"Формирование интереса у старших подростков к танцевальной СУБ культуре, в процессе реализации образовательной программы"

Автор: Фефелов Сергей Леонидович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДОД "Радуга" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Формирование интереса у старших подростков к танцевальной СУБ культуре, в процессе реализации образовательной программы"
Дата публикации: 17.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей «Радуга» г. Перми
Методические рекомендации

«Формирование интереса у старших подростков к танцевальной

СУБ культуре, в процессе реализации образовательной программы»
Пермь, 2015 1 Фефелов Сергей Леонидович Специальность: «педагог дополнительного образования»

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………… 3 1.1.Теоретические основы формирования интереса к деятельности ………..…. 5 1.2. Уличные танцы, как средство формирования интереса к деятельности ....7 1.3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста, через призму танцевальной культуры …………………………………….……… 11 1.4. Характеристика молодежной танцевальной СУБ культуры …….….……..13 2.1. Мотивация к занятиям танцами в детском объединении «Импульс» …... 18 2.2. Результаты и анализ анкетирования мотивации к танцам у танцоров …….. 20 Заключение…………………………………………………………………...………23 Глоссарий ……………………………………………………………………………24 Литература …………………………………………………………………………..25 Приложения ………………………………………………………………………….27 2

Введение
По результатам исследования проводимого в России в 2013 году, было выявлено, что доминирующей ценностью танцоров является самостоятельность, что связано с необходимостью в самоконтроле и саморегуляции. Они стремятся быть неповторимыми и уникальными как в своей работе, так и в стиле поведения и имиджа. На втором месте по значимости стоит мотивационный тип – достижения. Для молодых танцоров очень важно стать замеченными, признанными в свое профессии. На третьем месте стоит щедрость, которая включает такие ценности как верность, полезность, ответственность, что отражает важность позитивного взаимодействия с друзьями, родными, своим коллективом [19]. Большинство детей приходят для занятий в танцевальное объединение в возрасте 6-7 лет по желанию родителей, и родители контролируют посещение занятий детьми и их результаты. Дети в младшем школьном возрасте охотно добиваются результатов стараясь «угодить» родителям. В подростковом возрасте контроль родителей ослабевает, и желание детей заниматься тоже, детям нужен стимул для занятий. В данный период особенно важно создавать у детей ситуацию успеха давая им понять их личные достижения. Очень важно в это время своевременно мотивировать подростка к занятиям современными танцами. В последнее время все больше детей являются «гиперактивными». Такие подростки тяготеют к танцевальной СУБ культуре, как активному времяпровождению, и педагогам нужно тоже быть мобильным, знать потребности современной молодежи и поддерживать интересы детей к занятиям танцами. Поэтому возникла необходимость создать рекомендации, которые будут помогать педагогам и тренерам по танцам, диагностировать мотивацию подростков заниматься танцами, и откорректировать программу так, чтобы сформировать у детей мотивации к занятиям. В данной работе рассматриваются вопросы диагностирования уровня мотивации и формирования интереса к танцевальной СУБ культуре у старших 3
подростков. Как известно, мотивацию нужно регулярно подпитывать и воспитывать в себе. Объект исследования: мотивация к занятиям танцами Предмет исследования: инновационные подходы повышения интереса учащихся Цель: разработка методических рекомендации по формированию у старших подростков, занимающихся в молодежных танцевальных объединениях, интереса к занятиям танцам.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по общей педагогике и возрастной психологии помогающей развить у подростка мотивации к занятиям танцами. 2. Изучить опыт педагогов и тренеров по развитию интереса к занятиям танцами. 3. Адаптировать и внедрить инновационный подход к организации деятельности в молодежном танцевальном объединении 4. Провести диагностирование и анализ результатов инновационных подходов в детском объединении. Танец для танцора – это способ познания себя и мира, постоянная возможность самовыражения, радость движения и общения с людьми. Педагог готов помочь танцорам быть более успешными в своем профессиональном становлении, наметить возможные способы разрешения проблем, с которыми приходится сталкиваться, помочь подросткам, подобрать подходящий вид танца и найти свой путь в танцевальной деятельности. Мотивация – это один из основных аспектов формирования успешности подростка в танцах. Результатом работы будет разработка рекомендаций для педагогов дополнительного образования, тренеров по танцам, которые помогут развить интерес к уличным танцам у подростков. 4

