"Военно-патриотическое воспитание студентов"

Автор: Кравцова Ольга Александровна
Должность: старший методист
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хабаровский техникум водного транспорта"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья по деятельности краевой инновационной площадки
Тема: "Военно-патриотическое воспитание студентов"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Военно-патриотическое воспитание студентов»

“The military- patriotic upbringing of students

Автор:
Кравцова Ольга Александровна
Author :
Kravtsova Olga
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Хабаровский техникум

водного транспорта»

Аннотация:
в статье «Военно-патриотическое воспитание студентов» раскрывается опыт педагогического коллектива техникума по формированию военно-патриотических качеств у обучающихся. Описывается причины изучения данной проблемы, формы и методы воспитания в этом направлении, а также достижения педагогического коллектива по воспитанию патриота, гражданина.
Annotation:
the article “The military- patriotic upbringing of students” reveals the experience of pedagogical staff of the college in the formation of military- patriotic qualities among the students. The article describes the reasons of the investigation of this problem, forms and methods of upbringing in the above direction as well as all the achievements of pedagogical staff in the upbringing of the patriot and civilian being described.
Ключевые слова:
Армия, Родина, патриотизм, обучать, воспитывать, защищать.
Key Words:
Army, Motherland, patriotism, to educate, to bring up, to defend. Ключевой проблемой современного российского общества является гражданская незрелость подрастающего поколения. Подростки не интересуются не только историей своего государства, но и историей своей семьи, своей малой родины. Они мало общаются с ветеранами войны, труда, спорта – живой историей наших дней.
Проблемой является и физическая незрелость большинства юношей, будущих защитников Родины, неспособность их выполнить возрастные нормативы на уроках физкультуры, слабое здоровье подрастающего поколения, злоупотребление табаком, спиртными напитками, а также неумение подростков планировать свою деятельность, заполнять свободное время интересными делами. В отрицательную сторону изменилось влияние социальных институтов вообще и образования в частности, как одного из ключевых факторов формирования личности. Как следствие приходится констатировать резкое падение уровня патриотического и гражданского сознания в обществе. Такие ценности, как добро, бескорыстие, милосердие заменяются крайним индивидуализмом, прагматичностью и ценностями потребления. Падает престиж военной службы, становясь причиной нежелания юношей призывного возраста служить Родине. Второй год «Хабаровский техникум водного транспорта» работает по теме в рамках краевой инновационной площадки «Формирование позитивного отношения юношей к службе в армии». Тема была выбрана не случайно. Во-первых, 90% обучающиеся в техникуме – это мальчишки, которым предстоит служба в армии. Во-вторых, в настоящее время государство уделяет этой проблеме большое внимание. Нашему обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В- третьих, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает учебные заведения осуществлять подготовку обучающихся до призыва на воинскую службу. Также в федеральном государственном образовательном стандарте одним из требований к результатам освоения программы по профессиям и специальностям является «Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний» (для юношей).
Целью военно-патриотического воспитания является: прививать подросткам любовь к Родине; приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности; исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания; сформировать достойного гражданина и патриота России. Проблема исследования: отсутствие организационной эффективной системы военно-патриотического воспитания подростков, как в урочное, так и во внеурочное время. Цель, которая была поставлена перед педагогическим коллективом - это определение сущности и содержания нравственно-патриотического потенциала личности студента и проверка на практике эффективности применения системы работы по его формированию. Было выявлено, что организация военно-патриотического воспитания студентов может стать эффективным средством формирования социально полезной направленности личности, социальной и политической активности юношей в следующих условиях:  наличие теоретических и методологических оснований военно- патриотического воспитания студентов в современных условиях;  наличие апробированных форм, методов и средств военно- патриотической работы с обучающимися, во внеурочной деятельности, с учетом влияния социума,  сформированность принципов координации взаимодействия техникума с воинскими частями, общественными и религиозными объединениями;  наличие критериев оценки эффективности военно-патриотической работы в образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определены приоритетные направления формирования военно- патриотического воспитания студентов: нравственное; мировоззренческое; творческо; - определены принципы формирования гражданской ответственности: принцип приоритета общечеловеческих ценностей; принцип единства индивидуального и социального; принцип единства индивидуальной и коллективной ответственности; принцип единства развития личности студента и группы; - разработана система критериев определения уровня сформированности военно-патриотической ответственности студентов, включающая мотивационный, интеллектуальный и рефлексивный компоненты.
Мотивационный:
- Низкий уровень: интерес к армии слабый; перспективные цели своего обучения неосознанные; отсутствие общественной активности; равнодушие или отрицание интереса к жизни общества и государства; нет желания служить в армии. - Средний уровень: интерес к армии имеется; перспективные цели собственного обучения осознаны, а интерес к вопросам государственной и общественной жизни достаточно высокий; принимают участие в нравственно-патриотических мероприятиях техникума, города, края, но инициативы не проявляют; пойдут в армию, так как этого требует государство, а не личное желание. - Высокий уровень: устойчивый и повышенный интерес к армии, проявление самостоятельности и инициативы в обсуждении патриотических, политических, нравственных вопросах; ярко выраженная инициативность в общественных делах; стремление к общественному признанию; высокое стремление к службе в армии.

