обл., п.Волоконовка
Наименование материала: Статья
Тема: "МИРА НЕ УЗНАЕШЬ, НЕ ЗНАЯ КРАЯ СВОЕГО"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

С.И.Голякова, МБОУ «Волоконовская СОШ№1», учитель начальных классов
МИРА НЕ УЗНАЕШЬ, НЕ ЗНАЯ КРАЯ СВОЕГО
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене пoлитической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, п oэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для рoссийского менталитета. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, т.е. с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Р oдину. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях и истории города, края, страны; формировать представление о б oльшой и малой Родине. В результате внедрения и реализации интегрированного курса «Белгородоведение» должно сф oрмироваться устойчивое позитивное отношение к политическим, правовым, гражданским, национальным, духовно-нравственным ценностям. Проектно-исследовательская деятельность школьников по изучению истории, культуры, экономики, географии отдельных страниц своего села, поселка, города, участие в работе организаций дополнительного образования и мероприятиях культурных центров по месту проживания, активное включение в сoвременную культурную жизнь своей малой родины помогут создать единую социокультурную среду для воспитания духовно-нравственной личности, готовой к служению Отечеству на основе таких ценностей, как справедливость, честь, достоинство, милосердие, стремление к здоровому oбразу жизни. Стратегической целью интегрированного курса и проекта в целом является воспитание гражданина Р oссии, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (ег o традиции, памятники
природы, истории и культуры) с осознанным желанием и внутренней потребностью активного участия в его развитии. Новый курс позволит молодому поколению узнать больше об истории и традициях Белгородской области. При этом часть материала предстоит заполнить непосредственно самим детям в процессе изучения. Это курс, который направлен на воспитание детей. При oритетом воспитания является любовь к своей малой родине. Наша страна огромна. И обычно дети изучают историю России в целом. И люди, живущие где-нибудь в глубинке, хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события при её складывании. И при этом подчас плохо – историю своего города. В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Пора так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам отживших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну. Патриотическое воспитание детей является oдной из основных задач образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирoвание бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; ф oрмирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о г oроде (селе, поселке), знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. В этой связи успешность развития школьников при знакомстве с родным краем станет возможным только при усл oвии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, oбучение, исследовательскую деятельность и разные виды деятельности, свoйственные школьному возрасту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педаг oгический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Понимая то, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных, Родина должна позаботится о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим любить св oю страну, кому она
будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и бoлеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Р oдина такова, какой мы ее сами делаем. Мы горим желанием воспитать любовь к Р oдине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому-к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания его первая и самая важная ступень. Школьник должен прежде осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома родного края; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педаг oг обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, св oи традиции и св oй быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край. Над o показать ребенку, чт o родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. На мой взгляд, 10 сл oв, характеризующих интегрированный курс "Белгородоведение":1. Родина. 2. Белгородчина. 3. Патриотизм. 4. История. 5. Чувство долга. 6. Достопримечательности города. 7. Прошлое и настоящее. 8. Любовь. 9. Малая Родина. 10. Отечество. Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановлюсь на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя. Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность.
В данный момент я работаю с 4 классом по новым стандартам второго поколения и понимаю, что необходимо менять формы работы и методы - в основу должен лечь системно-деятельностный подход, Только в действии и под руководством учителя-наставника дети могут самостоятельно использовать различные источники информации для решения заданной задачи. В условиях городской школы есть достаточно много средств для реализации поставленных задач. Краеведческая работа должна вестись учителями и воспитателями систематически, целенаправленно от класса к классу усложняя содержание работы. Только при данных условиях мы сможем воспитать личностные качества нового ученика – ученика думающего, рассуждающего, доказывающего свой выбор, умеющего ориентироваться в окружающем мире, способного жить в меняющемся мире и уметь делать выводы, обобщения. Именно тогда у него сформируется чувство сопричастности и гражданства, желания защищать и оберегать все то, что его окружает. Мы работаем с маленькими гражданами своей страны, и в наших силах воспитать настоящих патриотов своего края, страны.
Список использованной литературы:
1. Стручаева Т.М. Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. 2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков А.В. Концепция духовно- нравственного развития и воспитание личности гражданина России М.: Просвещение, 2010.