"Нравственно - эстетическое воспитание младшего школьника".

Автор: Староверова Виктория Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нравственно - эстетическое воспитание младшего школьника".
Дата публикации: 20.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа» Вологодской области
Статья

на

тему

: «

Нравственно

-

эстетическое

воспитание



младшего

школьника

».
подготовила учитель начальных классов Староверова Виктория Михайловна г. Череповец 2015
Воспитание – вторая сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. Наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей. Вспомним слова К.Д.Ушинского, который говорил, что «нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». «Красота спасет мир» - сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности. Выбор данной темы обусловлен прежде всего возросшей значимостью нравственно-эстетического развития детей в условиях современной социальной действительности, пронизанной острыми противоречиями и в области морали, и в сфере культуры. В условиях столь противоречивых воздействий на личность крайне важно научить ребенка самостоятельно разбираться в нравственных и эстетических проблемах: делать правильный нравственный выбор, отличать прекрасное от безобразного и строить свою собственную жизнь по законам добра и красоты. Вот почему сегодня резко возрастает ценность и значимость нравственно-эстетического воспитания. Нравственно-эстетическое воспитание – это целенаправленная система воздействий на чувства, мысли, поведение воспитанников, которая формирует у них способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно-эстетическим критериям. В своей работе я поставила следующую цель: выявить направления нравственно-эстетического воспитания школьников и реализовать их. Исходя из этого выделила задачи: 1. приобщать обучающихся к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; 2. развивать эстетический вкус; 3. формировать прочные основы нравственного образа жизни; 4. выявлять и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей; 5. формировать жизненные ценности: понимание добра и зла, смысла жизни; 6. укреплять и совершенствовать положительные черты характера. Нравственно-эстетическое воспитание осуществляется во всех сферах школьной жизни. Через содержание учебного материала обогащаются представления учащихся о нравственных качествах личности, раскрывается прекрасное в природе, общественной жизни, взаимоотношения людей, формируется идеал прекрасного человека, побуждающий к самосовершенствованию. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных и эстетических чувств школьников. В нравственно-эстетическом воспитании наиболее значимы уроки литературного чтения, технологии, музыки, окружающего мира, изобразительного искусства, истоки. Другим важным источником нравственно-эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. Различные нравственные и эстетические установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. В своей работе я выделила несколько направлений, по которым провожу работу. 1. Правила речевого поведения сопряжены с общими эстетическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Именно на это рассчитан дидактический материал –
тематически связанные рассказы из жизни мальчика Феди, его близких и друзей, которые применяю на уроках этикета. На них часто использую беседы, дискуссий , обмен впечатлениями по восприятию художественного образа, анализ воспитывающих ситуаций, упражнения на выработку поведенческих умений, ситуации нравственного выбора, игры. 2. Благотворному влиянию примера, образца в нравственно-эстетическом воспитании учащихся способствуют встречи с интересными людьми, которые позволяют активизировать работу по нравственно-эстетическому самовоспитанию школьников. 3. Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, области, посещение музеев. Проводимые мной в течение учебного года экскурсии имеют различные цели. Своеобразной школой нравственного воспитания является посещение святых мест. Экскурсии позволяют воспитывать любовь к родному краю, к природе. Таким образом, благодаря расширению объема впечатлений и эстетических воздействий увеличивается творческий потенциал личности школьника, возникает желание оберегать всю эту красоту. 4. На занятиях в «Литературной гостиной» учащиеся усваивают нравственные категории с помощью литературных произведений, работая над темами «Сказка – ложь, да в ней намек» и «Библия в детском чтении». Сказки о животных помогают показать:  как дружба помогает победить зло;  как добрые и миролюбивые побеждают;  что зло наказуемо. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими наивысшую ценность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее сожержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Изучая тему «Библия в детском чтении», младшие школьники знакомятся с библейскими легендами в пересказе разных авторов (книга «Вавилонская башня» под ред. К.И.Чуковского, «Учение Христа», изложенное для детей Л.Н.Толстого, «Сказание о Христе» С. Лагерлеф). 5. Музейные уроки помогают детям прикоснуться к культурному наследию русского народа. 6. Дети должны не только воспринимать, но и сами создавать прекрасное. Этому способствует большое разнообразие конкурсов, выставок, в которых учащиеся принимают активное участие. 7. Еще одним направлением нравственно-эстетического воспитания является кружковая работа. Так, в 1 классе учащиеся посещают кружок «НТМ из бумаги», во 2 классе – «Изобразительная деятельность с основами декоративно-прикладного творчества». 8. Посещение театральных постановок имеет немаловажное значение в формировании нравственно-эстетических установок. Учащиеся с удовольствием приходят в «Камерный театр», во ДК «Аммофос». С большим интересом смотрят постановки школьного театра. Театр нужен школе как «кафедра» идей добра, справедливости, как праздник в детской жизни, как путь увлекательного, живого общения.
С целью исследования уровня нравственно-эстетического развития учащихся применяю комплекс диагностических методик: «Какой я?», «Ранжирование», «Недописанный рассказ», «Недописанный тезис», «Красивое рядом», «Выделение существенных признаков». Результаты входной диагностики учащихся показали в целом невысокий уровень осознанности нравственных категорий. Для выявления уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств проводилась методика «Какой я?» С помощью методики «Выделение существенных признаков» оценивалась правильность понимания качеств «добрый», «вежливый», «справедливый». Правильное, полное определение сущности нравственных качеств дали 75% учащихся. Также произошла резкая переориентация в сторону общественно значимых потребностей (с 23% до 66%). Высокого уровня сформированности отношений к окружающим людям, построенных на нравственной основе достигли 63% учащихся. На 1 месте (методика «Ранжирование») стоит вежливый человек, любовь к родителям. Таким образом, анализируя полученные диагностические данные, можно сделать вывод, что произошли значительные изменения в нравственно-эстетическом становлении личности школьников. Так формируется положительное отношение к нравственным знаниям и желание преобретать их; умение соотносить полученные знания с собственными поступками и поведением окружающих, более адекватная оценка наличия нравственных качеств у себя и одноклассников. Процесс нравственно-эстетического воспитания длительный и сложный. Подлинное нравственно-эстетическое развитие личности – результат длительной работы учителя, как во внеклассной деятельности, так и на уроках. В ходе своей работы я попыталась создать условия, способствующие нравственно- эстетическому воспитанию личности младшего школьника. Своей задачей на будущее считаю поиск новых путей и методов работы, которые бы позволили ввести детей в круг общечеловеческих цен-ностей, раскрывая перед ними понятия Красоты, Любви и Света, что нашло отражение в творчестве народов мира, в лучших произведениях литературы, музыки, живописи. Список литературы: 1. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: 1998. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998. 3. Божович Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста. – М.: Педагогическая книга, 1994. 4. Карпов И. А. Азбука нравственного воспитания. – М.: 1979. 5. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – М.: 1988. 6.Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М.: 1968.
.