1.1.Теоретические основы формирования интереса к деятельности.
Интерес является одним из компонентов познавательной и двигательной активности школьников. Само понятие интерес трактуется в психолого- педагогической литературе по-разному. Одни отождествляют его с направленностью личности в целом, другие сближают с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Так, например, интерес есть не более чем явление, сущность и основание которого ещё должны быть найдены. Следовательно, мотивация есть основа, источник в познании, а интерес - следствие и проявление процессов, происходящих в ней. Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса) [18]. Ананьев Б.Г. определяет интерес как избирательную направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира В.Н. Мясищев считает, что интерес - это тенденция, стремление, потребность личности заниматься данной деятельностью, которая приносит удовлетворение. По мнению В. Г. Иванова, интерес является побудителем активности личности, под влиянием которого процесс ускоряется, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Леонтьев А. Н. определяет интерес как избирательное отношение к окружающему миру и его явлениям. Напротив, Рубинштейн А. Н. считает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, т. е. вне общественной среды, вне деятельности интерес развиваться не может [18]. Интерес не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и 5
является основанием столь побуждающего влияния интереса на развитие различных психических процессов (памяти, внимания, воображения). Интерес как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщает «особую теплоту» их протекания, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину. Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы: - обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей среды. - возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности. - системой обучения и воспитания формировать целенаправленный интерес. Интересы человека — это не врождённые свойства личности, а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности. Интерес всегда имеет определённую предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. 6

1.2.

