"Юный журналист"

Автор: Гришаева Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №9"
Населённый пункт: Город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Юный журналист"
Дата публикации: 20.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе учебного курса
«Юный журналист».
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель учебного курса:
сформировать систему начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Задачи учебного курса:
 способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах;  способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;  развитие умения устного и письменного выступления;  развитие творческих способностей подростков;  формирование навыков работы с информацией;  формирование мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности;  формирование коммуникативной компетентности;
Общая характеристика курса
Программа курса нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает
теоретическую и практическую подготовку
. В ходе освоения программы курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. На практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность 2
родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, репортажи, интервью.
Описание места курса в учебном плане
Предлагаемый учебный курс обучения основам журналистики адресован учащимся 5 класса. Учебный курс рассчитан на 1 час в неделю (всего 34 часа в год). Продолжительность занятий 45 минут.
ЛИЧНОСТНЫЕ и МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: 1. основ гражданской идентичности личности – патриотическое воспитание; 2. основ социальных компетенций - опыт социальных и межличностных отношений. Формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют: 1. целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания (филологии, лингвистике) и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов; 2. формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; 3. приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. Метапредметными результатами освоения курса являются: 1. владение всеми видами речевой деятельности 2. адекватное понимание информации устного и письменного общения 3. способность извлекать информацию из различных источников 4. способность правильно и свободно излагать свои мысли 5. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни 6. овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему 7. умение самостоятельно вести поиск информации 8. умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, докладом.
Содержание программы курса

Вводное занятие. Правила поведения юного корреспондента. 1ч.
Ознакомление с планом работы курса «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Правила поведения юного корреспондента.
Публицистический стиль – основа журналистики. 1ч.
Многожанровостъ и разнообразие стилевого оформление публицистики. Жанры публицистического стиля речи. Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысления, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля элементов научного (некоторые газетные статьи), делового (хроника, отчет, 3
аннотация), разговорного и художественного (портретный, путевой, зарубежный очерк; фельетон, памфлет и др.) стилей.
Композиция материала. 1ч.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному. Написание рассказов с использованием различных типов построения текстов.
Язык журналистики. 3ч.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Подбор лексики на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Тропы и стилистические фигуры речи. 4ч.
Стилистические фигуры речи. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры в тексте. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Анализ газетных и журнальных публикаций с целью выявления тропов и стилистических фигур, определения их роли в тексте.
Жанры журналистики: общая характеристика. 10ч.
Жанры журналистики и их особенности.
Информационные жанры: репортаж, интервью, заметка.
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Интервью как публицистический жанр..
Интервью. Время и место беседы. Культура речи. Постановка вопросов. Запись слов собеседника. Уточнения. Особенности речи собеседника, их передача. Тема беседы. Внимание к слову, фактам, подробностям. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение статей. Обсуждение.
Практическое занятие: «Я беру интервью»..
Умение завязать беседу, внимательно слушать, поддерживать и направлять разговор в нужное русло. Как выбрать тему для интервью, подготовка к интервьюированию, предварительное знакомство с предметом предстоящей беседы, обдумывание и формулировка вопросов. Создание и презентация текста определенного жанра.
Репортаж. Как правильно его подготовить?
Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенность и отличие от заметки. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод. Многозначность. Параллельная и цепная синтаксическая связь. 4
Подготовка репортажей о проводимых в школе мероприятиях.
Заметка.

Заметка
– один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение, сатирическая заметка, критическая заметка. Отличие заметки от корреспонденции. Анализ новостных сообщений в разных газетах с точки зрения общественной значимости, интереса для читателя. Роль факта, его проверка. Заголовок заметки, его роль.
Практическое занятие: написание репортажей, заметок.
Выбор жанра и темы творческой работы. Самостоятельная подготовка к написанию заметок, репортажей. Индивидуальная, групповая работа по написанию статьи, заметок, репортажей, интервью.
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Как написать хорошую газетную статью? Статья -
газетный жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно значимых процессов. Ее особенности, функции как одного из газетных жанров. Заголовок, план статьи. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие. План статьи: простой, сложный. Цикл статей. Тема и подтемы. Стиль. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании нескольких статей.
Что такое лид?
Значение вступления ( лида – наиболее значимого абзаца материала) в статье, заметке, интервью. Виды лидов: лид- «рассказ», лид- «временное умолчание», лид – цитата, Лид – «встряска», лид – «стаккато», лиды – сенсации, лид – вопрос или прямое обращение, «провоцирующий» лид.
Практическое занятие: написание статьи в газету.
Правила написания статьи. Создание и презентация статьи. Выбор темы творческой работы. Самостоятельная подготовка к написанию статьи. Индивидуальная, групповая работа по написанию статьи.
Что такое рецензия и как ее написать?

