"Казачий быт"

Автор: Реуцкова Елена Павловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Гапкинская СОШ"
Населённый пункт: хутор Гапкин, Константиновский район, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Казачий быт"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гапкинская средняя общеобразовательная школа» Ростовская область Константиновский район хутор Гапкин Центральная 40 Методическая разработка внеклассного мероприятия «Казачий быт» Составитель: руководитель музейной комнаты, учитель географии Реуцкова Елена Павловна 2015 год
Пояснительная записка.
Память о прошлом воспитывает поколения.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь, порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуры. А культура включает знания. Необходимо обогащать знания детей историей своей Родины. Чтобы полюбить свою Родину, её хорошо надо узнать. Донская земля - наша малая родина. Она протянулась почти на 500 км с севера на юг и с запада на восток. У этой большой земли яркая и богатая история. Она знала нашествия кочевников, казачьи и крестьянские восстания. Много событий Великой Отечественной войны связано с историей донской земли. Здесь сложилась своеобразная культура, характерная для данного региона. Необходимо знакомить детей с историей далёкого прошлого нашего края, способствовать развитию познавательного интереса к истории своей семьи. Велика наша страна, и каждый уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история нашего государства. И чем лучше дети её будут знать, тем лучше и быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий свою Родину, не способен на предательство. Данный материал может использоваться на уроках истории, географии, литературы, технологии, внеклассных мероприятиях для учащихся 1-11 классов. Занятия можно проводить непосредственно в комнате казачьего быта.
Казачий быт.

Цель:
Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся через знакомство с предметами казачьего быта.
Задачи:
- познакомить детей с организацией внутреннего пространства казачьего дома; - формировать эмоционально – положительное отношение к предметам казачьего быта;
- дать представление о народных промыслах, познакомить с историей их возникновения; - воспитывать патриотизм, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию детей.
Учитель:
Если спросят сын иль дочка: «Кем мой прадед был, скажи?» Рассказать ведь им придётся, Лучше чётко, от души. И не мямлить, и не мяться Мол, не помню, хоть убей! Вот обязан ты заняться Родословною своей! Ведь не дань капризной моде Предков знать на 300 лет. Нет без прошлого сегодня, Без него и завтра нет! Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон, Ты кормилец наш, Дон Иванович! Донская земля! Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому, трудовому, творческому… Она знала нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города и станицы. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил корпуса заводов и фабрик. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, ещё счастливее жили люди. («Память о прошлом воспитывает поколения», «Без прошлого нет настоящего и будущего»). Если скажут слово родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот. У реки берёзка – скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног. У большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! З. Александрова. - Как ты понимаешь, что такое Родина? С чего она начинается для тебя? У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет. «Милая, родная донская степь. Я видел Кавказ и Карпаты, дунайскую равнину и волжский Плёс, отроги Урала, золотые пески Болгарии и озёрный край Моравии, но ничего не встретил ближе и дороже, чем эти неоглядные, изрезанные косыми балками, вздыбленные крутыми холмами, вроде бы и совсем неприметные места, где родился и рос. Уезжая за тридевять земель от родных мест, я всегда вспоминал степное разнотравье с пряным ароматом чебреца (его не спутаешь ни с чем другим на свете) и скупые краски этой степи…», - так пишет о своём крае наш земляк писатель В. Моложавенко. Да, действительно, без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание истории своего края, его прошлого помогает лучше ценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда, к культуре своего народа. (Звучит казачья песня, на её фоне учитель говорит) В низенькой светёлке со створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонёчек то совсем замрёт, То дрожащим светом стены обольёт. Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Шли столетия, а крестьянская изба (а на Дону – хата, курень) с её домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов. Осмотрите, ребята, внимательно нашу комнату. Знакомы ли вам находящиеся здесь предметы? (ответы детей) За всеми этими предметами скрывается интересная, познавательная жизнь простого казака. Эта наглядность собранных предметов помогает представить картину казачьего быта. Самым популярным материалом считалась издавна древесина. Дерево – один из наиболее распространённых материалов для изготовления посуды и утвари, для небогатых крестьянских и казачьих хозяйств. Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору, бересту, луб. В подклетях казачьих куреней, особенно на Нижнем Дону, в большом количестве можно было увидеть
плетёные корзинки, короба, сапетки, сундучки
. Эти бытовые изделия хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение. В них хранили зерно, рыбу, овощи. На обеденном столе самой почётной посудой с древних времён была солоница. Соль ценилась дорого, её берегли. Необходимость её в хозяйстве могла сравниться только с хлебом, что нашло отражение в ряде пословиц: «Хлеб-соль ешь, а правду режь», «Без соли, без хлеба – худая беседа». Вместе с караваем хлеба соль с солоницей участвовали в торжественных ритуалах, хлебом-солью встречали самых почётных гостей.
В каждой крестьянской семье хлеб ценился на вес золота, потому что хлеб был основной пищей простого труженика. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали и просили у него прощения. На свете я видел хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом. Он отдыхал, накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко. Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка: Ни крошки, ни корки – ломоть до конца. Большое распространение на Дону получает и глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место: ценились, прежде всего, её практические свойства. Её любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые – для молока, тёмные – для пива и кваса, с узким горлышком – для постного масла, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи. Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы и названия:
Кубышки
– узкогрудые посудины с широко раздутыми боками;
Махотки
– низкие кувшины с широким горлом, по-русски «крынка»;

Макитры
– большие широкие горшки;
Кувшины
– вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. Стены в куренях украшали коврами. У ковра стояли топчан или скамья, на которых спали. Гораздо позже появились кровати. Кровать стала украшением куреня. На ней была перина из пуха птиц. Застилали постель вязаными покрывалами или из ткани. Одеяла шили сами казачки из ваты или из
шерсти овец, а верх его был из цветных лоскутов (лоскутное одеяло). На кровати гора подушек под накидками. На спинке кровати – занавеска. Иконы. В казачьих куренях на самом почётном месте, в красном углу, были иконы, украшенные вышитыми рушниками, перед которыми висели лампадки. Икона – это образ Христа Спасителя, Его Пречистой Матери, ангелов или святых. Через икону мы общаемся с Тем, Кто изображён на ней. Поэтому, когда христиане с
глубоким благоговением молятся перед иконой и целуют её, то они обращаются не к доске, краскам и творчеству иконописца, но к Тому, о Ком икона свидетельствует. Священные изображения напоминают, что мы не одиноки, рядом – Бог и Его святые. Икона побуждает человека к общению с миром небесным, предостерегает от греха, приближает к познанию Всевышнего.
Заключение.
Итак, сегодня мы познакомились с особенностями народного крестьянского быта, традициями обустройства жилья. Узнали, как выглядят многие предметы народного быта. Многое уже ушло из нашего нынешнего обихода. Но мы должны с вами сохранить эти свидетельства о жизни наших предков. Этот уходящий мир тысячами нитей связан с днём сегодняшним. И без этих связей мы не ощущали бы себя россиянами, имеющими многовековую историю. «Плох тот человек, который не помнит, не ценит, не любит своей истории» (В.Васнецов). Не все экспонаты нашей музейной комнаты сегодня были охвачены нашими рассказами. А это значит, что у нас с вами, ребята, есть возможность ещё не один раз встретиться здесь и познакомиться с историей этих предметов. Но это будет уже другая история…
Используемая литература:
1. «История донского края» Н.В. Елжова, г. Волгодонск, 2006. 2. «Природа и история родного края», Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., «Издательство Баро-Пресс»,2003. 3. «Православная культура», Л.Л. Шевченко, Москва, 2010.