Уличные танцы, как средство формирования интереса к деятельности.
В современной системе дополнительного образования детей провозглашены приоритеты - формирование здорового образа жизни, саморазвитие личности, создание условий для творчества. Приход ребенка в творческое объединение по интересам зависит от его желания, добровольного выбора, мотивации и самоопределения. Уличные танцы – такое же обобщающее понятие, как танцы народные. Для того, чтобы танцевать уличные танцы необходимо всего одно условие – чувствовать жизнь и ритм улиц. Уличные танцы объединяют несколько стилей, которые зародились вне стен танцевальных студий. А точнее, современные уличные танцы – это миксы из разных стилей - хип- хоп, хаус, локинг, поппинг, рагга данс, нью-стайл, нью-эйдж, брейк данс, электрик-буги, крамп, и прочих. Модное и признанное в современном обществе течение брейк-данс (ломанный танец), который объединяет в себе танец, спорт, акробатику, хореографию и общение равных. Уличные танцы зародились в 70-х годах прошлого столетия в бедных кварталах Нью-Йорка и Лос-Анжелеса. Именно в Бронксе (Нью-Йорк) 7
образовалась основная хип-хоп платформа, на которой в дальнейшем возникали и развивались все уличные танцы[16]. Площадкой для тренировок танцоров служили листы оргалита (Древесно Стружечные Плиты), разложенные прямо на улицах. Молодые люди становились в кружок вокруг этой спонтанной микросцены и по очереди показывали друзьям свои наработки, с азартом осваивали довольно сложные, насыщенные акробатикой уличные танцы. Постепенно, стихийные группы объединялись, обменивались опытом, открывали новичкам секреты мастерства. Старшие обучали младших, уберегая их от ошибок, приводящих к серьезным травмам. На тех же листах ДСП демонстрировались уже отточенные уличные танцы. Энергетика выступлений была настолько высока, что окружающие смотрели на них с восхищением, а иногда и с опаской. С опаской, потому что уличные танцы зарождались, как единственный доступный способ выплеснуть эмоции (в том числе и негативные), выразить свое отношение к миру и показать свою принадлежность к тем улицам, из которых вышли танцоры. И, поскольку мир этот был враждебен, улицы неблагополучны, расовая дискриминация и унижение «черных» глобальны, то и многие уличные танцы были весьма агрессивны. Так как уличные танцы включают в себя большое количество танцевальных направлений, занятия уличными танцами позволяют при достаточной физической и акробатической подготовленности подростков разнообразить деятельность коллектива. Интерес к танцевальной деятельности формируется:  круга интересов ребенка, в занятиях уличными танцами учитываются многие увлечения детей различными танцевальными и спортивными направлениями;  степени интереса к деятельности – уличные танцы - это очень популярное направление и подростки, зачастую, видя танцы по телевизору, проявляют большое желание к подражанию;  продолжительности интереса к деятельности - при занятиях уличными танцами есть возможность заинтересовать детей различными танцевальными 8
направлениями, включение в создание танцевального номера и вовлечение в социальную деятельность;  проявления активности для удовлетворения интереса – при создании танцевального номера возможна вариативность и в данный момент дети могут выступать хореографами и принять участие в создании номера, а это помогает заинтересовать детей к деятельности;  сознательности или случайности, преднамеренности интереса (мотивированности), каждый ребенок может себя выразить в современных танцах и принять участие в конкурсе или соревнованиях по танцам; Главный секрет популярности уличных танцев прост - доступность в любом месте и в любое время . Уличные танцы исполняются на любой открытой площадке, в метро, во дворах, в манежах, гаражах, на спортивных площадках. Для них не нужно специальное оборудование, только собственное умение и определенное отношение к жизни. Кроме того, уличные танцы – это отличная альтернатива спорту для тех, кто желает поддерживать хорошую форму, но не хочет связывать себя постоянными физическими нагрузками. Поскольку практически все уличные танцы энергичны и насыщены акробатическими элементами, танцор легко поддерживает идеальную форму, при этом занимаясь любимым делом. Вопреки впечатлению, уличные танцы не имеют возрастного ценза. Своей популярностью уличные танцы обязаны в основном студентам и школьникам, но такие направления, как тектоник, локинг, хаус и брейк данс с удовольствием осваиваются и более взрослыми людьми, и, мало того, позволяют им формировать особую «молодую» философию сознания. Своей популярностью уличные танцы принадлежат к народному искусству . Уличные танцы, близки народу и потому так активно преподаются сейчас во всех школах и танцевальных студиях. Современные уличные танцы многообразны и не ограниченны четким стилем. Возможность бесконечной импровизации и бесчисленное множество комбинаций стилей ориентируют танцы, как на парней, так и на девушек. Никакой дискриминации полов, полное равноправие. 9
Еще одна яркая черта, дающая уличным танцам большое преимущество – отличный способ выразить свой творческий потенциал для каждой личности. На улице нет хореографов, которые загоняют в рамки стиля. Здесь царит самореализация и полное раскрепощение. Уличные танцы позволяют реализовать свои эмоции, контактировать и заигрывать с публикой и другими танцорами. И, наконец, уличные танцы – это мирный соревновательный процесс . Борьба за лидерство происходит в форме баттлов и не оставляет равнодушным даже тех, кто не интересуется танцами. 10

1.3.