Интеллектуальный:
- Низкий уровень: ярко выраженное отсутствие интереса к новым знаниям и к практическому их применению. Почти полная неосведомленность об армейской жизни, о подвигах русских солдат, об истории России. Не желание участвовать в общественных мероприятиях. - Средний уровень: слабо выраженный и периодически появляющийся интерес к армейской жизни; периодическая инициатива в самостоятельном добывании информации, если она поощряется со стороны преподавателя; эпизодическое участие в мероприятиях направленных на военно-патриотическое воспитание. - Высокий уровень: Наличие ярко выраженного интереса к обучению, новым знаниям, в том числе и по истории России, российской армии, устойчивая инициатива в самостоятельном добывании знаний, ярко выраженный интерес, неравнодушие, острое восприятие информации о армейской жизни, жизни государства, края, города, участие в общественной жизни техникума, разработка общественно значимых проектов и участие в их реализации. Активное участие во всех мероприятиях.
Рефлексивный:
- Низкий уровень: наличие крайностей - слишком завышенной и слишком заниженной самооценки, слабое осознание себя как гражданина и члена общества; полное неверие в свои возможности самовыражения в обществе. - Средний уровень: способность к постоянной критичной самооценке, реалистические определения возможностей самореализации в обществе, проявления направленности на себя. Достаточно устойчивое видение своей роли в будущем общественном развитии.
- Высокий уровень: хорошо развитая критическая самооценка, устойчивое самополагание, направленность на задание; ясное представление о возможностях саморазвития в обществе, зачастую, видение себя в качестве лидера, представителя власти.
Практическая значимость исследования:
• разработаны и внедрены в практику работы техникума методические разработки уроков и внеклассных мероприятий по реализации программы военно-патриотического воспитания студентов, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе; • методика оценки уровня сформированности военно-патриотической ответственности у студентов может быть применена в ходе анализа образовательного процесса в техникуме. Были разработаны и проведены анкеты: «Патриотизм среди студентов», «Патриотизм», «Патриот». По результатам анкетирования проводился тренинг «Мужество». В рамках работы над темой были разработаны: «Программа военно- патриотического воспитания студентов», сборник методических разработок уроков и внеклассных мероприятий военно-патриотической направленности, методическое пособие «Методика выявления уровень сформированности у студентов военно-патриотических качеств». Результат реализации деятельности в рамках краевой инновационной площадки - это вовлечение подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса к военно – историческому прошлому России. Еще одно большое достижение в рамках деятельности краевой инновационной площадки – это деятельность на базе техникума добровольческого молодежного отряда «Флагман». В отряде подростки
приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Основные формы работы отряда - участие в соревнованиях , конкурсах, конференциях, проведение экскурсий, встречи с ветеранами служивших в горячих точках и выпускниками техникума, отслужившими в рядах Российской Армии, участие в добровольческих делах. Среди достижений ребят – участие в городской игре «Прорыв» в рамках открытия месячника по профилактике алкоголизма, наркомании и поведенческих болезней, конкурсах на лучшее молодежное общественное объединение «Формула успеха» и лучшую организацию добровольческой деятельности «Хабаровск – территория добра». Но желание и инициативы волонтеров безграничны. Они – участники военно-спортивного соревнования «Допризывник», краевой образовательной смены «Поколение ПРОФИ» КГБОУ ДОД «Созвездие», окружного фестиваля «Ветераны городу», социальной акции «От сердца к сердцу», вахты «Чистый двор», «Скверу – наша забота!» и многих других. Деятельность добровольческого отряда «Флагман» известна в Южном округе, в городе, в Министерстве образования и науки Хабаровского края. Работа отряда не раз отмечена грамотами, дипломами, благодарностями. Военно-патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения. Какие из форм наиболее интересны для подростков, увлекают, «прижились»? Из опыта работы техникума, по военно-патриотическому воспитанию следует, что там, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включая весь педагогический коллектив, родительский и студенческий актив в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы, эти мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно, полезно. К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:
- уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами вооруженных сил РФ; - занятия в спортивных секциях; - организация военных сборах на базе подшефной воинской части; - спортивные соревнования по военно–прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.); - экскурсии в Дальневосточный военный музей - экскурсии на военную базу пограничных сторожевых кораблей ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО; - изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных сил; - изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения; - изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов; - изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним; - организация встреч с выпускниками, прошедшими службу в рядах вооруженных сил и военно-морского флота России; - изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны; - изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы; - обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему; - написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка; - конкурс плакатов ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы;
- краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет. Во внеурочное время проводились следующие мероприятия: - поисковая и исследовательская работа; - экскурсии (тематические); - вахты памяти, недели славы; - посещение и поздравление, помощь ветеранам, «недели добра»; - тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России; - День защитника Отечества, День Победы; - работа добровольческого отряда «Флагман»; - посещение воинской части, совместные мероприятия; - проведение акции «Георгиевская ленточка»; - проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью по военно-прикладным видам спорта; - научно-практическая конференция «Да здравствует муза! Да здравствует разум!» В техникуме существуют патриотические традиции – это митинги и возложение цветов к памятнику «Речникам-Амурцам», погибшим в годы Великой Отечественной войны. Военно-спортивные праздники в честь Дня защитника Отечества. Соревнования по стрельбе на кубок В. Сулина, выпускника техникума погибшего в Афганистане. Поисковая работа, ведущаяся поисковым отрядом при музее техникума «Речник Амура». Обязательное ношение военно-морской формы. Военно-патриотическое воспитание студентов является неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе и воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа по воспитанию патриотов это не только учебный процесс, но и
реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации.
Автор: Кравцова Ольга Александровна; Краевое государственное

бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Хабаровский техникум водного

транспорта»; старший методист; (4212) 48-51-09;

cool.o1997@yandex; г. Хабаровск, ул. Ремесленная 8, 680007