"Развитие универсальных учебных действий кадет в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности с целью повышения мотивации к предмету биология"

Автор: Палаева Инна Геннадиевна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие универсальных учебных действий кадет в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности с целью повышения мотивации к предмету биология"
Дата публикации: 18.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие универсальных учебных действий кадет в процессе проектной и

учебно-исследовательской деятельности с целью повышения мотивации к

предмету биология
Палаева И.Г., преподаватель биологии ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» Россия, Оренбург, e-mail: Inna.Palaeva@mail Чем дольше я работаю в школе, тем больше я уверена, что главной проблемой обучения является поиск новых методов, форм и приёмов обучения, которые направлены на достижение кадетом понимания изу чаемого им учебного материала. Для чего это необходимо кадету: 1. адаптироваться к некоторым простейшим жизненным ситуациям; 2. уметь самостоятельно находить и применять полученные знания; 3. быть успешным. Внедрение новых
Федеральных государственных
образовательных
стандартов
(
ФГОС
) для среднего и старшего звена требует от выпускника мобильности, креативности, способности применять свои знания на практике, умение мыслить и мыслить нестандартно. Все это требует ухода от привычной структуры урока. Уровень сформированности общеучебных умений находит отражение в Требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса. Развитие УУД составляет психологическую основу успешности усвоения кадетами предметного содержания учебной дисциплины–биологии. Формируя УУД, я вовлекаю кадет в проектно-исследовательскую форму работы на уроках и во внеурочное время, с целью повышения мотивации к предмету. Главное для меня – спроектировать обучение так, чтобы не 1
утратилась основная черта исследовательского поведения ребят – поисковая активность, не потерялась способность самостоятельно мыслить. Именно поэтому организация исследовательской деятельности, обучение кадет умениям и навыкам исследовательского поиска является важнейшей задачей в проектировании инновационного образовательного пространства училища. «С чего начинается наука? Кто первый ученый? Может быть Аристотель, с упоминания имени которого почти каждый серьёзный научный труд. Или Платон? Но, наверное, и они у кого-то учились… Много-много лет назад человек, который может, в шкурах ещё ходил и не умел добывать огонь, поднял глаза в небо и задумался. Почему каждый день выходит солнце? Что из себя представляют звёзды? Почему воды реки непрерывно текут в море и никогда не иссякают? Может быть, это он был первым? Он, придумавший потом себе богов, которые помогли ответить ему на его многочисленные вопросы? Помогли, но не избавили от сомнений. И вопросы множились, множились, множились… Человек повзрослел, скинул с себя шкуру, оделся в меха и спрятался в каменных джунглях. А вопросы остались. Потому что осталось человеческое любопытство. Потому что осталось потребность заглянуть за грань понятного и обжитого пространства. А всё началось с простого вопроса: «Почему?» Вот и я задаю себе вопрос: «Почему на хлебе появляется плесень? И откуда она берётся? Чтобы найти ответы на эти вопросы я решил заняться исследованием». Так рассуждают мои кадеты, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы. Одно из таких рассуждений привело Василива Ярослава к своему первому исследованию. Важно всегда помнить о возрастных особенностях кадет, поэтому учебно- исследовательскую деятельность провожу поэтапно. В процессе организации исследовательской деятельности первостепенное внимание уделяется мотивации, исследовательской инициативности, в основе которой лежит детская любознательность. Важно 2
пробудить в душе ребенка желание самостоятельно найти ответ на возникающие вопросы. Однажды, такой вопрос возник у кадета Саутина Максима «Почему в аквариуме вода со временем становится мутной?» Работая, вместе, сообща провели исследования и обнаружили в водной среде одноклеточных водорослей-хламидомонад. Именно они стали объектом последующих открытий ребенка в области биологии. Максим не только научился ухаживать за аквариумом, но и дает теперь рекомендации всем ребятам, как правильно содержать рыбок в аквариуме. Нельзя не отметить важность личностно-ориентированного подхода к обучению кадет, позволяющего раскрыть способности каждого ребенка, учесть особенности его психического развития – память, внимание, мышление…. С этой целью я провожу упражнения на запоминание органов и систем органов растений и животных, составление кластеров, самостоятельная постановка целей и задач урока. Кадеты с удовольствием работают с моделями организмов представленные по ботанике, зоологии, анатомии. И уже основываясь на полученных данных, продолжаю развивать способности детей в тех или иных областях знаний. Ценность научных творческих работ не только в удовлетворении интересов ребенка, но и в том, что, занимаясь ими, приобретаются бесценные знания и умения работы с различными источниками информации, идет активный процесс общения. Кадеты учатся правильно излагать свои мысли, делятся знаниями, своим примером активизируют познавательную деятельность сверстников и повышают интерес к предмету. Примером служат уроки биологии в 7 классе «Многообразие живых организмов». Ребята с удовольствием выполняют творческие задания по основным царствам живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные, вирусы. Самостоятельно ищут материал о живых объектах, готовят презентации, сообщения. Кадеты знают критерии оценивания творческих заданий, а именно, если материал 3
прочитывается- уровень «3», с элементами чтения –уровень «4», полностью излагается материал –уровень «5». Каждый стремится получить высокий балл. В рамках изучения биологии особое внимание уделяется: развитию исследовательских умений воспитанников, как построение гипотез; планирование; организация наблюдений; сбор и обработка информации; использование и преобразование информации для получения новых заключений; интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, а также сотрудничество и самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний, которые помогают осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формированию творческой личности. Для меня, как педагога важно, чтобы этот процесс носил целенаправленный и систематический характер. Важную роль в этом играет применение технологии организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с использованием игровых, проблемных и эвристических методов обучения. Нам помогают современные информационно-коммуникационные технологии. Именно ИКТ позволяют постоянно совершенствовать организацию исследований, глубже познавать загадочный окружающий нас мир! В Оренбургском президентском кадетском училище имеется замечательная материальная база для проведения исследования как на уроках, так и во внеурочное время. Это и компьютеры с проекционными устройствами, интерактивные доски, микролаборатории, цифровая камера для микроскопа. Цифровой микроскоп сочетает в себе световой микроскоп и цифровую камеру, оптическая ось которой совпадает с оптической осью микроскопа. Световой микроскоп можно использовать и без камеры, которая устанавливается на место окуляра после настройки изображения. Камера имеет подключение к USB порту компьютера. Какие возможности открывает использование цифрового микроскопа?  Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом зелёного барабана) 4
 Использовать в качестве исследуемых равно как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные  Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик  Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы  Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера  Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час. Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее. Собирать из полученных результатов фото- и видео-съёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера  Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах: 9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4  Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране. Работа с микроскопом – один из самых любимых видов деятельности в моей практике, да и у ребят любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает урок еще более ярким, интересным. При выполнении лабораторной работы с традиционным микроскопом отсутствует возможность понять, что видят ребята. Эта проблема, с которой сталкивается преподаватель в 5
своей профессиональной деятельности. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения попадает либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина или просто пылинка. В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение– лучшие помощники. Считаем, что система подобных уроков-исследований, позволяет развивать исследовательские умения воспитанников как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ребятам материале и соответствующие этапам учебного исследования. Список использованной литературы 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000. 2. Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996. 3. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1997. 4. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М., 1985. 5. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. 6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005. 6