"Качество образования - качество жизни"

Автор: Потапова Илона Ильмаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МАДК им. А.А.Николаева
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Эссе
Тема: "Качество образования - качество жизни"
Дата публикации: 18.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Качество образования - качество жизни
Что такое качество жизни и как оно зависит от качества образования? На первый взгляд достаточно простой вопрос. И на него напрашивается такой же простой ответ – чем более образован человек, чем выше качество его образования, тем – выше качество его жизни. Но возможно ли провести такую прямую аналогию? Что мы вкладываем в понятие качество жизни? Высокий доход, позволяющий реализовывать самые разнообразные материальные потребности и желания… Духовное и нравственное развитие, достижение и реализация высших человеческих потребностей (по А. Маслоу), самореализация… Карьерный рост в области предпринимательства или в государственной сфере, предполагающий достижение руководящих постов в управлении бизнесом, экономикой или политикой страны… А может, качество жизни сочетает в себе все эти понятия? И только для каждого человека приоритетным становится какая-то одна линия, на которую он направляет все свои силы, умения и знания. Мне нравятся следующие определения качества образования: качество образования это мера соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства; качество образования это новое качество жизни, которое предстоит создать новым поколениям. В масштабах государства эта проблема приобрела поистине глобальный аспект, поэтому произошел переход на новые образовательные стандарты и в общеобразовательной школе, и в профессиональных образовательных учреждениях. Принятая в сентябре 2011 года Правительством Москвы государственная программа «Столичное образование» стала инструментом развития московского образования. Её цель – создание условий для личной успешности каждого обучающегося москвича. Москва всегда большое внимание уделяла образованию. Здесь самая развитая инфраструктура. Кроме того, Москва, как международный финансовый центр, имеет население,
запросы и потребности которого в отношении образования крайне дифференцированы. В этой связи – четкое и понятное для всех определение – что является качественным образованием – вопрос не только собственно образования, но и отношения общества к образованию, как неотъемлемому атрибуту качества жизни. Качество образования это многоаспектная категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основным результатом которой являются качественно подготовленные выпускники. На мой взгляд, начинать повышать качество образования необходимо, в первую очередь, с воспитания. Образованный человек – много знает, умный – всё понимает, но только воспитанный человек, будучи и образованным и умным не употребляет свои знания во вред другим. Воспитание имеет различные направления: это и патриотическое воспитание (развитие в студентах гордости за свою страну, свою историю), и нравственное воспитание (невозможность совершения подлых низких поступков), и социальное воспитание (сострадание ближним, больным, беспомощным), и формирование разумных потребностей. Воспитанный, образованный человек - это человек, получивший качественное образование. Если духовны и нравственны потребности – то благополучно и устойчиво общество. В последние годы заметна тенденция – потребность в таких ценностях, как «спокойная жизнь», «душевная гармония», значимость равенства возможностей, интересной работы. При этом российская молодежь озабочена и мировыми проблемами. Кроме того важными являются: деньги, образование и профессия, деловая карьера и удовольствия. Особый акцент – на требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Это заставляет молодежь ставить перед собой задачи по овладению современным образованием и профессией.
Юноши и девушки в период поступления в среднее специальное учебное заведение, уже обладают определенной жизненной позицией, идеалами, ценностными ориентациями. Задача педагога – дать знания, необходимые для гармоничного развития личности студента, его дальнейшего общественного и профессионального становления. В период обучения растет количество студентов, ориентирующихся в своем поведении на духовные, нравственные ценности, что также не является случайностью, поскольку ориентация на духовно-нравственные ценности является основным критерием профессионализма. Молодые люди занимаются для того, чтобы расширить свой кругозор, осуществить мечты, добиться профессионального успеха и стать квалифицированными специалистами. Они думают о том, чтобы быть на волне современной жизни, быть востребованными, влиять на экономические процессы, хотят развивать профессиональные способности для того, чтобы принести наибольшую пользу своей стране. В настоящее время зачастую не наблюдается прямой зависимости качества жизни от качества образования. Но очень хочется верить, что постепенно образование становится базисом экономики, духовного и материального воспроизводства, и главным двигателем прогресса.