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста,

через призму танцевальной культуры.
В старшие школьные годы молодые люди, зажатые в кольцо физиологической революцией (половое созревание) и неопределенностью будущих взрослых ролей, полностью заняты своими «чудаковатыми» попытками создать подростковую субкультуру. Они иногда болезненно, а часто, на посторонний взгляд, странно озабочены тем, как они выглядят в глазах других в сравнении с тем, как он себя ощущают, а также вопросом, как связать освоенные ими в детстве роли и умения с сегодняшними идеалами. В своих попытках освоить новую реальность подростки должны попытаться вновь разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя ориентиры для окончательного выбора - устойчивых идолов и идеалов. Поскольку на более ранних стадиях они ощущали прежде всего потребность в доверии к себе и к другим, то подросток особенно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить, что означает также, что оказавшиеся в этой роли люди должны доказать, что они заслуживают доверия. Одновременно, тот же подросток боится простодушного, доверчивого общения и выражает свою потребность в вере громким и циничным недоверием. Также если на более ранней стадии (в конце младшего школьного возраста) ребенок привык определять свое поведение тем, чего он свободно желает, то подросток ищет возможности свободно выбирать один из подходящих и неизбежных путей исполнения своих обязанностей, и в то же время смертельно боятся быть насильно вовлеченными в деятельность, где он будет чувствовать себя посмешищем или ощущать неуверенность в своих силах. Он скорее будет поступать вопреки мнению старших, чем позволит принудить себя к активности, позорной в его собственных глазах или глазах сверстников[13]. Уличные танцы это самый безобидный способ для подростка выплеснуть эмоции, выразить свое отношение к миру и показать свою позицию протеста. Многие дети приходят на занятия уличными танцами, демонстрируя свое пренебрежение к традиционному обучению. Зачастую в начале деятельности эти 11
эмоции носят агрессивный характер, по мере взросления подростка эмоции «уходят в танец». Уличные танцы помогают найти связь поколений, старшие обучают младших, уберегают их от ошибок, оберегают от травм. В неформальной обстановке происходит общение взрослых и детей и в деятельности происходит обучение. Здесь нет традиционной системы образования, происходит внедрение деятельностного подхода. Энергетика на данных занятиях настолько высока, что многие дети притягиваются как магнитом к этому танцевальному направлению, многие приходят раз и навсегда [16]. Современная музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции - радость, удовольствие, драйв. 12

1.4.