Рецензия
как вид журналистики. Жанровые особенности. Типология. Монорецензии и полирецензии. Процесс создания рецензии. Знаменитые рецензенты. Практическая работа: рецензия на книгу; рецензия на фильм;
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики..
Очерк как жанр. Герой очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически оценивать их. Очерки событийные и путевые. Документальность воспроизведения материала. Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге и т.д.
Что такое эссе и как его написать?

Эссе
(франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Структура эссе, классификация эссе, признаки эссе, правила написания. 5

Практическое занятие «Пишем эссе».
Этапы написания эссе: постановка проблемы – обдумывание – планирование – написание – проверка – совершенствование написанного. Создание и презентация эссе.
Читательская конференция по номерам газеты . 1ч.
Разбор газетных материалов разных жанров, обсуждение самых интересных и актуальных заметой и статей.
Культура создания письменного текста. 3ч.
Построение текста. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте. Анализ публицистических текстов в газетах и журналах. Первичная правка текста: орфографическая, стилистическая, пунктуационная. Деление текста на микротемы, абзацы. Статья-текст с продолжением (в двух и более номерах газеты). Наброски, черновики, окончательный текст. Языковые средства воздействия на читателя. Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных

ошибок..

Грамматическая ошибка - это
несоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Виды грамматических ошибок.
Речевые ошибки
- это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций. Виды речевых ошибок и недочетов. Орфографические и пунктуационные ошибки. Языковая норма.
Технические средства журналиста. 2ч.
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER). Оформление фотовыставок, фоторепортажей.
Диалогическая и монологическая речь. (2Ч)
Диалог, монолог. Диалог в различных сферах речи: беседа, спор, переговоры… Озвучивание новостей, чтение наизусть, неподготовленные ответы на вопросы журналиста и т.п.
Публичное выступление. Практическое занятие: публичное выступление. 5ч.
Цели публичного выступления
:
сообщить информацию, убедить, привлечь на свою сторону, заинтересовать, побудить к каким-либо действиям. Жанры публичного выступления
:
доклад, сообщение, агитационная речь, полемическое выступление, презентация и т.д.

Языковые средства
,
используемые в различных жанрах публичных выступлений.

Аргументированность и убедительность речи.
Итоговое занятие. 1ч.
Подведение итогов занятия за год. 6

Тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности



п\п

Название

темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

1
Вводное занятие
1
- ознакомиться с планом работы - усвоить правила работы и поведения, правила по технике безопасности, правила поведения юного корреспондента
2
Публицистичес кий стиль
1
-различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, тексты художественной литературы -устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка -сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания - создавать письменные высказывания разных стилей речи - соблюдать нормы построения текста - оценивать чужие и собственные речевые высказывания
3
Композиция материала
1
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст - создавать и редактировать собственные тексты различного типа и стиля речи -ориентироваться в структуре текста, делить текст на части, устанавливать связи между частями текста
4
Язык журналистики
3
- различать разновидности речи - выявлять особенности видов и форм речи - адекватно употреблять языковые средства при устном общении - соблюдать нормы речевого этикета при общении - анализировать ситуацию общения - строить собственное высказывание с учетом целей и адресата речи - ориентироваться в условиях общения
5
Тропы и стилистические фигуры
4
- знать стилистические фигуры речи, определять их роль в тексте -анализировать газетные и журнальные публикации с целью выявления стилистических фигур
6
Жанры журналистики
10
- знать основные функции произведений художественно-публицистических жанров - уметь завязать беседу, внимательно слушать, поддерживать и направлять разговор в нужное русло -создавать и презентировать тексты определенного жанра -готовить репортажи о проводимых в школе мероприятиях - знать особенности газетных статей -определять стилистические разновидности повествования -составлять рассказы о событиях, происходящих в жизни, описанных в художественных произведениях, увиденных в телепередачах - осознавать основные признаки текста - выделять главную и второстепенную информацию
7
Читательская конференция
1
- разбирать газетные материалы разных жанров, обсуждение самых интересных и актуальных заметой и статей
8
Культура создания письменного текста
3
- знать признаки текста -определять тему, основную мысль текста - выделять микротемы - знать композиционные элементы - устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи - анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности
9
Технические средства журналиста
2
-познакомиться с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) - создавать фотомонтаж, видеомонтаж. – создавать газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER). - оформлять фотовыставки, фоторепортажи. 7

