"Как было устроено общество в Древней Индии"

Автор: Ильина Анна Борисовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Приаргунская СОШ
Населённый пункт: поселок Приаргунск, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Как было устроено общество в Древней Индии"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка урока по истории древнего

мира «Как было устроено общество в древней Индии.

Новая религия» (в соответствии с ФГОС).

Тип урока
: изучение нового материала.
Цель урока
: формирование первоначальных представлений о кастовом устройстве индийского общества.
Задачи урока:
-продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, уметь работать с текстом документа, работать с исторической картой. -развивать мышление, наблюдение, творческое воображение учащихся; -расширить и дополнить представление школьников о древней Индии; -воспитать уважение к культурам других народов.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся: -определять место исторического события во времени; -использовать историческую карту как источник информации;- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов. Обучающиеся получат возможность научиться: -сопоставлять различные исторические источники, выявляя в них общее и различие. -высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия других обществ в мировой истории.
Основные понятия
: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.

Ресурсы для проведения урока
: учебник «История древнего мира», В.И. Уколова, Л.П. Маринович-М., Просвещение, 2012; историческая карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности», мультимедийная презентация «Индийские касты», рабочий лист обучающегося.
План урока.
1.Варны и касты. 2.Возникновение буддизма. Организационная структура урока. Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный
Проверяет готовность детей к уроку. Приветствие. Посадка Приветствуют учителя.
Актуализация

знаний по теме

«Ранние

цивилизации

Древней Индии».
В древности Индия славилась на весь мир как страна несметных богатств, удивительных чудес и ремесленных изделий. Давайте вспомним, что мы знаем об этой стране. Организует работу учащихся с картой. Расскажите и покажите на карте географическое положение Индии. На каком полуострове 1 ученик работает с картой у доски. Познавательные
находится Индия? Какой климат в Индии? Покажите самые полноводные реки Индии? На полуострове Индостан. Жаркий,тропический, влажный. Инд и Ганг. Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями древних индийцев. Кроме этого, Индия являлась страной, поделенной на касты. О том, что такое касты, какие категории жителей Индии принадлежали к различным кастам и почему мы узнаем сегодня на уроке. Записывает тему урока на доске. О чем мы сегодня будем говорить (исходя из темы урока)? Записывают тему в тетради. Высказывают свое мнение. Регулятивные Личностные
Изучение нового материала. Все общество в древней Индии делилось на особые разряды- варны. Оно делилось на сословия -варны (индийцы называют их джати, а европейцы - касты). Организует работу учащихся с историческим словарем. Организует работу учащихся в группах. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы(приложение1) Как объясняли индийцы их происхождение? Выступление ученика с опережающим заданием по вопросу «Возникновение буддизма». Ищут в словаре определение «варны», записывают в тетрадь. Читают текст, отвечают на вопросы. Работают в группах. Слушают, задают вопросы. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Закрепление изученного. Организует работу учащихся в парах. Выполняют задания на соответствие(см. приложение1.
Организует самостоятельную работу учащихся в тетради. Выполняют задание 1,стр.42 в р/т (см. приложение 2). Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. Проводит блиц-опрос: -на какие группы населения делилось общество в Древней Индии? -Мог ли человек перейти из одной касты в другую? -как, согласно воззрениям древних индийцев, появились индийские касты? -в чем главный смысл учения Будды? На слайде три смайлика С улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого (зеленый). Довольный – материал понял, но надо повторить (красный). Грустный – ничего не понял, материал сложный (синий). Отвечают на вопросы. Нарисуй смайлик, который соответствует уровню усвоения нового материала. Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Информация о домашнем задании. §23,задание 2 в р/т,стр.42-43, сообщение о Записывают д/з.
Конфуции.

Приложение 1
. Заполнить таблицу Работа по группам
Касты

Цвет

Основные

занятия
Жрецы (брахманы) Войны (кшатрии) Земледельцы (вайшьи) Слуги (шудры) Неприкасаемые V группа
Приложение 2
Найдите соответствие букв и цифр. А)Брахманы(жрецы) 1.Служили в армии и управляли страной Б)Кшатрии(воины) 2.Служили высшим кастам В)Вайшьи (крестьяне,торговцы и ремесленники) 3.Проводили религиозные ритуалы, вершили суд и проповедовали. Г)Шудры(слуги) 4.Городские жители этой касты занимались ремеслом и торговлей, а сельские работали в полях. Приложение 3
Прочитай «Гимн Пуруши». Допиши пропущенные слова. Вот Пуруша тысяченогий, Тысячеглавый, тысячеглазый, Землю кругом плотно облегший, Возвышался на десять пальцев. Нарекли его рот______________________________, Его руки стали------------------------------------------------, Его бедра назвали--------------------------------------------, Его ноги родили………………………………………. . Что запрещалось представителям любой касты? 2) Заявка на участие. Ильина Анна Борисовна, учитель МБОУ СОШ п.Приаргунск Название работы: «Как было устроено общество в древней Индии. Новая религия
»
Номинация: Методическая разработка