Характеристика молодежной танцевальной СУБ культуры.
Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации [20]. Понятие молодежных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи — таким образом, понятие "субкультура" связалось с понятием "культурная парадигма", то есть тот набор представлений и правил, который дает своего рода матрицу поведения в разных ситуациях . Однако изучая эту матрицу, ученые натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее самоочевидными. Например, английский ученый Грант Мак-Крекен в получившей широкую известность книге "Паводок: культура, рожденная сумятицей" ("Plenitude: Culture by Commotion"), описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил 13
он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а все остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения т.п.) — это всего лишь "обезьянничанье", необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодежной культуре как о естественной последовательности[20]. Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей Sue Widdicombe and Robin Wooffit "Язык молодежных субкультур: социальная идентификация в действии" (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвященных молодежным субкультурам — англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге "Противостояние через ритуалы: молодежные субкультуры в послевоенной Британии", вышедшей в Лондоне в 1976 г. Виды субкультур Рассмотрим характеристики молодежной субкультуры Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 14
1. Живопись/дизайн — "Граффити" ("Graffity" — "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль — "Брейк-данс" ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа — спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль — "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп). В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной танцевальной культуры и стилистически представлен множеством направлений[16]. Крамп – это агрессивный и мощный стиль, который позволяет «выпустить пар», не сдерживая себя «высказать» недружелюбному миру все, что думаешь о нем. Это танцевальный ураган, рождающий из негативных эмоций чистый позитив. Крамп - уличный танец, который направлен на выплеск агрессии в мирное русло. Бурные, гиперскоростные и отрывистые движения, частые прыжки и физический контакт с партнерами формируют характер танца, похожего на драку. Крамп-баттл с участием нескольких танцоров посторонними 15
зрителями часто и принимается за драку, и даже может вызвать появление полиции. И все же, крамп - это особая философия избавления от злости , направленная на трансформацию накопившегося негатива, разочарования в окружающем мире в позитивную энергию, дающую силы. Такие уличные танцы, как крамп, конечно, экстремальны, но, в то же время, отражают всю страсть современной жизни и позволяют дышать полной грудью. Более известные нам уличные танцы – брейк-данс и стиль футворк выросли на базе би-боинга (который с легкой руки СМИ и получил название «брейк»). Брейк «опустился» на пол, положив начало развитию footwork. Долгое время футворк был сплошной импровизацией. Однако, очень скоро наработал набор базовых движений и приобрел узнаваемый стиль с чередой красивых и сложных комбинаций. Модное и признанное в современном обществе течение брейк-данс (ломанный танец), который объединяет в себе танец, спорт, акробатику, хореографию и общение равных. Брейк-данс – это экстремальный вид танца, один из самых распространенных направлений хип-хоп в культуре среди детей и подростков. Эта особая культура – культура уличного танца. О хип-хопе сказано уже очень много, и в России им так же увлечены, как и на Западе. А вот уличные танцы C-Walk и Джерк пока еще остаются для нас экзотикой, хотя в США и Европе они безумно популярны среди молодежи. Танец ориентирован на виртуозную работу стоп и беспрерывную импровизацию. C- Walk весьма узнаваем. Для его техники характерно соблюдение углов между стопами в 90 градусов. Углы соблюдаются при движении в любом направлении, независимо от медленного или быстрого исполнении танца. Танцоры используют одежду больших размеров: широкие джинсы, кроссовки, кепка или бандана, повернутая налево, белые футболки и клетчатые рубашки, надетые поверх футболок и застегнутые на одну верхнюю пуговицу. C-Walk внес свои базовые движения и в хип-хоп. В конце 90-х стал «добропорядочным» заводным уличным танцем. Американский штат Калифорния также оказался плодовит на уличные танцы. Из Калифорнии по миру стремительно «покатился» Джерк. Джеркеры за основу взяли классический хип-хоп 80-х, но выстроили свою философию, где 16
культивируется яркий стиль жизни, характерный внешний вид и одежда. Джерк часто называют клоном тектоника, но это вполне самостоятельное направление. Джеркеры считают, что мода давно уже «перешагнула» широкие штаны и гангстерский вид. Они носят яркие аксессуары, прически в стиле панк и чрезвычайно узкие джинсы. Джерк кричит об уверенности в себе. Его движения столь разнообразны, что описать танец довольно сложно. Джерк – это кувырки через себя и партнера, полушпагаты, танец вприсядку, замирание в акробатической невесомости, высокие прыжки. Это танец имеет яркий антураж и совершенно неагрессивен, за что в противовес гангста-рэпу получил название «тихой революции» для молодежи. Паппинг [ (пап; от англ. Poppin') — стиль танца, основанный на сокращении мышц, создающий эффект резкого вздрагивания в теле танцора — пап или хит. Это делается непрерывно в ритме музыки в сочетании с различными движениями и позами. Танцор, исполняющий паппинг, называется паппером. Паппинг в России долгое время неверно назывался «верхний брейк-данс» . Паппинг также используется как общий термин для группы родственных стилей, которые часто объединяются с паппингом, чтобы создать большее разнообразие в исполнении. Как и другие уличные танцы, паппинг часто используется в баттлах, призванных доказать своё преимущество перед другими танцорами на публике. Соревнования дают пространство для импровизации и движения, которые редко встречаются в выступлениях и на шоу, такие как взаимодействие с соперником и публикой. Хип-хоп культура очень интересна и оригинальна. Молодежь, которая является частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры [20]. 17