10
Публичное выступление
5
- соблюдать основные произносительные, лексические, грамматические, стилистические нормы - оценивать свою речь с точки зрения правильности - уметь находить и исправлять свои речевые ошибки - удерживать в памяти основное содержание услышанной информации
11
Диалог и монолог
2
- вести диалог на бытовые и учебные темы - аргументировать и доказывать свое суждение - создавать собственные тексты с учетом особенностей стиля - оценивать ситуацию общения -создавать устные и письменные высказывания в форме монолога-описания, монолога-повествования, монолога-рассуждения
12
Итоговое занятие
1
- уметь отвечать на вопросы - уметь доказывать свои высказывания
Материально-техническое обеспечение курса

Литература для учителя
1. Работа современного репортера. - МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 2. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. - М.,1990. 3. Правовое поле журналиста. Справочник. - М., 1971. 4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974. 5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2001. Основы творческой деятельности журналиста. / Под ред. С.Г. Корконосенко. - 6. СПб., 2000. 7. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. - М., 1993. 8. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002. 9. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
Литература для учащихся
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983 2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. a. Николюкин.- М., 2001 3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 6. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980 7. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997 8. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М., 1969 9. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995. 10. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
Информационные ресурсы.

Планируемые результаты изучения учебного курса

К концу учебного года учащиеся должны знать:
1. об этике поведения журналиста; 2. основные жанры журналистики: интервью, статья, заметка, очерк, репортаж; 3. правила создания и оформления письменного текста; 4. жанры публичного выступления: доклад, сообщение, агитационная речь, 8
5. полемическое выступление, презентация.
учащиеся должны уметь:
1. построить устное и письменное сообщение; 2. определять стиль и тип речи; 3. работать в различных жанрах публицистического стиля; 4. находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; 5. в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; 6. общаться с отдельным человеком и аудиторией; 7. анализировать источники информации; 8. работать индивидуально, в соавторстве, в группе; 9. осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста; 10. грамотно строить публичное выступление.
Календарно-тематическое планирование занятий

«Юный журналист» 5 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения
1 Вводное занятие. Правила поведения юного корреспондента. 1 2 Публицистический стиль – основа журналистики. 1 9
3 Композиция материала. Слово и понятие. Многозначность слова. 1 4-6 Язык журналистики. 3 7 Тропы, их употребеление. 1 8 Риторический вопрос. 1 9-10 Стилистические фигуры в тексте. 2 11 Жанры журналистики: общая характеристика. 1 12 Информационные жанры: репортаж, интервью, заметка. 1 13 Основные требования к информативной публицистике. 1 14 Интервью как публицистический жанр. 1 15 Создание и презентация текста определенного жанра. 1 16 Репортаж. Как правильно его подготовить? 1 17 Заметка. 1 18 Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. 1 19 Что такое лид? 1 20 Очерк как художественно-публицистический жанр журналистики. 1 21 Читательская конференция по номерам газеты . 1 22 Культура создания письменного текста. 1 23-24 Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. 2 25-26 Технические средства журналиста. 2 27-28 Диалогическая и монологическая речь. 2 29 Публичное выступление. 1 30 Жанры публичного выступления 1 31 Доклад. Сообщение. 1 32 Агитационная речь. 1 33 Языковые средства, используемые в различных жанрах публичных выступлений. 1 34 Подведение итогов за год.
1
10