Глава 2. Анализ программы детского объединения «Импульс»
В основе деятельности детского объединения «Импульс» лежит уличный танец танца. Брейк-данс (от англ. break – ломаный танец) - является ярким, зажигательным и энергичным танцем с элементами акробатики, гимнастики, легкой и тяжелой атлетики. Распространен среди сегодняшней молодежи, как экстремальный вид танца. Брейк входит в так называемую, распространенную среди молодых людей, культуру «хип–хоп». Образовательная программа «Импульс» синтезирует в себе: художественную, спортивно-оздоровительную, культурологическую направленности. Специфика программы заключается в интеграции современных направлений танцевальных направлений, изучение акробатических элементов и ди-джеинга. Это удовлетворяет потребности и запросы современных подростков, обеспечивает популярность программы. Кроме того, программа «Импульс» предполагает большую социальную работу среди детей и подростков города Перми по пропаганде здорового образа жизни, воплощения идей активного отдыха и организации досуга Новизна программы «Импульс» состоит в том, что это, первая попытка Центра дополнительного образования для детей разработать целостную образовательную программу по обучению уличному танцу. В данной программе представлен выбор танцевальных направлений в хип-хоп культуре, выбор осуществляется по предпочтениям подростков. При достаточной физической и акробатической подготовленности подростков в рамках программы возможно применение на практике большого количества танцевальных направлений, тем самым разнообразить деятельность коллектива. Программа учитывает интересы и потребности подростков для этого необходимо изучить мотивацию подростков к занятиям танцами. В рамках данной программы проведены диагностики мотивации к танцевальной деятельности. Самый простой вариант узнать мотивацию к занятиям у детей - прямо спросить у подростка «почему» или «ради чего» он 18
занимается танцами. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т.д. Но данный способ, зачастую не подходит подросткам, так как не все мотивы являются осознанными, ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Ребенок часто стремиться к социально одобряемым ответам, т.е. на его ответы сильно влияет фактор социальной желательности. Некоторые конкретные методики диагностики мотивации можно найти в литературе. Методики, которые чаще всего используются для выявления мотивации, - это ТАТ Г. Мюррея, в России одна из модификаций ТАТ диагностика созданная Е.Т. Соколовой (1982). Данные методики не удобны из-за большого объема работы при обрабатывании результатов. Были выбраны методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [2] рассчитанная на подростков с 11 лет и старше и методика Орлова Ю.М. - Тест - опросник «Потребность в достижении цели» [11] . Также применялся метод наблюдения и отслеживания результатов. Под мотивацией понимается желание тренироваться, желание достигать результата, желание делать спортивную карьеру и желание эффективно решать текущие проблемы и задачи, неизбежно возникающие на этом пути. Все то, что определяет, насколько танцоры готовы отдаваться тренировочному процессу и танцевальной карьере всерьез. Мотивация определяет успешность или не успешность танцора. Иногда педагоги принимают низкую мотивацию танцора за отсутствие у танцора условий для эффективных занятий, думая, что мотивация есть, но условия не позволяют. Это такие условия, как большая учебная нагрузка в школе, отсутствие денег, некому привезти на занятия и так далее. В связи с этим стоит очередь озвучить настоящие признаки низкой мотивации танцора, которые помогут вам видеть, что происходит на самом деле с вашими танцорами. Самое простое правило, позволяющее отследить разницу между мотивированным танцором и немотивированным – это известная поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет причины». Другими 19
словами, если вы видите очень много причин, по которым танцор не может выполнять тренировочные требования и заниматься в необходимом режиме – это означает, что у него низкая мотивация. И наоборот: мотивированные танцоры, и их родители, находят возможность танцевать в самых сложных условиях. Итак, вот те признаки, по которым мы можем говорить о немотивированности танцоров:  танцор плохо слышит ваши слова, либо слышит с опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Это так же может означать, что его мотивация танцевать связана не с тем, чтобы он любит танцевальный спорт, а, скорее, с тем, что он любит то, что дает танцевальный спорт: престиж, высокую оценку окружающих, особое мнение значимых для него людей;  движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет;  танцор не задает уточняющих вопросов (это может происходить и по другой причине – из-за желания танцора казаться очень понятливым, умным, продвинутым);  танцор регулярно опаздывает на занятия;  забывчивость танцора, проявляющаяся как в танцевальной информации, так и в других явлениях: забывание тренировочных вещей, тренировочных заданий, правил поведения и так далее;  и другие причины, из-за которых танцор якобы не может выйти на турнир, прийти на тренировку, выполнить тренировочное требование и так далее. Если вы видите наличие в поведении танцора вышеперечисленных признаков – это точно означает низкую мотивацию танцора. Развивая мотивацию к танцевальной деятельности на протяжении всех лет обучения по программе, работая с родителями и танцорами педагог формирует личность выпускника с активной жизненной позицией, имеющего интерес и желание в дальнейшем заниматься танцами. 20

2.2. Результаты и анализ анкетирования мотивации к танцам у

танцоров.
В объединении «Брейк – данс» были проведены диагностики мотивации к танцевальной СУБ культуре по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и методике Орлова Ю.М. - Тест - опросник «Потребность в достижении цели». Также применялся метод наблюдения. Данное тестирование было проведено в объединении «Импульс» в 2014- 2015 учебном году в тогда смена танцевальных направлений не происходила, , дети занимались по программе «Брейк-данс» получились следующие результаты: По данной диаграмме мы видим: что у детей мотивация к занятиям медленно падает, по данным результатам педагог решил дополнить танцевальные занятия уличными танцами. В диагностике принимали участие 21 подросток 2-4 года обучения, были получены следующие результаты дети отвечали на 41 вопрос и определялся уровень мотивации к успеху: низкая мотивация к успеху; средний уровень мотивации; умеренно высокий уровень мотивации; слишком высокий уровень мотивации к успеху. С этими детьми смена танцевальных направлений на занятиях происходила примерно один раз в месяц. Диагностика проводилась на протяжении 3 месяцев один раз в месяц. по итогам были составлены следующие диаграммы, показывающие изменение уровня мотивации в объединении в целом. По итогам проведения диагностики Т.Элерса (приложение 1), 21
Вывод: уменьшился уровень детей с низкой мотивацией к занятиям танцами и повысилось количество детей с умерено высокой мотивацией у подростков по сравнению с прошлым годом. Можем предположить, что инновационный подход в программе помогает мотивировать детей к танцевальной деятельности. Диагностика по методике Орлова Ю.М. - Тест - опросник «Потребность в достижении цели» (приложение 2) где подросткам было предложено 23 утверждения. Показала следующие результаты: По данной диаграмме прослеживается снижение количества подростков с низким уровнем достижения целей и повышается количество с высокой, повышенной и средней потребностью к достижению цели. Аналогичный тест - опросник был проведен в объединении в прошлом году, в когда не происходила смена танцевальных направлений, и результаты показали, что у подростков потребность в достижении цели понижается. 22
Кроме того проводилось наблюдение за детьми и диагностировалась мотивация к занятиям танцами, данные заносились в таблицу «Уровни проявления мотивации к занятиям танцами» (Приложение 3). Ф.И.О. Отзывчивость на слова педагога Движения тела Уточнение заданий Опоздания. Забывчивость Другие причины. итого 1. 2. 3. С помощью данных диагностик педагог может определить уровень мотивации к танцам и уровень потребности к достижению цели у подростков, своевременно, осуществить индивидуальный подход к подростку и скорректировать программу, например, включив иные танцевальные направления. 23

Заключение
Современным подросткам важно предложить такие формы работы, которые помогли бы самоутвердиться, самореализоваться в креативном процессе, дали возможность испытывать новые чувства, узнавать собственное «Я» и его возможности. Один из способов это интеграционный подход и обновление содержании программ в соответствии с требованиями времени и потребностями подростков. В данной работе широко представлены показатели мотивации к танцевальной деятельности и даны рекомендации по закреплению и развитию интереса к танцам и потребности к регулярным занятиям. Изучен опыт педагогов и тренеров по развитию интереса к занятиям танцами. Адаптирован и внедрен инновационный подход к организации деятельности в молодежном танцевальном объединении Проведено диагностирование и проанализированы результата инновационного подхода при организации учебной деятельности. Разработаны рекомендации для педагогов танцевальных объединений и тренеров по танцам по развитию интереса к танцевальным СУБ культурам. Подобраны методики диагностики мотивации и потребности к достижению цели у подростков. Экспериментально доказано о положительном результате применения нового опыта работы. Данная разработка поможет педагогам своевременно скорректировать программу и сделать ее интересной для детей и себя. По итогам реализации программы у педагога будут поставлены несколько танцевальных номеров различного направления, что позволит разнообразить репертуар объединения. 24
25

Литература
1. Аваткова, И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь / И. Аваткова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 2. Бодалев А. А. Столин В. В. Аванесов В. С. Общая психодиагностика М. 1872. 3. Венгер, А. Психологическое консультирование и диагностика: в 2-х ч. / А. Венгер. – М.: Генезис, 2007. 4. Гогоберидзе, А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студентов: учебно-методическое пособие / А. Гогоберидзе, В. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. 5. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 6. Коробкова В.В. Формирование готовности подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности. Учебное пособие., Пермь. 2001. 7. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи. – М., 2004. 8. Кох И.Э. Основы сценического движения.- М., 1986 9. Личностно-ориентированное обучение. Хрестоматия: для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. – М.: Изд-во современного гуманитарного университета, 2005. 10.Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. – М., 1999. 11.Общая психология. Тексты: в 3-х т. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2006. 12.Скляренко, В. Школа Брейк Данса / В.М. Скляренко. – М., 2007. 13.Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М., Знание, 1991. 14.Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений., - М., «Академия». 15.Щуркова, Н. Педагогическая технология / Н. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 16. Приложение 1.
Методика диагностики личности

на мотивацию к успеху Т. Элерса

Возраст
применения: с 11 лет и старше
Инструкция:
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».
Вопросы

.
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 26
8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. 11. Усердие – это не основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что-то не ПОЛУЧАЕТСЯ , я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые но загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
КЛЮЧ
Вы получили по 1 баллу за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1,11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.
Результат.
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху. Приложение 2.
Методика Орлова Ю.М.

Тест - опросник Потребность в достижении цели.

Возраст: с 13 лет и старше

Время проведения: 10-15 минут

Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с высказыванием, то рядом с его номером напишите "да" или поставьте знак "+", если не согласны - "нет" ("-").
Опросник.
1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета. 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. 3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. 27
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. 10. Мои близкие считают меня ленивым. 11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам. 12. Терпения во мне больше, чем способностей. 13. Мои родители слишком строго контролировали меня. 14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. 15. Думаю, что я уверенный в себе человек. 16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. 17. Я усердный человек. 18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. 19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях. 20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. 22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. 23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.
Ключ к тесту - опроснику Орлова.
ответы " Да" ("+") на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23; ответы "Нет" ("-") на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.
Обработка результатов.
За каждый ответ совпадающие с ключом ставится 1 балл, ответы суммируются.
Интерпретация и расшифровка методики Орлова.
0 - 6 баллов - низкая потребность в достижениях. 7 - 9 баллов - пониженная потребность в достижениях. 10 - 15 баллов - средняя потребность в достижениях. 16 - 18 баллов - повышенная потребность в достижениях. 19 - 23 баллов - высокая потребность в достижениях.
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:
 настойчивостью в достижении своих целей  неудовлетворенностью достигнутым  постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше  склонностью сильно увлекаться работой  стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха  неспособностью плохо работать  потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел  отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ними пережили успех и достижение результата  неудовлетворенностью легким успехом и неожиданной легкостью задачи  готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.
Опросник потребности в достижении (Ю. М.Орловой)
Бланк тестируемого ___________________________________Дата_____________ ? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Да Нет 28
Приложение 3. «Уровни проявления мотивации к занятиям танцами» Низкий Танцор плохо слышит ваши слова, либо слышит с опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет. Танцор не задает уточняющих вопросов (это может происходить и по другой причине – из-за желания танцора казаться очень понятливым, умным, продвинутым). Танцор регулярно опаздывает на занятия. Забывчивость танцора, проявляющаяся как в танцевальной информации, так и в других явлениях: забывание тренировочных вещей, тренировочных заданий, правил поведения и так далее. И другие причины, из-за которых танцор якобы не может выйти на турнир, прийти на тренировку, выполнить тренировочное требование и так далее. Средний Танцор не всегда слышит ваши слова, отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Движения танцора не активны, слабый уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет. Танцор иногда задает уточняющие вопросы Танцор редко опаздывает на занятия. Иногда не собранность танцора на занятии, отвлеченность от темы. Присутствуют иные причины для невыполнения задания Высокий Танцор слышит ваши слова, не отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Движения танцора активны высокий уровень энергии в теле – самый верный признак высокой мотивации. Танцор задает уточняющие вопросы Танцор не опаздывает на занятия. Танцор собран и применяет полученные знания Отсутствие причин для невыполнения задания 29